Баданов В.Г. (г.Петрозаводск)
Земские учреждения Олонецкой губернии и их противодействие финскому ирредентизму в годы реформ П.А.Столыпина
@kizhi
Аннотация: В статье рассматривается проблема борьбы Олонецкого земства с финской культурно-языковой и территориальной экспансией за сохранение территориальной целостности Российского государства в период столыпинских реформ. В начале XX века финский национализм пытался распространять свое влияние на карельское население приграничной Олонецкой губернии. Земские деятели Олонецкого края своевременно увидели эту опасность и сумели внести свой вклад в культурнопросветительные мероприятия по противодействию этой угрозе.
Ключевые слова: земские учреждения; финский ирредентизм; реформы П.А.Столыпина; Олонецкая губерния; земские культурно-просветительные мероприятия;
Summary: In this article is studied problem of fight of the Olonets zemstvo against the Finnish cultural and language and territorial expansion, for preservation of territorial integrity of the Russian state during the period Stolypin’s reforms is considered. At the beginning of the XX century the Finnish aggressive nationalism tried to extend the influence on the Karelian population of the border Olonets province. Territorial figures of Olonets edge in due time saw this danger and managed to make the contribution to cultural and educational actions for counteraction to this threat.
Keywords: territorial establishments; the Finnish irredentism; P. A. Stolypin’s reforms; the Olonets province; territorial cultural and educational actions;
стр. 16Характерной приметой последнего десятилетия становится пристальное внимание общественности и исследователей к истории России начала XX века, к историческим личностям и политико-правовым институтам того времени (например земству). Велик интерес в наши дни и к личности такого крупного государственного деятеля той эпохи, как П.А. Столыпин. В данной статье рассматривается весьма актуальная и малоизученная проблема борьбы Олонецкого земства с финской культурно-языковой и территориальной экспансией, за сохранение территориальной целостности Российского государства в период столыпинских реформ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Политический курс правительства Столыпина был направлен на укрепление национального единства страны и сохранение её целостности. Недооценивать важность защиты достигнутых границ значило подвергать сомнению значимость усилий прежних поколений, которые их расширяли. По мнению Столыпина, это ставило бы под вопрос дальнейшее поступательное развитие России. [1] Такой подход реформатора к национальной политике оказался весьма близок и понятен земским деятелям Олонецкого края, оказавшимся на переднем крае борьбы с финским экспансионизмом.
Приграничное положение Олонецкой губернии придавало деятельности местного земства в политической и культурно-просветительской сферах определенное своеобразие и обусловило появление здесь еще одного, не имеющего аналогов в других земствах, направления работы. В частности, речь идет о борьбе олонецких земцев с проявлениями финской националистической идеологии – финского ирредентизма. [2] В земских источниках это направление работы называлось «борьба с панфинской пропагандой» или «борьба с финским влиянием». [3]
Идеологи панфиннизма ставили своей целью создание государства «Великая Финляндия», с включением в него всех финно-угорских народов Европейского Севера России (вплоть до Урала), которые должны были осознать себя «единым финскими народом» и проникнуться «национальными финскими идеалами». [4]
стр. 17В Олонецкой губернии, насчитывавшей почти 466 тыс. населения, [5] в нач. ХХ в. проживало около 60 тыс. карел. Они занимали западные области Петрозаводского, Повенецкого и Олонецкого уездов, которые непосредственно выходили на границу с Финляндией. Именно на это карельское население и была направлена враждебная России панфинская пропаганда. Под видом «духовного возрождения и пробуждения» карелов им напоминали о «кровном родстве» с финнами, приглашали их к «братскому единению» с финским народом. Финские националисты настойчиво убеждали карел «оберегать свой родной язык», не отдавать детей в русские школы, отказываться от русских священников и вообще всячески противодействовать русскому языку и русской культуре. Антирусская и антиправославная пропаганда находила определенный отклик в среде карельской ирреденты. Дискредитируя русскую культуру и возвеличивая финляндскую, финская пропаганда должна была подорвать в глазах карел авторитет православного духовенства и деятельность русской администрации. [6]
«Когда пробудится это финское племя, – вопрошал один из приверженцев панфиннизма Бокстрем на страницах Helsingin Sanomat. – Когда оно освободит свою шею от жестоких когтей этих негодяев – русских чиновников, которые поработили это свободолюбивое племя и с помощью русских крестов и царских портретов довели его до отчаянного положения? Когда же наконец условия жизни сложатся так, чтобы и это брошенное на произвол судьбы племя могло самостоятельно управлять собою... Или печальное растворение в великорусском православном стаде и в языке и в мировоззрении будет последней судьбой этого народа? Отнесемся ли мы, финны, равнодушно и безучастно к этому обрусению наших заграничных братьев? Пусть де перерождаются они в русских пресмыкающихся. Пусть лижут православные иконы и нагайки урядников?!» [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наибольшую активность финский ирредентизм проявлял в Ребольской волости Повенецкого уезда и Ведлозерской волости Олонецкого уезда, карельское население которых имело значительные экономические, культурные и даже родственные связи с Финляндией. После создания в Таммерфорсе (Финляндия) «Союза беломорских карел» (1906) панфинская пропаганда в Олонецкой губернии приобрела организованный и целенаправленный характер. В приграничные карельские волости доставлялась русофобская литература, листовки и прокламации, велась устная агитация за отделение территорий, населенных карелами, от России и присоединение их к Финляндии. [8]
Олонецкое земство немедленно вступило в борьбу с панфинской угрозой. На земском собрании 15 мая 1907 г. был заслушан доклад о финском влиянии в русской Карелии, который был составлен секретарем частных совещаний по политическим вопросам Н.К. Чуковым. [9] В нем говорилось о причинах распространения финского влияния в Олонии, раскрывались постулаты панфинской пропаганды, перечислялись факты деятельности подрывных элементов, намечались меры противодействия идеологической экспансии Финляндии. [10] [11] Вслед за губернским земством вопрос о панфинской пропаганде был поднят и уездными очередными земскими собраниями – Олонецким, Петрозаводским и Повенецким.11
стр. 18После обсуждения доклада и выступлений председателя собрания Е.А. Богдановича, председателя Повенецкой уездной управы А.П. Николаевского и председателя губернской земской управы Н.А. Ратькова о «возможности потери четвертой части территории Олонецкой губернии» [12] было вынесено постановление. В нем, в частности говорилось: «Признать надвигающуюся опасность действительно серьезной, угрожающей культурной работе земств и целостности государства... Просить уездные земства обратить особое внимание на лучшую постановку школ в местностях с карельским населением и лучший побор учителей... Ассигновать на дело изучения карельского языка и составления словаря карельских слов 459 рублей... Поставить дело организации медицинской помощи в пограничных с Финляндией волостях и создать там врачебные пункты, так как в настоящее время, при существовании в этих волостях только фельдшерских пунктов, пограничное население Финляндии охотно обращается к нам за медицинской помощью, не имея у себя хорошей организации этого дела... Просить епископа Олонецкого Мисаила обратить серьезное внимание на качество духовенства в карельских местностях... Ходатайствовать перед правительством о немедленной постройке железной дороги для соединения Карелии с крупными чисто русскими центрами, служащими местом, как сбыта, так равно и покупки предметов первой необходимости...» [13]
Значительную помощь (в размере 1 тыс. рублей) Олонецкое земство оказало созданному в 1907 г. Карельскому Православному Братству, которое сразу же развернуло контрпропаганду среди православных карел. [14] Оно смело обличало ложь и не обоснованные притязания финнов на часть России, объединяло русских и карелов под флагом патриотизма и служения Отечеству. Деятельность земств Олонецкой губернии по противодействию финскому влиянию в 1907-1909 гг. имела ощутимые положительные результаты. Земцы много сделали для развития языка и культуры карельского народа. При финансовом содействии земств были изданы Словарь карельского языка М.Д. Георгиевского (одобренном Ф.Ф. Фортунатовым), [15] Грамматика карельского языка К.Н. Королева, [16] Букварь для обучения русской грамоте карельских детей священника В. Никольского, [17] русско-вепсский словарь П.К. Успенского [18] и много православной литературы на карельском языке.
