Метки текста:

Карельское Поморье Музыковедение Поморье Рябининские чтения Свадьба Фольклор

Резниченко Е.Б. (г.Москва)
О музыкально-диалектной структуре поморской свадебной причети Vkontakte@kizhi

стр. 381Причитания – важнейшая составляющая музыкального языка поморской свадьбы. Результаты полевой работы свидетельствуют о чрезвычайном многообразии видов свадебных плачей Беломорья [1] , среди которых имеются как достаточно редкие или уникальные формы, так и вполне типичные для севернорусской культуры. Один из важнейших вопросов, встающих перед исследователями, связан с музыкально-диалектным строением данной культуры. Имеем ли мы дело с единой сложно организованной системой или же с несколькими плачевыми культурами внутри поморского региона? Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные типы плачевых напевов Беломорья и территориальную динамику их распространения.

Самым значимым в ареальной картине поморской свадебной причети является ее деление на западную и восточную зоны. В них доминируют разные жанровые типы причети: сольная на востоке, ансамблевая на западе. Основные виды плачей западного и восточного Беломорья контрастны друг другу и по характеру мелоса. Для ансамблевых напевов западной зоны характерны развитые внутрислоговые распевы; сольная же причеть восточного Поморья имеет мелодику речитативного склада. Глубина различий позволяет говорить о значительной самостоятельности плачевых традиций западного и восточного Поморья [2] .

Данные традиции не монолитны. В восточном Поморье можно выделить три узколокальные традиции.

Особое значение для этого региона играет центральная традиция, объединяющая поселения восточной части Онежского и весь Летний берег. Наиболее ярким ее признаком является тип сольной причети со стабильным рисунком звуковысотного контура и мобильным диапазоном. Специфика звуковысотной организации местной причети непосредственно связана с особым типом интонирования, который в одних случаях ориентирован на имитацию естественного плача, в других – на речевую интонацию. Мелодический контур местных причитаний, как правило, имеющий вид однонаправленного нисходящего движения, достаточно свободно реализуется в конкретной звуковысотной шкале. Поэтические тексты причитаний этого вида опираются на тонический стих, в котором трехударные ряды с нормативной структурой 2.3.2.2 чередуются с отдельными двухударными [3] .

Групповая причеть данной узколокальной традиции контрастна сольной. Для последней, как и для плачей западного Поморья, характерна мелодика песенного типа. Большинство групповых причитаний восточного Поморья относится к классу форм с вторичными мелодико-ритмическими композициями, опирающимися на формулу пятисложника.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Другая узколокальная традиция – самая западная для восточного Поморья – охватывает западную часть Онежского берега. Местная свадьба включает и сольные, и групповые голошения, что позволяет отнести эту плачевую традицию к восточнопоморскому типу. Однако соотношение в ней разных видов причети не вполне типично для восточного Поморья: роль сольных причитаний еще не столь велика и сопоставима со значением групповых голошений. Эта особенность свидетельствует о влиянии обрядности близлежащих деревень юго-западного Поморья [4] .

Традиция самого восточного субрегиона Поморья – Зимнего берега – является переходной к мезенской. Практически на всем протяжении этого берега распространен единый вид сольных свадебных голошений, близкий по ряду важных признаков плачам нижней Мезени, с которой этот берег соседствует. Сходство проявляется в структуре поэтического текста, а также в музыкально-ритмическом и звуковысотном строении напевов [5] .

Таким образом, свадебная причеть восточного Поморья представляет собой многоуровневую систему с четкой иерархией составляющих ее компонентов. Она образует три узколокальные традиции, каждая из которых занимает особое положение в плачевой культуре Беломорья в целом. Плачевая культура центральной части восточного Поморья может считаться основной. Две другие имеют статус переходных; одна из них (западная) является переходной внутри поморской, другая (восточная) выводит нас за пределы Беломорья. Примечательно, что в целом монолитная ареальная картина плачей центральной и восточной узколокальных традиций усложнена появлением единичных «вкраплений» – особых напевов, бытующих лишь в одном поселении.

стр. 382Изучение музыкально-диалектного строения свадебной причети западного Поморья еще далеко от завершения. Имеющиеся записи (в основном, конца 1960-х – начала 1980-х гг.) во многих случаях дефектны, требуют реконструкции [6] . Тем не менее, некоторые базовые характеристики плачей этой зоны в настоящее время могут быть описаны.

Свадебная причеть западного Поморья, равно как и восточного, представляет собой систему узколокальных традиций. Следует отметить значительно бóльшее, чем в восточной зоне, многообразие видов напевов и индивидуальный облик причети многих поселений. Рассмотрим ареальную картину свадебной причети юго-западного Поморья (Поморский берег). Свадебные плачи всех поселений этого берега относятся к ансамблевому виду. Они образуют две узколокальные традиции, отличающиеся по ряду важных признаков (состав традиционных исполнителей, вид мелоса, местная исполнительская терминология).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Узколокальная традиция западной части Поморского берега объединяет несколько напевов, часть из которых встречаются в свадьбе только одного села (напевы Колежмы, Нюхчи, Унежмы). Каждый напев данной традиции ярко индивидуален, имеет свою мелодическую композицию, плачи отличны друг от друга по музыкальной ритмике. Эта особенность уже отмечалась исследователями при сравнительном анализе плачей двух соседних сел региона (Колежмы и Нюхчи): оба плачевых напева членятся на повторяемые на протяжении одного стиха мелодические фразы, которые «сходны в обоих напевах по стилю, но не сходны ни по структуре, ни по форме взаимосвязи со стихом» [7] . Это наблюдение в определенной степени можно отнести и к другим напевам данной узколокальной традиции. Они состоят из сходных в интонационном отношении мелодических оборотов, но отличаются друг от друга по количеству фраз (от одной до трех) и принципам чередования этих фраз в напеве.

Общим и, на наш взгляд, типологически важным признаком свадебных плачей данной традиции является относительная независимость мелодической композиции напева от композиции поэтического текста: границы музыкальных периодов напевов причети автономны по отношению к границам стиха. Данная особенность соединения вербального и музыкального компонентов напрямую связана со структурой стиха местной причети. Поэтические тексты описываемых плачей опираются на тонический стих с переменным числом слогов (от 8 до 18) и, как следствие, – стиховых ударений [8] . Мелодические фразы распеваются на часть стиха, как правило, включающую одно стиховое ударение.

Плачи другой узколокальной традиции, сосредоточенной в восточной части Поморского берега, представленные в каждом селе своим напевом, также координируются с поэтическими текстами, имеющими разное количество стиховых ударений. Плачи данной зоны ярко специфичны: в них напев охватывает лишь начальную часть стиха вплоть до второго стихового ударения, завершающая же его часть (ее протяженность может значительно варьироваться) вовсе не произносится, но существует лишь в сознании носителей традиции [9] . Таким образом, в этих плачах протяженность ритмического периода напева не соответствует протяженности ритмического ряда поэтического текста. Описываемые причитания, при всей своей уникальности, имеют черты общности с плачами западной части Поморского берега: в обеих традициях граница музыкальноритмического периода автономна по отношению к границе стиха.

Таким образом, анализ двух узколокальных плачевых традиций Поморского берега позволяет говорить не только о значительных различиях, но и о системных связях между ними. В то же время причитания восточной части Поморского берега имеют черты сходства и с плачами соседних поселений восточного Поморья.

Очевидно, соседство речитативных форм сольных плачей восточной зоны обусловило незначительную мелодическую развитость ансамблевой причети ближайших сел юго-западного Поморья. Можно предположить, что именно близкий контакт контрастных мелодических типов плачей восточного и западного Поморья привел к возникновению на границе двух зон уникальной плачевой формы с недопеванием значительной части каждого стиха.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В западном Поморье встречаются не только уникальные плачевые типы, но и достаточно характерные для Русского Севера. Так, напев свадебных плачей Терского берега, известный по публикации Д.М.Балашова и Ю.Е.Красовской [10] , относится к формам с вторичными мелодико-ритмическими композициями, опирающимися на ритмическую формулу пятисложника. Как уже упоминалось, этот класс форм зафиксирован в свадьбе восточного Поморья, встречается он и во многих других севернорусских традициях [11] .

стр. 383Подведем некоторые итоги. Характерная черта свадебной причети Поморья – многообразие форм.

Некоторые из них имеют параллели в других севернорусских регионах, другие уникальны или достаточно редки. Эти напевы образуют несколько узколокальных традиций, которые, в свою очередь, объединяются в две плачевые зоны – западного и восточного Поморья. На наш взгляд, между ними существуют не только существенные различия, но и глубинное единство, выделяющее их на фоне других плачевых традиций Русского Севера. Оно выражается в специфичности целого ряда видов местной причети и в ее особой сложности, проявляющейся как в строении вербальных и музыкальных субтекстов, так и в ареальной структуре явления.

Многоликая культура свадебных плачей Поморья дает интересный, а иногда и парадоксальный материал для разработки проблемы свое/чужое в музыкальном фольклоре Русского Севера. Приведем два примера, относящиеся к восточному Поморью. Плачевой тип Зимнего берега, типичный для севернорусской культуры в целом, оказывается в каком-то отношении «чужим» для Поморья, поскольку связан с мезенской традицией.

Напротив, тип сольной причети центральной традиции восточного Поморья – один из важнейших для плачевой культуры Беломорья – во многом «чужой» для Русского Севера, так как относится к весьма редкому для данного региона классу форм. Эти напевы типологически родственны причитаниям западнорусских традиций и примыкают к формам, которые «составляют большинство на этнической территории восточных славян (за исключением Русского Севера)» [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Специфика поморской плачевой культуры – ее многослойность, сложность, обилие редких и даже уникальных форм – позволяет высказать предположение об особом статусе данного явления в системе региональных традиций Русского Севера.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф