Попова И.О. (г.Великий Новгород)
Музыкально-художественный салон «Картинки с выставки» (совместный проект Новгородского музея-заповедника и Детской музыкальной школы им. А.Аренского)
@kizhi
стр. 537В проблемное поле музейной педагогики сегодня входит поиск эффективных технологий взаимодействия с аудиторией. В фокусе особого внимания находятся дети, которые по-прежнему являются важнейшей категорией посетителей музея [1] . За 10 лет деятельности Детского музейного центра Новгородского музея-заповедника укрепилось его сотрудничество с Детской музыкальной школой имени А.Аренского. Педагог школы А.Квинт создала замечательный музыкальный кукольный театр, где артистами являются воспитанники детской музыкальной школы, а куклы и декорации к спектаклям выполнены руководителем театра. С 1997 г. спектакли «Садко», «Сказка о царе Салтане» включены в программы музейных абонементов «Путешествие в старину» и «Мой город и я». Воспитанники музыкальной школы принимают участие в музейных новогодних мероприятиях, задействованы в музыкально-художественной композиции «Цветные замки наших настроений» в Музее изобразительных искусств. Одной из популярных форм работы Детского музейного центра и Детской музыкальной школы имени А.Аренского стал музыкально-художественный салон «Картинки с выставки».
Данная программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоения им навыков материально-художественной деятельности, формирования навыков визуальной культуры, но и на знакомство посредством музейных памятников с традиционной народной культурой, на адаптацию детей и развитие у них интеллекта и образно-ассоциативных связей. Первостепенная задача проекта – через различные формы творчества дать детям возможность самовыражения, самореализации, показать свои способности и достижения в музыке, живописи, поэзии. Кроме этого, решаются и образовательные задачи через знакомство с народной культурой, историей Великого Новгорода, мировой музыкальной культурой и т.д.
Музыкально-художественный салон «Картинки с выставки» существует пятый год. Темы встреч в салоне не случайны. Они обусловлены теми выставками (тематическими, конкурсными, учебными), которые работают в Детском музейном центре в течение года. Этим объясняется и название музыкальнохудожествен-ного салона – «Картинки с выставки». Таким образом, Детский музейный центр привлекает дополнительных посетителей на музейные выставки. Темы встреч разнообразны: «Времена года» (в поэзии, музыке, живописи); «Круглый год» (народные календарные праздники и обряды); «Новгород наш» (к 1150-летию Великого Новгорода); «Рассказы старого рояля» (из истории музыкальных инструментов).
Каждая встреча в музыкально-художественном салоне начинается с позывных (Мусоргский «Картинки с выставки»), которые приглашают к разговору на выставке. Затем все ребята принимают участие в концерте, который готовится заранее. Во время концерта каждый ребенок имеет возможность выполнить свой рисунок по теме, заданной музейным сотрудником, прочесть стихи собственного сочинения, спеть песенку или покружиться в вальсе, хороводе, станцевать польку или мазурку. Дети учатся чувствовать себя свободно перед публикой, знакомятся с различными музыкальными инструментами, участвуют в кукольных спектаклях и фольклорных выступлениях. Интеграция изобразительной деятельности, использование синтеза искусств (музыкального, речевого, театрального) способствует проявлению инициативы, творчества, самостоятельности в разнообразных видах детской деятельности, обеспечивает становление эстетического отношения детей к окружающему миру. Встречи в салоне обогащают опыт познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе приобщения к отечественным и мировым художественным и историческим ценностям музейными средствами, через освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях.
В 2009–2010 учебном году в программе музыкально-художественного салона все занятия были посвящены истории Великого Новгорода и юбилею города. «Как во славном Новеграде жил купец Садко…» – эта тема близка новгородцам. И по-новому она прозвучала в музее на выставке «Древо жизни».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Студия традиционной народной куклы О.Олонцевой представила композицию «Садко». Дети «побывали» на новгородском торге, услышали звучание гуслей XII–XIV вв. в исполнении В.Поветкина, сами игра-ли произведения «заморских гостей» уже на современных музыкальных инструментах. А затем выполнили иллюстрации к былине. Завершилась встреча вернисажем. Родители знакомились с работами детей, и все участники угощались «заморскими сластями» (сухофруктами, орехами, халвой). Мини-выставки детских работстр. 538 устраиваются после каждого занятия. Садко и мальчик Онфим – это герои, которые являются брендом ДМЦ.
