Метки текста:

Молодёжь Образование Рябининские чтения

Тихова В.В. (г.Кострома)
«Азбука юного костромича» как средство идентификации личности в младшем школьном возрасте Vkontakte@kizhi

Азбука юного костромича. Кострома, 2002.

стр. 549Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в продолжение всей жизни человека и в определенных условиях. Семья, ближайшее окружение, социально-экономические условия региона, страны, этносоциокультурные, национальные традиции того народа, среди которого он живет – вот макроситуации личностного развития [1] . Эти аксиоматические утверждения о роли социума в развитии личности ни у кого не вызывают сомнения. Педагогика и психология давно учитывают их. На каждом этапе жизни ребен-ка, по мнению известного психолога Л.С.Выготского, складываются непреднамеренно, по воле обстоятельств, или создаются специально – в целях развития личности – определенные ситуации, которые формируют отношение ребенка к социальной действительности. Для возраста активного формирования личности, каким является младший школьный возраст, воздействующими являются оба вида ситуаций.

Ситуации, пережитые младшим школьником по воле обстоятельств, иногда оставляют след в памяти на всю жизнь, если они новы и нестандартны по содержанию, эмоционально окрашены, неожиданны для участников, нетрадиционны по форме (сведения получены из бесед с выпускниками школы). Так, например, многие 17-летние юноши и девушки рассказывали о том, что их в раннем школьном возрасте поразили ситуации, связанные с людьми других национальностей. Они – это типично – случались чаще всего на рынке при покупке, при проверке милицией документов граждан, в общественном транспорте, при просмотре теленовостей и др. Кроме того, многих опрошенных старшеклассников поразили случайные разговоры на темы национальной принадлежности человека (с позитивной или негативной оценочной речью в адрес представителей иных наций), услышанные от взрослых. Именно после этого, как им сейчас кажется, и началось осознание респондентами своей национальной принадлежности и формирование отношения к людям других наций и народностей.

При вопросе о том, когда и как они поняли, что являются гражданами России, эти же респонденты в большинстве случаев ссылались на школьные учебники: их содержание открывало им суть данного концепта и связанных с ним понятий (россиянин, Российский Флаг, Герб России, Гимн и др.). Это второй тип ситуаций, созданных преднамеренно в целях формирования личности.

Яркое и точное воспроизведение в 17 лет пережитых в детском возрасте ситуаций убеждает еще раз в правильности и значимости для формирования личности «удивительной, неповторимой поры детства», память о которой, по мнению великого писателя и педагога Л.Н.Толстого, пожизненна, а воспоминания, связанные с ней, «лелеют и возвышают душу человека, служат для него источником лучших наслаждений» [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На вопрос беседы о том, когда же они поняли, что они костромичи, практически никто из семнадцатилетних школьников не ответил: знали всегда, с какой поры – не помнят. Не было таких ситуаций, которые бы «возвысили душу», стали источником размышлений и социально ориентированного поведения.

Проведенное нами среди школьников анкетирование помогло выявить представления о том, какими должны быть костромичи. Дети писали, что костромичами называют тех, кто живет в этом городе или родился в нем; что костромичи – это европейцы, что они еще могут называть себя россиянами, северянами, горожанами; что они должны знать, откуда пошло название города; им должна быть известна его история; что они должны гордиться своими земляками, которые внесли значительный вклад в развитие государства, его культуры; что они должны уметь рассказывать о достопримечательностях, памятниках архитектуры и культуры, улицах и площадях Костромы и др. Ответы на вопросы анкеты продемонстрировали, что редкие опрашиваемые являются носителями тех знаний, которые должны, по их мнению, отличать личность костромича от других жителей России. Никто из опрошенных не объяснил смысл названия города, многие из них не знают, сколько ему лет (правда, большинство выбрало ответ «несколько сотен лет»). Среди известных костромичей, наших современников, только один из 50 опрошенных назвал правильно имя известного своего современника (Олимпийского чемпиона по конькобежному спорту В.Голубева), другие в ответе на этот вопрос давали неправильные ответы или просто пропускали задание. Зато с большим удовольствием дети обозначали словами места торговых точек города, для перечня названий магазинов в анкете просто не хватило места (писали на полях, при этом только один из опрошенных назвал книжный магазин). Успешно перечисляли школьники стадионы (там сейчас тоже торговые точки). Что же касается действующих катков и спортивных площадок – их количество и расположение в городе дети знают плохо. Еще хуже им известны музеи, выставочные залы, театры, библиотеки…

стр. 550Получение описанных результатов анкеты не было неожиданностью. Озабоченность низким культурным развитием личности современного школьника не раз освещалась как в российской, так и в региональной печати. А вот вопросы «Кто виноват в этом?» и «Что делать, чтобы изменить ситуацию?» уже нельзя оставлять на риторическом уровне. Нельзя и ответы на них отдать только школе: одна она никогда не справится с процессом воспитания в детях по-настоящему патриотического, а не резонерского отношения к своей Родине, к родному краю. Наступил момент, когда всем понятно, почему лучшие представители нынешней молодежи уезжают жить в сиэтлы и ганноверы. Дело осталось за небольшим: найти такие пути и средства формирования истинного патриотизма, любви к родному краю, чтобы пословица «где родился, там и пригодился» со своим смыслом, как с животворным вливанием, входила в душу развивающейся личности с раннего возраста.

Образно говоря, в доазбучный и азбучные периоды. Одним из средств осуществления этой благородной деятельности может стать начальная азбука гражданина. Один из вариантов подобного рода изданий мы представим далее.

«Азбука юного костромича» была написана по инициативе администрации и учительства города Костромы к 850-летию города. Ее авторами стали известные в городе педагоги общеобразовательных, художественных и музыкальных школ: Ю.В.Ребинник – автор идеи, Л.В.Вахаев, Л.А.Михайлова, М.М.Шестакова, А.А.Алядинов, Н.И.Володкина, Т.В.Губанова, Т.Н.Решетняк – составители, художники и фотографы. Содержательная составляющая азбуки рассчитана дидактически точно с самой обложки до последней страницы. Авторы отбирают такой фактический краеведческий материал, так соотносят его с алфавитом и художественно преподносят, что познавательная информация оказывается способной не только прямолинейно, но и опосредованно ввести читателя в смысловое, коммуникативное, эстетическое дидактическое пространство, нацеленное создателями азбуки на самоидентификацию личности школьника в параметрах россиянин-костромич.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На первой странице Кострома как живой, олицетворенный авторами текстов и художником женский образ, по-доброму приветствует дорогого друга – читателя. Сказительница Кострома предлагает юному костромичу не только качественно адаптированную для детского возраста краеведческую информацию, но и, играя ею, ведет его за собой на экскурсию в архив (А) или беседку А. Н. Островского (Б), к картинам И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» (В) или Е.Честнякова «Щедрое яблоко» (Щ), к памятнику И.Сусанину (С) или пожарной каланче, единственной в своем роде постройке в России, созданной по проекту архитектора П.И.Фурсова (П) и др. Знакомит его с главной святыней Костромы, чудотворной Федоровской иконой Божьей Матери (Ф), оберегавшей Кострому от иноземных захватчиков. Учит быть настоящими читателями, предлагая удачно адаптированный текст о династии Романовых и царе Михаиле Федоровиче, благословленном на правление Россией в Ипатьевском монастыре Костромы (Р). Дает возможность размышлять вместе с авторами о меценатстве как важной, социально значимой деятельности при знакомстве с известным просветителем-костромичом Ф.И.Чижовым (Ч), оставившим на устройство учебных заведений Костромы часть своих капиталов. Информируето фонетических особенностях костромских говоров, одновременно представляя писателя-земляка С. Маркова (О) и обучая выразительному чтениюпоэтического текста:

Всю жизнь я верен звуку О –На то и костромич! Он речи крепкое звено, Призыв и верный клич. И, говор предков сохранив, Я берегу слова:«Посад», «Полома», «Кологрив», – Покуда речь жива. <…>На свете тот народ велик, Что слово бережет, И чем древней его язык. Тем дольше он живет.

Кроме названных способов деятельности, в которые включает младших школьников Азбука, она предлагает разгадать кроссворд (Ы), решить проблемную ситуацию (Щ), играя, совершить заочное путешествие по Ипатьевскому монастырю, одновременно запоминая его архитектурные составляющие (Й), выучить песнюо Костроме и сыграть ее на каком-либо музыкальном инструменте (Ё), узнать массу новых понятий, закрепить их в словах и картинках, предложенных на нижних и верхних полях страниц, и др.

стр. 551Разные способы подачи краеведческого содержания статей азбуки, разные облики автораповество-вателя, представляющего статьи, точная ориентировка на адресата книги в тексте (использование многочисленных лингвистических приемов подачи фактической, концептуальной и подтекстовой информации, а также палитры приемов создания фактической речи, обеспечивающей контакт с читателем в статьях, созданных в научно-учебном или научно-популярном подстилях речи) – все это открывает читателю-учителю возможность для методических интерпретаций краеведческого материала, подсказывает приемы работы с ним как на уроках работы по букварю, так и на уроках по изучению окружающего мира. Не удивительно, что дидактическая универсальность книги сделала ее востребованной и в аудиториях более старших школьников. Там она стала источником отбора материалов при подготовке внеклассных мероприятий, проходивших под лозунгом «Кострома – душа России»: утренников, викторин, олимпиад, заочных экскурсий.

Пришла книга и в семью: школьники читали ее дома вслух своим родителям, став настоящими читателями и просветителями.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Использование книги в названных формах работы, примененных учителями в ряде школ области и города, убедило нас в том, что только одна педагогическая ситуация, созданная специально, – выпуск необходимого учебно-развлекательного краеведческого издания для школьников и организация работы с ним – может не только просветить юных читателей, но и отразиться на их социальной адаптации, идентификации личности, стать стимулом для более глубокого осознания себя как гражданина России. И, конечно, как костромича!

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф