Федотова М.А. (г.Санкт-Петербург)
Чудеса Димитрия Ростовского: богомольцы с Русского Севера
@kizhi
стр. 462Мощи святителя Димитрия Ростовского были открыты в 1752 г. при ростовском митрополите Арсении (Мацеевиче), который вместе с комиссией после их внимательнейшего «осмотрения» послал соответствующее доношение в Святейший Правительствующий Синод. Однако ведение дела в Синоде и переписка между митрополитом Арсением и Св. Синодом по разным причинам затянулись, и только в апреле 1757 г. Синод постановил и отправил Арсению (Мацеевичу) указ №788, согласно которому с повеления императрицы Елизаветы Петровны [1] мощи Димитрия Ростовского были признаны нетленными, и Димитрий Ростовский стал первым святым синодального периода Русской Православной церкви. Тогда же были установлены праздники святому: 21 сентября – в день обретения мощей, 28 октября – в день преставления [2] .
Почти сразу после открытия мощей, еще до официальной канонизации святого, стал распространяться и все более усиливаться слух о происходящих от них исцелениях [3] . Некоторое время чудеса, совершающиеся от мощей святителя Димитрия Ростовского, не записывались. Были сделаны лишь отдельные (единичные) записи, например, в «цидульке» духовнику императрицы Елизаветы Петровны протоиерею Федору Дубянскому. Изложение 22 чудес было приложено к докладу митрополита Арсения (Мацеевича) в Синод. Вскоре Синод обязал ростовского митрополита делать регулярные записи и посылать отчеты, в результате чего в Синод в 1757 г. была представлена тетрадь с 32 чудесами, в 1758 г. – с 36 чудесами, в 1759 записано 30 чудес, в 1760 – 30 чудес, в 1761 – 37 чудес, в 1762 – 38 чудес [4] . Официальные записи были прекращены в 1762 г. с восшествием на престол Екатерины II, хотя в рукописной традиции сохранились записи чудес и позднейшего времени, всего насчитывается около 300 чудес. Исцеления происходили от многолетних болезней, особенно многочисленными и поразительными были исцеления от горячки, ломоты и расслабления, сумасшествия и эпилепсии, глухоты, немоты и слепоты и других заболеваний. Поток богомольцев в Ростов, в СпасоЯковлев-ский монастырь, где по завещанию был погребен святитель Димитрий Ростовский, с открытием его мощей в значительной степени увеличился, началось паломничество всех, кто хотел увидеть святыню и прикоснуться к новообретенным мощам. Одни шли поклониться святителю по обещанию после полученного по молитве Димитрию Ростовскому облегчения от болезни еще дома, другие – просто почтить новоявленного святого, но большинство, конечно, – чтобы испытать на себе благодатную силу исцеления от его мощей.
Паломники, желающие прикоснуться к святыне и получить исцеление по молитве святителю Димитрию Ростовскому, были людьми всех сословий, принадлежали к самым разным социальным кругам, возрастным категориям и даже к различным вероисповеданиям (известно обращение в христианскую веру абыза Стефана Алексеева, сына Корнильева, бывшего «в своем природном магометанском законе»), имели разный социальный статус, разные профессиональные интересы: крестьяне, дворовые и посадские люди, мещане,стр. 463 военные (рядовые и офицеры всех чинов), чиновники (от низших государственных служащих, канцеляристов и копиистов, до губернаторов) и помещики, священнослужители (пономари, дьяки, попы), купцы, строители и иконописцы; дети, старики, «мужние» жены, девицы и вдовы, бродяги, нищие и богатые. Монастырь посещали даже члены императорской семьи, некоторые из них специально совершали паломничество именно в ростовскую обитель, например, Екатерина II – в 1763 г. и Николай II – в 1913 г. После открытия мощей Димитрия Ростовского на монастырь обрушился не только поток паломников, но он получил и огромное количество даров. Хорошо известно, что самыми щедрыми вкладчиками были графиня А.А.Орлова-Чесменская и Н.П.Шереметев. Безусловно, большинство паломников были жители близлежащих городов и областей – из Ростова, Ярославля, Переславля, Костромы, Владимира и Суздаля. Но весть о новообретенных в Ростове мощах и исцелениях от них распространялась не только по округе, епархии и окрестным городам, богомольцы шли из дальних городов, сел, монастырей. Можно без преувеличения сказать, что в Ростов, Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, стекалась вся Россия, и пред гробом Димитрия Ростовского, как и перед Гробом Господним в Иерусалиме, все паломники были равны [5] .
Очень быстро молва о новообретенных в Спасо-Яковлевском монастыре мощах распространилась и на территории Русского Севера. Уже самая первая тетрадь, датируемая 1757 г., имеет записи трех чудес, произошедших с жителями северных окраин. Первое записанное чудо случилось с Ириной Степановой, женой Меркурия Петрова, крестьянина д. Зубково вотчины господина Николая Сергеева, сына Титова, Вологодского уезда Обнорской сотни. Ирина Степанова «одержима была дьяволом чрез три года», и во сне ей было видение, в котором явился монах и говорил: «Иди к новоявльшемуся ростовскому чудотворцу Димитрию и, помолився, приложись к мощам его, и пеленою лице свое отри, а притом и при гробѣ к имѣющемуся Богоматери образу такожде приложися, может молитвами угодника своего дарует тебѣ Бог от тоя болѣзни свободу» [6] . Положив и выполнив обещание идти в Ростов, Ирина Степанова во время молитвы святителю получила исцеление.
Второе чудо произошло с надворным советником Вологодского уезда Николаем Алексеевым, сыном Хвостовым, страдавшим ножной болезнью и молившимся три дня у гроба святого, а «по прошествии же трех дней молитвами святителя Димитрия ломоты в ногах не стал чувствовать, и раны начали затворяться, опухоль же вся минулась, с каковым болѣзни своей исцѣлением и поѣхал в дом свой, чего во увѣрение показаннаго Николая Алексѣева, сына Хвостова, своеручная имѣется записка» [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
И третье чудо, датируемое 1757 г., произошло с дьяконом церкви Николая чудотворца города Олонца Иваном Васильевым, который по молитве чудотворцу Димитрию Ростовскому излечился от горячки [8] .
С течением времени число северных паломников в Ростов возрастало, как увеличивалось и число больных и немощных, получивших здесь исцеление. Можно назвать в этом ряду: отставного капрала Степана Михайлова, сына Тарбеева, помещика Вологодского уезда с. Ильинского, излечившегося от ножной болезни; вылечившихся «от разслабленной болѣзни» Анны, дочери купца из Великого Устюга Александра Федорова, сына Юринского, и «от головной болѣзни» младшего сына купца Лальского посаду Ивана Федорова; от сумасшествия жены и дворового человека помещика Новгородского уезда «усадища Бустрычина» Константина Еремеева; от слепоты крестьянина с. Валдай Новгородского уезда Иверского монастыря Матвея Гаврилова и крестьянина д. Жидихово Вологодского уезда Максима Васильева; от «животной болезни» крестьянской жены Евдокии Арефовой из Оштинского погоста Олонецкого уезда и других.
Особо следует отметить чудо, записанное в 1759 г. и произошедшее с Анной Гавриловой, женой государственного крестьянина Новгородской епархии Олонецкого уезда Толвуйского погоста д. Дровнинской Андрея Васильева. Приведем текст чуда: «Великоновгородской епархии Олонецкаго уѣзду Толвуйского погосту деревни Дровнинской государственнаго крестьянина Андрея Васильева жена Анна Гаврилова (как в промемории из Великоновгородской консистории в Ростовскую, а из оной в указѣ в Яковлевской монастырь марта 18 дня 759 году объявлено) в 758 году в началѣ генваря мѣсяца имѣлась в тяжчайшей и необычайной болѣзни таковой, что в головѣ еѣ превеликой жар, и опухлым языком наполнилась вся гортань, а язык и из уст вышел с вершок или болѣе, отчего-де несколько дней не точию ясти, но и пити воды капли допустить не можно было, и гортанное-де еѣ дыхание от заключения языком гортани ни мало не происходило, точию-де в ноздри и во уши и то с великою скорбию. Чего ради и приходящим для посѣщения к ней родственникам и сосѣдом немалой был страх и ужас от зрѣния таковыя необычайныя болѣзни. И уже она, Анна, была к продолжению жизни во отчаянии, почему того генваря 5 дня означеннаго Толвуйскаго погоста церкви Живоначальныя Троицы священник Стахийстр. 464 Иванов с немалою трудностию ее исповѣдал, а Святых Таинств за вышеупоминаемою болѣзнию никак сподобить было невозможно. И как по исповѣди стал он, священник, ее о приключении болѣзни с великим прилѣжанием спрашивать, то она с великою трудностью, едва разумѣть возможно было, проговорила, что тому-де назад двѣ недѣли во время утреннее случилось ей, Аннѣ, в домѣ своем стоять пред святыми образами и моление ко всемогущему Богу имѣть, причем и угодников Божиих и прочих российских чудотворцов о спасении своем в помощь призывать, а новоявленнаго великаго угодника Божия святителя Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, мыслию и умом, и языком своим от прочих угодников Божиих отвергала и за святаго, конечно, не почитала, и находилась-де о том в немалом сумнительствѣ. То того ж часа стал язык еѣ болѣть и пухнуть, и в голову вступился немалый жар. И чрез несколько дней так, как выше значит, ей учинилось. Чего ради он, священник, с немалым прилѣжанием оную крестьянскую жену Анну увѣщал, дабы она реченное сумнительство и суевѣрие о новоявленном угодникѣ Божии Димитрии, ростовском чудотворцѣ, крайне отложила и его, святаго, честно за самаго сущаго угодника Божия и чудотворца почитала, и о вышеупомянутом своем дерзновенном помышлении у него, святителя Христова, просила прощение, и о избавлении оной болѣзни с вѣрою и усердием обѣщалась бы во святѣй церкви ему, угоднику Божию, молѣбное пѣние и свѣщи отправить. Чрез которое ево, священника, увѣщание, как видно с сердечным еѣ ж и усердным воздыханием, все вышеписанное исполнить всячески обѣщалась. А генваря 18 дня того 1758 года, то есть в день недѣлный, пришед означенная женка Анна к ним в церковь святыя Живоначальныя Троицы, во время божественныя службы объявила, что молитвами вышереченнаго угодника Божия святителя Димитрия скорое исцѣление от помянутыя болѣзни получила и стала здорова как и прежде, почему оному святителю Димитрию и молебное пѣние отправлено, о котором чудеси и в Олонецком духовном правлении означенная женка при свидѣтельствѣ многих духовных и свецких персон допросом под страхом суда Божия объявила, что подлинно ей означенная болѣзнь, как она святителя Димитрия не почитала и имѣла сумнительство, приключилась, а едва в оной болѣзни мыслию своею о оном согрѣшении сожалѣть стала и обѣщалась онаго святителя Димитрия в молитвах воспоминать и за угодника Божия почитать, то с языка двух сторон протекло гноем. И в показанной погост в церковь ради отправления молебствия пришла и о вышеписаном упомянутому священнику и протчим людем объявила, чего ради и оные бывшие при том объявлении люди спрашивали, которые то ж, что и она, Анна, допросами своими объявили» [9] .
Как видим из записи чуда, Анна Гаврилова не ходила на богомолье в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, исцеление произошло по молитве чудотворцу Димитрию, о чем было рассказано в церкви Живоначальной Троицы Толвуйского погоста. Чудо, поразившее священника и прихожан церкви, записано со слов Анны Герасимовой в Олонецкой консистории, затем передано в Новгородскую консисторию, оттуда отправлено ростовскому и ярославскому митрополиту Арсению (Мацеевичу), который довел его до сведения самой императрицы Елизаветы Петровны. Это известно из рукописной традиции бытования текста, который читается не только в синодальном деле о канонизации святителя Димитрия Ростовского (см. сноску 9) и в сборниках чудес Димитрия Ростовского среди всех остальных (например, Ростовский музей-заповедник, Р-157; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Древлехранилище им. В. И. Малышева, собр. Перетца, № 395), но и в отдельном списке (Российская национальная библиотека, собр. Титова, №2519, 4°, XVIII в., 8 л.; далее – РНБ), что редкость для записи чудес святителя Димитрия Ростовского, чаще всего они бытовали целым комплексом.
В тексте чуда сказано, что Анна Герасимова заболела вследствие своего неверия в новоявленного чудотворца Димитрия Ростовского («…мыслию и умом, и языком своим от прочих угодников Божиих отвергала и за святаго, конечно, не почитала…»). Данное чудо свершилось и было записано в середине XVIII в., однако архетип его может быть отмечен гораздо раньше [10] . Так, в Киево-Печерском патерике преподобный Алимпий помог исцелиться некоему прокаженному, который покрылся гноем за свое неверие в целительную силу воды от источника святого Феодосия Печерского [11] . Ни епископ, ни протопоп, как сказано в чуде, не имели веры в чудеса от мощей князей Феодора Ростиславовича и сыновей его Давида и Константина при их погребении в 1463 г. и «были наказаны за неверие болезнями» [12] . Иконник Илья в Житии Галактиона Вологодского был наказан болезнью и немотою за свое неверие и поношение святого Галактиона Вологодского [13] . Ряд таких чудес, безусловно, может быть продолжен. Важно отметить, что чудеса, произошедшие от мощей или по молитве святителю Димитрию Ростовскому и входящие в комплекс агиографических памятников, посвященныхстр. 465 митрополиту Димитрию, по своим архетипам, мотивам и образности могут рассматриваться в одном ряду с другими древнерусскими агиографическими памятниками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В заключение укажем еще на один случай почитания на Севере святителя Димитрия Ростовского В Новгороде, в приходской церкви Николая Кочанова, хранилась икона-портрет святителя Димитрия. Портрет был написан при жизни Димитрия, подарен им ростовскому чиновнику Петру Ивановичу Никитину, затем достался по наследству Федору Ивановичу Никитину, остававшемуся долгое время бездетным. И, наконец, когда у него 21 сентября, в день памяти Димитрия Ростовского, родился сын, названный Димитрием, он передал портрет Димитрия, почитавшийся как икона, в Новгородскую НиколоКочанов-скую церковь [14] . Икона была утеряна, а изображение этой иконы-портрета нам удалось обнаружить в книге Т.М.Олейникова «Святитель Димитрий, митрополит ростовский» (Новгород, 1910). Снимок с иконы помещен на шмуцтитуле издания.
- [1] Императрица Елизавета Петровна приняла самое деятельнейшее участие в решении этого вопроса, и ее заслуга в деле канонизации Димитрия Ростовского очень велика; в частности, решение Синода от 19 марта 1757 г. было подкреплено императорским указом об открытии мощей от 22 апреля 1757 г.
- [2] Подлинное дело об обретении и открытии мощей Димитрия Ростовского хранится в Российском государственном историческом архиве (далее – РГИА), ф.796 (Канцелярия Синода), оп.33 (дела за 1752 г.), №222, 540 л. Дело было начато 17 октября 1752 г., а закончено 14 марта 1763 г. См.: [Глаголев М.Ф.] Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. Пг., 1915. Т.32 (1752 г.). Стб.583–592. Отдельные материалы этого дела опубликованы: Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Ч. неофиц. С. 3–7, 66–70; 1879. Ч. неофиц. С. 395–399, 401–406, 409–415; 1880. Ч. неофиц. С. 6–8, 9–14, 18–22, 25–29, 33–39, 41–44, 52–55, 59–61; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С.480–494; Попов М.С. Святитель Димитрий и его труды. СПб., 1910, С.326–346. См. также: Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь / Автор-сост. В.И.Вахрина. М., 2002. С.25–31; Федотова М.А. Житие святого Димитрия Ростовского (к вопросу об истории текста) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2009. Т.60. С.150–182. См. также рукопись: Ростовский музей-заповедник, Р–890, 2°, 1757 г. (Документы о канонизации Димитрия Ростовского с автографами митрополита Арсения (Мацеевича). Акты, относящиеся к обретению и открытию мощей Димитрия, митрополита ростовского и ярославского, донесения митрополита Арсения (Мацеевича), указы Синода и императрицы публиковались и в других изданиях, а также очень часто встречаются в рукописной традиции: рукописи, в состав которых наряду с Житием святого или чудесами от его мощей входят указы Синода или донесения митрополита Арсения, – одни из самых распространенных в рукописной традиции, связанной с канонизацией Димитрия Ростовского.
- [3] Известны и прижизненные чудотворения святителя Димитрия Ростовского, см.: Федотова М.А. 1) Житие, почитание и прижизненные чудеса святого Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы. Ростов Великий, 2008. С.273–310; 2) О прижизненных чудесах святого Димитрия Ростовского // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск, 2008. С.283–293.
- [4] См. подробнее: Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Ч. неофиц. С.66–67; 1879. Ч. неофиц. С. 409–415; 1880. Ч. неофиц. С. 35, 41–44. «Обстоятельные рапорты», которые запрашивал Синод, сейчас хранятся в РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп.33, №222, л. 21–27, 218–224, 295–312 об., 395–538. Большей частью они опубликованы, см.: [Глаголев М.Ф.] Описания документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. Приложения XXIV–XXXIII. Стб. 983–1150; см. также: Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Ч. неофиц. С. 183–186, 191–194, 199–201, 205–209, 214–218, 222–225, 264–265, 268–269, 336–339; 1876. Ч. неофиц. С. 78–80, 85–88, 90–110, 113–116, 121–125, 129–144, 148–152, 164–167, 177–181, 189–192, 194–200, 205–213, 222–224, 226–228, 235–238, 247–248, 256, 264, 271–272, 285–288, 290–296, 303–304, 310–312, 317–320, 334–336, 342–344, 350–352, 358–360, 364–368.
- [5] В Сенат был послан даже запрос об издании указа, который бы запрещал «приезжающим в Ростов господам» требовать «с крестьян подвод, съестных припасов и прочего». См.: Попов М.С. Святитель Димитрий и его труды. С.337.
- [6] РГИА, ф.796 (Канцелярия Синода), оп.33 (дела за 1752 г.), №222, л.300 об.–301.
- [7] Там же, л.301–302.
- [8] Там же, л.312 об.–313.
- [9] РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 33 (дела за 1752 г.), № 222, л. 444–446.
- [10] Возможно, даже в библейской истории: так, священник Захария не поверил ангелу Гавриилу, что жена его Елизавета родит ему сына, «и наречешь ему имя: Иоанн», за что наказан был немотою (Лк:1,11–21). Благодарю Т.Р.Руди за консультации по данному вопросу.
- [11] Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т.4. С.460–461. Димитрий Ростовский сохранил это чудо и в Житии Алимпия Печерского в своих Четьих Минеях (под 17 августа), см.: Книга житий святых… на месяцы июнь, июль, август. Киев, 1705. Л.700 об.–704.
- [12] Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С.106.
- [13] См. Житие Галактиона Вологодского: РНБ, F.XVII.16. Л.685 об. Благодарю И.А.Лобакову за указание данного сюжета.
- [14] См.: Северная пчела. 1852. №277, 11 дек. С.1111. Ср.: в рукописи (РНБ, собр. Титова, №2647. 2°. XIX в. 258 л. Слова и речи Димитрия Ростовского) на л. 172–172 об. есть запись со ссылкой на эту статью.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.