Панченко В.Б. (г.Санкт-Петербург)
Деревянные обетные кресты Поволховья XVII-XVIII вв.
@kizhi
Аннотация: В статье описывается традиция установки высоких деревянных крестов, существовавшая в Поволховье в 1625–1756 гг. Кресты устанавливались по индивидуальному или коллективному обету, содержали имена ктиторов и предписания праздновать определенные праздники. По воспоминаниям местных жителей, крестный ход к одному из крестов проводился до 1919 г. Только три таких креста сохранились в Староладожском музее–заповеднике до нашего времени.
Ключевые слова: деревянные кресты; Старая Ладога; религиозные обычаи; криптограммы; локальные традиции;
Summary: The paper deals with High wooden crosses (up to day 50 known) were erected in the Volkhov region between 1625 and 1756 vowed by either single persons or rural communities. The crosses were inscribed with the names of the vowers as well as with the lists of Orthodox feasts to be celebrated. According to the recollections of local inhabitants, annual religious processions had been performed until 1919. Only three crosses survived in the Preservation Museum of Staraya Ladoga.
Keywords: wooden crosses; Staraya Ladoga; religious customs; the cryptogram; the local traditions;
Выражаю мою искреннюю признательность за помощь в работе по данной теме Я. Г. Андреевой, В. П. Бударагину, Г. Г. Кожокарю, О. В. Панченко, Е. В. Платонову, А. А. Селину, А. В. Толстикову, Л. Г. Черенковой и Н. Д. Чеховских.
стр. 209Шведский дипломат и путешественник Петр Петрей в своем сочинении «История о Великом княжестве Московском» упоминает следующую традицию, по его мнению, характерную для России: «В некоторых областях у крестьян не было церквей, но были поставлены большие деревянные кресты <…>, которые священник освятил и благословил. На них были вырезаны изречения из псалмов. У них крестьяне, у которых не было церкви, совершали свои службы, и утрени, и вечерни». [1] Известно, что в 1609 г. Петрей передвигался вместе со шведским войском по территории Корельского уезда, был в Орешке, затем поехал в Москву, в 1611 г. посещал Нарву и Ивангород, в 1612 г. много времени провел в оккупированном шведами Новгороде, а в 1613 г. находился в постоянных разъездах между Новгородом, Ниеншанцем и Стокгольмом. В первой половине 1615 г. он собирался посетить Новгород, Орешек и Ладогу, но сведений о пребывании его в России после 1613 г. нет. [2] В 1822 г. П. И. Кеппен в «Списке русским памятникам» отмечал обилие деревянных крестов в Северной России, «особливо же около Ладожского озера, к Востоку от реки Лавы, бывшей Шведскою границею по Столбовскому миру 1617 года». [3] Именно в нижнем течении р. Волхов, в округе с. Старая Ладога в начале XX в. было зафиксировано значительное количество высоких деревянных крестов XVII–XVIII вв. Фотографии и сведения о крестах, полученные во время обследования памятников старины в Новоладожском уезде Санкт–Петербургской губернии Н. И. Репниковым и В. М. Машечкиным в 1911–1912 гг., являются ценным источником для исследования исчезнувшей традиции установки местными жителями деревянных обетных крестов XVII–XVIII вв. [4]
К началу XX в. существовало не менее 50–ти таких крестов в 33–х топографических пунктах (включая сведения о двух подобных памятниках в с. Грузино 1695 г. и Старой Руссе 1654 г.). По хронологическим и стилистическим особенностям кресты объединяются в несколько групп: 1625–1626 (2); 1663–1669 гг. (7); 1670–1680 (5); 1684–1690 (10); 1711–1728 (4); 1742 (1); 1750–1756 гг. (6). Кресты 1670–1690 гг. могут принадлежать руке одного мастера, т. к. изменения, внесенные в 1684 г., незначительны. В целом же местная художественная традиция поддерживается мастерами–кресторезами на протяжении 130 лет.
