Бабковская К.В. (Черногубово, Тверская обл.)
Народные куклы карел как способ самоидентификации этноса
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена исследованию разновидностей народных кукол карел на территории России. Автор затрагивает вопросы взаимодействия русской и карельской культур, а также способы самоидентификации карельского этноса. На территории Российской Федерации карелы проживают в Республике Карелия, Ленинградской и Тверской областях. В настоящее время в большинстве изначально карельских деревень население смешанное. Анализ экспедиционных материалов позволяет сделать выводы о степени самоиндификации этноса. Особенностью фольклорной традиции данной территории являются межэтнические заимствования.
Ключевые слова: Куклыкарелыиграреспублика Карелияэкспедиции
Summary: The article is devoted to research of Karelian folk dolls in Russia. The author of article investigate the interaction of Russian and Karelian culture and methods of Karelian ethnic identity. Russian Karelians live in the Republic of Karelia, Leningrad and Tver regions. Today its population is mostly mixed with Russian. The analysis of expedition materials shows a level of national identification. A feature of folk tradition of this region is interethnic borrowings.
Keywords: DollsKareliangamethe Republic of Kareliaexpeditions
стр. 12На территории Российской Федерации карелы в основном проживают в Республике Карелия, Ленинградской и Тверской областях. Перепись населения 2010 г. показала продолжающееся быстрое снижение численности карел в России. В 2002 г. данного этноса насчитывалось более 90 000, [1] а в 2010 г. – на треть меньше. [2] По мнению специалистов, это объясняется не физическим вымиранием представителей карельской национальности, не миграциями карел за пределы страны, а естественным процессом ассимиляции. [3] В настоящее время в большинстве изначально карельских деревень население смешанное. Несмотря на длительное проживание карел на территории России, практически полную бытовую и культурную ассимиляцию с русскими, представители этого финно–угорского народа и до сих пор выделяют свою национальную принадлежность вплоть до записи в паспорте. Хотя номинативное выделение себя в качестве представителя карельской народности порой дальше этого не идет, различий в традиции и культуре они не видят. На вопрос, обращенный к пожилой жительнице д. Шеломец Рамешковского района Тверской области М. А. Давыдовой, «чем отличаются карелы от русских?» последовал ответ: «Ничем. Мы этих отличий не замечаем. Песни и частушки русские пели, танцы русские плясали». [4] Тем не менее, несмотря на общую с русскими культурную среду, представители карельского этноса стремятся выделить и сохранить свое национальное своеобразие. Проблемам карельской идентичности посвящены работы А. А. Кожанова, Е. И. Клементьева [5] и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Одним из ключевых факторов этнической самоидентификации народа является язык, а также знание традиций. Несомненно, что более глубокая социализация человека происходит в детстве, когда этнические установки откладываются в подсознание ребенка. Суть этого явления у финнов, например, отражена в самом понятии «родной язык» – это «язык матери» («aitin kieli»). [6] Поскольку этническое самосознание складывается в большей степени в детстве, то значительную роль в процессе усвоения национальных особенностей играет мотив игры как способ восприятия жизни. Именно игрушка, кукла, порой является лучшим другом и собеседником, посредством неё, через игру, ребенок репетирует взрослые жизненные ситуации.
Источниковедческой базой для статьи послужили материалы собственных экспедиций в карельские поселения Тверской области; информация о куклах карел других регионов почерпнута из печатных источников.
стр. 13По сведениям информантов из Тверской области карельского происхождения, в детстве они играли в кукол, которые назывались муччо. На вопрос, что означает «муччо» – они отвечали, что просто «кукла». Хотя в словаре карельского языка тверских говоров слово «mucco» в первом значении означает молодую жену, молодуху, во втором – куклу. [7] Муччо мы зафиксировали 4 разновидности:
- Кукла – скрутка из ткани. Внутрь закладывается носок или рукавица, или что–то плотное, оборачивается тканью, полоской ткани отделяется голова. Далее кукла заворачивается как будто в пеленку. Такая кукла была безликой. [8]
- Кукла из одежды. Сворачивается стёганка и завязывается платок. Кукла безликая. [9]
- Кукла – закрутка. Из ткани закручивается столбик, обвязывается платком, а вместо рук вставляются согнутые спички. Кукла безликая. [10] [11]
- Сшивно–набивная кукла с лицом. Все детали изготавливаются отдельно, набиваются ватой и сшиваются. Одна информантка–карелка назвала эту куклу муччо,11 другая – точно такую же, но набитую трестой, просто куклой. [12]
В д. Шейново Лихославльского р-на Тверской области тоже делали куклу, которую называли по- карельски муччо. Её набивали соломой. [13] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Несмотря на то, что нами были зафиксированы 4 разновидности муччо, каждая из информанток с уверенностью говорила, что именно её муччо – настоящие, а варианты, сделанные другими, – неправильные.
Во время игры карельские дети этим муччо давали русские имена: Катя, Таня, Окса (то есть Ксения). Муччо убаюкивали, кормили, ходили с ними друг к другу в маюшки (сделанные из досок кукольные домики). Л. И. Львова рассказывает, что её бабушка Ога, сделав такую куколку, мастерила для неё колыбель или качельку. На гвоздь вешала веревку, в дранке (щепе) проделывала дырки и подвешивала. Ребенок был занят и не мешал взрослым заниматься домашними делами. [14]
Что касается технологий изготовления, собственно карельскими этих кукол назвать нельзя. Скрутки и закрутки, подобные муччо, известны у русского населения повсеместно на территории России, кроме того у коми–пермяков точно такие же куклы называются акань, у татар и башкир – курчак. Куклами, сделанными из стёганки, играли дети в Торжокском, Калининском районах Тверской области.
стр. 14Таким образом, куклы муччо, сделанные карелами, сохраняют только номинацию карельскую, а по сути – это общерусские куклы. Но сами карелы, безусловно, воспринимают муччо как элемент этнической идентичности. Во–первых, потому что куклы являются связующим звеном поколений – технология изготовления передается от бабушек, происхождение которых было менее смешанным, то есть более карельским; во–вторых, само название куклы звучит по–карельски. На этот счёт 84–летняя Антонина Ивановна Грунтова сказала просто и убедительно: «Я карелка, значит и кукла карельская!».
Наряду с народными куклами из тканей карелы делали также комбинированные куклы: сшивные с пластмассовой покупной головкой [15] и куклы из бумаги. [16] Но это, как говорят сами информанты, были «наши советские игрушки», такими играли и русские одноклассники.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По своей религиозной принадлежности карелы православные, но православие их русское – являющее собой синкретизм язычества, советских представлений и официальной религии. Поэтому у карел мы можем встретить и фигуры культового характера, представляющие собой остатки язычества.
Уроженка д. Шейново Лихославльского р-на Т. В. Свечина, рассказывая о своем детстве, с уверенностью говорит, что человекообразные фигурки (идолы) имелись в каждом доме. У её бабушки, карелки по национальности, Купцовой Марии Васильевны (1911–1977) в сарае, где содержались куры, сверху у шестка стоял небольшой идол, высеченный из дерева. Играть с ним запрещалось, но рассматривать его бабушка разрешила. Этот идол, по карельским представлениям, оберегал домашний скот. Его точное название информантка не помнит, но вторая часть составного слова звучала как укко (старик). В словаре тверских говоров Ukko употребляется в уже указанном значении «старик», а также – бог или бог–громовержец. [17] В карело–финской мифологии Укко – верховный бог, громовержец. Он представлялся стариком с седой бородой. Известен как покровитель скота и урожая. [18]
По замечанию информантки Т. В. Свечиной, такие фигурки ставили там, где находился домашний скот, поэтому идол, в таком случае, скорей всего, выполнял функции хозяина места, а не верховного бога. Представления о том, что у каждого жилищного пространства, равно как и у каждого места, есть свой хозяин, имеют не только тверские карелы, но и жители Республики Карелия. Функции Укко могут быть аналогичны функциям хлевника; [19] карелы, как и русские, верят в домовых и леших. [20] Лешего чаще всего называют лесовиком. Фигурку лесовика, который помогает не заблудиться в лесу и собрать грибов, могли изготовить еще в 80–е годы XX в. в пос. Видлица Карелии. Кукла представляла собой сшивную фигурку старика с бородой. По словам информантки, лесовичка кладут в корзину и берут с собой в лес. Пока корзинка пустая, лесовик лежит в ней, стр. 15 когда она наполняется – его перекладывают в карман. [21] Валентина Фомина – наполовину карелка, сейчас проживает в Твери, но эту куклу привезла из Карелии. Лесовичка, по её словам, делают только карелы, у русских такой куклы нет.
В фольклорных традициях куклы часто используются для защиты детей от злых духов и болезней: их кладут в колыбель вместо ребенка, помещают на воротах, выставляют в окнах. [22] Иногда манипуляции с куклами сопровождаются заговорами. При произнесении заговора на ночной сон на территории Карелии в Беломорском районе очерчивают младенца игрушкой, крестят, потом кладут её под подушку. [23]
Вопрос изучения кукол малочисленных народов в последнее время все больше привлекает внимание исследователей. Например, в Санкт–Петребурге при Центре коренных народов Ленинградской области реализуется программа «Традиционные куклы коренных народов СевероЗапада России». В рамках этого направления в 2013 г. вышла в свет книга «Водская традиционная кукла». [24] Специального издания, посвященного куклам карел, пока нет, хотя в 2010 г. в Карелии была издана научно–популярная книга «Загадка народной куклы». В ней представлены куклы, бытовавшие на территории России и Карелии. [25] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Несмотря на то что по технологиям и функциям куклы, изготовленные карелами, практически ничем не отличаются от русских аналогов, карелы всё же считают их признаком своей национальной идентичности, поскольку куклы и представления о них были усвоены на родном языке в раннем детстве от старших родствеников карельского происхождения.
- [1] Демоскоп Weekly. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» http://www. demoscope.ru/weekly/ssp/rus nac 02.php. Дата обращения 03.02.2015.
- [2] Социально–демографический портрет России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. М., 2012. С. 87.
- [3] Булкин А. А. Географическая разобщенность и субэтносы карел: Автореф. дис. . канд. геогр. наук. СПб., 2005.
- [4] Кременецкая Т. Никольское // Родная земля. Рамешки, 2001. 1 авг. С. 4.
- [5] Труды Карельского научного центра РАН. 2012. № 4.
- [6] Клементьев Е. И. Факторы этнической идентичности на примере карелов Карелии // Труды! Карельского научного центра РАН. 2012. № 4. С. 146.
- [7] Словарь карельского языка (Тверские говоры) / Сост. А. В. Пунжина. Петрозаводск, 1994. С. 162, 164.
- [8] Зап. от Людмилы Ивановны Львовой, 1940 г. р., с. Толмачи, Лихославльский р-н, 6.11.2014. Архив автора статьи.
- [9] Зап. от Антонины Ивановны Грунтовой, 1930 г. р., с. Толмачи Лихославльский р-н, 6.11.2014. Архив автора статьи.
- [10] Зап. от А. И. Грунтовой.
- [11] Зап. от Валентины Николаевны Васильевой, 1947 г. р., с. Толмачи, Лихославльский р-н, 6.11.2014. Архив автора статьи.
- [12] Зап. от Валентины Васильевны Смородовой, 1939 г. р., с. Толмачи, Лихославльский р-н, 6.11.2014. Архив автора статьи.
- [13] Зап. от Татьяны Вячеславовны Свечиной, 1968 г. р. д. Шейново, Лихославльский р-он, 25.01.2015. Архив автора статьи.
- [14] Зап. от Л. И. Львовой.
- [15] Зап. от Зои Александровны Туричевой (урож. д. Пасынки Спировского р-на), г. Тверь, Тверская область, 1.11.2014. Архив автора статьи.
- [16] Зап. от Л. И. Львовой.
- [17] Словарь карельского языка (Тверские говоры). С. 317.
- [18] Мишин А. И. Путешествие в «Калевалу». Петрозаводск, 1988.
- [19] Русские заговоры Карелии / Сост. Т. С. Курец. Петрозаводск, 2000. С. 125.
- [20] Головкин А. Н. История Тверской Карелии. Карелы: от язычества к православию. Тверь, 1999. С. 42.
- [21] Зап. от Валентины Александровны Фоминой 1981 г. р. (урожд. г. Олонец), г. Тверь, 5.11.2014.
- [22] Толстая С. М. Символические заместители человека в народной магии // Судьбы традиционной культуры. СПб., 1998. С. 75.
- [23] Русские заговоры Карелии / Сост Т. С. Курец. Петрозаводск, 2000. С. 57.
- [24] Конькова О. И., Романова Н. Е. Водская традиционная кукла. СПб., 2013.
- [25] Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск, 2010.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.