Байбурин А.К. (г.Санкт-Петербург)
Миф и документ
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению соотношения мифа и документа. Особый статус документа притягивает тексты мифологического характера. Такое притяжение можно объяснить презумпцией сознательно скрытой в документе информации. В частности, рассматриваются представления о паспорте как печати Антихриста, мифы советского времени и наших дней.
Ключевые слова: миф; документ; Антихрист; печать; число; информация;
Summary: The article considers the relationship between the myth and the document. Special status of the document attracts texts of mythological character. Such attraction can be explained with a presumption of the information which is deliberately hidden in the document. In particular, the notion of the passport as a stamp of Antichrist, myths of Soviet period and our days are considered.
Keywords: myth; document; Antichrist; the print; number; information;
стр. 19Миф и документ обычно воспринимаются как своего рода противоположности. Предполагается, что документ уже в силу своей специфической прагматики ориентирован на однозначное соответствие содержащихся в нем данных внеположной реальности, т. е. на констатацию или подтверждение того, что есть «на самом деле», в то время как миф не скован такими условиями и уже поэтому может трактоваться как его противоположность. Можно сказать, что документ воспринимается как своего рода воплощение достоверности, а для мифа эта категория нерелевантна. И тем не менее существуют контексты, в которых эти противоположности могут сближаться, и не просто сближаться, но и вступать в отношения взаимной интерпретации. В частности, не столь уж специфичны случаи, когда вокруг того или иного документа складываются метанарративы, которые мы определяем как тексты мифологического характера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Своего рода вчитывание внеположного документу содержания основывается, как правило, на презумпции наличия в нем тех или иных « скрытых смыслов». Причем предполагается, что эти смыслы сознательно скрыты той инстанцией, которая выдает документ и выступает в качестве «автора». Эта презумпция скрытой информации и служит основой для порождения текстов мифологического характера. Документу в таком случае приписывается статус текста, предполагающего как минимум двойное прочтение. Одно из них (буквальное или поверхностное) – для тех адресатов, кому предназначен документ, а другое («глубинное») – для «посвященных», тех, кто призван осуществлять контроль над функционированием документов, т. е. представителей властных органов. Однако нередки случаи, когда и адресаты («непосвященные») читают текст по–своему, предлагая свое истолкование содержащихся в нем данных.
Документ обычно строится таким образом, чтобы не допустить возможности иного или дополнительного истолкования. В таком случае, казалось бы, отсутствует почва для каких бы то ни было интерпретаций, однако это не так. В документе (и особенно в его реквизитах) всегда присутствуют элементы, которые могут быть истолкованы в другой (внеположной документу) системе смыслов. Это те элементы, которые характеризуются максимально несвязанным содержанием (визуальные образы, печати, цифры и др.) и могут относительно легко вычленяться из текста документа.
Что конкретно наделяется скрытым смыслом и подвергается «реконструкции»? Прежде всего – документ в целом и, в частности его название. Например, как известно, в ряде религиозных сообществ паспорт издавна воспринимался и описывался как «печать Антихриста». [1] На паспорт проецируются все составные части мифа об Антихристе: «имя зверя, начертание зверя и число зверя». В таком случае само слово «паспорт» может считаться искомым «именем зверя». Вот пример прочтения слова паспорт с установкой на прояснение скрытого смысла: «Как расшифровывается “ паспорт”? /…/ “Печать. Антихриста. Сам. Получаю. Получаю печать антихриста”. Вот что–то так–то. <…> Сам. Получаю… Подождите, “паспорт”. Сам получаю. “Сам соединяюсь с сатаной”. Там написано: “Гражданин Советского Союза”, гражданин земного царства. А земное царство чье? Антихриста. Дьяволу в личное пользование. Человек стр. 20 умирает, а Антихрист говорит: “Он мой. Он паспорт получил в вечное пользование. Сам соединился с сатаной”. /…/ Потому что в семнадцатом году пришел к власти антихрист. А чтобы, а Господь пришел на землю без паспорта. Не от мира сего. Чтобы быть с Богом, надо быть не от мира сего. Ничего не принимать» (Инф. Ж. Ок. 50 лет. Дивеево, 2002 г. Зап. М. Ахметовой).
Неприятие паспортов как «печати Антихриста» прослеживается в русской традиции по меньшей мере с начала XVIII в. и до наших дней. Устойчивость представлений о «печати Антихриста», их длительная сохранность и экстраполяция на такие реалии современной культуры, как паспорт, налоговые свидетельства, платежные карты и др. документы, можно попытаться объяснить сохраняющейся актуальностью нескольких комплексов идей, происхождение которых обычно связывается с архаичными и «традиционными» формами культуры. К их числу следует отнести прежде всего устойчивые аналогии между деяниями антихриста и действиями светской власти (что, в частности, проявляется в приведенном фрагменте интервью). Характерным также является заведомо настороженное отношение к образам символической визуализации властных отношений и обусловленные этим отношением попытки обнаружить «истинный» смысл символов светской власти. В русле этой тенденции советская звезда будет истолковываться как масонский знак; серп (по аналогии с косой) – как знак смерти; сочетание серпа и молота – как нарочитое искажение креста и т. д. [2]
Особое значение придается присутствующим в документах числам и числовым последовательностям. Исключительная «мифогенность» чисел основывается на их дочисловой семантике. Другими словами, простым числам, как правило, приписаны нечисловые значения (хотя бы как счастливые – несчастливые и т. д.). Следует также иметь в виду, что числа непосредственно связываются со счетом и измерениями, а к этим практикам модерности и до сих пор ощущается особое отношение. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Применительно к документам издавна актуализируется так называемое число Антихриста (666). Это число, точнее его скрытое присутствие, «обнаруживалось» уже в самых ранних документах начиная с эпохи Петра, который, кстати, сам воспринимался (например, старообрядцами) как воплощение Антихриста. Такого рода разыскания продолжаются и до сих пор по отношению к паспортам, ИНН, кредитным картам и другим документам, в которых так или иначе отыскивается число зверя. [4]
Тема чисел и скрытой информации в паспорте имеет особое продолжение в связи с советским паспортом. В советское время устойчиво бытовало представление о том, что в паспортных реквизитах (в частности, в серии и номере) зашифрована «вся информация» о человеке. Ср.: «… освободившиеся из лагерей получали паспорта как все прочие граждане, и необходимо было их как–то выделить из общего ряда, чтобы контролировать их расселение. Это было сделано с помощью системы шифров. Паспорт имел двухбуквенную серию и числовой номер. Буквы серии составляли особый шифр, хорошо известный работникам паспортных столов и отделов кадров предприятий (система шифров была секретной). По шифру можно было судить не только о том, был ли владелец паспорта в заключении или нет, но и о причине заключения (политическая, хозяйственная, уголовная статья и т. д.)». [5]
Такие представления о советском паспорте живы и по сей день. Приведу фрагмент интервью, записанного в 2009 г.
Инф.1: Да! Вот это вот, номер, вот если человек сидел, то там был какой–то код, да.
Соб.: Да?
Инф.1: Да.
Соб.: Если сидел, был какой–то код?
Инф.1:Конечно, открываешь паспорт – и там сразу видно. Я щас точно не могу сказать, по–моему, там же были, по–моему, три буквы, а потом еще шесть.
Соб.: Цифры?
Инф.1: Цифры, да. Правильно, цифры. Вот, вот, по–моему, первые там что–то ознаозначали, что если человек сидел, то сразу видно.
Инф.2:А я вообще в первый раз слышу об этом.
Инф.1: Нет, я слышала.
Инф.2:Я никогда даже не знала, что цифры. Я думала, просто очередность и все идет по порядку.
стр. 21Инф.1:Нет, было закодировано.
Инф.2:Об этом я не слышала никогда. Не знаю.
Инф.1:Может, еще какие–то другие профессии были закодированы, но то, что если человек сидел, это я точно знаю (Инф.1 – Ж. 1939 г. р.; Инф. 2 – Ж. 1940 г. р. Санкт–Петербург, 2009).
Устойчивость подобного рода представлений поддерживалась тем, что в паспорта бывших заключенных до 1940 г. делалась запись: «Выдан на основании п. 11 Постановления СНК СССР за № 861 от 28 апр. 1933 г.». После 1940 г. ставилась отметка: «Выдан на основании ст. 38 (39) Положения о паспортах». Эти отметки прочитывались работниками милиции однозначно: паспорт принадлежит человеку «с ограничениями».
Линия зашифрованной информации имеет продолжение в связи с современными паспортами, которые, как полагают информанты, лишь подтверждают пророчества Апокалипсиса. В рассказах о новых паспортах содержатся представления о скрытом в нем личном коде; вклеенных микрочипах (на уровне глаз и груди); числе зверя и масонских знаках; информации о владельце паспорта, которая может быть считана специальными устройствами; возможности следить за человеком и воздействовать на него. Для нейтрализации нежелательных эффектов предлагается положить паспорт в микроволновую печь, хранить в металлическом контейнере или обложке с молитвой. [6] Ср.:
«Собиратель:Нельзя новый паспорт принимать?
– Не благословляют новый паспорт, (нрзб.)
– Ну можно просто, чтоб вот эти микрочипы в паспорте, то есть, надо в микроволновку.
– Выйдет из строя микрочип.
– Там устранится – отделить вот это, фотографии, на паспорте – раз, что там наклеено было, и всё. Пятьдесят градусов температура.
– Там надо знать температуру.
– Пятьдесят градусов.
– Я знаю, как другим образом выйдет из строя, более надежным. Электромагнитом.
– Оно ж это, микроволновка – то же самое. (…)
– Другие способы есть. Она опасность в том, что радиосигнал–то дает, и как бы такая слежка, местонахождение. А проще простого – в леденцовое монпансье коробочку, просто он перекрывается, он будет уже экранирован – никакой сигнал не пройдет. Или фольгу обернуть. Ну это проще. Леденцовое монпансье коробочку – и пожалуйста, и у них просто как исчезнешь.
Собиратель:И они не будут тебя видеть?
– Ну исчезнешь. Заэкранировано будет от электромагнитных волн. Всё равно что приемник. С холодильника он не будет работать. Заэкранирован будет.
(О манипуляциях с паспортом): – (нрзб.) И рассказывали, что один сделал так и убрал их оттуда.
– Да фигня это всё, всё равно она будет работать, но очень плохо будет работать. Я же вот сказал, как это проще.
– Всё равно, некоторые просто убирали эту штучку, а заместо нее там бумажку какую–нибудь вклеивали, и некоторое время можно ходить.
– Ну надо пленочкой ламинированной. А как ты будешь ламинированную пленочку подрезать?
– А вот за границу уже не поедут, то есть они там в компьютер влазят, всё.
– Извини, а как ты ламинированную пленочку будешь подрезать? Там же следы срезов будут видны, ламинированную пленочку.
– Ну же вскрывали уже. (…)
– Чтобы разрушить связь духовную, разрушить эти связи, батюшка Самсон говорил, плохое сжигать надо.
Собиратель:Паспорт надо сжигать?
– Да. Паспорт сжигать, (нрзб.). Полисы. Пластиковые. Вы что, там внутри этот чип. (…)
– (…) Там следы, этот срез. Милиция посмотрит, скажет, почему вскрывали паспорт? (нрзб.) Мент посмотрит, он обнаружит следы вскрытия.
– Слушай, кто молится. Уже как (нрзб.) закрывает и всё. Раньше не было этих бумажек, правда?
– Вобще, когда, у Богородицы че–то было такое, какое–то удостоверение. У Богоматери было какое–то удостоверение.
– Библию надо читать, чтоб разобраться».Фрагмент беседы М. В. Ахметовой с распространительницей листков об ИНН (ок. 25 лет) и ее напарником (ок. 35 лет).
стр. 22Наконец, любопытный комплекс идей связан с представлениями о границах человека, его тела и навязываемой властью необходимостью включения в эти границы внешних знаков самого себя, созданных этой властью (паспорт как второе «Я», созданное не Богом, а его антиподом). Неприятие такого «расширения» проявлялось не только в отказах от получения паспортов, которые мотивировались нежеланием «продавать свою душу Антихристу», но и нежеланием ставить свою подпись в документе: «Я не хочу за свою подпись отвечать на том свете». [8] Если паспорт – своего рода расширение «Я», то подпись понимается как распространение своей телесности на документ и, соответственно, отторжение себя, что формулируется как «отдать себя» или «отдать свою подпись «Антихристу». [9] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Разумеется, это далеко не все слагаемые «мифологии» документа, но и они свидетельствуют о своего рода притяжении мифа и документа.
- [1] Исходный фрагмент в «Откровении Иоанна Богослова»: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость» (Откр. 13; 17).
- [2] См., напр. http://angulem.ru/isoviet/soviet_a.html
- [3] На это указывают многочисленные запреты на счет и измерения, дожившие до наших дней (напр. запреты считать грибы, рыбу, дичь и др.; особые предосторожности при измерении роста ребенка и т. д.).
- [4] Ахметова М. В. Образ бедствий в современной русской эсхатологии [Интернет–ресурсы] http://www.ruthenia.ru/folklore/ahmetova1.htm (Дата обращения 12.12.2014).
- [5] Любарский Кронид. Паспортная система и система прописки в России [Интернет–ресурсы] http:// www.hrights.ru/text/b2/Chapter5.htm (Дата обращения 15.12.2014).
- [6] Серия интервью, собранных М. В. Ахметовой в Дивеево в 2002–2003 гг. Благодарю М. В. Ахметову за возможность использования этих материалов.
- [7] Фрагмент беседы М. В. Ахметовой с распространительницей листков об ИНН (ок. 25 лет) и ее напарником (ок. 35 лет).
- [8] Докладные записки Псковского Областного Совета Союза воинствующих безбожников, доклады инструкторов о состоянии антирелигиозной работы в районах области. 1935–1936 гг. (Центральный государственный архив историко–политических документов (Санкт–Петербург). Ф. 24. Оп. 8. Д. 293. Л. 120).
- [9] Там же. Л. 222.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.