Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
Регламентация повседневной жизни в русских и коми старообрядческих общинах Печорского Приуралья
@kizhi
стр. 200Значительная часть русского и коми населения Печорского Приуралья (бассейн р.Печоры, прилегающей к Северному и Приполярному Уралу) в прошлом придерживалась старообрядчества: поморское, федосеевское и страннические согласия.
В среде старообрядцев-беспоповцев уже кон. XVII – нач. XVIII в. сложились нормы, как необходимое условие спасения, ограничивающие контакты с представителями других конфессий. Эти религиозные предписания сформировались на основе норм и правил, бытовавших в Русской Православной Церкви до реформ Никона (Кормчая, исповедальные вопросы из древнерусских требников), и позднее были закреплены в решениях различных старообрядческих соборов и епитимейниках.
Религиозно-бытовая регламентация затрагивала различные сферы жизни: семейные отношения (в том числе и сексуальная этика), социальные нормы и поведение (почитание родителей, соблюдение церковных правил в отношении усопших и др.), пищу, одежду, способы коммуникации между собой и мирскими и т.д.
Так, старообрядцам воспрещались совместные трапезы с мирскими: питаться они должны были с отдельной посуды, за отдельным столом. Исключение допускалось в дороге: в этом случае старообрядцу позволялось есть за одним столом с мирскими, при этом только на своем полотенце, положенном на стол и из «своей» посуды. Для «мирских», пришедших в дом, предназначалась особая посуда. Посуда, если в доме проживали нестарообрядцы, имела особые пометки, чтобы не перепуталась: завязки из ниток или из ткани. Хранилась на отдельной полочке или шкафчике. В конфессионально смешанных семьях приготовление пищи и сама трапеза осуществлялись раздельно.
Открытые сосуды – горшки, чаши с питьевой водой, приготовленной пищей – следовало тщательно накрыть или же требовалось поместить сверху на сосуд две щепки, положенные сверху крест-накрест, что играло роль оберега. Источник таких предписаний – древнерусская православная культура («Повесть о непокровенных сосудах» и др. письменные памятники и возникшие на их основе различные апокрифические легенды). Так, у коми старообрядцев необходимость закрывать посуду крышкой объясняли следующей легендой:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
«Некоего блудного беса встретил Ангел Господень и стал укорять, что он ходит грязный, весь покрытый гнойными нарывами и ранами. Блудный бес ответил, что воды в окрестных водоемах – в Печоре и озерах „окрещены“ Ангелами Божьими. Единственное место, где они, блудные бесы, могут омыть свою нечистоту, – это посуда небрежных хозяек» [1] .
Существовали определенные предписания, связанные с правилами поведения во время трапезы. За сто- лом полагалось вести себя «чинно»: нельзя стучать по столу («стол – престол Божий. За подобные поступки Бог может лишить достатка» [2] ). Считалось непристойным сидеть нога на ногу, – в этом случае, отмечается, бесы вокруг ног увиваются [3] . Перед трапезой и после нее совершали молитву (читается Исусова молитва «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» или же специальные молитвы). О человеке, который без молитвы принимает пищу, говорили, что он «принимает пищу как бессловесная скотина». Принимать пищу по-лагалось молча, порицались различные праздные разговоры [4] .
Хлеб за столом в прошлом не допускалось резать ножом («это как человека, Христа резать»). Хлеб разделяли, преломляли рукой. Нельзя было класть хлеб на поднос или на какую-нибудь плоскую тарелку («Когда казнили Иоанна Крестителя, его голову положили на блюдо…» [5] ).
Воспрещалось употребление некоторых продуктов: чая, конины, чеснока, зайца, налима. Эти запреты традиционно иллюстрировались сюжетами различных апокрифических легенд. Так, воспрещение употреблять конину объясняется следующим апокрифическим рассказом: «Христос, скрываясь от иудеев, спрятался в копне сена. Пришла туда лошадь и стала есть сено и тем самым открывая Христа. Тогда Господь сказал лошади: „Скверной, поганой отныне ты будешь. Только вороны будут есть твое поганое мясо“. Между тем к копне подошла свинья и, наоборот, начала сеном накрывать Христа. Господь тогда сказал свинье: „Досель ты была нечиста, отныне благословенна ты, твое мясо будет лучшей пищей людям“». В другом варианте даннойстр. 201 легенды в качестве благословляемого животного фигурирует корова: «…Пришла к копне корова и стала накрывать Христа сеном. Господь и благословил корову, чтобы ей всегда жить рядом с человеком, чтобы мясо и молоко ее были бы пищей людям» [6] .
