Ильина И.Г. (г.Беломорск)
Музей-мастерская «Рукоделия Поморья»: традиционные ремесленные технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения
@kizhi
Человечество не должно потерять ни одного из утилитарно уже ненужных народных ремесел, навыков, умений, секретов мастерства, накопленных за историю; если не сохраним разнообразия, потеряем культуру.
стр. 523Музей-мастерская «Рукоделия Поморья» существует в школе № 3 г. Беломорска Республики Карелия уже 10 лет. Его основная задача – развивать общекультурный уровень учащихся через изучение народной культуры Поморья, традиционных рукоделий, через освоение технологических ремесленных приемов.
Я работаю учителем технологии, поэтому основное и дополнительное образование в моей педагогической деятельности удачно сочетаются и дополняют друг друга. Прикладное, рукотворческое направление деятельности школьников в мастерской является приоритетным. В процессе обучения традиционным ремесленным технологиям ученицы выполняют не только предметы по музейным образцам, но и изделия современного ассортимента. Другое приоритетное направление деятельности детей – исследовательское. Источниковой базой для изучения является традиционная народная культура нашего Поморского края. Школьники успешно участвуют со своими исследованиями на конференциях и олимпиадах разных уровней. Эти два направления органично соединяются при выполнении учащимися учебных проектов. Учащиеся часто самостоятельно выбирают тему для исследования и выполняют значимые для них изделия.
В статье хочу познакомить с некоторыми проектами наших школьниц. Один из них называется «Традиционный женский костюм как часть материальной культуры Поморья» (рис. 1). В пояснительной записке ученица написала: «Мне доводилось представлять свой музей на разных конкурсах, фестивалях в своем городе, районе, республике. И я все время думала о том, что было бы правильно, если бы поморскую культуру представляли в традиционной одежде. Поэтому пришло решение выполнить поморский костюм». Даже став дважды победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (2010 и 2011 гг.), она продолжает реализацию проекта, выступая в традиционном костюме на различных мероприятиях.
Для меня, как учителя, мысли каждой школьницы ценны. Еще один проект с названием «Обрядовое полотенце „Традиции Русского Севера“» выполнен двумя ученицами 9 класса (рис. 2). «В нашем школьном музее „Рукоделия Поморья“ сохраняются изделия, связанные с народной культурой, в том числе и изделия школьников, выполненные по традициям прошлого. Поэтому мы решили в подарок музею изготовить обрядовое полотенце по традициям Русского Севера. Чтобы изучить тему, мы рассмотрели старинные изделия в школьном музее, а также фотографии, которые предложила нам учительница».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Данный проект показал, что работа в паре дает учащимся возможность учиться друг у друга и обучать друг друга. Девочки видели перед собой общую цель, что позволило достичь хороших результатов – изготовить обрядовое полотенце.
Проект «Новый взгляд на традиции» – это коллективная работа; коллекция из пяти моделей современ- ной молодежной одежды выполнена разными девочками и в разное время. За основу взяты традиции северного народного костюма и традиционные ремесленные технологии. Последнюю из пяти моделей выполнила 9-классница Манохина Анна, которая в 2009 г. стала победителем регионального этапа олимпиады по технологии и представляла Республику Карелия на Всероссийском этапе. Ученица четко обозначила для себя цели:
«Я решила, что комплект будет состоять из 4-х предметов. Все детали решено объединить отделкой, а для этого использовать традиционное золотное шитье. Причем, узор вышивки должен быть старинным, снятым с музейных предметов, чтобы древние знаки и символы продолжали жить, воплощаясь в современной одежде. Поэтому перед работой пришлось изучать историю бытования этого вида рукоделия в нашем крае, просматривать каталоги, знакомиться с изделиями золотного шитья, которые хранятся в школьном музее».
Высокий познавательный интерес, стремление самоутвердиться способствовали успешной работе. Считаю, что метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача.
Интересен проект «Традиции жемчужных украс» (рис. 3), где автор в пояснительной записке пишет: «Для изучения и исследования я выбрала тему северного речного жемчуга и традиционных женских украшений из этого материала, потому что увлеклась бисероплетением. На занятиях в школьном музее –стр. 524 мастерской „Рукоделия Поморья“ я освоила некоторые технологические приемы работы с бисером. Там же я узнала удивительную историю появления бисера в нашем крае. Целью моей работы является создание стенда о северном речном жемчуге и коллекции женских украшений по традициям жемчужных украс для школьного музея-мастерской „Рукоделия Поморья“». Ученица стала призером регионального этапа предметной олимпиады, летом участвовала в межрегиональных мероприятиях, но работу продолжает. Теперь она поставила задачу – выполнить современные украшения из бисера, используя традиции жемчужных украс.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
стр. 525Проект «Коллекция сумочек с отделкой золотным шитьем» имеет любопытную подоплеку. Ученица пишет: «Работа на выставке „Дама с ридикюлем“ навеяла идею о создании коллекции дамских сумочек с отделкой в какой-нибудь ремесленной технологии. В то же время я познакомилась с техникой золотного шитья и решила декорировать проектные изделия с использованием данной техники». Дело в том, что ученица проводила экскурсии на выставке в нашем школьном музее под названием «Дама с ридикюлем», где были представлены любимые женские вещицы середины прошлого века, в том числе женские рукоделия и около 30-ти разных дамских сумочек. «Для меня тема моды на дамские аксессуары прошлых лет стала не просто объектом изучения, но источником творчества». С этим проектом ученица стала победителем районной краеведческой конференции «Мое Отечество» и научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», а также создала видеоэкскурсию по выставке продолжительностью 7 минут.
Школьный музей-мастерская обладает большими возможностями воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в исследовательской работе, оформление экспозиции, проведение экскурсий, освоение приемов традиционного ремесла, разработка и изготовление проектных изделий, встречи с интересными людьми, выступление на конференциях не только заполняют досуг школьников, но воспитывают бережное отношение к культурному наследию.
Являясь учебным подразделением общеобразовательной школы, наш музей-мастерская стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров образовательного пространства.
Выпускники нередко и с интересом возвращаются сюда. Практика показала, что обучение традиционным женским рукоделиям в школе – начальный этап в профессиональной подготовке по традиционным ремеслам, в том числе и по искусствоведению, а музей-мастерская помогает сделать эту работу с опорой на этнографические источники.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.