Данилова И.Л. (г.Петрозаводск)
Развитие нравственных отношений средствами народной педагогики в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения
@kizhi
стр. 517Сегодня ставится задача о воспитании конкурентоспособной, мобильной, гибкой личности молодого человека. Это правильно, время стремительно бежит вперед и нельзя на этот факт не обращать внимания.
И именно сегодня, в век информационных технологий, всевозможных экспансий – этнодемографических, территориальных, идеологических – воспитание нравственно зрелой личности является важной составляющей учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения: от детского дошкольного до высшего учебного образовательного учреждения. Воспитание высоконравственного человека всегда интересовало умы прогрессивных педагогов, деятелей науки, культуры, литературы. Все они рассматривают нравственное воспитание как основу развития личности молодого человека. Связующей основой нравственного воспитания молодого человека нам представляются категории красоты, добра, истины. Это вечные категории, присущие любым народам, нациям, национальностям, обществам и общностям. Это понятия из области философии воспитания, которая включает в себя и этические знания о поведении, и основы бесконфликтного общения, и основы толерантного поведения. Под воспитанием в широком смысле в философии понимается не только система ценностей (моральных, политических, эстетических, региональных), но вся совокупность знаний, т. е. образовательный процесс в целом. Рассматривая категорию «красота», хотелось бы обратиться к работам и опыту В.А.Сухомлинского, который, выстраивая свою систему воспитания, исходил из следующих положений [1] :
1. Действительный источник красоты лежит в самой природе. Производство же по законам красоты есть лишь отражение человеком господствующих в объективном мире отношений, выступающих в художественной форме, осознание которых складывается в понятие прекрасного; красота – понятие глубоко человеческое, оно открывается человеку, им постигается;
2. Доброе отношение к ребенку со стороны взрослых – сердцевина его будущей человечности и гуманности. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Педагог настоятельно рекомендовал учителям, родителям строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы способности и особенности детского мышления использовались гармонично;
3. Использовать в учебно-воспитательном процессе как можно больше средств народной педагогики.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особое значение в системе воспитания В.А.Сухомлинского имеет сказка, где осмысление сущности нравственных идей достигается не громкими словами, а эмоциональной глубиной. Сказка – активное творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение и волю. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем [2] .
4. Практическая работа детей в образовательном процессе строилась таким образом, чтобы восприятие произведений искусств – сказок, музыки, живописи – чередовалось с «выходом в природу», где ребенок мог бы зримо, наглядно почувствовать созвучие тиши полей и лугов, шелеста листьев и пения птиц. Красота природы помогает воспитывать, по-новому увидеть красоту искусства, а красота искусства воспитывает чуткость, гуманность к красоте природы.
Категория «добра» и ее разграничение с категорией «красоты» имеет очень долгую историю: взаимосвязь эстетического и этического продолжает оставаться дискуссионной и актуальной и сегодня. Разъединил эти две категории немецкий философ И. Кант: красота – формальная целесообразность; доброта – целесообразность содержательная. Категория «истины» является одной из опорных в формировании нравственных знаний и нравственных отношений. Анализ работ ведущих философов (В.П.Крутоус, Л.Ф.Лосев, Л.Н.Столович, А.И.Уемов, В.П.Шестаков) позволяет сделать выводы о том, что человек способен различать ложь и истину: в философии этот факт называют наивным реализмом – то, что мы реально видим, ощущаем и, что реально существует. Примеров тому множество, вот один из них: Том и Гек из повести Марка Твена и их по-лет на воздушном шаре. Герои сопоставляют то, что видят по карте, и то, что видят своими глазами. Кто врет? Карта? Или же здесь же можно порассуждать о вопросе Н.Г.Чернышевского: «Благо – ложь или зло?»
Очень трудно найти здесь истинный ответ. Так как в одном случае ложь есть благо, в другом – зло. Пример о дожде: дождь способствует росту растений (благо), но мешает высушить сено (зло). Мы не будем углубляться в споры ученых и их констатации, это не наша задача, а только повторим вывод о том, что истина может бытьстр. 518 абсолютной и относительной. Чем больше мы соберем относительных истин о предмете, тем ближе подойдем к абсолютной истине о данном предмете. На вопрос об истинности пытались ответить и Демокрит, и Локк, и Коперник, и Галилей, и Ньютон, и Ломоносов. Долгие исследования категории «истина» привели их к мысли о том, что только человек способен к творческой деятельности, к созданию нового, и только его практическая деятельность является определяющим звеном в познании истины. Таким образом, нравственные категории – добро, красота, истина – объединяются творческой свободной деятельностью человека, основанной на знаниях. Нравственные знания входят обязательным компонентом в понимание каждого из вечных нравственных понятий и обязательным компонентом деятельности личности. Нравственные знания – это своеобразные знания, отражающие действительность, постоянно развивающиеся и оказывающие влияние на становление как индивидуального, так и общественного сознания.