Земство материально помогало учителям начальных школ, располагавшихся в карельских местностях. Карельские школы имели финансирование вдвое большее, чем русские. [19] Улучшилось медицинское обслуживание в карельских волостях. Полнее стали удовлетворять культурные запросы местного населения. [20] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В годы борьбы с панфиннизмом у коренного русского населения Олонецкой губернии проявился интерес к соседям-землякам: «карельскому племени» и чуди (вепсам). Эту тенденцию сразу же уловил «Вестник Олонецкого губернского земства» (ВОГЗ), который начал издаваться в Петрозаводске с 1907 г. В связи с этим интересом, авторы данного земского журнала описывали повседневную жизнь карелов, их быт, нравы и обычаи. [21] Авторы отмечали значительное сближение финно-угорских народностей с русским народом и естественную их ассимиляцию. «В настоящий момент,- констатировал П.К.Успенский, известный земский учитель, много лет проработавший в Олонецком уезде,- нет большой разницы в бытовом отношении между русскими, карелами и чудью». [22]
В Олонецкой губернии в 1906-1916 гг., в отличие от Архангельской, где панфиннам удалось склонить часть ирреденты (карельского населения) на свою сторону, все попытки финских националистов оторвать карелов от России закончились безрезультатно. В этом была несомненная заслуга и земских учреждений Олонецкого края.
К сожалению, борьба с финским ирредентизмом на этом не закончилась. После развала Российской империи финскому националистическому движению удалось сформировать представление об ирредентной территории финского народа – так называемой «Восточной Карелии». Свою лепту в укрепление географических позиций финского ирредентизма внесли эмигранты – «красные финны», участники гражданской войны 1918 г. в Финляндии, [23] возглавившие Карельскую Трудовую Коммуну в 1920 г.
- [1] Соловьев К.А. Национализм // Петр Аркадьевич Столыпин: Энциклопедия. М., 2011. С.374.
- [2] Ирредентизм (от итальянского. irredento – «неосвобождённый») – первоначально политическое движение в Италии в конце XIX – начале XX вв., направленное на присоединение к Италии пограничных территорий Австро-Венгрии с итальянским населением. В настоящее время термин «ирредентизм» используется для обозначения политики государства по объединению народа, нации и этноса в рамках единого государства. Ирредентизм ставит вопрос о воссоединении территории, на которой проживает ирредента (этнически родственный народ), с титульным государством, в котором данный этнос уже составляет большинство. Ирредентизм может быть инициирован как политически активными членами самих ирредент, так и экспансионистски настроенными представителями титульной нации в государстве большинства.
- [3] Журналы Олонецкого губернского земского собрания за 1907 г., Петрозаводск, 1908. С.83-84; Вестник Олонецкого губернского земства. 1907. № 10. С.20 (Далее – ВОГЗ).
- [4] Алексеев В.А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию. СПб., 1910. С.24-31; Баданов В.Г. Панфиннизм в Карелии // Петрозаводск. 1992. 15-22 нояб., № 65-66.
- [5] Статистический ежегодник России. 1914 г. Пг., 1915. Отд.1. С. 34-35.
- [6] «Финнизаторы» и «обрусители». Документы по истории борьбы за влияние в Карелии (конец XIX- начало XX вв.) / Сост. и вступ. статья В.И. Мусаева // Нестор. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы (Финно-угорские народы России: проблемы истории и культуры). СПб., 2007. № 10. С. 56.
- [7] Алексеев В.А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию. С. 38.
- [8] Алексеев В.А. Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию. С. 31-48; Баданов В.Г. Панфиннизм в Карелии.
- [9] Николай Кириллович Чуков родился 1 февраля 1870 г. в Петрозаводске. По окончании С.- Петербургской духовной академии в 1895 г. был назначен на должность наблюдателя церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. В 1901 г. началось участие о. Николая Чукова в деятельности Олонецкого губернского земства в качестве депутата от духовного ведомства. В течение 17 лет Н.К. Чуков представлял духовенство в Олонецком губернском земстве. С 3 февраля 1911 по 1918 г. Н.К. Чуков был ректором Олонецкой духовной семинарии. В ночь с 9 на 10 апреля 1918 г. его арестовывают, через два дня освобождают, но 24 июня того же года вновь арестовывают и высылают из Олонецкой губернии. Переехав в Петроград, он в 1919-1921 гг. служит настоятелем Петропавловской церкви Петроградского университета, а в 1921 г. становится настоятелем Казанского собора. По делу об изъятии церковных ценностей был приговорен в 1922 г. к расстрелу, но помилован. Провел в тюрьме полтора года. С 29 марта 1924 г. по март 1935 г. – настоятель Николо-Богоявленского собора. В марте 1935 г. был выслан из Ленинграда в Саратов, где недолго служил в церкви, но по большей части занимался литературными трудами. Овдовел во время ленинградской блокады и потерял троих детей. С 14 октября 1942 г.– епископ Саратовский. С 15 октября 1942 г. – архиепископ. В 1942-1943 гг., одновременно, временно управлял Астраханской епархией, некоторое время курировал приходы Тамбовской епархии. В 1943 г. временно управлял Сталинградской епархией. Участник Архиерейского собора 1943 г. и Поместного собора 1945 г. С 26 мая 1944 г.– архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями, с конца 1944 г. – также Олонецкой епархией. 7 сентября 1945 г. архиеп. Григорий получил указ о назначении его митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Св. Синода, причем за ним временно оставалось управление епархиями Псковской и Олонецкой. С 1945 г. также управлял русскими общинами и монастырями в Финляндии. В 1946 г. совершил важную поездку на Ближний Восток. Подробный доклад о результатах этой поездки был немедленно передан в ЦК ВКП (б) на имя И.В. Сталина и А. А. Жданова и в Совет министров СССР на имя В.М. Молотова и К.Е. Ворошилова. Такой интерес не был случайным – Советское государство через церковные каналы пыталось укрепить свое политическое влияние в данном регионе. Н.К.Чуков скончался в Москве 5 ноября 1955 г. Похоронен на территории Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.
- [10] Сборник постановлений Олонецкого губернского земского собрания сессий 1901-1909 гг. Петрозаводск, 1910. С.822-823.
- [11] «Финнизаторы» и «обрусители». Документы .С. 57.
- [12] Сборник постановлений Олонецкого губернского земского собрания ...С.823.
- [13] Там же.
- [14] ВОГЗ. 1908. № 2. С.35.
- [15] Журналы Олонецкого губернского земского собрания за 1915 г. Петрозаводск, 1916. С.96.
- [16] Там же. С. 50-51.
- [17] ВОГЗ. 1910. № 3. С. 15-16.
- [18] Национальный архив Республики Карелия. Ф. 12, Оп.3, Д. 1/6. Л. 35–37 (Далее – НА РК).
- [19] Там же.
- [20] НА РК. Ф.12, Оп.6, Д.1/1. Л.4-5; ВОГЗ. 1917. № 9. С.6-7.
- [21] Фесвитянинов С.М. На границе с Финляндией // ВОГЗ. 1911. № 14. С. 10-13; Успенский П.К. Карельский и чудской говор в Олонецкой губернии // ВОГЗ. 1912. № 7. С.13-15; Он же. Из прошлого // ВОГЗ. 1909. № 18. С. 22; Он же. Из карельского края // ВОГЗ. 1912. № 14 . С.19; Георгиевский М.Д. Карелы // ВОГЗ. 1908. № 4. С.3-5; № 6.С.21-23; № 10. С.6-8; № 13. С .9-11; № 14. С. 8-10; № 15. С. 4-6; № 16. С. 8-10; № 17. С. 8-10; № 18. С. 17-18; № 19. С. 5-8; № 20. С.3-6.
- [22] Успенский П.К. Из прошлого // ВОГЗ. 1909. № 18. С.22.
- [23] Терещенков Л.Е. Изучение революции 1917 года и гражданской войны в Карело-Мурманском регионе в системе историко-партийных учреждений 1920-1930-х годов: Автореф. дисс.канд. ист. наук. СПб., 2011. С. 13.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.