Филимончик С.Н. (г.Петрозаводск)
Празднование 15-летия Карельской автономии в 1935 году
@kizhi
Аннотация: В статье охарактеризовано празднование 15–летнего юбилея государственной автономии Карелии и показано значение этого праздника в общественно–политической и культурной жизни республики.
Ключевые слова: Карельская автономия; юбилей; праздник; культура;
Summary: The article describes the celebration of the 15th anniversary of Karelia’s state autonomy and shows the importance of this holiday in the social, political and cultural life of the republic.
Keywords: Karelian autonomy; anniversary; holiday; culture;
стр. 169В условиях антропологизации исторической науки активизировалось научное изучение региональной праздничной культуры россиян в послереволюционную эпоху. [1] Праздничные ритуалы и обряды характеризуют политическую деятельность элиты, управленческую эффективность, прочность связей между властью и обществом. В праздниках проявляются ценности разных социальных групп, особенности массового сознания, «дух времени». В настоящее время в Петрозаводске разворачивается подготовка к празднованию столетия государственной автономии Карелии. Этому событию уделяется большое общественное внимание в расчете на то, что юбилей поможет стабилизации политической и экономической ситуации в республике, формированию у населения чувства гордости за свой край. Государственный праздник может способствовать просвещению жителей, укреплению их интереса к национальным традициям народов Карелии, проявлению уважительного отношения к опыту предшествующих поколений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В становлении новой праздничной системы всегда задействован опыт, накопленный в предшествующее время. Так, после революции новые праздники приурочивались к привычным для населения дням отдыха. Впервые вопрос, когда следует отмечать праздник автономии Карелии, встал в 1925 г.: декрет ВЦИК о создании Карельской трудовой коммуны (далее – КТК) был утвержден 7 июня, Постановление ВЦИК и СНК СССР о преобразовании КТК в АКССР было принято 25 июля. Тем не менее в 1925 г. праздник проводился в Петрозаводске 10–13 июля – в те дни, когда традиционно открывалась Петровская ярмарка.
Центрами празднования в Петрозаводске, как и до революции, остались центральные площади, пристань, пространство между ними и вокруг их. Однако идеологическое содержание этого исторического пространства существенно изменилось: центральные улицы Петрозаводска были переименованы в честь вождей мирового и российского пролетариата, в центре города торжественно открыты первые советские памятники. Около них располагались трибуны, с которых ораторы вещали о достижениях пролетариата и индустриальном прорыве на Севере. В 1935 г. пространство праздника существенно расширилось. В праздничное действо были активно включены стадионы и спортивные площадки. В дни праздника общества « Спартак» и Динамо» проводили командные и личные состязания в присутствии многочисленных болельщиков. Новыми центрами праздников стали рабочие клубы, театры, Дом народного творчества, парки культуры и отдыха.
Дореволюционные традиции активно использовались в праздничном оформлении городских улиц и зданий. По–прежнему широко применялись гирлянды из природных материалов, цветы, флаги. Поддерживался древний обычай использовать для украшения праздничных улиц еловые ветки, но теперь елочные гирлянды часто обвивали красными лентами. Значительно активнее, чем в дореволюционный период, использовались транспаранты, лозунги, поскольку большинство населения стало грамотным. В оформлении большое внимание уделялось достижениям социалистического строительства. Особенно активно пропагандировались успехи авиации и тесно с ними связанные достижения в освоении Крайнего Севера. Широко использовались в оформлении праздника гербы союзных республик, макеты первых советских орденов. На праздничных шествиях можно было заметить немало портретов вождей.
стр. 170Как и до революции, важным элементом городского праздника оставался вечерний фейерверк. Разноцветные залпы огня и яркая иллюминация рождали у участников празднеств особые чувства приподнятости и радости, позитивную энергию.
Организацией и проведением государственного праздника занимались специальные комиссии Президиума ЦИК АКССР, а в городе – комиссия при Петрозаводском совете под руководством председателя горсовета. На юбилей были приглашены гости из других регионов страны и из–за рубежа. Праздник помогал создавать позитивный имидж республики в СССР и мире.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К государственному празднику приурочили важные правовые акции. В честь юбилея Карельской автономии 20 июня 1935 г. Президиум ВЦИК принял Постановление об амнистии, по которому освобождался от наказания ряд граждан, совершивших преступления на территории Карелии. Амнистии подлежали осужденные к лишению свободы на сроки до 3 лет включительно, женщины, имеющие малолетних детей, и беременные независимо от срока лишения свободы. Осужденные к лишению свободы на более длительные сроки освобождались по отбытии ими одной трети срока основного наказания. Освобождались от наложенных взысканий все военнослужащие на территории КАССР. Вместе с тем амнистия не распространялась на осужденных по 58 статье, по постановлению от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации», от 8 декабря 1933 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции». Амнистия не распространялась также на осужденных за взяточничество, растрату государственного имущества.
Организаторы стремились придать государственному празднику «характер отчета Советской власти». [2] Значительное место среди подготовительных мероприятий занимали производственные соревнования, выставки достижений. В 1935 г. в республике организован Всекарельский производственный и культурно–бытовой поход имени 15–летия Карелии. Повсюду проходили беседы, научно–популярные лекции «Карелия в прошлом, настоящем и будущем», «Прежде и теперь». К 15–летию КАССР Союзкинохроника выпустила фильм «Индустриальная Карелия». Радиокомитет провел декаду показа хозяйственного и культурного роста советской Карелии: перед микрофоном выступили руководители партийных, советских, хозяйственных организаций. Праздники представляли горожанам интерпретацию настоящего «в нужном русле».
К празднику выпустили специальные публицистические, научно–популярные издания. Особенно много издавалось агитационных материалов, листовок. В праздничные дни их разбрасывали на многолюдных улицах прямо с грузовиков. К юбилейным торжествам 1935 г. в республике издали 10 брошюр, даже в Америке финская федерация рабочих выпустила специальный сборник к 15–летию АКССР.
Официальная часть праздника включала торжественное собрание в правительственных зданиях и в определенной мере продолжала дореволюционную традицию собраний чиновничества по торжественным случаям. В 1935 г. в честь юбилея КАССР состоялась юбилейная сессия Карельского ЦИК. Депутаты заслушали многочисленные рапорты и приветствия, поддержав тем самым бюрократическую традицию. В первую очередь торжественные собрания были призваны помочь жителям республики сконструировать картину недавнего прошлого, создать коллективные представления об истории Карелии в советское время. На собраниях как бы «проговаривалась» «правильная картина событий», на которую следовало ориентироваться в повседневной практике.
Важной частью праздника являлись парад и демонстрация. В 1935 г. в Петрозаводске в демонстрации в честь 15–летия КАССР участвовало 30 тыс., в Кандалакше – 7 тыс., в Олонце – 6 тыс. человек. Массовые шествия с портретами политических лидеров заменили в какой–то мере привычные для горожан крестные ходы. Маршрут демонстрации в Петрозаводске включал: площадь С. М. Кирова, проспект Карла Маркса, площадь В. И. Ленина, проспект Ф. Энгельса до проспекта В. И. Ленина. Порядок демонстрации был четко продуман: колонна знаменосцев, прибывшие на торжества гости, школьники, рабочие ведущих промышленных предприятий, сотрудники госаппарата, физкультурники. Спортсмены показывали «живые картины», например, сцены из французской борьбы. Перед трибуной проезжали велосипедисты и мотоциклисты. Все это усиливало эмоциональное восприятие праздника.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Подчеркивая военную мощь страны, в колонне демонстрантов шли «вооруженные отряды трудящихся Петрозаводска» – так местные репортеры называли осоавиахимовских активистов, ворошиловских стрелков, курсантов Карельского аэроклуба, членов Красного Креста, допризывников, чье активное участие в демонстрации должно было показать «У нас есть что защищать, и есть кому защищать!».
В дни юбилея Карельской автономии постоянно обращались к истокам формирования карельской государственности. В праздничных торжествах активно участвовали герои Гражданской войны – красные партизаны, красногвардейцы. Знаковой фигурой праздника в 1935 г. стал легендарный командир стр. 171 охраны Мурманской железной дороги от интервентов И. Спиридонов. В 1935 г. герои Гражданской войны присутствовали на юбилейной сессии КарЦИК, участвовали в параде и демонстрации. В Петрозаводске знаменосцем колонны демонстрантов был рабочий Онежского завода красногвардеец К. Лузгин. В праздничной колонне звучали лозунги «Свободу Т. Антикайнену!» – горожане выражали солидарность с героем Гражданской войны, томившимся в финляндской тюрьме.
Очень активными участниками праздника стали дети. Головную колонну демонстрантов составляли учащиеся городских школ. Детей возили по городу на грузовиках, украшенных цветами, живой зеленью, и, по словам местных репортеров, «грузовики похожи на большие цветочные корзины». На одном из грузовиков был установлен плакат с изображением здорового краснощекого ребенка, улыбающегося во весь рот. Малыш держал в своих руках ни много ни мало – земной шар, надпись на плакате гласила: «Весь мир будет наш».
Неофициальная часть праздника развивала народные традиции развлечений и зрелищ. Широко практиковались выступления профессиональных артистов и коллективов художественной самодеятельности. Праздник становился хорошей возможностью продемонстрировать достижения профессионального искусства Карелии, родившегося в годы первой пятилетки. В юбилейные дни Карельский государственный театр (Каргостеатр) показал «Свадьбу Кречинского». В спектакле были заняты также артисты Ленинградского Александринского театра. В Национальном театре шли пьесы карельских писателей Я. Виртанена и Л. Луото «Мальбрук в поход собрался», «Куллерво». В празднике участвовал Карельский симфонический оркестр под управлением Л. Теплицкого. В программы музыкальных концертов входил специально написанный к 15–летию Карельской автономии «Юбилейный торжественный марш» композитора Л. Теплицкого.
Во время праздника прошла олимпиада художественной самодеятельности, в которой приняли участие более тысячи человек. В художественной олимпиаде участвовали 9 театральных коллективов, 8 агитбригад, 17 оркестров и музыкальных ансамблей, 6 хоров, балетные и физкультурные группы. Праздник позволил выявить и повысить творческий потенциал жителей республики. Организатором олимпиады являлись профсоюзы. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Праздники способствовали сохранению, пропаганде и развитию традиционной культуры, знакомству с ней многочисленных мигрантов. В дни юбилея в кинотеатре «Красная звездочка» началась демонстрация звукового фильма «Калевала». Он был снят бригадой Союзкинохроники в дни 100–летнего юбилея Калевалы. В фильм вошли съемки юбилейных торжеств в Петрозаводске, выступления Национального театра. Выступая на праздничном параде, Председатель СНК АКССР Э. А. Гюллинг охарактеризовал современную эпоху, используя эпический образ: «Карельский народ нашел свое “Сампо”, о котором мечтал веками». [4]
Большое значение в дни праздника всегда имело угощение. В 1935 г. была ликвидирована карточная система, и праздничное меню стало больше отличаться от повседневного. Премирование передовиков, подарки, продажа продуктов по сниженным ценам позволяли организовать домашнее застолье и сделать праздник семейным.
В 1930–е гг. был накоплен большой опыт в развертывании развлекательных форм празднования: массовых народных гуляний, спортивных игр и т. д. Во время праздника люди как бы сбрасывали с себя страх, недовольство, повседневные заботы. Праздник рисовал мир таким, каким он мог бы быть, хотя и не был в действительности.
Празднуя юбилей автономии, жители Карелии надеялись, что лишения и трудности эпохи «социалистического наступления» позади. Официальная пропаганда связывала относительную стабилизацию жизни в середине 1930–х гг. с успешной деятельностью лидера правящей партии. В проведении праздника ярко отразилось становление культа личности Сталина. На трибунах обязательно находился его громадный портрет, вождь и его верные соратники обязательно избирались в почетный президиум. В 1935 г. на юбилейной сессии КарЦИК вместо обычной резолюции было принято письмо Сталину – «лучшему другу, вождю и учителю». Во время демонстрации перед знаменами несли портреты Сталина. Самым «ходовым» лозунгом был «Да здравствует великий Сталин!».
Праздник 1935 г. стал последним салютом поколению, создававшему Карельскою автономию. Вдохновителями праздника являлись Э. Гюллинг, Г. Ровио, Н. Архипов, Ф. Поттоев, А. Лесков, А. Аполоник, П. Хюппенен, И. Петров, Н. Шершевский, В. Форстен и др. Через два года почти все организаторы юбилейных торжеств 1935 г. будут арестованы как «враги народа».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Деканова М. К. Особенности восприятия советской праздничной культуры // Вестник Самарского государственного университета. 2009. N 3. С. 67–72; Кринко Е. Ф. Повседневный мир советского человека 1920–1940–х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций. Ростов н/Д, 2011; Шаповалов С. Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918–1930–е гг. Краснодар, 2012; Фролова А. В. Трансформации праздничной культуры русских Архангельского Севера в XX – начале XXI в. // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 108–124.
- [2] Национальный архив Республики Карелия. Ф. 689. Оп.1. Д. 26/323. Л. 12., 126.
- [3] Культурное строительство в Советской Карелии. 1926–1941. Народное образование и просвещение. Документы и материалы. Петрозаводск, 1986. С. 145–146.
- [4] Красная Карелия. 1935. 6 июля.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.