Кресты высотой около трех метров устанавливались на улице, в невысоких срубах под навесом. Квадратные в сечении сосновые брусья оси и трех поперечных перекладин скреплялись пазами и деревянными стр. 210 гвоздями. Над верхней перекладиной креста вырезалась луковичная церковная главка на барабане. Аналогичные изображения на поклонных крестах Русского Севера не встречаются, но подобные главки изображались на резных деревянных иконах Заонежья «Голгофский крест под сенью храма» XVIII в. [5] и архангельских резных досках «Голгофский крест с орудиями страстей в храме» XVIII в. [6]
В местах пересечения оси креста с верхней и средней поперечными балками помещались изображения восьмиконечных крестов на подножии, окруженных монограммами. Поверхности поперечных перекладин и оси креста заполняла летопись. Она содержала данные о том, кто поставил крест, предписание, какие праздники праздновать и дату установки. На концах поперечных балок помещались монограммы ЦРЬ СЛВЫ ИСЪ ХСЪ НИ КА, а на всем свободном от летописи пространстве (на центральной перекладине и сразу под ней) – криптограммы, к настоящему времени до конца не расшифрованные (рис. 1). Толкование их встречается с рубежа XVI–XVII в. в некоторых рукописных сборниках, рядом с текстами, посвященными обретению и воздвижению Креста и его символике. Похожие криптограммы вырезались на обетных архангельских крестах более позднего времени и на деревянных иконах.
О существовании в Поволховье крестов до 1620х гг. неизвестно. Возможно, более ранние памятники не уцелели во время русско–шведских войн 1610–1613, 1614–1617 гг. После заключения Столбовского мира первый крест появился в д. Бор в 1625 г., вскоре после восстановления Ладожской крепости (1621 г.) и мужского Никольского монастыря (1622 г). На нем была вырезана надпись «Праздновать праздник(и) Святому Пророку Божию Илии». На оси другого креста, 1626 г. из д. Неважа, было вырезано поясное изображение св. Николая, а на нижней перекладине дана надпись «Праздновать Святителю Николаю Чудотворцу». Это единственный крест с изображением святого; на остальных крестах между средней и нижней перекладиной помещались криптограммы и сведения об установке. Возможно, эти памятники создавались в расположенном на южной окраине Ладоги Никольском монастыре.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Эти кресты ставились как простыми деревенскими жителями, так и лицами высокого социального статуса. Надписи на них почти всегда содержат одинаковые формулировки: «Праздникъ праздновать Святителю Христову Николы. Поставлен Сий Животоворящий Крест Господень повелением раба Божия Стефана (Пахомова?) на поклонение всемъ православным христианомъ» (д. Неважа, 1663 г.); «Праздновать праздник Покрову Пресвятой Богородицы и Святым мучеником Флору и Лавру и Святому Пророку Божию Илии. Поставлен Сий Животворящий Крест Господень стр. 211 на поклонение православным христианом» (1671 г., д. Порог, это редкий случай, когда крест не подписан); «Праздновать Святыя Великомученице Христовой Парасковие. Поставлен Сий С(вятый) К(рест) Господень на поклонение православным христианом повелением раб Божиихъ Димитрия и Деонисия Филиповых детей Сакульцевых и детей их. Лета 7188 году июня в 1 день» (1680 г., д. Березье); «Праздновать праздники святителю Христову и Чудотворцу Николы да Священномученику Власию. Постав Поставлен Сий Святый и Животворящий Крест Господень на поклонение православным христианом повелением рабов Божиих Симеона и Макария и Льва <…вых> детей Гутовских (1684 г., д. Гутово); «Поставлен Сий Святый и Животворящий Крест Господень на поклонение православным христианом повелением раба Божия Василия Симановича и сына его Михаила Васильевича Желтухиных» (1688 г., д. Абрамов- щина. Этот крест поставили сын и внук ладожского воеводы 1671–72 гг. Симона Желтухина). Известна подпись «Путятин» на кресте 1669 г. из д. Мыслово, возможно, его установил ладожский воевода 164445 гг. князь Богдан Путятин или его потомки. Подписной список может включать более двенадцати мужских имен, женские имена никогда не встречаются. Наряду с мирским населением в установке крестов участвовали и лица духовного сословия: «Поставлен Сий Святый Животворящий Крест Го – сподень на поклонение православным христианом повелением рабов Божиих священноиерея Павла и Тимофея Яковлевых да диакана Ефремова Марка Анисимова Максима и Никиты Ребиковых Андрея и Феодота п<о> о<бещанию> Фомы Григорьева Матвея Симеона и Петра Лукияновых Феодора» (1688 г., с. Петропавловское). До 1680–х годов наиболее популярны посвящения Илии (8), Николе (7), Флору и Лавру (7), Власию (5). Упоминаются и пары праздников (Флор и Лавр – Власий, Илия – Никола и др.). Чаще всего дата установки (преимущественно летом) не соответствует дням памяти указанных на крестах святых. Максимальное количество дат приходится на июнь (1, 3 и 8 числа). Очевидно, что кресты возводились по коллективному или личному завету – даже к началу XX в. в деревнях находилось несколько крестов с одинаковым посвящением. Поводом, как и при постройке заветных часовен, могли быть болезни, пожары, засуха и связанный с ней неурожай. Известно, что в 1654 г. жители Ильинской улицы Старой Руссы поставили деревянный крест «во избавление от чумы» и «положили праздновать честному кресту 22 декабря и в крестопоклонную неделю великого поста». [7] К началу XX в. многие кресты стояли в часовнях в окружении икон, полотенец, бутылей с деревянным маслом. «Вот, батюшка, перед этим крестом когда–то усердно молились, при сгоне скота, вместе все православные…», [8] - рассказывал в последней четверти XIX в. старожил из д. Верховина своему священнику – такие обряды могли происходить у крестов, посвященных святым Флору, Лавру и Власию – в народной традиции покровителям животных.
