Николаева Е.В. (г.Великий Новгород)
Популяризация традиционной культуры Русского Севера в образовательной и творческой деятельности детей в Детском музейном центре Новгородского музея-заповедника
@kizhi
стр. 534Должен ли человек нового тысячелетия знать свою историю, свои корни и традиции своего народа?
Значение и роль традиционной культуры в жизни народа неоценимы. Это и форма передачи народного опыта, и источник формирования национального характера, и одно из средств воспитания, и восстановление связей прошлого с настоящим, а через него с будущим.
Уникальный потенциал Новгородского музея-заповедника способствует научно-исследовательской и просветительской работе, которая направлена на популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. На базе Новгородского музея-заповедника проводятся фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия по содействию пропаганде традиционной народной культуры. Опираясь на собственные культурные и исторические традиции, музей вырабатывает и утверждает новые формы и методы при проведении мероприятий. Традиционные праздники, фестивали, конкурсы, интерактивные экскурсии, концерты – все это продолжение постижения основ народной культуры.
Детский музейный центр Новгородского музея-заповедника сотрудничает и принимает участие в город- ских, региональных, всероссийских и международных проектах. Крупными совместными проектами Комитета культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода и Новгородского музея-заповедника явились открытый городской фестиваль традиционной народной культуры «Древо жизни», семейный фольклорно-этнографический праздник «Дитячья слобода» и городской археологический конкурс «Город под городом».
Целью совместного инновационного проекта городского фестиваля традиционной народной культуры «Древо жизни» явилось знакомство и популяризация культурного наследия Новгородской земли. Он проходил по трем направлениям: традиционный народный костюм, традиционная народная игра и традиционная народная игрушка. Для реализации этого проекта необходимо было использовать творческий потенциал, знания сотрудников Детского музейного центра [1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Долгосрочный проект – городской археологический конкурс «Город под городом», который проводится с 1997 г. по инициативе ЮНЕСКО. Его целью является пробуждение интереса к археологии через создание творческих и научных работ по разным номинациям, воспитание любви к истории родного города. Участники проекта знакомились с историей Великого Новгорода, выполняли копии археологических предметов, защищали рефераты. Площадкой для реализации проекта стал Детский музейный центр [2] .
Итогом работы двух больших проектов – «Древо жизни» и «Город под городом» – стала выставка в Детском музейном центре к юбилею города под названием «Великий Новгород и мы». На выставке были представлены лучшие изделия участников двух конкурсов: костюмы, макеты усадеб средневекового Новгорода, новгородских храмов и монастырей, работы из глины, кожи, дерева и др. Этот инновационный проект объединил более двухсот участников, жителей города и Новгородской области разного возраста и способствовал коммуникации в музейном пространстве, укреплению семейных уз и традиций.
Насыщенные разнообразными формами, яркими номерами, интересными творческими личностями, настоящими народными мастерами, фестивальные программы повсеместно привлекают внимание и взрослых, и детей, способствуют совершенствованию творческих способностей, раскрытию таланта, обмену опытом между учреждениями культуры всей области.
Праздник «Дитячья слобода» проходил трижды в Великом Новгороде. Название проекта «Дитячья слобода» неслучайно, именно здесь в центре внимания может быть ребенок и семья. Поэтому южная часть Кремля и площадки у Детского музейного центра превратились в место для семейного отдыха новгородцев и гостей города в пространстве музея, в котором проводился детский фольклорный праздник с выступлениями коллективов, проведением творческих конкурсов, мастер-классами, игровыми полянами и т.д. [3] Проведение таких больших праздников и фестивалей невозможно только музейными средствами. Поэтому многие мероприятия организовывались совместно с Комитетом культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода, новгородской областной художественной школой, Городским дворцом культуры, новгородским областным колледжем искусств имени С.В.Рахманинова, Школой традиционной культуры «Параскева», образовательным учреждением «Школа-комплекс „Гармония“», студией традиционной куклы О.М.Олонцевой и многими другими.
стр. 535В современных условиях решение задач по восстановлению ценностей национальной культуры может быть обеспечено применением всех образовательных форм и способов погружения ребенка в культурную традицию: в рамках учебных курсов и через воссоздание культурных ситуаций в художественно-творческой и празднично-обрядовой деятельности. В рамках абонементов и в клубе выходного дня для детей и их родителей на базе Детского музейного центра проводятся занятия, мастер-классы, программы совместно с фольклорно-этнографическим коллективом «Оберег», но именно экспозиции и выставки становятся основой знакомства с миром наших предков. На базе музея народного деревянного зодчества создаются и активно наращиваются фольклорные и этнографические фонды, отражающие народные традиции области; ведутся научные и прикладные исследования по проблемам традиционной культуры; нарабатываются формы и методы практического восстановления народных традиций – как фольклорных, так и ремесленных.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Может быть, основными «экспонатами» некоторых музеев как раз и являются состояния, живущие в социогенетической памяти народа и транслируемые потомкам. Но тогда и предъявление их детям требует особой организации пространства, особой инструментовки, которая сродни педагогической и художественной режиссуре [4] . Кроме стационарных экспозиций, в музее необходимо создание интерактивных выставок, пригодных для изучения их детьми. Поэтому в Детском музейном центре Новгородского музея-заповедника часто проходят выставки народных мастеров, таких как В.И.Ярыш, который занимается изучением и изготовлением изделий из бересты, Д.К.Чайникова – мастер по народному костюму, И.А. и П.В. Лоскутовы – мастера по дереву и текстилю, В.П.Конева – мастер-керамист и др.
Дополнить представление о современном народном искусстве Русского Севера помогают передвижные выставки из других городов. Десятая межрегиональная выставка «Российский Север» явилась первым мероприятием, посвященным 1150-летию Великого Новгорода. Произведения художников городов Северо-Запада разместились сразу на нескольких выставочных площадках, в том числе и в Детском музейном центре, где были представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и произведения народного искусства.
Педагог, работающий с детьми, знает о близости произведений народного искусства ребенку, его любви к ним. Художественные образы фольклора понятны детям благодаря действенно-игровому началу и декоративности. С учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста предпочтение отдается деятельному началу, которое особенно проявляется в сфере детских игр и игрушек [5] . Направленное «погружение» ребенка в мир прошлого помогает образно создать мир наших предков, восстанавливая историю на основе предметов. Экспонаты выставки выступили своеобразным культурным фоном: это предметы, говорящие о быте, жизни, религии, человеческой деятельности.
Экскурсия-игра «Путешествие по Русскому Северу» вводила участников в народную культуру через пословицы, поговорки, частушки, песни, былины, сказки, игры, считалки и т.д. Вообще, юмор и игровая природа народного творчества сродни детским играм. Открываемые в нем сказочные и мифологические сюжеты, персонажи, мотивы и образы могут обыгрываться в пластических играх и театрализациях, при создании карнавальных костюмов, причем характеры этих персонажей оцениваются детьми соответственно их роли в произведениях. Значение всякой ролевой детской игры состоит в том, что в ее процессе закладывается ряд важнейших психических качеств, и в первую очередь – способность ребенка к творческому образному перевоплощению, к партнерским взаимоотношениям, умению учитывать позицию других людей и оценивать свои поступки как бы со стороны, глазами этих людей. Опыт игрового творчества и изобразительная практика позволяют ребенку в будущем осмысленно ориентироваться в собственных мотивах и переживаниях, управлять своим поведением [6] .
Работы художников «перенесли» нас в тот или иной край, где слышны отзвуки истории, доносящиеся из глубины веков. Дети побывали в различных городах и познакомились с историей и пейзажами северных городов благодаря произведениям Н.И.Дунина, В.П.Скляренко, И.А.Баева из Великого Новгорода, И.Сафронова из Пскова, В.Кумашова из Мурманска, Л.В.Остроумовой из Вологды. Мир детства был представлен реконструированными и авторскими куклами, мастерски выполненными Т.С.Мамоновой из Кирова, Т.Н.Городишениной из Апатит Мурманской области, Е.Диковой из Каргополя Архангельской области и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кроме тряпичных кукол на выставке экспонировались деревянные и глиняные игрушки. Запомнились авторские произведения известного мастера В.Д.Шевелева из Каргополя Архангельской области и Ю.В.Городишенина из Апатит Мурманской области. Игрушки, изображающие Полканов, русалок, медведя, древа жизни с птицами счастья, познакомили детей с фольклорными персонажами. Авторы представили произведения гончарного искусства, резьбы по дереву и бересте, которые привлекали посетителей своей красотой и мастерством, основанном на народных традициях. Это керамика С.Г.Феньвеши, А.Н.Зварича из Череповца,стр. 536 Н.В.Костромитиной и Н.Н.Вехмяниной из Кирова, Я.Копыловой из Великого Новгорода, берестяные изделия Н.В.Старковской и Т.Г.Вязовой, В.В.Удачиной из Великого Устюга Вологодской области.
Большое количество разноплановых работ помогло в проведении занятий «Мы идем на выставку», «Добрым людям на загляденье», «Куколка на выхвалку», «Сказки вокруг глиняного горшка», «Сказочные образы» и «Цветик-семицветик» в Детском музейном центре.
Одной из форм работы Детского музейного центра в рамках программы клуба выходного дня для детей с родителями является проведение мастер-классов. На выставке «Российский Север» их проводили авторы – участники десятой межрегиональной выставки «Российский Север» Д.К.Чайникова (мастер по костюму) и Н.В.Дзюба (заслуженный художник России). Они познакомили посетителей со своим творчеством на выставке и научили детей изготовлению оберега и основам плетения гобелена. Возможность получить знания от настоящего художника, создать произведение своими руками всегда вызывали у ребенка большой интерес.
Сотрудниками Детского музейного центра были проведены мастер-классы по народной кукле, росписи по дереву, изготовлению изделий из бересты и глины.
Более полное представление о народной культуре дети получают на занятиях в студии «Берегиня» Детского музейного центра, программа которой предусматривает знакомство с историей, духовной и материальной культурой народов Северо-Запада России, начиная от средних веков до наших дней. Большое внимание уделяется художественному и культурному наследию Великого Новгорода. Для участников студии регулярно проводятся экскурсии на выставках, экспозициях и других объектах Новгородского музея-заповедника. На занятиях в Детском музейном центре ребята занимаются изготовлением элементов костюма, народной игрушки, предметов быта и т.д., постигая основы различных художественных техник (графика, коллаж, лепка, батик и др.). Выставка «Российский Север» способствовала изучению народной культуры в рамках программы студии. Выставка, состоявшаяся в музее, помогла пробудить детское творческое начало посредством экскурсии-игры, мастер-классов, дизайн-студии, работы музыкально-художественного салона и знакомства с интересными художниками нашего города. Через музейное образование молодые современники получили знания и навыки декоративно-прикладного творчества, смогли ощутить себя наследниками огромного культурного богатства, оставленного нашими предками, а также узнать о творчестве современных художников, продолжателей добрых традиций и новаторства в декоративном искусстве. Такие выставки значительно расширяют представления детей о традиционной культуре. Поэтому к концу 2011 г. сотрудниками Детского музейного центра готовится новая выставка с рабочим названием «Традиции сквозь века», на которой будет представлено средневековое народное искусство, народные промыслы из фондов Новгородского музея-заповедника и работы мастеров Великого Новгорода.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Воспитание детей и школьников нельзя считать полноценным, если оно не будет связано с развитием представлений о художественной культуре, общечеловеческих ценностях и традициях национальной культуры. Эти представления складываются из освоения мирового художественного наследия «близкого» искусства, народного творчества, окружающей природы того региона, где находится учебное заведение или музей [7] .
Образовательные программы Новгородского музея-заповедника вносят свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Ребенок получает возможность осознать себя как духовнозначимую личность и развить художественные и эстетические способности, научиться нравственной оценке окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Сотрудниками Детского музейного центра Новгородского музея-заповедника постоянно ведется поиск новых форм в проведении мероприятий, разработка программ, создание выставок для популяризации традиционной культуры Русского Севера в образовательной и творческой деятельности детей. Дополнительное образование и вовлечение детей в творческий процесс в музее обладает большими возможностями, так как Новгородский музей-заповедник является хранителем уникальных памятников, которые насчитывают более чем тысячелетнюю историю.
- [1] Кремль – детям. VI Всероссийский фестиваль. Ростов Великий, 14–16 сентября 2010 года. Тез. докл. М., 2010. С.30.
- [2] Там же. С.31.
- [3] Там же.
- [4] Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С.13.
- [5] Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000. С.14.
- [6] Детское творчество и музей. Сборник статей. СПб., 2005. С.90.
- [7] Музей и образование в новом социокультурном измерении: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея: Сб. статей. СПб., 2010. С.41.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.