Миронова Н.П. (г.Сыктывкар), Филиппова Т.В. (г.Сыктывкар)
Алексей Семенович Сидоров (1892-1953) – основатель коми этнографии
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена коми ученому-энциклопедисту, стоявшему у истоков коми этнографической науки, доктору филологических наук Алексею Семеновичу Сидорову (1892-1953). Освещается жизненный путь А. С. Сидорова, основные результаты его научных исследований и становление его теоретико-методологических взглядов в области этнографии коми.
Ключевые слова: А.С. Сидоров; этнография коми; лаборатория ученого; программа этнографического изучения;
Summary: The article is devoted to the komi scientist, one of the founders of the Komi ethnographic science Alexei Semenovich Sidorov (1892-1953). A.S. Sidorov’s life, the main results of his scientific researches and formation of his methodological views in the ethnography are described.
Keywords: A.S. Sidorov; ethnography of the komi people; laboratory of the scientist; program of the ethnographic study;
стр. 98Становление гуманитарной науки в Коми крае можно отнести к 1920–м гг. Это был период развития национальных исследований в области изучения культуры и истории региона. Организацией масштабных исследований занялось Общество изучения Коми края, созданное в 1922 г., основной целью которого являлось всестороннее изучение Коми области. [1] Большой вклад в развитии гуманитарной науки в Коми внесли известные ученые А. А. Цембер, А. Н. Грен, В. И. Лыткин, А. С. Сидоров, Г. А. Старцев и др. Данная статья посвящена ученому–энциклопедисту, специалисту в области этнографии, археологии, языкознания коми Алексею Семеновичу Сидорову.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
А. С. Сидоров родился 28 сентября (10 октября) 1892 г. в с. Палевицы Яренского уезда Вологодской губернии. В 1908 г. он начал обучение в Тотемской учительской семинарии. После окончания семинарии в 1911 г. преподавал в школе в д. Кони. Отработав четыре года, А. С. Сидоров поступает на дальнейшее обучение в Вологодский учительский институт. [2] В 1918 г. он вернулся на родину в Яренский уезд, образовав в Яренске первое зырянское культурно–просветительское общество «Коми котыр»; [3] именно этот период стал началом творческого пути ученого.
С 1918 г. А. С. Семенов работал преподавателем Усть–Вымской учительской семинарии, Коми института народного образования, Ленинградского педагогического института. В 1932 г. был приглашен на работу в первое высшее учебное заведение республики – Коми государственный педагогический институт. В 1937 г. в рамках кампании по борьбе с национализмом арестован по 58–й ст. УК РАСФСР, провёл в заключении три года. После освобождения работал в Коми научно–исследовательском институте (Коми филиале АН СССР). В 1945 г. защитил кандидатскую диссертацию «Принадлежностно–указательные личные суффиксы в коми языке», в 1947 г. – докторскую «Порядок слов в предложении коми языка», изданную в 1953 г. в Сыктывкаре. Ученый был реабилитирован в 1954 г.
А. С. Сидоров впервые обратился к краеведению в 1907–1911 гг., когда работал учителем в д. Кони на Выми. Там он собирал образцы вымских говоров, записывал местный фольклор, сведения о местонахождении «чудских ям» и т. п. Но начало своей научно–исследовательской работы «по вопросам языка и культуры коми» Алексей Семёнович относил к 1918 г. – времени открытия Усть–Вымской учительской семинарии. Там, «помимо организации научно–исследовательских работ при посредстве учащихся в порядке преподавания краеведческих дисциплин летние месяцы в течение ряда лет посвящались полевым работам по собиранию произведений народной словесности, по изучению диалектов, по регистрации и описанию археологических памятников» (из автобиографии А. С. Сидорова). [4] Во время летних каникул 1919 и 1920 гг. Алексей Семенович вместе с учащимися стр. 99 побывал в экспедициях на Выми, нижней Вычегде, Вашке, Мезени, собирал данные и по этнографии коми. [5] Что же представляло собой краеведение в то время?
