Пекина А.М. (г.Петрозаводск)
Поэтический образ Валаама в творчестве русских художников на примере выставки Игумен Дамаскин Ново-валаамского «монастыря»
@kizhi
Аннотация: Доклад подготовлен на основе материалов выставки «Игумен Дамаскин (17951881)», проходившей в 23.04.2013 г. – 07.01.2014 г. в культурном центре Ново–Валаамского монастыря (Финляндия). Игумен Дамаскин поддерживал культурные связи с Санкт–Петербургской Академией художеств. Монастырская коллекция живописи была представлена работами П. Балашова, И. Шишкина, Е. Ознобишина, литографиями М. О. Вольфа на библейские сюжеты. На выставке были представлены экспонаты из фондов музея православной культуры Куопио (Финляндия).
Ключевые слова: Валаам; Новый Валаам; монастырский Культурный центр (Финляндия); русские художники XIX в.; Дамаскин;
Summary: This article is about the exhibition of the New Valaam (Finland) «Damaskin Orthodox abbot of the Monastery (1795–1881)», which was held during 2013–2014 years. Damaskin maintained the cultural ties with the St. Petersburg Academy of Arts. The paintings by Russian painters–landscape (I. Shishkin, P. Balashov and E. Oznobishin) were presented at this exhibition. Fantastic nature of the Valaam was inspired by painters. The Orthodox Church museum of Finland is situated in Kuopio. There are many church vestments, landscape paintings, sacramental vessels, manuscript in this museum’s collection.
Keywords: Valaam; New Valamo or New Valaam (Finnish: UusiValamo); The monastery’s Cultural Centre (Finland); Russian painters; Damaskin;
стр. 213В культурном центре Ново–Валаамского монастыря Финляндии [1] с 23 апреля 2013 г. по 7 января 2014 г. проходила выставка «Игумен Дамаскин (1795–1881)», на которой автору посчастливилось побывать.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов), который в течение сорока двух лет, с 1839 г. до 1881 г. был настоятелем Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, вел духовную и культурно–просветительную деятельность. Так, благодаря попечению игумена, монастырская библиотека Валаама обогатилась обширной коллекцией печатной литературы. Например, на выставке было представлено уникальное «Собрание видов местностей острова Валаама» 1863 г., рукописный молитвенник преподобного Антипы Валаамского «Молитвы и псалмы на румынском языке» 1875 г., собственные книги игумена Дамаскина – «Старообрядческий служебник» рубежа XVIII–XIX вв., «Исаак Сирин: о посте».
При игумене Дамаскине был сформирован и архив обители, который содержался в образцовом порядке. В настоящее время монастырская библиотека Нового Валаама имеет самое большое в Западной Европе собрание православной литературы. Во время эвакуации с Валаама монахи вывезли на территорию Финляндии 20 тыс. томов монастырской библиотеки. Из них 15 тысяч томов находится в книжном собрании Славянского фонда Хельсинского университета. В Ново–Валаамском монастыре находятся 5 тыс. книг из этой коллекции, а также обширный архив, который на 29 декабря 2012 г. насчитывал 20 тыс. единиц хранения. Он помещен в специально построенное здание библиотеки культурного центра Нового Валаама, куда существует свободный доступ.
Игумен Дамаскин поддерживал культурные связи с Санкт–Петербургской Академией художеств, студенты которой приезжали на летнюю практику на остров Валаам. Из монастырской коллекции живописи Нового Валаама можно было полюбоваться картиной Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) «Братское кладбище». Кто бывал на Валааме, сразу узнает это место, сохранившееся до сих пор. Так сложилось, что в 2013 г. летом автор побывала на Валааме, где вид монастырского кладбища обратил на себя внимание, а уже в декабре 2013 г., посещая в очередной раз Ново–Валаамский монастырь, побывать на упомянутой выставке и познакомиться еще с одной работой художника. Как известно, художник предпочтение отдавал пейзажу, показывая мощь и богатство природы, преимущественно лесной. Картину «Братское кладбище» художник создал в 1858 г. Тогда И. Шишкин впервые, вместе с Павлом Павловичем Джогиным (1834–1885) и Александром Васильевичем Гине (1830–1880), посетил остров Валаам. Творческая экспедиция художников – учеников третьего года обучения Санкт–Петербургской Академии художеств – состоялась в мае – сентябре 1858 г.
стр. 214В течение 1858–1860 гг. были созданы этюды «Камни в лесу. Валаам» и «И. И. Шишкин и A. B. Гине в мастерской на острове Валааме». Первый этюд – живописная штудия с крупноплановым изображением замшелых камней на фоне лесных зарослей. Второй – незатейливая зарисовка жанрового характера в память о днях совместной творческой работы и многолетней дружбы с Александром Гине. Отметим, что в 1860 г. за картину «Вид на Валааме» А. Гине был отмечен малой золотой медалью.