У нас нет каких–либо данных о крестах, установленных в округе Ладоги в периоды с 1627 по 1662 гг., с 1691 по 1710 гг., с 1729 по 1749 гг. Возможно, они не сохранились, или в это время мастер ставил кресты в других местах – как, например, упоминавшийся выше крест в Старой Руссе. Другой подобный крест 1695 г. из с. Грузино описывается в очерке П. П. Свиньина: «У горней стены (храма Андрея Первозванного – В. П.) снаружи поставлен деревянный огромный крест, найденный на берегу Волхова. Из сохранившейся на нем надписи явствует, что крест сей водружен на том месте в 7201 года стр. 212 июля 6 (1695) в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, при патриархе Адриане и новгородском митрополите Корнелии – жителями Грузинского погоста. Ниже сей надписи начертано еще: “Чудный крест сей Христов на поклонение православных христиан”. Первоначальные же буквы: К. Т. Ч. П.Х. И.В. Т.С., поставленные снизу, означают: “Кресту твоему честному поклоняемся, Христе, и воскресение твое славим”. С самых древних времен в день сей, т. е. 6 июля, установлен праздник святому апостолу Андрею и отправлялось церковное торжество при кресте оном. Оно и доныне продолжается под именем “крестового дня” и сверх того сопровождается ходом из Николаевской церкви, что в деревне Людне. По окончании божественной литургии, освящения воды на Волхове с пушечной пальбою и крестного хождения вокруг селения поется молебен у креста. При сем случае каждым грузинским крестьянином по старинному обычаю приносится ко кресту пшеничный белый хлеб, называющийся курцом; по совершении и окроплении сих хлебов святою водою жители потчевают ими тут же пришедших к ним на праздник гостей». [9] [10] Описание креста и его дата позволяют отнести его к группе памятников, установленных в память разрушенных церквей – в данном случае сгоревшей церкви Андрея Первозванного 1583 г., перестроенной в 1691 г.
Крест 1688 г. в с. Петропавловское (см. выше) тоже был поставлен в память существовавшего ранее церковного придела Сергия Радонежского. В 1711 г. и в 1728 г. в Ладоге были установлены кресты «во имя церкви Святыа Симеона Богоприимца» и «на церковном месте Священномученика Климента П(апы) Р(имского)» – эти церкви были разрушены во время русско–шведских войн. Надпись на кресте 1724 г., установленном недалеко от д. Бережные Лопатицы, «Праздновать Святому Мученику Клименту и Великомученику Христову Георгию. Поставлен Сий Крест Господень на поклонение православным христианом повелением а по своему обещанию ладоженина посацкага человека Петра Григорьева сына» тоже указывает на посвящение, связанное с ладожскими церквями.
Очевидно, с конца XVII в. традиция установки крестов претерпевает некоторые изменения – меняются, по крайней мере формально, причины их установки, что может быть связано с проводимыми в это время церковными реформами. Отсутствие памятников в период с 1728 по 1750 год, возможно, связано с запретом Анны Иоанновны 1734 г. на строительство новых часовен, т. к. небольшие срубы с навесами, в которых устанавливались кресты, представляли собой тип «открытой часовни».
Прерванная традиция возобновлялась еще раз, когда с 1750 по 1756 гг. монахом и уроженцем Ладоги Иосифом Шаровым, руководившим в 1749–1752 гг. строительством Гостинопольского монастыря, были поставлены шесть крестов.11 На них были вырезаны следующие надписи: «Глава есть превечная Христос Бог в Троицы Слава Аминь» (на вершине креста, справа и слева от церковной главки); Иис(у) съ Наз(а)реянинъ Ц(а)рь Иудейский. Кр(е)ст Хр(и)стов просв(е)щает и осв(е)щаетъ всехъ» (на верхней перекладине); «Кресту Твоему поклоняемся и Светое Воскресение Твое славим Владыко» (на центральной перекладине); Д Д Азъ Есмь Сущий Д Д Д Крест Хранитель Всей Вселенней Крест Красота Церковная Крест Аггелам и Архаггелам Слава К(рест) Ц(арям) Б(лаговерным) К(репость) и П(обеда) ИКБ К(рест) В(сем) П(равославным) Х(ристианом) С(пасение) и ЧВ. Построенъ Сий Святый Крест Господень на поклонение православным христианом Гостинопольского монастыря строителем монахом Иосифом Шаровым (на вертикальной оси, ниже средокрестия); «1752 Года июня в 23 день» (на нижней перекладине). Очевидно, что Иосиф Шаров следовал местной традиции, но внес изменения в структуру надписей на крестах. Так, он перестал указывать праздники, при этом Похвала Кресту, ранее представленная криптограммами, на его крестах расшифровывается, занимает центральное положение и является основным текстом. На всех крестах по–прежнему присутствует церковная главка, имя (в данном случае – мастера) и дата установки. На преемственность традиции указывает и тот факт, что в с. Петропавловском Иосиф Шаров устанавливает крест 1 марта – в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, которому был посвящен более ранний крест 1688 г. из этого села (см. выше).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К середине XVIII в., очевидно, традиция перестала существовать, но до начала XX в. в деревнях Поволховья редко находилось меньше двух обетных крестов, а в д. Княжчино четыре креста 1666–1690 гг. напоминали местным жителям о предшествующих поколениях и о заветных праздниках Николе и Илии. Многие кресты сохранялись в новых часовнях, по–прежнему возле них проводились праздничные службы. Крестный ход к одному из крестов 1688 г. в ур. Абрамовщина существовал до закрытия в 1919 г. Староладожского Успенского монастыря. [11] К настоящему времени сохранилось только три креста: 1677 г. из д. Межумошье, 1711 г. и 1728 г. из Старой Ладоги. Они находятся в фондах Староладожского музея–заповедника.
- [1] Первая книга Петра Петрея о России на шведском языке вышла в 1715 г. Цит. по: Шляпкин И. А. Древние русские кресты. I. Кресты новгородские, до XV века, неподвижные и нецерковной службы. СПб., 1906. С. 15.
- [2] Толстиков А. В. Петр Петрей в России // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2012. № 2 (12). Июль – декабрь. С. 129–142.
- [3] Кеппен П. И. Список русским памятникам. М., 1822. С. 106, 107; № 145 по списку.
- [4] Серия снимков из поездки Н. И. Репникова по Новоладожскому у. С.–Петербургской губ.: памятники церковного зодчества и церковная утварь (Научный архив Института истории материальной культуры (НА ИИИМК). ФА. Альбом О.473. 1911 – 1912 гг.; далее в сносках – Альбом Репникова); Предварительный отчет по регистрации памятников старины в Новоладожском у. С-Петербургской губ. (НА ИИМК. РА. Ф-1. Оп.2. Д.5 Репников Н. И., 1911 г. без пагинации; далее в сносках – Отчет Репникова); Коллекция Репникова (Российский этнографический музей (РЭМ). Отдел фотографии. Кол. РЭМ № 2466; далее в сносках – Коллекция РЭМ). Подробное описание используемых источников и таблицы с частичными расшифровками надписей на 28–ми крестах представлены в моей статье: Панченко В. Б. «Праздновать праздники святому пророку Божию Илии и святителю Христову Николаю Чудотворцу»: одна исчезнувшая традиция // Музей. Традиции. Этничность. СПб., 2012. № 2. С. 21–36. Расшифрованные тексты приводятся далее без дополнительных ссылок.
- [5] Уханова И. Н. Изделия старообрядцев – мастеров народного искусства в собрании Государственного Эрмитажа // Старообрядчество в России (XVII–XX вв). М., 2004. Вып. 3. С. 319., Илл. 48.
- [6] Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки / Авт. – сост. Т. М. Кольцова. М., 1995. Кат. № 167–171.
- [7] Шляпкин И. А. Древние русские кресты. С. 14.
- [8] Историко–статистические сведения о С. – Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 168.
- [9] Свиньин П. П. Поездка в Грузино // Аракчеев: Свидетельства современников. Мемуары. М., 2000. С. 139–140.
- [10] Один из них был поставлен в 1751 г. в честь освящения Троицкой церкви Гостинопольского монастыря, и на нем были «начертаны имена Елизаветы Петровны, ея наследника и супруги, архиепископа Стефана и игумена Иосифа Шарова» (Историко–статистические сведения о С. – Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 243–244).
- [11] Панченко А. А. Схи–игуменья Евпраксия и почитаемое место в урочище Абрамовщина: материалы к изучению деревенских святынь // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. СПб., 1997. С. 78–83.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.