В начале своей научной карьеры в 1920–е гг. А. С.Сидоров был увлечен этнографией. [6] Он активно занимался экспедиционной работой, для сбора материалов привлекал студентов Коми педтехни- кума, подготовив для этого специальную программу. [7]
В 1922 г. под руководством Российской академии наук было создано Центральное бюро краеведения, в которое вошли известные отечественные ученые. Членами Президиума бюро был ряд авторитетных этнографов, фольклористов и антропологов: Д. Н. Анучин, В. В. Богданов, Д. А. Золотарев, С. Ф. Ольденбург, Б. Э. Петри, Ю. М. Соколов и др. [8] Центральное бюро издавало журналы «Краеведение» (1923–1929), «Известия Центрального бюро краеведения» (1925–1929) и «Советское краеведение» (1930–1936). В них были отражены организационно–методические вопросы движения, деятельность краеведческих организаций, содержалась конкретная информация о движении, статьи исследователей, рабочие программы, обзоры новой литературы. Специальные программы для сбора этнографического материала издавались и отдельно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Подобные программы существовали и в Коми. В предисловии к программам 1924 г. Д. Батиев отмечал, что «вопрос о технических руководствах и пособиях является для каждого члена общества и насущной необходимостью, что видно из многочисленных запросов с мест – филиалов и отдельных лиц». [9] «Программа по изучению Коми края», подготовленная А. С. Сидоровым, представляет собой целостный подход к сбору этнологических сведений и имеет те же основные разделы, которые и сегодня являются общепринятыми в исследованиях традиционной культуры. В первом разделе программы рассматриваются вопросы по материальной культуре (домостроительство, типология одежды, посуды и утвари, средств передвижения, хозяйственные занятия, охота, рыболовство, земледелие и животноводство). Следующий блок вопросов был направлен на выявление особенностей семейно–брачных отношений и традиционной духовной культуры (представления о демонологии, колдунах, мифологических сюжетах, правилах погребения и т. д.). Собственно, по своему содержанию «программа» А. С. Сидорова представляет собой комплексную программу этнологического изучения Коми края и, по сути, является планом будущих этнологических исследований, которые на то время не могли бы быть осуществлены только в рамках деятельности Общества изучения Коми края. [10] [11] Сам автор программы, осознавая безмерность сформулированных задач, ограничился изучением статуса колдуна и особенностей колдовской практики. Вся программа пронизана этой темой, поэтому разделение ее на какие–либо разделы будет очень условно, в каждом ее сюжете присутствуют вопросы по основной теме автора – колдовство, магия, порча. На основе этих данных в 1928 г. он публикует книгу «Знахарство, колдовство и порча у народа коми». По словам самого автора, данная работа представляет собой часть курса «Этнография коми», составившегося в результате этнографического изучения народа коми в течение ряда лет с 1918 г. и имеет характер не столько строго методологического исследования, сколько краеведческого описания и освещения фактологического материала.11
При этом он подчеркивал: «Местные научные работники отнюдь не могут удовлетвориться ролью только собирателей материала, так как участие в научной жизни <…> широких слоев населения и представителей разных народностей имеет значение для науки <…> не только в ее потребности массового накопления материала, но в получении результатов качественного порядка, в смысле некоторого стимулирования в отношении методологического оживления в общем поступательном движении науки на окраинах». [12] Этнографическая программа А. С. Сидорова не является первой и единственной и имеет общие черты с исследовательскими программами П. А. Сорокина и В. П. Налимова.
стр. 100Среди опубликованных работ А. С. Сидорова по этнографии книга «Знахарство, колдовство и порча у народа коми» занимает особое место, именно в ней наиболее полно нашли свое отражение теоретико–методологические основания исследовательской лаборатории автора. Для этнографических исследований А. С. Сидорова большое методологическое значение имели некоторые из основных положений «нового учения о языке» академика Н. Я. Марра: история языка тесно связана с историей материальной культуры и историей человеческого общества. А. С. Сидоров, восприняв его идеи, творчески применил их к анализу языка и культуры коми, а именно магических представлений у зырян. Основополагающим в данном случае является постулат о единстве языка и мышления. Язык и мышление неразделимы, это есть неразделимы форма и содержание творческого процесса познания и преобразования мира. [13]
В критике идеалистического по содержанию буржуазного языкознания А. С. Сидоров приводит точку зрения академика Н. Я. Марра о том, что корни человеческой речи находятся не на небесах и не в преисподней, но и не в окружающей природе, а в самом человеке, однако не в индивидуальной физической его природе, не в индивидуальном его бытии, а в коллективе, хозяйственном сосредоточении человеческих масс. Таким образом, основа языка социальная и производственная. Согласно новому учению, язык не мог иметь другого источника своего происхождения, поскольку и мышление, и сознание вырастает на почве коллективного труда. Язык – коллективное выявление коллективного сознания в зависимости от техники мышления и мировоззрения. [14] Но что здесь подразумевается под мировоззрением? И насколько идеология и мировоззрение укладываются в жесткие рамки диалектического материализма? В такой ситуации теоретические основания научного метода А. С. Сидорова кажутся достаточно противоречивыми и неоднозначными. Так, порой в пылу жаркой критики буржуазного идеализма и кантианства, при подаче и в анализе конкретного этнографического материала А. С. Сидоров переходит на позиции своих оппонентов.
Подобная противоречивость давала почву для обвинений А. С. Сидорова в отступлении от существующей методологии. Так, например, Василий Подоров в «Очерках по истории коми (зырян и пермяков)» считает позицию А. С. Сидорова, высказанную им в книге «Знахарство, колдовство и порча у коми» явно антимарксистской и противоречащей существованию у коми в прошлом первобытно–коммунистического общества. [15] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вполне в позитивистском духе А. С. Сидоров полагает, что просвещение будет способствовать преодолению «атавизмов» первобытного мышления. По мнению автора, знахарство и колдовство, являясь узловыми моментами культурно–просветительной работы коми деревни, в то же время связаны многочисленными корнями с примитивным хозяйством, с примитивным обществом и поэтому в этих основных предпосылках и нужно искать генезис их происхождения, а также и способы борьбы с ними. Отсюда вытекает недостаточность мер одного административного воздействия, требуется систематическая культурно–просветительная и общественно–хозяйственная работа для искоренения основ отсталого мировоззрения. [16]
Казалось бы, с сугубо материалистических позиций А. С. Сидоров критиковал и основоположника эволюционной теории развития культуры и учения о душе анимизма Эдуарда Тейлора, в то время как и самому Алексею Семеновичу эволюционистский метод был не чужд. По его мнению, Эд. Тейлор не может объяснить всех явлений первобытной религии, неудовлетворительно объясняет происхождение культа. Согласно Сидорову, человеческая идеология есть в значительной степени функция общественной и, в окончательном счете, хозяйственной жизни, то первичный культ есть эта самая хозяйственная жизнь, понимаемая в широком смысле этого слова, когда магическое и хозяйственное действие находятся в нерасчлененном состоянии. В основу изучения религии скорее нужно поставить не миф, не представление, тем более не словесное их выражение, а трудовое, магически–трудовое действие. [17] При анализе сущностных характеристик логики традиционного стр. 101 мировоззрения А. С. Сидоров, вслед за В. П. Налимовым, во многом предвосхитил методологию современных этнологических исследований. Первые исследователи придерживались мнения о неправомерности рассмотрения традиционной системы жизнеобеспечения в отрыве от духовной культуры. И материальная, и духовная культуры являются связанными в одно органическое целое, и изучение и рассмотрение одного отдельно от другого невозможно.
На сегодняшний день признается значительный вклад авторской концепции А. С. Сидорова для современной этнологической проблематики. Так, например, современные исследователи традиционного мировоззрения коми отмечают, что А. С. Сидоров при анализе института колдовства и календарной семейной обрядности выявляет семантические и ассоциативные связи функционирующих символов и образов. [18] При этом вызывает сомнение сугубо эволюционистский подход. [19] Поскольку сам характер исследуемого материала, традиционная духовная культура, требует неклассических подходов, в рассмотрении традиционного мировоззрения А. С. Сидоров использует метод психологической и семантической интерпретации этнографических материалов.
В заключение также хотелось бы отметить, что первые этнографические исследования в регионе тесно связаны с краеведческим движением 1920–х гг., и не случайно именно это время считается «золотым веком» этнографии коми. Научные результаты этнографического краеведения 1920–х гг. по–настоящему еще предстоит оценить, но наиболее значительными они были там, где идеи изучения локальной народной культуры попали на подготовленную почву, где краеведение развивалось в русле научных знаний. Первые краеведческие работы отличает взгляд на мир единого сообщества. Как представляется, главными особенностями того видения мира были: представление о тесной связи человека с определенным местом и сформировавшимся здесь коллективом, ощущение своей ответственности перед этой группой, уважение сложившейся и принятой в ней традиции. Это позволяет рассматривать краеведение не только как комплекс знаний о родном крае, но и как конкретный исследовательский метод.
- [1] Малкова Т. А. Научные исследования территории Республики Коми в первой половине XX в. (1901–1945). Сыктывкар, 2008. С. 33–44.
- [2] БурлыкинаМ. И. Ученый–энциклопедист А. С. Сидоров: Жизнь и творчество. Сыктывкар, 2007. С. 16–39.
- [3] Там же. С. 68.
- [4] Жеребцов И. Л., Цыпанов Е. А. Алексей Семенович Сидоров. Сыктывкар, 1995. С. 19 (Сер. «Люди науки»; Вып.19).
- [5] Там же. С. 20.
- [6] А. С. Сидоров (к 80–летию ученого) // Этнография и фольклор коми. Сыктывкар. 1972. С. 5–9; IV симпозиум по пермской филологии, посвященный 100–летию со дня рождения А. С. Сидорова. Сыктывкар, 1992; Терюков А. И. А. С. Сидоров и Академия наук // IV симпозиум по пермской филологии, посвященный 100–летию со дня рождения А. С. Сидорова. Сыктывкар, 1992. С.85–86; Жеребцов И. Л., Цыпанов ЕА. Алексей Семенович Сидоров; Рощевская Л. П. Обзор архивных материалов финно–угроведа А. С. Сидорова // LINGUISTICA URALICA. 2000. Т.36, № 1. С. 50–54.
- [7] Сидоров А. С. и др. Программа по историко–этнографическому изучению коми народа. Усть–Сысольск, 1924.
- [8] Савоскул С. С. Этнографическое краеведения 1920–х гг. (по материалам Переяславля–Залесского) // IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Петрозаводск, 2011. С. 45.
- [9] Сидоров А. С. и др. Программа по изучению Коми края. Сыктывкар, 1924. С. 3.
- [10] Семенов В. А. К истории использования унифицированных форм изучения традиционной духовной культуры коми (зырян) [Интернет–ресурсы] URL: http://www.komi.eom/pole/publ/metod/1.asp (дата обращения: 28.04. 2012).
- [11] Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народов коми. Л., 1928. С. 5.
- [12] Жеребцов И. Л., Цыпанов Е. А. Алексей Семенович Сидоров. С. 25.
- [13] Сидоров А. С. Новое учение о языке Н. Я. Марра в свете диалектического и исторического материализма (Научный архив Коми Научного центра Уральского отделения РАН. Ф.1. Оп. 11. Л. 8 – Доклады сотрудников сектора языка, литературы и истории, прочитанные на юбилейной сессии Коми филиала АН СССР, посвященной 85–летию со дня рождения и 15–летию со дня смерти акад. Н. Я. Марра (2–3 февраля 1950 г.)).
- [14] Там же.
- [15] Терюков А. И. Коми этнография в 1930–е годы [Интернет–ресурсы]. URL: http://www.komi.eom/pole/publ/hethno/1.asp (дата обращения: 15.12.2014).
- [16] Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народов коми. СПб., 1997. С. 19.
- [17] Там же.
- [18] Семёнов В. А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: К реконструкции мифопоэтических представлений коми (зырян). СПб., 1992; Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар, 1996; Шарапов В. Э. «Лес символов» в изучении традиционных этноботанических (дендрарных) классификаций у современных коми // Семиозис и культура: Сборник научных статей. Сыктывкар, 2005. C. 250–255.
- [19] Семенов В. А. К истории использования унифицированных форм изучения традиционной духовной культуры коми (зырян) [Интернет–ресурсы] URL: http://www.komi.eom/pole/publ/metod/1.asp (дата обращения: 28.04. 2012).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.