В прошлом старообрядцами не употреблялось в пищу и мясо удавленной птицы или зверя. По этой причине, еще в начале XX в. многие старообрядцы предпочитали пользоваться сетями для ловли птиц (вместо силков, несмотря на то, что подобный способ был менее продуктивен, нежели с использованием силков).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Среди коми старообрядцев-пустынников, проживающих на р. Илыч, существовал запрет на применение на охоте огнестрельного оружия: вместо ружья они использовали луки и самострелы [7] . На Средней Печоре, до середины XX в. староверы не употребляли сахар, так как, по их мнению, при производстве сахара используются человеческие кости [8] .
У старообрядцев одним из тягчайших грехов считалось употребление табака. Здесь, как и в случаях с пищевыми запретами, греховность табакокурения объясняется легендой апокрифического содержания: «Жила одна распутная, развращенная женщина. Вот как-то, охмелев, пьяная она уснула на дороге. Собрались вокруг нее собаки и вступили с ней в порочную связь. На том-то месте, где происходило это срамное дело, вырос красивый цветок, с приятным благоухающим запахом. Некоторые из-за запаха начали собирать эти цветы.
Поначалу люди не знали, что с ними делать. Кое-кто попробовал употреблять их в пищу, но цветы оказались ядовитыми и люди стали умирать. Так продолжалось до тех пор, пока некто не догадался высушить эти листья и свернуть их для курения. Вот с тех пор эта пагуба и распространилась, и до сего времени люди не могут отстать от этого зла» [9] . Во многом близкая по сюжету легенда, записанная нами в 1996 г. в Подчерье, объясняет происхождение картофеля, который в прошлом также не употреблялся старообрядцами в пищу: «Одна распутная, развращенная женщина, будучи в нетрезвом состоянии, на огороде вступила в порочную близость с кобелями. От срамных истечений в результате этого блудного дела и появился картофель. Поэтому и называется картофель пон колькъяс (кобелиные клубни (яйца)» [10] .
В основе этих двух легенд лежат фольклорные сюжеты, широко распространенные у различных народов Европы (произрастание «дурных», некрасивых трав на могилах порочных людей) [11] . Кроме этих фольклорных пересказов среди старообрядцев (в рукописных сборниках XVII–XIX вв.) широко было распространено сочинение «Сказание от книги, глаголемыя Пандок…», в котором происхождение табака связывается с растением, выросшем на месте могилы закоренелой блудницы [12] .
Следует заметить, что вопрос об употреблении этих продуктов (чай, картофель, кофе) вызвал острую полемику на I старообрядческом съезде старообрядцев-поморцев, приемлющих брак (Москва, 1909 г.). После продолжительного обсуждения этой темы была принята следующая резолюция: «Еретиками считать нельзя.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наказующим следует внушить, что нигде употребление чая и вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех. Относится к разряду излишеств. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать эпитимиями» [13] .
Среди верхнепечорских русских староверов существовал запрет на употребление курицы. Мотивировка этого предписания современным информантам не известны. По словам информантов, староверы в верхнепечорских деревнях не употребляли также свинину. Существование этого запрета одна из информантов объяснила так: «Свинину старообрядцы не ели. Говорили, что когда бесов-то выганивали из людей то, бесы в них (свиней. – А.Ч.) вошли и все стадо пало в реку ли, в озеро ли» [14] .
Отношение к выпивке у коми старообрядцев было менее строгим. Вино можно было употреблять в определенные дни, которые регламентированы церковным календарем. Но излишество в выпивке порицается. Осуждается как непомерно частое употребление алкогольных напитков, так и количество выпиваемого. Как отмечают информанты, «если выпить одну чарку, то это не является грехом, а вторая идет на гулянье, третья на блуд».
Продукты, которые приобретали на стороне (от нестарообрядцев), должны были пройти определенные процедуры «очищения». Мука, мясо «очищались» в процессе приготовления, «пройдя через огонь». Другиестр. 202 же продукты, которые нельзя было подвергнуть подобной процедуре, промывали в воде: масло, приобретенное в магазине, читая «Исусову» молитву, три раза погружали в проточную воду [15] .
К числу греховных изобретений старообрядцы относили телевизор и радио, поэтому во многих домах, где проживали старообрядцы, телевизоры и радиоприемники отсутствовали.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В епитимейниках круг запретов был шире и они затрагивали различные сферы социальной жизни: в частности, целый блок вопросов затрагивал интимную сферу взаимоотношений между супругами (не допускаются ли в их сексуальных отношениях порицаемые старообрядцами проступки), контакты с инославными (нестарообрядцами) и др. В епитимейниках подробнейшим образом расписывалась мера наказания за тот или иной порицаемый проступок, а также давались различные предписания, направленные на соблюдение ритуальной чистоты: «Когда корова роди тела млека не iасти вi 12 дней» [16] ; «Кто котел опаганит, соломои выпалить, целба двести поклонов и псалом восьмой читать» [17] ; «Чюжей стог зажегшу на годъ поста по понеделельникам рыбы не iасти» [18] ; «Украл у кого что за то поста сорок дней, поклонов по двести на дне а украденное отдаст, в четверо» [19] ; «Аще кто сходит на сонмище слушать песни бесовския и прочее за то по-ста семь дней и поклонов по сто на день»; «Кто с немцами и жидами и прочими еретиками iасть. И в церкви ихъ ходить и платы ихъ и обув носитъ и бороду брiе и ко уста их целует тому поста на пять лет в четыре дни неделю постися и поклоновъ по двести Спасу и сто Богородице или колико духовной сынъ может понести» [20] .
