Метки текста:

Вепсы Судостроение Этнография

Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
Новые сведения о судостроении и судоходстве вепсов Vkontakte@kizhi

1. Традиционная рыбацкая лодка Онежского озера. Построена вепсским мастером Л.К. Кочериным (1937 г.р.) в д. Другая Река, (фото 1960-х гг. из семейного архива Л.К. Кочерина).2. Лодка на Мегрском озере. Такими были традиционные лодки вепсов Шимозера (Фото автора).3. Последняя традиционная лодка, р. Оять в д. Ефремково (Фото автора). 4. Долблёная развёрнутая лодка – «венях» 1983 года постройки из д. Корвала (Фото автора).

Аннотация: На основе архивных, библиографических и полевых экспедиционных материалов автора рассматриваются традиции судостроения и судоходства вепсов. Выявлены районы бытования традиций, типы бытовавших лодок, современное состояние судостроения.

Ключевые слова: этнография; вепсы; судостроение; судоходство;

Summary: On the basis of archival, bibliographic and field expedition materials of the author deals with the tradition of shipbuilding and navigation of the Veps. Identified areas of existence traditions, types existed boats, the current state of shipbuilding.

Keywords: Ethnography; Veps; shipbuilding; shipping;

стр. 113К концу I тысячелетия вепсы расселились в Межозерье от реки Волхов и юго–восточного Приладожья до южного Прионежья и далее на восток до Белого озера и реки Шексна, где до сих пор сохраняется вепсская топонимика и гидронимы. Водные пути, проходящие через земли вепсов, связывают три бассейна: с запада Балтийского моря, с севера – морей Ледовитого океана, на юге – с Волжско–Каспийским бассейном. С начала становления Российской государственности вепсский народ жил рядом с более активными славянами, которые оказывали влияние на процессы развития судоходства вепсов. В XVIII-XIX вв. древние водно–волоковые пути стали основой для сооружения трёх важнейших искусственных водных систем: Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской, что способствовало судоходству и торгово–экономическому развитию всего региона. Хозяйственная деятельность вепсов была также тесно связана с обустройством этих водных систем и общим развитием российской торговли и промышленности, развития судостроения и судоходства Олонецкой губернии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Как и всё местное население, вепсы должны были принимать участие в строительстве и снабжении Санкт–Петербурга, в работе новых верфей, заводов, заготовке леса и перевозке грузов. Основной судостроительный потенциал для нужд торговли, рыбных и лесных промыслов был сконцентрирован в деревнях, расположенных в бассейне реки Свирь и вдоль южного побережья Онежского озера. Можно предположить, что вепсы, как русские и карелы, участвовали в коммерческом судостроении и судоходстве по Мариинской и Тихвинской водным системам, но информация об этом не встречается. Специальное изучение традиционного вепсского судостроения не проводились, но в работах этнографов XIX–XX вв. иногда встречаются упоминания о вепсских лодках и их использовании.

Вепсы, продолжая жить рядом с главными водными магистралями, не оставили заметного следа в истории их освоения и использования. Но зато до нашего времени в некоторых деревнях, на малых реках и озёрах Вепсского края, сохранялись многовековые традиции лодкостроения и судоходства, связанные с традиционными промыслами и ведением хозяйства. Основная масса вепсов проживала на берегах средних и малых озёр и рек, поэтому традиционный водный транспорт обеспечивал рыбный и охотничий промыслы, перевозку людей и грузов в крестьянском хозяйстве. Древнейшие плавсредства – плоты и долблёнки – использовались на малых озёрах и речках не только для рыбалки и охоты, но и для перевозки людей, сена и других грузов. На средних и больших озёрах и реках для промыслов и транспорта строили лодки из досок. Многие вепсы сами занимались изготовлением различных традиционных плавсредств и могли обеспечить ими местных жителей.

В этнографической литературе о вепсах есть сведенья о древних плавсредствах и встречаются их вепсские названия, которые в разных районах имеют некоторые отличия. Например, плоты, которые витыми ветками – «вицами» или верёвками «вязались» из брёвен, назывались laut, zaplut или plot, а на лесосплаве – kobluk. [1] На плотах для рыбалки передвигались, преимущественно отталкиваясь от дна с помощью шеста kalu, [2] закрепляли плот на месте тоже шестом, который через специальное отверстие втыкали в дно. Выдолбленные из одного бревна челноки на Ояти называют хонгой, [3] встречаются и другие названия этих долблёных лодок – karbaz, ruhj [4] и бат. Южные вепсы пользовались спаренными из двух выдолбленных стволов ройками и выдолбленными из толстой осины челнами с разведёнными в средней части бортами, которые назывались венех или венез. [5] При гребле на челноках управлялись при движении одним кормовым веслом – мела, а на ройках могли использовать и шесты. Собранные сведенья свидетельствуют о устойчивых стр. 114 типах местных дощатых лодок, традиционной технологии и терминологии строительства вепсами лодок и судов из досок, которые существовали с Х1Х в. и не прекращались до конца ХХ в. Преемственность в изготовлении конструктивного набора корпусов подтверждается в сообщениях информаторов и прослеживается при сравнении фотографий традиционных лодок первой и второй половины ХХ в., в том числе сделанных автором в 2010–х гг. В разных районах малые дощатые лодки называются vene, венех, многовёсельные – soim, [6] «карбас, сойма или баркас», [7] а у прионежских вепсов – «кижанки», [8] встречается и название коммерческого судна большего размера – laiv. [9]

В результате экспедиций 2009–2013 гг. автору удалось получить сведенья о сохранении у вепсов до 1990–х гг. местных и национальных традиций судостроения и судоходства и выделить следующие районы вепсского судостроения: Прионежье юго–западное (Карельское), Прионежье юго–восточное (Вытегорское), Посвирье с бассейном р. Оять, Вепсская возвышенность и Белозерье с бассейном р. Шексна. Бытовавшие в этих районах традиционные местные плавсредства, их названия и терминология судостроения вепсов, которую удалось найти в процессе работы, представлены в Таблице 1.

Таблица. 1. Традиционные плавсредства

Русское название плавсредстваРайон. Основные термины традиционного судостроения вепсов.
Юго-западное Прионежье
Лодка<Венях> - лодка из досок, размеры разные. Киль - <похдь> - <днише>, штевень - <кукора>. доска бортовая - <лоуд>. шпангоуты - <обручим>, сиденья для гребцов - <сканьдь>, якорь - <дяккарь> [10]
Долблёнка, чёлн<Карт> - вепсский челнок. <Рухдь> - лодка-корыто [11]
Юго-восточное Прионежье
Лодка<Цевешки> - маленькие плоскодонки [12]
Долблёнка, чёлн<Руганы> [13] - из двух спаренных долблёнок - скреплённых выдолбленных колод
Посвирье
Лодка <Венях> из досок-набоев, днища лодок выделывают из бревна, снимая кругом его черепок, выставляют штевни-<кукоры>, брёвна распиливаются на доски для бортов - <набойки>, которые крепятся на гвоздях, потом кладут шпангоуты-тугуны [14] и засмаливают. <Вязанки> - лодки из досок
Долблёнка, чёлн<Колоды> - лодки-долблёнки из одного дерева
Долблёнка из двух стволов<Ругачи> [15] - из двух спаренных долблёнок - скреплённых выдолбленных колод
Долблёнка развёрнутая<Венех>, <чёлн> - долблёнки распаренные долбили из осины Д=60см, толщину борта - <рюйнад> и днища - <похьевене>. размечали шпильками - <шпильк> длиной 3 см и выбирали теслом-<кокшей>. После разводили костёр и ставили долблёнку на брёвна над огнём, сначала вверх дном, чтобы прогорело внутри, потом переворачивали и на боку грели, вставляли палки рябиновые и распирали борта, внутрь готовой долблёнки вставляли шпангоуты - <калёймед>. Весло - <мела> всегда было одно длиной до 1,30 м, лопасть до 40 см.
Вепсская возвышенность
Плот<Плотау> – делали из <сушин>; свалят две сухие ёлки, раскряжуют по 2 до 3,5 м, всего 5-6 штук
Берестяная лодка<Пузик> - очень давно делали берестяные лодки
Долблёнка<Бат> [16] - маленькая долблёнка-однодеревка
Долблёнка из двух стволов<Ройки> - долблёнки из двух стволов осин
стр. 115Долблёнка развёрнутая«Венех» – долблёнки, распаренные долбили из осины, ствол отёсывали топором с носа – «нека», и кормы – «перя», потом выдалбливали изнутри «кокшей». При разведении бортов долблёнку ставили на козлы над горячими углями, наливали до краёв воды, которую нагревали раскалёнными камнями, борта лодки постепенно разгибали при помощи веток черёмухи или рябины. В разведённый корпус вставляли шпангоуты – «карги» из е ловых корней, в готовый корпус вставляли «лаут» – доски для сиденья, в корме сиденье – «перилаут». Гребли одним веслом – «мела», сидя или стоя.

Юго–западное Прионежье. В большом селе Деревянное население в основном – русские, поэтому о вепсских судостроителях здесь ничего не было известно, но получена информация, что до 1990–х гг. для рыбалки на Онежском озере до Вознесенья во всех прибрежных деревнях использовались традиционные дощатые лодки. В вепсском селе Шелтозеро сообщили, что в вепсских деревнях никто уже не делает лодок, но сохранилась информация о долблёных челноках. В д. Другая Река у вепсского лодочника Л. К. Кочерина (1937 г. р.) впервые была записана информация о строительстве вепсами традиционных рыбацких лодок Онежского озера, технология их строительства и некоторые ранее никем не зафиксированные вепсские судостроительные термины (Таблица 1), получены фотографии этих рыбацких лодок прионежских вепсов (Фото 1).

Юго–восточное Прионежье. Через Вытегорское Прионежье с преимущественно русским населением проходит важная транспортная водная магистраль – бывшая Мариинская система – современный Волго–Балт. Традиционные районы с вепсским населением располагались южнее на небольших озёрах Вытегорского уезда; в разных источниках есть информация о долблёных и дощатых вепсских лодках. В деревнях Ошта и Мегра где в ХУШ-Х1Х вв. были два центра коммерческого судостроения, в которых строили мореходные галеасы [17] [18] и другие суда для перевозки грузов, автором были зафиксированы две плоскодонки, а на Мегрском озере – четыре традиционные лодки: две старые и две новые. В этом бывшем центре судостроения остался всего один мастер, который может строить традиционные дощатые лодки. Такая лодка зафиксирована у жителя д. Ошта В. Е. Афонькина (1947 г. р.), у него же получена информация о том, что старые лодки озера Шимозеро были такими же, как его лодка. Это подтверждают и фотографии новых лодок (фото 2), которые совпадают со старыми фотографиями лодок этого района, благодаря которым мы можем иметь представление о дощатых лодках вепсов этого и других малых озёр вепсского края.

Посвирье. Как уже отмечалось выше, в бассейне реки Свирь был сконцентрирован основной судостроительный потенциал, здесь строились самые разные лодки и большие суда для перевозок грузов, рыбных и лесных промыслов. Правый, северный, берег реки Свирь покрывает густая сеть малых рек и озер, по которым проходили древние водно–волоковые пути, которые вепсы и карелы использовали и используют для рыбалки, охотничьих промыслов. В экспедиции 2012 г. удалось собрать некоторую новую информацию по истории судоходства и о традициях народного лодкостроения вепсов и записать фамилии мастеров работавших в ХХ в.

стр. 116В среднем течении р. Оять в д. Ефремково удалось зафиксировать последнюю традиционную лодку (Фото 3) и записать информацию о строительстве вепсами больших лодок и судов в Доможирово и Рыбежна и специальных грузовых больших лодок для доставки местной гончарной продукции в Петербург. Можно отметить некоторое сходство местных карельских лодок с вепсскими лодками соседнего бассейна реки Оять и малых озёр Вытегор- ского района Вологодской области.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вепсская возвышенность. Современная южная граница ареала расселения вепсов Вепсской возвышенности в верховьях рек Оять и Паша примыкает к водоразделу бассейнов реки Свирь (Балтийский бассейн) и рек Шексна, Суда и Молога (Волжский бассейн). Ещё в 1970–1980–е гг. действовали шлюзы старой Тихвинской системы, [19] и по всем речкам и протокам из озера в озеро были водные пути, удобные для местных лодок. Здесь были записаны новые сведенья по вепсскому судостроению и судоходству этого района и ранее не зафиксированная информация о каркасной берестяной лодке «пуузик», [20] найдена долблёная развёрнутая лодка – «венях» 1983 г. постройки (Фото 4), которая передана в фонды музея «Кижи». [21]

Результаты работы. Ранее история и современное состояние традиционного вепсского народного судостроения и судоходства специально не изучались, поэтому не нашла отражения в научной и популярной литературе. Работа с источниками и экспедиции позволили получить новый материал для исследований, зафиксировать строительство вепсами больших лодок на Онежском озере и на реке Оять, осмотреть около 20 традиционных лодок, познакомиться с 7 лодочниками.

В экспедициях автором впервые были зафиксированы сведенья: о строительстве в прионежских вепсских деревнях традиционных рыбацких лодок Онежского озера, похожих на «кижанки», технологии и терминологии строительства таких лодок; о старых лодках озера Шимозеро и фотографии такой традиционной лодки; о сходстве карельских лодок Михайловского куста деревень с вепсскими лодками соседнего бассейна реки Оять и малых озёр Вытегорского района Вологодской области; – о строительстве вепсами в сёлах Доможирово и Рыбежна больших лодок и судов, а в среднем течении Ояти – больших лодок для работ на сплаве леса и специальных грузовых лодок длиной 8 м, для перевозки традиционной Оятской керамической посуды в Петербург; о новых вепсских судостроительных терминах на реке Оять и каркасной берестяной лодки «пуузик» в д. Корвала.

Результаты работы позволили уточнить типы лодок в районах исследований, сходство и различие лодок разных по условиям судоходства и размеру водоёмов и сравнить потенциал традиций народного лодкостроения вепсов в Республике Карелия и в соседних районах Вологодской и Ленинградской областей. Можно отметить полный упадок традиционного судостроения вепсов в регионе Западного и Восточного Прионежья, Посвирья и Ояти.

Для успешного завершения работы по комплексному изучению истории и современного состояния традиций судостроения и судоходства вепсов, выявления локальных особенностей на всей исторической территории их расселения необходимо завершить экспедиционную работу в неисследованных районах Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей. Дальнейшее изучение архивов и музейных фондов и анализ собранных в экспедициях материалов позволят сделать обоснованные выводы об 4. Долблёная развёрнутая лодка – «венях» 1983 особенностях и терминологии народного судостроения года постройки из д. Корвала (Фото автора) вепсов и составить точный список традиционных плавсредств вепсов по районам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф