Донина И.Н. (г.Санкт-Петербург), Шолкина К.Е. (г.Санкт-Петербург)
Музейно-педагогические проекты Государственного Музея Истории Религии: социализация и воспитание толерантности
@kizhi
стр. 521Северная столица являет собой феномен многонационального города, в формировании образа которого сыграли значительную роль культурные традиции других стран мира, многих областей Российской империи, а также современной России. Это порождает особенности, связанные с многонациональным и, как следствие, поликонфессиональным обликом нашего города – одного из самых крупных религиозных центров Российской Федерации.
Работа по формированию в музее нейтрального пространства культуры, способствующего непредвзятому межконфессиональному общению и взаимодействию, ведется Государственным музеем истории религии (ГМИР) в течение ряда лет. В 2008 г. ГМИР была принята концепция развития «Музей истории религии – пространство диалога». Социально-ориентированные проекты музея разрабатываются для различных адресных групп; осуществление многих мероприятий ведется в рамках Программы «Толерантность»
правительства Санкт-Петербурга. Среди них особое место занимает долгосрочная музейная программа «Религиозный мир Петербурга: вера, традиции, культуры». Программа ставит своей целью демонстрацию в музейном пространстве многообразия верований и культурных традиций различных конфессий и религиозных общин Санкт-Петербурга. Основой программы являются методические разработки, ориентированные на знакомство, как с экспонатами музейных коллекций, так и с религиозными учреждениями СанктПетербурга. Таким образом, в программе совмещаются экспозиционно-выставочная, концертно-лекционная, просветительская деятельность.
Музеи по природе своей толерантны. Интерес к другим религиозным традициям здесь естественно преобразуется в интерес к человеку другой культуры, другого облика, ментальности, и удовлетворить этот интерес возможно без применения негативных оценок этого другого, непонятного, непохожего. В образовательном пространстве музея значимым является сопровождение процесса становления толерантности, требующее особого внимания со стороны музейного педагога. Проблематика ГМИР сложна для детского восприятия. Именно поэтому музейно-педагогические занятия Отдела образовательных программ и музейной педагогики ГМИР носят адаптивный характер. Они знакомят детей с историей и культурными традициями различных народов, учат уважать их религиозные взгляды, воспитывают культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных религий. Одна из важных задач Отдела образовательных программ и музейной педагогики – создание программ, помогающих сформировать у ребенка представление о многонациональном облике нашей страны как большой этнической общности.
В последние годы музей стал площадкой для разработки инновационных образовательных продуктов по истории религий мира, ориентированных на школьную аудиторию, а также одним из центров социальной адаптации и творческой реабилитации для детей с ограниченными возможностями и детей, оставшихся без опеки взрослых. ГМИР активно включается в решение проблем социальной адаптации детей и молодежи; становится местом, где ребенок может подобрать собственный ключ к решению сложных задач интеграции в общество.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вовлекая юных посетителей в активную деятельность, «погружая» их в атмосферу прошлого, музейные программы ГМИР способствуют формированию самосознания, исторического мышления, без которых немыслима полноценная социализация. Одно из приоритетных направлений социализации человека – решение проблем самоидентификации. Осуществление этого процесса связано с осознанием индивидом себя членом конкретного общества, носителем определенной культуры на фоне многообразия мирового культурного пространства. Способность личности к проявлению толерантности является одним из важней- ших признаков положительно направленного процесса социализации.
Значительная часть предлагаемых программ для дошкольников и младших школьников ориентирована на изучение отечественной культуры. Такую позицию сотрудники Отдела обосновывают тем, что толерантность по отношению к чужому образу жизни, поведению, обычаю, чувствам, мнениям, идеям, верованиям начинается с понимания себя, своей семьи, своего народа, своей религии и культуры; через осознание своих ценностей человек приходит к пониманию и принятию других людей, к уважению ценностей иных культур. С понятием толерантности связана безусловная ценность патриотизма, без которого истинно толерантное отношение к «другому» становится невозможным.
Важнейший воспитательный фактор в музее – знакомство с отечественными традициями и укладом, которые наиболее полно раскрываются в праздничном годовом цикле. Каждая серия занятий по одному из задействованных праздников охватывает временной промежуток от недели (Масленица) до полуторастр. 522 месяцев (Рождество Христово, Пасха). Ряд занятий, посвященных праздничной культуре, проводится раз в месяц в формате акции «Детский день в музее».
Отделом образовательных программ и музейной педагогики разработан набор элементов, из которых складывается композиция праздничного занятия: игровая экскурсия, прохождение экспозиции с маршрутным листом, лекция с использованием видеоматериала, спектакль в исполнении профессионального театрального коллектива, просмотр тематических мультфильмов, мастер-класс, фотосалон, праздничное угощение и игры.
В 2008 г. Государственным музеем истории религии была начата реализация долгосрочной Программы «Мир религии глазами детей» (2008–2012 гг.) – инновационного образовательного продукта, ориентированного на школьников, преподавателей гуманитарных дисциплин и семейную аудиторию. Финансирование проекта осуществлялось на средства ГМИР и Администрации губернатора Санкт-Петербурга в рамках Программы «Толерантность». Программа включает разработку методической базы проекта (методические занятия и методические пособия, ориентированные на разный возраст); посещение музейнопедагогических занятий; работу над темой со школьным педагогом и самостоятельную работу учащихся (изучение методических пособий, полученных в музее, дополнительной литературы, изобразительного искусства); участие в конкурсе детских художественных работ; выставку детских художественных работ в ГМИР. Темы конкурсов 2008–2011 гг.: «Начало начал – Мировое Древо», «Что наша жизнь? Вода!», «Есть ли жизнь на небе?».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Одним из партнерских проектов, ориентированных на воспитание толерантности, является городской конкурс «Святыни Петербурга», организованный для школьников Городским дворцом творчества юных Санкт-Петербурга. Целью конкурса является формирование патриотических и гражданских чувств у молодежи Петербурга путем вовлечения ее в краеведческую деятельность. В ходе выполнения конкурсных заданий ребята получают консультации у научных сотрудников музея, знакомятся с экспозицией, выполняют творческие задания, связанные с духовной жизнью города в настоящем и прошлом.
Для работы с педагогами и студентами педагогических вузов, чья деятельность непосредственно связана с решением вопросов социализации и воспитанием толерантности у подрастающего поколения, в музее организован Открытый университет истории религий мира. Он включает курсы повышения квалификации для преподавателей «Религии мира. История. Культура. Вероучение», ставшие особенно актуальными с введением в школьную программу комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», музейный Лекторий, Клуб молодых ученых ГМИР (Дискуссионный клуб) и программу семинаров для учителей и научно-методических центров районов Санкт-Петербурга «Вопросы религии на уроках истории». Работа с педагогами стала инновацией нашего музея и, в то же время, ответом на насущный запрос педагогического сообщества.
Сегодняшняя ситуация ставит музеи перед необходимостью все активнее включаться в решение актуальных социально-культурных проблем своих регионов. Просветительская роль музеев переходит на качественно новый уровень; нейтральное пространство музея позволяет корректно и профессионально налаживать конструктивный диалог культур, столь необходимый нам сегодня. Это очень хорошо должны понимать музейные педагоги, чья профессиональная работа в пространстве музея позволяет юным посетителям знакомиться с религией на доступном пониманию ребенка языке. Приобретенные в музее и осмысленные знания дают ребенку возможность осознать себя как личность, продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, видеть его проблемы и находить возможные пути решения этих проблем.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.