Таким образом, религиозные предписания и запреты регулировали различные стороны общинной жизни русских и коми старообрядцев: они регулировали как взаимоотношения между старообрядцами и представителями других конфессий, так и внутри самой общины (недопустимость антисоциальных поступков, жестокого обращения с животными и т.д.). В этих повседневных предписаниях и запретах реализовалась одна из основополагающих идей мировоззрения старообрядцев: бегство из мира антихриста как необходимое условие спасения. Данные запреты имеют различные социально-культурные истоки: христианская религиозная книжная культура (Священное Писание, Кормчая, исповедальные вопросы из древнерусских требников), неприятие «новин» (картофель, самовар, телевизор, радио) и т.д. С.Е.Никитина на материале изучения старообрядческой культуры Верхокамья, отмечала, что совокупность запретов среди старообрядцев не была стабильной [21] . Аналогичная ситуация среди русских и коми старообрядцев Печорского Приуралья: часть предписаний со временем отпала, и в первую очередь послабления допускаются в отношении еще не так давно возникших запретов (радио, телевизор, воспрещение употреблять картофель, чеснок и др.). Говоря об ослаблении религиозной строгости, информанты отмечают: «Раньше люди крепче веровали. Мы многого уже не соблюдаем…».
- [1] Полевые материалы автора (далее – ПМА), 1995 г., информант А.С.Пастухова 1920 г.р., с.Соколово, Печорский р-н. Запись 1995 г.
- [2] ПМА, 1993 г., информант П.А.Чувьюрова, 1933 г.р., с.Соколово, Печорский р-н. Запись 1993 г.
- [3] ПМА, 1993 г., информант П.А.Чувьюрова 1933 г.р., с.Соколово. Запись 1993 г.
- [4] Предписания подобного рода встречались на старообрядческих настенных листах. В архиве Российского этнографического музея (кол. №4466-47; далее – АРЭМ) хранится настенный лист (Изд. Старообрядческой типографии Г.К.Горбунова. Москва), приобретенный Л.Л.Капицей в 1926 г. в верхнепечорском селе Покча – «Слово святого отца нашего Нифонта, како подобает православным христианам на трапезе ести с молчанием», в котором подробно разъясняются правила поведения во время трапезы.
- [5] ПМА, 1993 г., информант Е.С.Пастухова 1942 г.р., с.Соколово. Запись 1993 г.
- [6] Шарапов В.Э. Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. Т.2. С.319.
- [7] Следников Н. Дневник епархиального миссионера за 1903 г. // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1904. 1 авг., №15. С.396–397.
- [8] Власова В.В. Повседневные запреты в коми старообрядческих общинах // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2002. С.516.
- [9] ПМА, 1996 г., информант М.Г.Мартюшева, 1909 г.р., пос.Подчерье, Вуктыльский р-н. Запись 1996 г.
- [10] ПМА, 1996 г., информант М.Г.Мартюшева, 1909 г.р., пос.Подчерье, Вуктыльский р-н. Запись 1996 г.
- [11] Волкова Т.Ф. Повести и легенды о табаке в контексте мифопоэтических представлений о смерти // Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994. С.78.
- [12] Волкова Т.Ф. Повести и легенды о табаке в контексте мифопоэтических представлений о смерти. С.88.
- [13] Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909. С.52.
- [14] Записано от М. Е. Лызловой, 1923 г.р., пос.Якша, Троицко-Печорский р-н, Республики Коми. Материалы Печорской экспедиции РЭМ. 2008 г.
- [15] ПМА, 1992 г., информант А.А.Давыдовская 1922 г.р., пос.Трубоседъельск, Печорский р-н. Запись 1992 г.
- [16] Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Р.IV, оп.15 (Верхнепечорское собрание), №112, л.8 (Епитимейник. XIX в. (последняя четверть) д.Курья, Троицко-Печорский р-н, Республика Коми).
- [17] Там же, л.8.
- [18] Там же, л.10.
- [19] Там же, л.12.
- [20] Там же, л.5об.-6.
- [21] Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. С.126.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.