Филимонов А.А. (г.Санкт-Петербург)
Раскрытие школьникам особенностей национального характера народов Крайнего Севера в ходе проведения спортивной соревновательной игры
@kizhi
стр. 552С целью развития у учащихся 6–8 классов средней школы представлений об особенностях национального характера жителей Крайнего Севера, предопределенных их основными занятиями – охотой на морского зверя и оленеводством, сотрудниками Научно-методического отдела Российского этнографического музея (РЭМ) на основе описаний этнографами традиционных игр северных народов (прежде всего – чукчей и ненцев) совместно с преподавателями физкультуры школы-гимназии №41 г. С.-Петербурга Я.В.Кашиной и О.Е.Лобачем была разработана программа соревновательной спортивной игры. Игра была проведена в феврале 2011 г. среди шестиклассников 41-й школы-гимназии; поддержать команды пришли учащиеся восьмых классов.
Своего рода девизом к веселой и совершенно безопасной игре, в которую организаторы мероприятия завлекли школьников, были слова великого путешественника-полярника Фритьофа Нансена о том, что если когда-нибудь будет написана история народов Крайнего Севера, она предстанет бесконечной вереницей подвигов. Нам, организаторам мероприятия, хотелось, чтобы, участвуя в состязаниях и наблюдая за их ходом, школьники получили возможность убедиться в истинности этих слов.
Перед началом состязаний школьники – участники и зрители – расположились, образовав разомкнутый с одной стороны круг, наподобие того, как, согласно описаниям этнографов, организуется площадка для проведения спортивных состязаний («вуквупин») у чукчей. Согласно чукотским повериям, оказавшиеся в замкнутом пространстве злые духи во время состязания молодых людей в силе и ловкости могут принести вред его участникам (отсюда – разомкнутый круг). Особая форма площадки, предназначавшейся для проведения спортивной игры, была выбрана нами для того, чтобы внести в мероприятие некоторый элемент условности, намекающей на воспроизводимые нами в игре реальные обстоятельства. Школьникам было объяснено, почему для проведения спортивных состязаний мы рассадили в спортзале зрителей незамкнутым кругом.
В небольшом отдалении перед площадкой был поставлен экран, на котором воспроизводились фотографии с экспозиции Российского этнографического музея «Народы тундры в конце ХIХ – начале ХХ веков». Введение какой-либо атрибутики, указывающей на соотнесение самих участников проводимого нами мероприятия с традиционной культурой народов Крайнего Севера (элементы костюма, традиционный орнамент и проч.), нами, организаторами мероприятия, не предусматривалось.
Во вступительном слове к участникам соревнований и зрителям сотрудниками РЭМ говорилось о том, что спортивная игра, в которой школьникам предлагается принять участие, проводится для того, чтобы они смогли себе яснее представить, каких усилий народам Севера стоит, порою, их борьба за жизнь в условиях, с нашей точки зрения, совсем не подходящих для жизни. Подросткам сообщалось о том, что с детства представители народов Крайнего Севера осваивают умения, которые у нас, жителей крупных индустриальных городов, полностью отсутствуют. Кратко сообщалось о том, как дети оленеводов учатся с ранних лет бросать аркан и какие требования в отношении состязаний по метанию аркана (чукотск. – «чаута») предъявляются для участвующих в них юношей у чукчей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Затем во вступительном слове отмечалось, что ряд состязаний, в ходе которых участники пытаются подражать животным, являются у охотников на морского зверя в то же время и испытанием на выдержку и выносливость – качества, помогающие охотнику подойти к морскому зверю на короткое расстояние. При этом охотник часто подражает повадкам животного, на которого охотится, а сам процесс подползания к нему может продолжаться в течение нескольких часов. К состязаниям народов Крайнего Севера, ведущим свое происхождение от охотников на морского зверя, следует отнести соревнования в хождении на корточках (кто пройдет большее расстояние или быстрее достигнет финальной черты), прыжки на корточках вперед и назад (кто последним закончит это упражнение). Естественно, что охотникам на морского зверя необходимы и такие умения, как прыгнуть с корточек на довольно большое расстояние.
