Метки текста:

Образование Рябининские чтения

Ильина И.Г. (г.Беломорск)
Музей-мастерская «Рукоделия Поморья»: традиционные ремесленные технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения Vkontakte@kizhi

Изделия учениц из мастерской «Рукоделия Поморья». Рис.1.Изделия учениц из мастерской «Рукоделия Поморья». Рис.2.Изделия учениц из мастерской «Рукоделия Поморья». Рис.3.

Человечество не должно потерять ни одного из утилитарно уже ненужных народных ремесел, навыков, умений, секретов мастерства, накопленных за историю; если не сохраним разнообразия, потеряем культуру.Д.С.Лихачев

стр. 523Музей-мастерская «Рукоделия Поморья» существует в школе № 3 г. Беломорска Республики Карелия уже 10 лет. Его основная задача – развивать общекультурный уровень учащихся через изучение народной культуры Поморья, традиционных рукоделий, через освоение технологических ремесленных приемов.

Я работаю учителем технологии, поэтому основное и дополнительное образование в моей педагогической деятельности удачно сочетаются и дополняют друг друга. Прикладное, рукотворческое направление деятельности школьников в мастерской является приоритетным. В процессе обучения традиционным ремесленным технологиям ученицы выполняют не только предметы по музейным образцам, но и изделия современного ассортимента. Другое приоритетное направление деятельности детей – исследовательское. Источниковой базой для изучения является традиционная народная культура нашего Поморского края. Школьники успешно участвуют со своими исследованиями на конференциях и олимпиадах разных уровней. Эти два направления органично соединяются при выполнении учащимися учебных проектов. Учащиеся часто самостоятельно выбирают тему для исследования и выполняют значимые для них изделия.

В статье хочу познакомить с некоторыми проектами наших школьниц. Один из них называется «Традиционный женский костюм как часть материальной культуры Поморья» (рис. 1). В пояснительной записке ученица написала: «Мне доводилось представлять свой музей на разных конкурсах, фестивалях в своем городе, районе, республике. И я все время думала о том, что было бы правильно, если бы поморскую культуру представляли в традиционной одежде. Поэтому пришло решение выполнить поморский костюм». Даже став дважды победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (2010 и 2011 гг.), она продолжает реализацию проекта, выступая в традиционном костюме на различных мероприятиях.

Для меня, как учителя, мысли каждой школьницы ценны. Еще один проект с названием «Обрядовое полотенце „Традиции Русского Севера“» выполнен двумя ученицами 9 класса (рис. 2). «В нашем школьном музее „Рукоделия Поморья“ сохраняются изделия, связанные с народной культурой, в том числе и изделия школьников, выполненные по традициям прошлого. Поэтому мы решили в подарок музею изготовить обрядовое полотенце по традициям Русского Севера. Чтобы изучить тему, мы рассмотрели старинные изделия в школьном музее, а также фотографии, которые предложила нам учительница».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Данный проект показал, что работа в паре дает учащимся возможность учиться друг у друга и обучать друг друга. Девочки видели перед собой общую цель, что позволило достичь хороших результатов – изготовить обрядовое полотенце.

Проект «Новый взгляд на традиции» – это коллективная работа; коллекция из пяти моделей современ- ной молодежной одежды выполнена разными девочками и в разное время. За основу взяты традиции северного народного костюма и традиционные ремесленные технологии. Последнюю из пяти моделей выполнила 9-классница Манохина Анна, которая в 2009 г. стала победителем регионального этапа олимпиады по технологии и представляла Республику Карелия на Всероссийском этапе. Ученица четко обозначила для себя цели:

«Я решила, что комплект будет состоять из 4-х предметов. Все детали решено объединить отделкой, а для этого использовать традиционное золотное шитье. Причем, узор вышивки должен быть старинным, снятым с музейных предметов, чтобы древние знаки и символы продолжали жить, воплощаясь в современной одежде. Поэтому перед работой пришлось изучать историю бытования этого вида рукоделия в нашем крае, просматривать каталоги, знакомиться с изделиями золотного шитья, которые хранятся в школьном музее».

Высокий познавательный интерес, стремление самоутвердиться способствовали успешной работе. Считаю, что метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача.

Интересен проект «Традиции жемчужных украс» (рис. 3), где автор в пояснительной записке пишет: «Для изучения и исследования я выбрала тему северного речного жемчуга и традиционных женских украшений из этого материала, потому что увлеклась бисероплетением. На занятиях в школьном музее –стр. 524 мастерской „Рукоделия Поморья“ я освоила некоторые технологические приемы работы с бисером. Там же я узнала удивительную историю появления бисера в нашем крае. Целью моей работы является создание стенда о северном речном жемчуге и коллекции женских украшений по традициям жемчужных украс для школьного музея-мастерской „Рукоделия Поморья“». Ученица стала призером регионального этапа предметной олимпиады, летом участвовала в межрегиональных мероприятиях, но работу продолжает. Теперь она поставила задачу – выполнить современные украшения из бисера, используя традиции жемчужных украс.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

стр. 525Проект «Коллекция сумочек с отделкой золотным шитьем» имеет любопытную подоплеку. Ученица пишет: «Работа на выставке „Дама с ридикюлем“ навеяла идею о создании коллекции дамских сумочек с отделкой в какой-нибудь ремесленной технологии. В то же время я познакомилась с техникой золотного шитья и решила декорировать проектные изделия с использованием данной техники». Дело в том, что ученица проводила экскурсии на выставке в нашем школьном музее под названием «Дама с ридикюлем», где были представлены любимые женские вещицы середины прошлого века, в том числе женские рукоделия и около 30-ти разных дамских сумочек. «Для меня тема моды на дамские аксессуары прошлых лет стала не просто объектом изучения, но источником творчества». С этим проектом ученица стала победителем районной краеведческой конференции «Мое Отечество» и научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», а также создала видеоэкскурсию по выставке продолжительностью 7 минут.

Школьный музей-мастерская обладает большими возможностями воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в исследовательской работе, оформление экспозиции, проведение экскурсий, освоение приемов традиционного ремесла, разработка и изготовление проектных изделий, встречи с интересными людьми, выступление на конференциях не только заполняют досуг школьников, но воспитывают бережное отношение к культурному наследию.

Являясь учебным подразделением общеобразовательной школы, наш музей-мастерская стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров образовательного пространства.

Выпускники нередко и с интересом возвращаются сюда. Практика показала, что обучение традиционным женским рукоделиям в школе – начальный этап в профессиональной подготовке по традиционным ремеслам, в том числе и по искусствоведению, а музей-мастерская помогает сделать эту работу с опорой на этнографические источники.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф