Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Работа заонежан-отходников на промышленных предприятиях Петербурга в конце XIX – начале XX вв.
@kizhi
Аннотация: Сообщение посвящено теме отходничества заонежан в Петербург в конце XIX – начале XX вв. Сообщение позволяет более детально представить жизнь заонежан в столице, познакомиться с историей заводов, фабрик и торговых заведений, где они служили и работали. Это Путиловский и Александровский механический завод, Экспедиция заготовления государственных бумаг, Шлиссельбургские и Охтинские пороховые заводы, а также торговые заведения, игравшие важную роль в жизни петербуржцев, такие как Апраксин двор, Андреевский рынок, торговый дом «Липин и наследники», живорыбные садки и многие другие.
Ключевые слова: Заонежье; Санкт–Петербург; отходничество; промышленные предприятия;
Summary: The article is devoted to «otchodnicesvo» (seasonal work) of people from Onega lake in St. Petersbourg in the late XIX-early XX centuries. The article allows to imagine the life of people from Onega in the capital, to get acquainted with the history of plants, factories and commercial establishments, where they served and worked. This are the Alexander Putilov engineering works, the Expedition of storing state papers, Shlisselburg and Okhta powder factories and Mercantile establishments, which played an important role in the life of St. Petersburg, such as Apraksin Dvor, St. Andrew’s market, trading house Liping and heirs, ivorine cages and many others.
Keywords: Onega lake; St. Petersburg; seasonal work; industrial enterprises;
стр. 158В конце XIX – начале XX вв. более трети мужского населения Заонежья уходило на заработки в Петрозаводск, Повенец, Поморье, Архангельскую губернию, но чаще всего в Петербург. [1] Значительная часть заонежан работала на петербургских и пригородных заводах, остальные служили в государственных и частных ведомствах или по торговой части в магазинах и на рынках. Сведения, приведенные в сообщении, позволяют отчасти представить особенности быта и отдыха выходцев из Заонежья, работавших на различных заводах и фабриках Петербурга и его пригородов. Данные об отходниках базируются на делах 123–го фонда Толвуйского волостного правления с 1878 по 1916 год, хранящегося в Национальном архиве Республики Карелия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К началу XX в. большая часть промышленности Петербурга концентрировалась на его южной окраине города – Нарвской и Невской заставах, Охте. Средняя месячная зарплата петербургских рабочих (данные 1913 г.) была значительно выше, чем средняя зарплата по России (22 руб.) и даже в Москве (27,1 руб.), и составляла 34, 7 рубля. [2] На Нарвской заставе одним из крупнейших заводов Петербурга, на котором работали выходцы из Заонежья, был Путиловский завод. [3] Официальной датой его возникновения считается 3 апреля 1801 г., когда указом императора Павла I он был перенесен с острова Котлин в Санкт–Петербург. Завод производил артиллерийские боеприпасы. В 1868 г. завод приобрел российский инженер и предприниматель Н. И. Путилов, который за 12 лет превратил металлургическое предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс (производство вагонов и рельсов для железной дороги, пушек, орудийных башен для броненосцев). Одновременно развивалась социальная структура: столовая, больница на 80 мест, библиотека. [4] Для рабочих был разбит парк, построен театр.
Между 1901 и 1906 годами на средства рабочих архитектором А. С. Никольским была построена церковь, посвященная святителю Николаю в память о Николае Ивановиче Путилине. В церкви был боковой придел мученицы царицы Александры и нижний храм во имя Георгия Победоносца. [5] Двадцативосьмилетний крестьянин деревни Онежаны Степан Иванович Клинов, работавший слесарем на путиловском заводе в 1907–1909 гг., венчался в Никольской церкви родного завода в январе 1909 г.: «Означенный в сем паспорте Степан Иванов Климов 23 января 1909 года в церкви Санкт- Петербургского путиловского завода повенчан первым браком с крестьянской девицей Новгородской губернии Старорусского уезда Виленской волости деревни Еванова Наталией Матвеевой Коровиной, стр. 159 24 лет, что своими подписями с приложением церковной печати и свидетельствуем. 25 января 1909 года города Санкт–Петербурга церкви путиловского завода церкви Святого Николы протоиерей…» [6] По сведениям 1898 г., в одной из мастерских путиловского завода работал также крестьянин деревни Житницкая Николай Маркелович Бычков. [7] В 1898 г. ему исполнился 21 год.
Второй крупный завод Петербурга – Александровский механический – располагался за Невской заставой. Возник он в 1826 г., но известность приобрел с 1845 г., когда по указу Николая I получил звание Александровского литейного в честь старшего брата императора Александра I. Завод долгое время работал по заказам Министерства финансов, военного и морского Общества. В его мастерских изготавливали металлоконструкции, элементы сложных систем отопления и водопровода, паровые машины, металлообрабатывающие станки, артиллерийские снаряды, промышленное оборудование, весы и гири для Министерства финансов. Завод строил пароходы, создавал конструкции и художественные элементы для многих архитектурных памятников Петербурга. Первым директором завода был шотландец Михаил Егорович Кларк. Он был лично знаком с такими известными архитекторами, как К. Росси, А. Менелас, В. Стасов, и приглашал их для сотрудничества. На Александровском заводе была отлита решетка Летнего сада со стороны Мойки, колесница для арки Главного штаба, скульптуры Нар- вских и Московских ворот. С 1845 г. завод начинает производить паровозы. На Невской заставе для ее жителей при участии завода в 1891 г. был разбит сад. В нем размещались две читальни и «клуб для рабочих» с картинной галереей, концертным, гимнастическим, танцевальным и театральным залами. [8] Сад был достаточно популярным местом отдыха этой рабочей окраины. Рабочие завода жили в посёлке Александровском, который снабжался водой при помощи водонапорной башни, построенной в 1893 г.
В 1860–1862 гг. на средства, пожертвованные мастеровыми завода, при поддержке Департамента железных дорог архитектор Лорберг построил церковь Архангела Михаила. [9] В этой церкви в 1908 г. венчался тридцатилетний заонежанин Петр Васильевич Петров из деревни Северная Фоймогубской волости, работавший на Александровском заводе в 1907–1909 гг. «Означенный в сём паспорте П. В. Петров 1909 года июля 26 дня в церкви Михаила Архангела, что при Александровском заводе, повенчан вторым браком с крестьянской девицей Витебской губернии Себежского уезда Чайкинской волости деревни Малая Подберезья Анной Владимировой, что и свидетельствуем подписью и приложением церковной печати Михаила Архангельской церкви Александровского завода Санкт- Петербургского уезда. Протоиерей В. Любомудров». [10] Годом раньше в апреле 1908 г. протоиерей Василий Любомудров обвенчал вторым браком в церкви Александровского завода заонежанина Петра Петровича Маслякова (41 год) с уроженкой села Лавельское Пинежского уезда Архангелской губернии Дарьей Евдокимовной Родионовой (29 лет). [11] В этот же период на заводе работал плотником Павел Иванович Маркелов (41 год) из деревни Игумновская. [12] Возможно, заводскими рабочими являлись Егор Ларионович Лукин, [13] Логин Петрович Степанов [14] и Иван Масляков, [15] проживавшие в заводском поселке Александровка в 1901–1902 гг.
Район на правом берегу Невы издавна был заселен немцами. Здесь было несколько немецких колоний: Ново–Саратовка, Весёлый поселок. Владельцы многих предприятий, расположенных на правом берегу Невы, тоже были немцами. Много заонежан работало на лесопильном заводе Карла Граапа (1831 г. р.) – выходца из города Любека. Совладельцами завода были его сыновья Генрих и Фридрих. Контора Граапа находилась на Большом проспекте Васильевского острова (дом № 32–12); Лесной двор – на Обводном канале, 97 и Малоцарскосельском проспекте, 30. На заводе в 1904 г. работало 100 рабочих. [16] Из них 11 человек были выходцами из Толвуйской волости Заонежья: Александр Моисеев (31 год) и его жена Марфа Моисеева из Русиновской, Петр Иванович Русаков и Пелагея Русакова из Ботвинщина, Татьяна Смазнева [17] и Григорий Андреевич Смазнев (29 лет) из Загубья, Афанасий стр. 160 Родионович Овчинников (45 лет), Иван Иванович Шадров из деревни Шадровщина, а также Егор Федорович Серебряков и Федор Петрович Каменев. [18] Все они, исходя из архивных данных, работали на заводе Граапа с 1898 по 1902 год.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Незначительная часть заонежан работала на Охтинских пороховых заводах. Первое упоминание о них относится к 1715 г., когда Петр для нужд Северной войны строит на Охте пороховые мельницы. Уже с середины XVIII в. завод становится одним из ведущих предприятий Петербурга, достаточно хорошо оснащенным и механизированным за счёт водной энергии, регулируемой собственной плотиной на реке Охте. [19] В 1896 г. при заводе строится новый цех по производству мелинита – взрывчатого вещества, которое изготавливалось из пикриновой кислоты [20] и внешне напоминало кристаллический порошок желтого цвета. В мелинитовом цехе работал в 1900–х гг. заонежанин Илья Максимович Федоткин. Об этом свидетельствует его прошение в Толвуйское волостное правление: «При сем прилагаю увольнительное свидетельство и покорнейше прошу выслать мне паспорт сроком на один год по следующему адресу: Санкт–Петербург Охтенский завод взрывчатых веществ мелинитовый отдел Илье Максимовичу Федотову… 1906 год июля 14 дня». [21] Как рабочий Охтинского завода упоминается в источнике за 1910 г. и Михаил Яковлевич Богданов (31 год) из деревни Пески. [22] В 1916 г. служащим Охтинского завода является заонежанин Павел Фомин, о чем свидетельствует обращение уездного Петрозаводского воинского присутствия в Толвуйское волостное правление от 12 февраля 1916 г.: «Уезд – ное воинское присутствие дает знать волостному правлению, что паспорт ратнику второго разряда 1913 года крестьянину Василию Фомину может быть выдан, т. к. Фомин освобожден от призыва на мобилизацию как служащий Охтенского порохового завода.». [23]
Значительная часть отходников из Заонежья работала на заводах Русского акционерного общества для выделки и продажи пороха в Шлиссельбурге. Основные капиталы общества, основанного в 1884 г., принадлежали немецким промышленникам, но военный министр России П. С. Ванновский поставил условие, чтобы учредителем завода стало самостоятельное русское акционерное общество. Согласно уставу общества, учредителями его могли стать только русские подданные. Таковыми являлись санкт–петербургский купец второй гильдии Кох, санкт–петербургский купец первой гильдии Грубе и действительный статский советник Ранненкампф.
Особое внимание Общество уделило улучшению бытовых условий жизни служащих и рабочих. Для последних были выстроены поместительные казармы и семейные дома. Имелась школа для детей и больница на 34 койки. За счет завода в 1905 г. был выстроен «народный дом» с театральной сценой и библиотекой, созданы два хора певчих и оркестр. При клубе рабочих, расположенном в отдельном здании, имелся кегельбан, билиардная, лаун–теннис, сад с оранжереей и буфет, где несемейные служащие могли пообедать за вполне умеренную цену. В 1907 г. был освящен православный храм во имя апостолов Петра и Павла, рассчитанный на тысячу человек. Построил храм архитектор В. А. Покровский, расписал и выполнил мозаичные работы Н. К. Рерих. Мозаики были выполнены в мастерской известного мозаичиста В. А. Фролова. [24] За период с 1906 по 1916 г. на шлиссельбургских пороховых заводах работали Евдоким Николаевич Матросов (18 лет) из деревни Петрова [25] и Василий Михайлович Фомин (23 года) из деревни Житницкая, [26] Яков Матвеев Буранов (35 лет) из Нижней Сельги [27] и Иван Кириллович Андреев (26 лет) из деревни Ивантеевская. [28]
В Шлиссельбурге располагалось также одно их старейших предприятий окрестностей Петербурга – ситценабивная мануфактура, преобразованная в 1720 г. из старой суконной фабрики. Производство расширилось в 1763 г., когда иностранцы Христиан Лиман и Иоганн Сирициус получили от Екатерины II в наследственное владение Екатерининский остров и 30 тысяч рублей для строительства новых фабричных корпусов. Только к концу XVIII в. «лимановские» ситцы стали успешно конкурировать с лучшими тканями английского производства. С 1814 г. на фабрике начинают печатать рисунки механическим способом при помощи цилиндра. Печатали шали, ковры, покрывала. После смерти Лимана с 1930–х гг. фабрикой владеет монополист Фридрих фон Битепаж. В конце XIX – начале XX вв. фабрика стр. 161 переходит к английской фирме «Губбард и Ко». На фабрике набиваются головные платки и плательные ткани. В 1914 г. фирма получает право помещать на своих вывесках изображение государственного герба. [29] В конце XIX в. для служащих ситценабивной мануфактуры был создан стадион и поля для игр в футбол и гольф. Рабочие ситценабивной мануфактуры составляли тридцать пять процентов читателей шлиссельбургской библиотеки. Среди 1140 рабочих фабрики были и заонежане: Яков Григорьевич Фролов из деревни Житницкая (46 лет), [30] Андрей Фролов и Пелагея Осиповна Фролова из деревни Г аньковецкая. [31]
Трудились заонежане и на небольших заводах вроде кожевенного и сыромятного завода Парамонова на Кожевенной линии Васильевского острова (дома № 1–3). Заводом с 1876 до 1918 г. владел купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин А. А. Парамонов. [32] Завод производил подошвенную и сыромятную кожу, конскую амуницию и полевые сумки, [33] был оборудован двумя паровыми насосами и ежегодно выделывал 27000 кож на сумму 445 тысяч рублей при 95 рабочих. [34] В 1916 г. на заводе работал выходец из заонежской деревни Олфимьевская Павел Егорович Максимов (19 лет). [35] Еще одним документальным подтверждением тому является обращение председателя уездного воинского присутствия в Толвуйское волостное правление: «Новобранец досрочного призыва… Павел Егоров Максимов пользуется до 1 января 1917 года отсрочкой по призыву на военную службу как рабочий на кожевенном заводе А. А. Парамонова в Петербурге [22 декабря 1916 № 4249]». [36] На Стеклянном заводе столицы в 1898 г. трудилась Авдотья Карповна Шабалина из Загубья. [37] Заонежане Иван Прохорович Петриков (27 лет) из Кривоноговской [38] и Василий Мурашов [39] в разное время работали на одной из шести басонных фабрик Петербурга. Таковы были основные промышленные предприятия на которых работали отходники из Заонежья.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Коржавин А. Леликово // Вестник Олонецкого губернского земства.1914. №7. С. 14.
- [2] Смирнов Д. С. Промышленный пояс южной окраины Петербурга // Известия Российского гос. пед. ун–та им. Герцена. 2009. № 118. С .77.
- [3] Путиловским завод именовался с 1868 по 1922 г. С 1873 по 1922 это было акционерное общество Путиловских заводов. С 1922 по 1934 он получил название «Красный путиловец», с 1934 – завод им С. М. Кирова.
- [4] Энциклопедия русского купечества/ Путиловский завод [Интернет–ресурсы] okir.ru encyk|view|222 (дата обращения 4.11.2014).
- [5] Николая чудотворца и царицы Александры церковь [Интернет–ресурсы] sobory.ru. map /?obj.=04154 (дата обращения 2.12.2014).
- [6] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.55/1329. Л.119.
- [7] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.41/1152. Л.642.
- [8] Смирнов Д. С. Промышленный пояс южной окраины Петербурга. С. 79.
- [9] Церковь Архангела при Александровском механическом заводе [Интернет–ресурсы] petergen.com Бовкало kl spburgmamehz.html (дата обращения 3.12.2014).
- [10] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.55/1329. Л. 120.
- [11] Там же. Л. 90.
- [12] Там же. Л. 94.
- [13] НА РК. Ф. 123. Оп. 1. Д. 46/1224. Л. 558 (1901–1902 гг.).
- [14] Там же. Л. 384.
- [15] Там же. Л. 401.
- [16] [Интернет–ресурсы]: citywalls.ru. house 12694.html c опорой на источник: Адресная книга города Санкт–Петербурга за 1896 год. СПб., 1896. Стб. 95, 2085; То же за 1904 год. С. 156–157.
- [17] НА РК. Ф.123. Оп. 1. Д. 46/1224. Л. 156, 421, 656, 471, 216 (1901–1902 гг.).
- [18] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 38/1099. Л 116, 348, 105, 128, 388 (1898 г.).
- [19] Интернет–ресурс: Охтинские пороховые заводы. архив. azbukivedi–istoria.ru..okhtinskije porokhovye.
- [20] Мелинит. Большая энциклопедия нефти и газа. [Интернет–ресурсы] Ngpeddia.ru. id 141434p1.html (дата обращения 13.12.2014).
- [21] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 53/1310. Л.29.
- [22] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 59/1364. Л.67и 68.
- [23] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 68/1552; нумерация листов в деле утрачена.
- [24] Шлиссельбургские пороховые заводы [Интернет–ресырсы]: definition.dictionary.sensagent.com (дата обращения 5.12.2014).
- [25] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 53/1310. Л.49 (1906 г.).
- [26] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 68/1522; нумерация в деле утрачена (1916 г.).
- [27] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 67/1501. Л.62 (1915 г.).
- [28] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 63/1425. Л.16, 17, 18 (1912 г.).
- [29] Случевский К. К. По северу России. М., 2009. С.120–121.
- [30] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.59/1364. Л. 4 (1910 г.).
- [31] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.46/1224. Л. 158 (1901–1902 гг.).
- [32] Кожевенный и сыромятный заводы А. А. Парамонова [Интернет–ресурсы] hystory.gradpetra.net/linija/19/1284–1–3.html (дата обращения 2.12.2014).
- [33] Кожевенный завод и мастерские седельно–шорных и амуничных изделий АА. Парамонова [Интернет–ресурсы] spbarchives.ru/en//group/ informationresurses (дата обращения 2.12.2014).
- [34] Вылежицкий Б. Т. Кожевенное производство [Интернет–ресурсы] .istmat.info/files/uploads/1876/promtorg (дата обращения 3.12.2014).
- [35] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д. 68/1522; нумерация в деле утрачена.
- [36] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.68/1522; нумерация в деле утрачена
- [37] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.41/1152. Л. 34 (1898 г.).
- [38] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.26/844. Л. 72 (1885 г.).
- [39] НА РК. Ф.123. Оп.1. Д.46/1224. Л. 506 (1901–1902 гг.).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.