Это знания, связанные с проявлениями творческого отношения к труду, к общественной активности, ответственности, общественного долга, знания о гражданственности, о культуре межнационального общения, о толерантности. Знания выступают как сила, преобразующая общество. Наиболее распространенным показателем присвоения нравственных знаний о красоте, добре, истине являются отношения. Данная категория является фундаментальной в философии. Отношения являются одной из отправных категорий общественной жизни, отражения способа бытия и познания. Базой для формирования нравственных отношений являются знания, присвоенные личностью, получившие побудительную силу мотива, входящие в природу убеждений личности [3] . Убеждения – это определенное духовно-нравственное состояние человека. В соответствии с этим состоянием человек сознательно избирает принцип своего поведения. Рассматривая категорию убеждений, можно выделить три основных стороны: когнитивная сторона убеждений; эмоциональная сторона убеждений; действенная сторона убеждений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Убеждения являются проявлениями направленности личности и выражаются в мотивах, поступках, отношениях, в поведении. Нравственные знания в школе приобретают специфическую особенность, это знания об общей культуре, о культуре поведения, быта, отношений, о культурном наследии, о культуре своих предков и культуре народов, населяющих данную конкретную территорию и пр. Мы можем представить визуально общую картину понятийного приобретения нравственными знаниями побуждающей силы мотива поведения в различных видах деятельности в образовательном учреждении в рисунке.
Для того, чтобы у учащихся сформировались нравственные знания, необходимо каждому участнику деятельности обеспечить активную позицию, а также дифференцированный подход к учащимся и вовлеченность учащихся не только в учебную деятельность, но во внеучебную, досуговую деятельность. Знания учащиеся получают в деятельности (досуговой, внеучебной, учебной), и эти знания взаимодополняются, расширяются, углубляются, корректируются, применяются и постепенно присваиваются, становясь личным достоянием учащегося. Что конкретно можно сделать в образовательном учреждении, чтобы знания приобрели побуждающую силу мотива?
Первое и самое главное – использование в учебновоспита-тельной работе средств народной педагогики. Остановимся на данном аспекте подробнее. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания, как социально-исторического феномена, на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов, В.С.Кукушин, Л.Д.Столяренко в своих работах-исследованиях показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Воспитание, в частности, тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, – писал он, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, онстр. 519 пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития [4] . В.А.Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, – писал В.А.Сухомлинский. – Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах» [5] . Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей образовательной системе. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В памятниках народной педагогики воплощен характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика всегда питала школьное дело, являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах через свои средства – по-словицы, поговорки, сказки, народные песни, загадки и пр.
Второе, что можно сделать в образовательном учреждении, чтобы знания были мотивированными, – это внедрение интегрированных учебных занятий, где ведущие идеи учебных предметов пронизывают содер- жание учебных тем, где обогащаются, углубляются, развиваются и получают в сознании школьника определенную логическую завершенность; это может быть выражено в таких формах учебной / внеучебной деятельности, как:
- изобразительное искусство и литература;
- литература и музыка;
- география и литература;
- национальный – родной – иностранный язык;
- география и язык (русский, национальный иностранный);
- клуб семейного чтения;
- литературный клуб;
- дискуссионный клуб;
- клуб дебатов;
- малый факультет.
В-третьих, организация досуговой деятельности обучающихся должна иметь эмоционально-чувственную и практическую основу, которые могут быть выражены в таких формах, как:
- творческие мастерские;
- школа народной педагогики;
- кружки художественно-эстетического плана (популярны сегодня);
- родительские «пятницы»;
- фольклорный клуб (народная песня; народный танец; народная кухня и пр.);
- народно-прикладное творчество (макраме; плетение из бересты, лозы; художественная роспись).
Условиями формирования нравственных отношений в образовательном учреждении, при которых осуществляется присвоение культурных ценностей, являются единство, преемственность, активность. Реализуются данные условия в комплексных формах так, чтобы молодой человек мог себя «попробовать» везде, в разнообразных видах деятельности. Образовательные учреждения призваны создавать условия для творческой самореализации молодого человека. При этом концентрируется внимание на индивидуальности каждого из них, ориентируется деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Конечно, время вносит свои коррективы, и сегодня можно активно использовать дистанционное обучение, социальные сети, но в деятельности молодой человек удовлетворяет свои социально-значимые интересы и потребности, это его жизнедеятельность, которая интегрирует духовные ценности прошлого, настоящего и будущего. Это не только накопление знаний, но создание своих произведений – стихов, сказок, изделий народно-прикладного творчества, рисунков, игрушек. Это творчество самих ребят, это поиск нового, это свободный выбор «своего» дела, активная позиция в деле. «Единство учебной и внеучебной деятельности при педагогически верной их организации по праву можно считать важнейшимстр. 520 каналом социального становления личности современного школьника, обеспечивающим действенное разви- тие его интеллектуальных, моральных, познавательных и практических возможностей» [6] .
В нашей работе объединяющим звеном являются общечеловеческие категории – добро, красота, истина, которые показывают принципы построения всей народной культуры. Образовательное учреждение оказывается важным фактором удовлетворения культурных потребностей, приобщения молодого человека к национально-культурным традициям. Фундаментом построения современной системы образования может быть принцип диалектического единства трех начал: национального – интернационального (межкультурного) – общемирового (мультикультурного). Данный принцип позволяет прочувствовать свою принадлежность к конкретному народу, осознать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. Именно такой подход дает возможность нахождения общечеловеческих оснований для взаимопонимания. И такими основаниями являются Истина, Красота и Добро. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.
- [1] Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеях В.А.Сухомлинского. М., 1991. С.57.
- [2] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979. Т.3. С.595.
- [3] Ахаян Т.К. Формирование коммунистических убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности: Дис. … докт. пед. наук. Л., 1982. Рукопись.
- [4] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. Т.1.
- [5] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979. Т.3. С.595.
- [6] Щукина Г.И. Особенности и возможности учебной и внеучебной деятельности // Проблемы совершенствования процесса обучения в современной школе. Л., 1987. С.8.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.