До окончания Академии в 1860 г. И. И. Шишкин ежегодно приезжал летом на Валаам, работая на пленэре. В 1858 г. за три рисунка пером и восемь живописных этюдов Валаама, в том числе «Сосна на Валааме» и «Вид на острове Валааме», он получил большую серебряную медаль. В 1859 г. за картину «Вид на острове Валааме» («Ущелье Валаама») получил малую золотую медаль. В 1860 г. за две картины одного названия «Вид на острове Валааме» («Местность Кукко», 1859) получил большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и право на пенсионерскую поездку за границу на три года. Надо отметить, что именно в 1858 г. за три рисунка пером и восемь живописных этюдов Валаама художник получил большую серебряную медаль.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В этом же году, 28 июня, через два года после коронации, император Александр II с императрицей Марией Александровной, сыновьями, своей сестрой, великой княгиней Ольгой Николаевной и ее супругом посещали Валаам. Они присутствовали на Божественной литургии, по окончании которой был отслужен молебен преподобным Сергию и Герману Валаамским. Затем император с семьей совершил прогулку по острову, посетил скиты и пустыньки, после трапезы в монастыре гости побывали на монастырском братском кладбище. На выставке были представлены две картины, посвященные этому событию. Это работа Петра Ивановича Балашова «Посещение Валаама императором Александром II» – о лодочной процессии Александра II и высокопоставленных особ к монастырской бухте острова Валаам. В 1860 г. за валаамские пейзажи П. И. Балашов был награжден серебряной медалью и удостоен звания свободного художника. В 1863 г. издаётся альбом «Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П. И. Балашовым, изданное усердием Валаамского настоятеля игумена Дамаскина с братиею» из 26 литографий. Главная тема рисунков – виды центральной усадьбы монастыря, скитов, монастырских построек. В фондах Валаамского музея также есть два экземпляра этого издания. Один альбом был подарен музею в 1984 г. народным художником КАССР Георгием Адамовичем Стронком (1910–2005). Второй экземпляр отличной сохранности в день открытия экспозиции на Свято–Владимирском скиту в 2009 г. подарил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На выставке были представлены и картины Петра Балашова «Скалы и лес» 1858 г., «Ледяные торосы у Хонкасаари» 1861 г., которые воспевают суровую красоту северного края. Хонкасаари в переводе с финского языка обозначает «Сосновый остров», находится остров на территории современной Финляндии недалеко от Лаппенранты.
Заметим, что по некоторым сведениям, в частности, из писем И. Шишкина, полагают, что П. Балашов впервые посетил Валаам в 1859 г., тогда как картина «Скалы и лес» значится по сведениям Ново–Валаамского монастыря за 1858 г. В 1859 г. П. Балашов уже закончил Академию художеств. В биографии П. Балашова, плохо изученной, нет даты и места его рождения. Известно о его скоропостижной кончине в 1888 г. Главный хранитель Валаамского научно–исследовательского музея, церковно–археологического и природного музея–заповедника, основанного в 1979 г., Лариса Николаевна Печёрина в газете «Свет Валаама» в № 12 за 2010 г. (с.3), обращаясь к творческой биографии художника, упоминает о работах, подаренных художником. Причем местонахождение многих картин и акварелей неизвестно. Л. Н. Печёрина замечает, что во время работы на Валааме П. Балашов, как и другие художники, в благодарность за гостеприимство, по традиции оставил монастырю несколько своих произведений, которые впоследствии оказались в Финляндии. [2] Речь идет как раз об упомянутых мною работах.
Особо запомнилась картина П. Балашова «Идущий монах» 1860 г. На ней изображена фигура неизвестного монаха в клобуке, опирающегося на посох. Монаха с трудом можно разглядеть среди вековых деревьев, огромных лопухов, диковинных коряг и скал. Куда он шел? Время прошло, а природа Валаама сохранилась. Казалось, что картины написаны совсем недавно. Монахи умерли, а вековые сосны хранят прошлое, впитывают настоящее. Возвращаясь прошлой зимой с Нового Валаама, мы увидели, как по дороге с монастырского кладбища, где нашли последний приют монахи, вынужденно покинувшие остров Валаам, неспешно идет монах нынешний. Заинтересовали и литографии XIX в.: «Тайная вечеря» по произведению Чиро Ферри, «Гефсиманский скит или подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры» Иосифа Шелковникова и десять литографий М. О. Вольфа на библейские сюжеты. На выставке стр. 215 была представлена и литография 1853 г. Владимира Переденева «Отец Иакинф (Бичурин)». Эта литография неслучайна в экспозиции, так как в 1823–1826 гг. отец Иакинф находился в ссылке на острове Валаам. Картины, вывезенные с Валаама, на которых изображены русские императоры Петр I, Павел I, Александр II и Николай II, можно увидеть в трапезной Нового Валаама. В свое время они были преподнесены в дар представителями династии Романовых, побывавших в разное время на Валааме. А в фондах Валаамского музея ввиду различных исторических и политических событий находятся немногие произведения художников XIX – нач. XX вв.
В 1858 г. было написано полотно Егора Андреевича Ознобишина (1837–?) «Император Александр II с семьей на службе в храме», также представленное на выставке. Это запечатленное художником событие особенно знаменательно, так как соборный молебен был совершен самим настоятелем игуменом Дамаскином 28 июня 1858 г. в Спасо–Преображенском соборе, где находились святые мощи преподобных Валаамских Чудотворцев Сергия и Германа. В художественной энциклопедии факт пребывания Е. Ознобишина на Валааме не отмечен. Императрица Мария Александровна в 1858 г. в знак признательности преподнесла игумену Дамаскину янтарные четки и крест, украшенный алмазами и лазуритом. Эти уникальные произведения ювелирного и декоративного искусства также были представлены на выставке. Картина и раритетные экспонаты логично дополняли друг друга. Складывалось особое представление о роли Валаама для судеб художников, монахов, паломников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Иеромонах Михаил (православный финн), который благосклонно проводил экскурсию – беседу вне обозначенного времени и экскурсионных дней недели только для нас, троих человек, поведал, что богослужебные облачения, кресты и иконы, представленные на выставке, используются во время церковных праздников.
За стеклом находятся фелони (церковные одеяния) золотой и серебряной парчи, фигурного бархата – подарки неизвестных лиц Валаамскому монастырю. Петербургские купеческие семьи, с которыми поддерживал связи игумен Дамаскин, дарили монастырю многочисленные предметы церковной утвари. В 1841 г. купец из г. Хамины Алексей Рязанов подарил богослужебное облачение игумену. Люди, сделавшие дорогие подарки, отличались скромностью, отсутствием тщеславия, что, впрочем, для православного человека является нормой. В 1876 г. неизвестным была подарена фелонь игумену Дамаскину из золотой парчи со словом «Бог» ручной вышивки. Некоторые из экспонируемых литургических принадлежностей взяты из собрания музея православного искусства г. Куопио (Финляндия). В единственном в Западной Европе музее Православной Церкви хранятся святыни, вывезенные с Валаама в 1940 г.: рака преподобных Сергия и Германа, Евангелия. Большая часть коллекции музея относится к XVIII–XIX столетиям, а самые старые вещи – к средним векам. Многие экспонаты попали в музей из карельских монастырей во время советско–финляндской (1939–1940) и Великой Отечественной (19411945) войн. Когда часть Карелии отошла СССР, возвращать предметы не было необходимости. Именно на их основе и был создан православный музей. В музее можно увидеть предметы литургического облачения, образцы убранства ручной работы с применением приемов древнерусского прикладного искусства, множество икон, многие из которых представляют довольно большую ценность. С 2011 г. по настоящее время музей в Куопио находится на реставрации.
Интересно, что сохранилось и игуменское настоятельное резное кресло, обитое красным бархатом, выполненное монахами Валаамского монастыря в правление игумена Дамаскина. Освящено оно было на Пасху 20 апреля 1869 г. Духовник валаамской монашеской братии иеромонах Гедеон в 1856 г. привез из Иерусалима посох черного дерева, инкрустированный перламутром, и подарил его игумену Дамаскину. Сам игумен в Санкт–Петербурге в 1864 г. приобрел для себя икону Владимирской Божией Матери в серебряной с позолотой ризе в металлическом окладе. Как известно, этот образ один из самых почитаемых. А в 1878 г. валаамские монахи создают свою «Владимирскую икону Божией Матери». Эти раритетные творения иконописного, декоративно–прикладного и ювелирного искусства логично вписались в экспозицию, дополняя друг друга.
Необходимо отметить, что в 1978 г. и в 1983 г. в Петрозаводске вышло небольшое, но ценное издание «Художники на Валааме», подготовленное заслуженным работником культуры КАССР (1968 г.), искусствоведом и художник Василием Михайловичем Агаповым (1898–1984) и заслуженным работником культуры РСФСР, пропагандистом изобразительного искусства, краеведом из г. Сортавала Тойво Александровичем Хаккарайненом (1907–1983).
- [1] См. о Новом Валааме: Пекина А. М. Новый Валаам // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера.= «Our» and «alien» in culture of the peoples of the European North. Материалы 9–ой Межвуз. регион. науч. конф. (г. Петрозаводск, 21 марта 2013 г.). Петрозаводск, 2013. С.20–25.
- [2] Печёрина Л. Н. Два автографа // Свет Валаама. 2007. № 1. С.6; Печёрина Л. Петр Балашов // Свет Валаама. 2010. № 12. С. 3.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.