Яшкова Т.Б. (г.Петрозаводск)
Реализация национально-регионального компонента в педагогическом вузе на занятиях декоративно-прикладного цикла
@kizhi
стр. 555Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на сохранение национально-региональной культуры. Это нашло свое отражение в актуализации идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Педагогические вузы обладают сегодня наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Сегодня перед вузами стоит задача подготовить не только квалифицированных специалистов по определенному профилю, они призваны также сформировать поколение, ориентированное на ценности национальной культуры, ее историю, традиции. Одной из наиболее важных задач этнокультурного образования и воспитания студентов является освоение культурного наследия прошлого Карелии, раскрытие его ценностей. Решение задач по гуманизации образования и воспитания направлено через формирование ценностной ориентации на знания о культурном наследии прошлого. Одним из подходов к решению проблемы воспитания этнокультурной личности выступает формирование интереса к национальной культуре. Изучение студентами народного костюма, традиционной вышивки, декоративно-прикладного творчества способствует приобщению к духовной и материальной культуре Карелии.
Целью преподавания дисциплин «Народный костюм», «Вышивка», «Декоративно-прикладное творчество» является воспитание творческих черт характера, формирование у студентов потребностей в овладении, освоении традиционных ремесел и основ современной культуры Карелии, представлений о регионально-этнической идентичности, о системе ценностей, обусловленных жизнью в Карелии, формирование умений и навыков культуротворчества, в том числе и художественной деятельности.
Курс по народному костюму в полной мере включает этнокультурный компонент.
Исследование специфики народного искусства как особого типа художественного творчества позволяет рассмотреть народный костюм в единстве с традиционной культурой народа, его историей, мировоззрением. Основной целью данного курса является не только изучение истории традиционного костюма Карелии, основных комплексов одежды, но и формирование у будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования теоретических знаний и практических навыков: умение определять образ народного костюма, решать проблемы создания полного комплекса, в том числе за счет локальных вариантов традиционного народного костюма Карелии, разрабатывать технологию изготовления деталей традиционного костюма. Кроме того, на занятиях студенты знакомятся с некоторыми приемами проектирования народного костюма, узнают возможности и пределы стилизации костюма в современных условиях. Важной составной частью курса является ознакомление студентов с методикой сбора материалов по народному костюму и использованию полученных сведений в практике проектирования костюма.
Традиционный костюм можно рассматривать как уникальное явление материальной культуры народа, как синтез рукоделий. Основной смысл и ценность народного костюма, его философия – в демократичности, функциональности, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности. В процессе обучения будущих учителей технологии создания образцов народного костюма или современной одежды в народных традициях идет приобщение молодежи к этнокультуре, так как объектом изучения и исследования является пласт национальной культуры. Обращение студентов к теме народного костюма требует большой поисковоисследовательской работы и предполагает работу с этнографическими источниками. В истории этнографии, культурологии накоплен богатый материал по истории костюма; это, в первую очередь, труды выдающихся знатоков народного костюма М.И.Забылина, И.Е.Забелина, Н.И.Костомарова. Материал по истории народного костюма Карелии представлен в работах И.И.Шангиной, Г.С.Масловой, Р.Ф.Тароевой, А.П.Косменко, И.Ю.Винокуровой, Л.В.Трифоновой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Учебники и учебные пособия, которые используются для обучения студентов, в основном ориентированы на изучение основных комплексов народной одежды и их составляющих. Между тем, учебник не может полно отразить весь материал ввиду того, что костюм имел свои этнолокальные особенности в каждом уезде России. Изучая данные этнографические труды, студенты могут проанализировать особенности развития народной одежды, районы ее бытования, способы ношения деталей костюма. Наряду с этим будущие учителя технологии знакомятся с обрядовой функцией народного костюма, бытом и моральными устоями народа, его традициями.
Содержание дисциплины «Вышивка» предусматривает изучение орнаментов при выполнении текстильных изделий (полотенце, скатерть) и вопросы декорирования народной одежды, что позволяет привить будущим дизайнерам костюма художественный вкус, позволяет приблизиться к народной культуре, народному искусству. У студентов формируются понятия о свойствах орнамента, его смысловом значениистр. 556 и месте, занимаемом в одежде. Представления студентов о символике формы и цвета в орнаменте народной вышивки, об особенностях его построения находят воплощение в практической творческой работе, связанной с выполнением эскиза орнамента вышивки на деталях рубах, головных уборах и на полотенцах. При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение декоративно-обобщенно, лаконично строить традиционный мотив с учетом выбранной вышивальной техники.
В крестьянском быту вышитые узоры имели не только эстетическое, но и обрядовое значение. Одежда с магическими узорами обладала чудодейственной силой, где каждый знак нес смысловую нагрузку. Возьмем, к примеру, знаки плодородия, которые должны способствовать деторождению. Они являлись доминирующими в орнаментации костюма невесты и молодухи и вовсе отсутствовали в детской и старушечьей одежде.
При проектировании костюма учет данного фактора очень важен. Текстильных вышитых изделий в крестьянском быту было достаточно, одни были предназначены для праздников, другие для будней, но были и те, которые связаны с похоронной обрядностью, роль каждого во многом определялась вышитыми знаками и символами.
Шло время, значимость каждого знака ушла на второй план, уступив место декоративному решению.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сегодня мы понимаем, что вышитые узоры можно рассматривать, как особый способ передачи информации. А чтобы прочесть вышитые письмена, необходимо познать смысл знаков и символов, обратиться к истокам.
В образовательном стандарте по технологии уделено внимание такому виду ремесла, как лоскутное шитье; уже на первой педагогической практике студенты дают уроки по данной теме. Лоскутное шитье сегодня интересует многих, и у студентов занятия вызывают живой интерес. Они знакомятся с основными лоскутными узорами, с методикой скоростной сборки лоскутных изделий и новыми технологиями в сфере данной творческой деятельности. Особое внимание уделяется традиционному лоскутному шитью Русского Севера.
стр. 557Расцвет лоскутного шитья в России пришелся на конец XIX в. и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в деревнях разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком, которые шли на пошив рубах и сарафанов. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, наволочки и другие утилитарные вещи. Традиционные «деревенские» узоры отечественной лоскутной техники – несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Но насколько хороши данные предметы, как они радуют глаз и трогают душу. Безусловно, опыт наших прабабушек находит применение в выработке новых идей и создании новых лоскутных изделий, как традиционных, так и современных.
Опыт работы со студентами по проектированию образцов традиционных текстильных изделий, народного костюма, созданию кукол в традиционном костюме, лоскутных изделий говорит о необходимости привлечения дополнительного местного краеведческого материала, и здесь очень важна связь с музеями.
Студенты с интересом посещают музейные выставки, где есть возможность погрузиться в удивительный мир традиционной культуры. Работа по использованию краеведческого материала способствует этнокультурному образованию и воспитанию студентов, расширяет кругозор и развивает их познавательный интерес. Наряду с этим, есть возможность провести собственное исследование, постичь секреты ремесленных технологий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Следует отметить, что самостоятельная исследовательская работа студентов проводится под руководством преподавателя в целях привития им навыков исследовательского характера в научном изыскании новых решений. В музейных фондах хранится множество произведений, относящихся к различным видам народного прикладного творчества, важнейшими среди них являются подлинные образцы народных костюмов, традиционных полотенец и т.п. Работа в музеях дает возможность студентам увидеть оригиналы своими глазами.
Подлинники, представленные в экспозиции, конечно же, расширят знания о своеобразии и эстетике предметов народного искусства, но не раскроют особенностей конструктивного решения, приемов соединения деталей. Только непосредственная работа с подлинником даст хорошие результаты. Представленныйстр. 558 для изучения экспонат можно изучить очень досконально: определить вид ткани и отделки, характер используемых швов, выполнить замеры, сделать зарисовку орнамента, исследовать изнаночную сторону изделия и уточнить конструкцию, разработать эскиз. Данная исследовательская работа в музее, анализ изученной специальной литературы по заявленной теме помогут уточнить время бытования изделий на территории Карелии, их конструкцию, присутствие и характер декорирующих элементов. Доминирующими в изготовлении орнаментированных вышитых изделий, лоскутных предметов, деталей традиционного костюма в Карелии были домотканые льняные и шерстяные полотна, а также покупные ткани из натурального сырья. Поэтому обращение студентов к выбору материалов потребует знаний о состоянии ткачества в Карелии в исследуемый период, разносной торговли, проведении ярмарок, где крестьяне мог-ли купить ткань, тесьму, ленты и т.д. На технологическом этапе при выполнении изделий необходимы определенные теоретические знания и технологические навыки в области традиционных ремесел: традиционной вышивки, бисероплетения, ткачества, вязания. Несомненно, в практической деятельности раскроется творческий потенциал студентов, эстетический вкус и навыки работы с различными материалами. Иногда работа по освоению определенной технологии требует индивидуальных консультаций, проведения эксперимента.
Таким образом, включение материалов по народной одежде и традиционной вышивке, лоскутному шитью в широкий культурологический и этнографический контекст, а также практическая направленность получаемых студентами знаний по декоративно-прикладному искусству обеспечивает разностороннее развитие будущих специалистов в области народного художественного творчества. В заключение стоит отметить, что изучение народного декоративно-прикладного искусства, отличающегося высокими эстетическими достоинствами, активно влияет на формирование личности будущего педагога, способствует становлению его профессионального мастерства и социокультурному развитию личности.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.