Теплова С.А. (г.Петрозаводск)
Инновационные музейно-образовательные подходы в преподавании национально-регионального компонента в школе
@kizhi
стр. 547Одним из приоритетных направлений современного образования определена задача усиления в подрастающем поколении этнокультурной идентичности, историко-культурной компетентности, духовности, нравственности, патриотизма. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека [1] . Перед педагогической общностью встает проблема формирования у подрастающего поколения навыков взаимодействия с другими культурами, формирования у детей позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [2] . Последствия межэтнических контактов могут быть разными. Наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, когда общепризнанным является различие человеческих групп в своих культурных индивидуальностях и их право на сохранение свих отличительных черт, если они этого желают [3] , т.е. взаимодействие происходит на уровне интеграции – культурно-совместимого общества, восприятие права разных культурных групп, при сохранении своей индивидуальности.
На территории России много исторически сложившихся поликультурных регионов. Карелия – один из них. Установление интегрированных отношений между людьми, которые отличаются друг от друга языком, культурными традициями, религией – трудная задача. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. Только почитание культуры своего народа формирует в человеке качества личности, которые позволяют ему устанавливать партнерские отношения с культурой другого народа. Следовательно, педагогам, в первую очередь, необходимо развивать такие качества личности, как познавательная активность, расположенность к другим людям, чуткость, доброжелательность, способность к сопереживанию, умение не осуждать других, умение слушать собеседника.
Какие средства и возможности есть в арсенале современного педагога для реализации поставленной задачи? Формирование и развитие данных качеств учитель может осуществлять на каждом уроке, на любом предмете. Но в образовательной программе российских школ появился предмет, который целенаправленно знакомит с культурой родного края. В качестве национально-регионального компонента введено преподавание учебного предмета «Край, в котором я живу» учащимся начальной ступени обучения, «Моя Карелия» в основной школе и «История Карелии» в старших классах.
Приемы и методы музейной педагогики дают возможность преподавать данный курс, используя музейно-образовательный ресурс. В арсенале музейного педагога достаточное количество приемов и методов, позволяющих погрузить ребенка в мир традиционной культуры. С 1994 г. в средней школе №43 г.Петрозаводска как самостоятельное подразделение действует музейно-образовательный комплекс «Родник» (МОК), который является базой Республиканского детского музейного центра музея-заповедника «Кижи».
Знакомство с традиционной культурой коренных народов Карелии осуществляется разными методами и формами организации деятельности. В школе создано специальное музейно-образовательное пространство, где музейные педагоги ведут особые музейно-образовательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В деятельности создается такая музейно-образовательная среда, где реализуются индивидуальные интересы и потребности детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Личностный подход – это важнейший принцип музейно-образовательной деятельности, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Ребенок выступает в качестве активного субъекта в воспитательном процессе.
Музейно-образовательная деятельность ведется по нескольким направлениям и органично входит в учебно-воспитательный процесс школы. С 2000 г. одним из ведущих направлений является проектная деятельность. Проектная деятельность является системообразующей. Теме проекта подчинены и другие формы деятельности музея. Реализация проекта идет по нескольким направлениям. Приступая к индивидуальной работе, музейный педагог, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребенка. В ходе проведения музейнообразова-тельных занятий по теме проекта для всех учащихся школы с учетом психолого-возрастных особенностей аудитории выявляются индивидуальные потребности детей, их заинтересованность именно этой темой.
Одно из направлений в учебно-воспитательном процессе – экспозиционная работа, которая ведется непрерывно в течение всего учебного года. Учащиеся участвуют в сборе и подготовке материалов выставки,стр. 548 разработке концепции выставки, составлении текста экскурсии, монтаже выставки. Таким образом, ведется диагностика и изучение индивидуальных черт личности воспитанников: изучение как относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременных (поступки и действия, психологические состояния ребенка).
Организация творческой деятельности детей осуществляется посредством участия в конкурсах, акциях, культуротворческой деятельности. Данный вид деятельности происходит с учетом индивидуальных желаний и потребностей, творческой активности и способностей учащегося. Начиная со второго класса, учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью, связанной с изучением родного края, что позволяет осуществить индивидуальные творческие потенции учащихся.
В ходе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося музейный педагог проектирует развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств школьника, с использованием дифференцированных подходов воспитания ребенка. Таким образом, все направления деятельности МОК «Родник» в течение года взаимосвязаны и объединены одной темой. Разными формами и методами идет систематическая образовательная, просветительская и психологическая подготовка учащихся.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Приемы и методы музейной педагогики включаются и в преподавание компонента традиционных учебных предметов, таких как литературное чтение, труд, изобразительное искусство, русский язык. Примером может служить музейно-образовательное занятие «Заонежские узоры». На уроке труда в четвертом классе по программе «Гармония» в разделе «Дарим людям свое мастерство» учащимся необходимо выполнить закладку с элементами традиционной вышивки. Прежде чем ребята приступят к изготовлению закладки, они знакомятся с особенностями традиционной заонежской вышивки. Источником получения информации выступает предметный ряд из фондов МОК. Вначале дети знакомятся с материалами, которые использовались для вышивки, этапами изготовления ткани, обработки льна (используется методы инсценирования, ролевой игры – «знакомство» и «проба»). Таким образом идет погружение в тему, в историческую ситуацию, и осуществляется подготовка к восприятию подлинников.
Далее идет непосредственная работа с предметным рядом с опорой на вопросы. Учащиеся рассматривают элементы вышивки, пытаются прочитать элементы рисунка мастерицы (фантазия, но с опорой на реальные данные; приемы: наблюдение, сравнение, анализ). Педагог конкретизирует и систематизирует полученную детьми информацию, подводя к тому, что существует определенный набор мотивов вышивки. На основе вещного ряда определяется традиционное расположение вышивки на изделии и ее назначение: красота и оберег. В занятии используется также фольклорный материал. В заключение занятия – практическая работа. На шаблоны полотенца и рубахи учащиеся наносят узоры заонежской вышивки, используя трафареты, красную гуашь и ватные палочки.
На втором уроке с учителем ребята изучают тамбурный шов и изготавливают закладку с элементами вышивки. Нанося узоры, ребята, как и вышивальщица прошлого, осознают, какое содержание будет заложено в их изделие. Оно наполняется новым смыслом и значением. Использование тех или иных мотивов вышивки будет осознанным, с учетом семантического значения узора.
Сочетание педагогических и музейных методов преподавания национально-регионального компонента предлагает неограниченные возможности. Знакомство с культурой и бытом родного края, с погружением в культурно-образовательную среду музея создает эмоциональное проживание ситуации, дает не только знания, которые ребенок традиционно получает на уроке, но чувства, которые невозможно забыть. Предметный фонд музейно-образовательного комплекса позволяет музейному педагогу осуществлять непосредственное знакомство учащихся с предметами культуры и быта прошлого. Предмет выступает не только как объект прошлого, но и как носитель общественной памяти.
Знакомство с нематериальным наследием возможно через проведение традиционных народных праздников Рождества, Масленицы, Пасхи. Образовательно-воспитательный потенциал участия ребенка в них трудно переоценить. Информация, полученная в виде игры и активных видов деятельности, воспринимается легко и надолго.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Культура всегда есть «зеркало», глядя в которое мы пытаемся увидеть, понять и обогатить себя; кроме того, в этом «зеркале» можно попытаться увидеть «за спиной» свое будущее [4] . Включение традиционной культуры родного края в современную жизнь ребенка актуально и, можно сказать, необходимо. Преподавание национальноре-гионального компонента будет эффективнее с использованием ресурсов как школьных музеев (их имеют многие школы республики), так и государственных музеев, двери которых всегда открыты для посетителей.
- [1] Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271, 04 февраля 2010 г.) [Интернет-ресурсы]: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- [2] Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М., 2004. С.13.
- [3] Там же. С.12.
- [4] Пивоев В.М. «Свое» и «чужое» в культуре. Тез. докл. межвузовской науч. конф. «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера [Интернет-ресурсы]: www.pivoev.ru
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.