Во вступительном слове внимание школьников было также обращено на то, что во время состязаний, устраивавшихся народами Крайнего Севера после удачной охоты на морского зверя, их участники демонстрировали свое умение действовать как одно целое. Примером демонстрации этого умения может быть описанная этнографами чукотская игра в кожаный мяч, во время которой члены одной команды, держась друг за друга и не расцепляясь, ходят по площадке гуськом. Умение действовать, как одно целое, охотникам на морского зверя помогает не погибнуть в тот момент, когда они командой из нескольких человек направляются в море на одной байдаре.
стр. 553Вся игра состояла из 10 спортивных конкурсов, для участия в каждом из которых каждый раз по-новому выбирались по три мальчика и девочки от каждой команды. Соревнование началось с переклички – школьники выкрикивали в качестве «кричалок» детские ненецкие поговорки: «Гагара, гагара! Унеси ветер, унеси дождь, дай нам солнца!», «Бабочка, бабочка, съешь комаров!». Затем обе команды вместе продекламировали довольно длинную ненецкую поговорку, в которой одна строка представляет собою вопрос, другая – ответ на него:
– Птичка, птичка, где ты была?
– Я была в лесу.
– А куда делся твой лес?
– Его спалила молния.
– А куда делась молния?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– Ее потушил дождь … и т.д.
Исполнение этой «кричалки» предоставило организаторам соревнования возможность намекнуть его участникам, что члены команд в ходе мероприятия предстают друг в отношении друга как соперники, но во- все не как противники и враги и, в ходе самого соревнования так же, как и при исполнении этой «кричалки», часто будут друг друга дополнять. Соревнующиеся предупреждались, что всякое проявление неспортивного поведения будет очень серьезно наказываться. Судьи в ходе состязания имели право в пользу команды противника со всей команды, среди членов которой вдруг появятся люди, проявляющие неспортивное поведение, снимать очки, причем как уже заработанные, так и те, которые команда может заработать в следующих состязаниях. Так что команда, члены которой повели себя неспортивно, могла еще и остаться к концу состязаний должником команды, состязающейся с нею. В ходе проводимого нами мероприятия инцидентов неспортивного поведения не было. Наоборот, от конкурса к конкурсу его участники все более и более заинтересованно относились к происходящему вокруг них.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первым проходило состязание по метанию аркана. Предполагалось, что вместо аркана, которым пользуются оленеводы, мы сможем использовать веревку одинаковой с ним толщины с завязанной крепким узлом петлею на конце, а задание, по отношению к тому, как эти состязания проводятся на самом деле, максимально упростим – потребуем закинуть петлю аркана на небольшой, установленный вертикально штырек. При «репетициях» этого состязания выяснилось, что школьникам – жителям крупного индустриального города – невозможно будет справиться с предложенным им заданием, если их «аркан» будет изготовлен из веревки одинаковой с реальным «чаутом» толщины. Подросткам было предложено с трех метров петлею, накрепко завязанной на довольно толстом канате, сбить кеглю. За удачный бросок участники получали три очка, за по- падание со второй попытки – два. Из 12 соревновавшихся с первой попытки с заданием справились семь человек, со второй – еще двое. Девочки с этим заданием справлялись гораздо хуже мальчишек. Умение кидать аркан зависит от того, насколько часто и помногу в этом деле приходится тренироваться. Само выполнение этого задания доставило организаторам мероприятия повод поговорить с его участниками о том, насколько коренные жители Крайнего Севера с самого раннего детства в умении кидать аркан превосходят современных городских подростков.
Для проведения следующего состязания выбирался из каждой команды «охотник на дикого оленя», которому противостояли пять соперников, членов другой команды – «диких оленей». У каждого «дикого оленя» за поясом на спине был укреплен платочек – «хвостик», который охотник должен был у «дикого оленя» «отобрать», последний же, вывернувшись из рук «охотника», должен был свой платочек сохранить. Этот конкурс, по мнению организаторов соревнований, предстает как аналог более сложных и для современных детей, жителей крупного города, заведомо воспринимаемых как травматичных форм юношеских спортивных состязаний народов Крайнего Севера, участники которых в своеобразной ролевой игре представляют «охотников» и «оленей». К таковым можно отнести задание заарканить «оленя», оседлать его, соревнование «пастухов», восседающих на «оленях», в ходе которого противники должны сбросить друг друга на землю. В нашей спортивной игре за каждого «пойманного оленя» «охотник» добывал для своей команды одно очко, за каждого оставшегося «диким оленем» команда получала два очка. Школьникам, наблюдавшим состязание «охотников» и «оленей» со скамей зрителей, порою очень хорошо были видны, с одной стороны, неповоротливость, неловкость некоторых «оленей», с другой – слепота «охотников», которые часто не могли, находясь в игре, почувствовать особенности своего противника, увлекались более сильными и ловкими «оленями», совершенно не обращая внимания на находящихся рядом с ними менее увертливых. Состязание длилось восемь минут. За это время в обеих соревнующихся группах «олени» в целом показали себя гораздо лучше «охотников», одному из которых удалось поймать двух «оленей» из пяти, другому только одного. Состязание, проходившее в форме ролевой игры в охотников и диких оленей, заставило, причем не столько его участников, сколько подростков, наблюдавших за его ходом со стороны, задуматься о том, насколько у народов Крайнего Севера развито умение быстро ориентироваться в развитии ситуации, находясь в ней.
стр. 554Довольно хорошие результаты в ходе проводимого нами мероприятия его участники показали в прыжках с места на корточках. За три таких прыжка членам соревнующихся команд удалось покрыть довольно приличное расстояние. Однако, в отличие от того, что можно видеть в аналогичных случаях у народов Крайнего Севера, у нас прыжки на корточках имели форму не личных, а командных соревнований. Перепрыгивая в согнутом положении вперед и назад через установленную распорядителем соревнований метку, чукотский юноша не только демонстрирует свои умения далеко прыгать, но и свои выдержку и выносливость. На это обстоятельство организаторами соревнований в ходе проведения состязания «Тройной прыжок» было обращено внимание участников мероприятия.
Фактически никак не справились с заданием подростки, которым было предложено состязание в перетягивании на руках, во время которого соревнующиеся хватаются друг за друга средними пальцами правых рук, левыми руками упираясь друг другу в плечо. Это соревнование требует совершенно несвойственной нашим подросткам цепкости, натренированности и ловкости пальцев. Именно это качество позволяет жителям Крайнего Севера быстро развязывать самые тугие и сложные узлы. То, как участники соревнований с этим заданием не справились, явилось лишним поводом сравнить себя с коренными народами Севера.
Главная особенность нашего мероприятия заключалось в том, что подросткам предлагалось оценить во время участия в спортивных состязаниях умения и навыки, которым жители Крайнего Севера обучаются с детства. Проведение спортивных состязаний нацелено всегда на то, чтобы продемонстрировать другим свои ловкость, умение, спортивные навыки; организаторы мероприятия не предполагали постановки перед школьниками обязательных задач продемонстрировать во время состязаний высокие результаты и даже справиться с предложенным им заданием. Однако все мероприятие, основной частью которого были спортивные состязания, в целом было задумано ради того, чтобы у школьников, привлеченных к ним в качестве участников и зрителей, появилась возможность сопоставить себя с охотниками на морского зверя и оленеводами. Спортивные состязание юношей у чукчей начинаются с обращения распорядителя («эремчина»), в котором оглашается, что цель состязаний – показать, что мы, ныне живущие люди, такие же легкие, быстрые, выносливые, как наши далекие предки. Наше мероприятие направлено было, наоборот, на то, чтобы подростков – жителей современного крупного города – заставить задуматься над тем, каких усилий требует хотя бы частичное усвоение тех навыков, которые жители Крайнего Севера вырабатывают в себе в течение всей своей жизни. Итогом нашего мероприятия не было появление у подростков какого-то развернутого образа жителя Крайнего Севера. Самое большее, чего мы добились – признания подростками в отношении народов Крайнего Севера существования диспозиции: понимания того, что они – такие, а мы – совсем другие, из-за того, что сами условия нашего существования ставят перед нами совершенно разные задачи. В спортивной игре мы сумели показать подросткам, что в обыденной жизни их фактические сверстники – представители народов Крайнего Севера – в состоянии выказать физические, интеллектуальные умения, способности к концентрации воли и усилий, не свойственные подавляющему большинству жителей крупного современного города.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.