На занятии, проходившем на выставке «Город глазами мальчика Онфима» (произведения художника Н.Дунина), участники музыкально-художественного салона знакомились с жизнью средневекового Новгорода, слушали звуки старинных музыкальных инструментов (гудок, сопель, варган), рисовали город мальчика Онфима, каким они его узнали, исполняли произведения на темы народных песен.
«Новый год в музее» превратился в настоящий новогодний праздник с Дедом Морозом и Снегурочкой. О традициях празднования Рождества и Нового года дети узнали на выставке «Двенадцать месяцев».
А игрушки и гирлянды, выполненные в «Мастерской Деда Мороза», украсили новогоднюю елку. Спектакль Детской музыкальной школы им. А. Аренского «Щелкунчик» завершил встречу в музыкальнохудо-жественном салоне.
Январская встреча «Кто сказал, что не бывает песен на войне» ко Дню освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков посвящалась героям войны и воинским подвигам. Звучали песни времен Великой Отечественной войны. Многие ребята впервые увидели патефон и пластинки. На встрече присутствовали ветераны Великой Отечественной войны. Участники салона выступили с концертом. А в рисунках отразили свое представление о войне – танки и самолеты, отважные герои, разрушенный город и одинокий цветок на черной обожженной земле…[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
О том, как учились раньше дети, как создавались и украшались книги, когда появились первые печатные издания, узнали ребята на выставке «Рассказы о книгах». С удовольствием выводили они буквы металлическими писалами на церах (деревянных дощечках, покрытых воском) и на обычной бумаге чернилами и гусиным пером. А своих любимых книжных героев они узнали по иллюстрациям к сказкам и музыкальным произведениям.
«Композиторы земли Новгородской» – это тема следующих двух занятий. В исполнении учащихся музыкальной школы состоялся спектакль «Снегурочка». Музыка Н.А.Римского-Корсакова к одноименной опере сопровождала спектакль. Об уроженце города Тихвин Н.А. Римском-Корсакове рассказала сотрудник музея. А.Квинт познакомила детей с другими новгородскими композиторами – С.Рахманиновым и А.Аренским. В концерте звучала музыка современных новгородских композиторов. А на фотовыставке «Новгород XIX века» сотрудник Детского музейного центра рассказала о том, каким был город Новгород, когда его по-сещали и когда жили здесь великие русские композиторы.
На последнем занятии в мае состоялась встреча с современными новгородскими композиторами В.Коровициным и Е.Филипповой. Выставка детских работ рассказала о том, каким хотели бы видеть свой родной город ребята в будущем.
Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Программа «Круглый год» познакомила участников салона с народными календарными праздниками и обрядами. Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовной преемственности поколений. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков [2] .
В календарный фольклор входят произведения, связанные в сознании детей с природой, календарными датами, или произведения, имеющие сезонный характер. У детей календарные обряды лишены магического смысла, ритуальности, что характерно для взрослых и обусловлено философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на Масленицу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен-пожеланий. Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанных конкретными датами. Так, описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [3] . Один из праздников в салоне – «Сороки» – был ярким и запоминающимся. Вместе с фольклорным коллективом «Оберег» дети разучивали заклички птиц и весны; самодельные свистульки и испеченные родителями «жаворонки», игры и обряды весенних праздников помогли детям «разбудить землю», призвать весну «с радостью и великой милостью».
стр. 539Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности, как игра, инсценировка, песня и др. Проект адресован детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителям, которые с удовольствием принимают участие во встречах музыкальнохудожествен-ного салона.
Проект «Картинки с выставки» направлен на преобразование культурной среды города и работу с местными сообществами, развивающими творческий обмен между разными направлениями культурного производства, привносящий компетенции иных сфер деятельности в музейную среду (кукольный театр, музыка). В настоящее время разработан проект, в котором помимо Новгородского музея-заповедника и музыкальной школы примет участие Новгородская областная общественная организация «Культурнопросвети-тельское общество „Полония“» и Новгородская детская художественная школа. Этот проект предполагает организацию Шопеновского фестиваля в Великом Новгороде и совместной выставки о традициях празднования Рождества и Нового года в России и Республике Польша.
- [1] Музей и образование в новом социокультурном измерении: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея: Сб. статей. СПб., 2010. С.25.
- [2] Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. М., 1998. С.3.
- [3] Шейн П.В. Народные детские песни. М., 1923. С.63.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.