Метки текста:

Молодёжь Образование Рябининские чтения Этнография

Лагунова Г.Т. (г.Полярный (Мурманская обл.))
Этнографические программы в практике работы Городского историко-краеведческого музея г. Полярного Vkontakte@kizhi

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем… будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое… Без прошлого нет будущего, ибо только оставляя позади себя прошлое, мы двигаемся вперед. И тот, кто не знает прошлого, не может предвидеть будущего… Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.Д.С.Лихачев

стр. 529Городской историко-краеведческий музей (ГИКМ) Полярного открыл первые выставки в июле 1999 г., в дни празднования 100-летия города. Это был первый в истории существования Полярного городской музей. Трудовая деятельность большинства населения так или иначе связана с военно-морским флотом. Поэтому большая часть существующих до этого времени общественных музеев по тематике посвящены истории Северного флота, событиям Великой Отечественной войны. Однако своим рождением Полярный самым непосредственным образом связан с Архангельском, Шенкурском, Вологдой и др. И сегодня среди жителей города много тех, кто родом из Архангельской области. Часть основной экспозиции по истории города и флота вновь открытого музея посвящена истории освоения Севера Кольского полуострова поморами, поморским промыслам, быту и жизни колонистов Александровска (так первоначально назывался Полярный), перебравшихся сюда из глубин Архангельской губ. в надежде на лучшую долю и продолжавших заниматься рыбным и звериным промыслами.

Кроме этого, обеспокоенность проблемами сохранения русской культуры, состоянием духовности подрастающего поколения не может не вызывать тревоги. Существует необходимая потребность в том, чтобы современные дети жили в нашей культуре, были продолжателями традиций народа и с уважением относились к культурам других народов. Глубоко освоенные краеведческие знания – залог успешной социальной и этнической адаптации человека, а это во многом определяет будущий вклад каждого в общее благосостояние. Краеведение – основа государственного патриотизма, а значит причастность каждого из нас к истории и судьбе своего народа.

Это и многое другое и обусловило создание программы по музейной педагогике, в том числе по темам истории жизни и быта народов северных территорий России – саамов, поморов. На базе музея в 1999 г. был создан «Детский открытый музей» («ДОМ»), где стали проводиться занятия по музейной педагогике, рассчитанные для детей 5–9 лет. В 2001 г. была разработана Программа «Музейный предмет и время» (2-й год обучения). В тему «Мир музейного предмета» были включены занятия с элементами изучения быта северных народов, в том числе и поморов. Это была авторская программа, разработанная сотрудниками музея.

В период 2002–2004 гг. для занятий по музейной педагогике было оборудовано помещение, оформленное под поморскую избу. Были разработаны темы: «История родного края», «Путешествие в прошлое», которые посвящены знакомству с русскими, саамскими и поморскими обычаями и традициями. Востребованность данной Программы свидетельствует о росте групп и количестве детей, посещающих «ДОМ»: 2001–2002 гг. – 199 чел., 2004–2005 гг. – 659 чел., 2009–2010 гг. – 748 чел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Количество тематических направлений выросло с 2-х до 8 (хотя специалистов в этом направлении на протяжении всех лет оставалось трое). Это: «Русские народные праздники», «Краеведение для дошкольни- ков», «Твоя родословная», «У Студеного моря» и др. Например, программа занятий «У Студеного моря», которая стала продолжением занятий для посещающих «ДОМ» в течение 2–3 лет, включает следующие: «Уж ты, Север, батюшка!», «Были и сказки Студеного моря» и др. Занятие «Уж ты, Север, батюшка!» начинается в основной экспозиции, где демонстрируются поморские суда (поморский коч, шняка), снасти и предметы, используемые на промыслах (матка, ярус, блоки для снастей). Затем дети возвращаются в «поморскую избу»: и мальчики пытаются плести сети или изготавливать поплавки, а девочки садятся за прялку либо у детской люльки рассказывают сказки.

Проведение занятий по музейной педагогике по этнографическим темам помогает эмоциональному развитию ребенка и формированию у него всех 9 компонентов культуры (самоуважение, уважение к другим людям и культурам, историческое сознание и музейная культура, воображение и фантазия, эстетическое начало, нравственность, экологическая культура и духовность).

Живой отклик у детей находит непосредственное общение с предметами быта прошлого – это развивает у них наблюдательность, фантазию, стремление узнать больше о жизни своих предков. «Развитие истр. 530 обогащение духовное, обогащение словарного запаса учащихся…» – такую оценку программы дала классный руководитель 2 «А» класса школы №1 О.М.Гороховская. Наиболее успешными для реализации этих целей являются занятия с использованием театральных кукол, изображающих поморскую семью – Варвара Ильинична (большуха), Гаврила Петрович (отец) и их дети – Нестор (сын) и Настенька (дочь). На занятиях («Гости в северной избе», «Жизнь и быт поморов») дети не только узнают о быте и семейном укладе поморской семьи, но и практически примеряют на себя различные роли ее членов. Так, девочки используют посуду, элементы костюма и предметы рукоделия (прялки). Мальчики узнают о том, для чего нужна была иглица и кибасы, и учатся ими пользоваться. Позитивность внедрения программы подтверждает тот факт, что все группы первого года обучения пришли заниматься дальше – по программе 2-го года обучения.

Программа «Путешествие в прошлое» – очередная самостоятельная разработка сотрудников ГИКМ. Все занятия нацелены на расширение знаний учащихся уже 3–5 классов по этнографическому краеведению. Безусловным положительным моментом при работе по данной программе является дальнейшее расширение тематики занятий. Одна из главных задач программы – знакомство детей с музейными коллекциями, а через общение с предметами прошлого – непосредственное прикосновение к истории, жизни и быту своих предков – бабушек и прабабушек. По отзывам детей, больше всего им нравится практическая часть занятий – обувание лаптей, доставание чугунов из печи, применение катальницы и валки и др. Педагоги и классные руководители также высоко оценили программу: «Она дает детям темы для разговора с родителями и другими родственниками, желание узнать „как жили в старину“» (Г.Н.Басько, классный руководитель 5 «Б» гимназии).

С 2005 г. в практику работы ГИКМ стали внедряться новые формы работы – «В музей – всей семьей».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Эти мероприятия проводятся в основном по выходным и праздничным дням, когда в музей приходят дети вместе с родителями. Тематика их разнообразна: от тем, посвященных знаменательным датам, до этнографии и краеведения. «Забавы в старинном духе», «Светлый праздник Рождества», «Заветы и обычаи наших предков», «Гости в северной избе» – эти и многие другие темы посвящены знакомству с историей и обычаями северных народов. И здесь происходит узнавание не только истории, былых традиций и обычаев, но часто и самих себя: родителями – детей, детьми – родителей. Неоценимую методическую помощь в подготовке и проведении занятий по поморским обычаям, традициям, играм оказала В.Т.Мочалова – старший научный сотрудник Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». «Мне 67 лет, я был очень доволен представлением „У печки“, а мой внук был в восторге. Большое спасибо организаторам. С уважением дедушка Львов Р.В.» – из книги отзывов.

Эти же мероприятия получают большое признание и у военнослужащих воинских частей. 18–20-летние молодые люди готовы играть и исполнять ролевые задания с не меньшим интересом, чем дети, открывая для себя, порой, совершено им не известные традиции и обычаи русского народа. Это значит, что прошлое – не мертвое, ушедшее и ненужное, как утверждают некоторые скептики. Критически оценивая подобные мероприятия, называя их искусственным насаждением ушедшего времени, они превращаются в «иванов, не помнящих родства».

Сотрудники музея часто используют элементы народных традиций в проведении экскурсий и торжест- венных мероприятий. Открытие реконструированной части основной экспозиции «Рожденный средь сопок и скал, он частью великой России стал», посвященной 105-летию Полярного, проходило в театрализованной форме – встреча дорогих гостей на празднике с песнями, приговорками, русским караваем.

Музеи – важная часть регионального компонента. Использование краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день является особенно актуальным. Это способствует сохранению живой народной памяти, возрождению традиций, связи поколений, духовных основ жизни России.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф