Филиппова В.И. (г.Череповец)
Русское деревянное зодчество Русского Севера в творческом отображении вологодских художников-графиков XX-XXI вв.
@kizhi
Аннотация: В статье раскрыты важные этапы исторического развития графического искусства вологодских художников XX–XXI вв., одним из основных содержательных направлений которого является отображение деревянного зодчества Русского Севера. Данный материал позволяет выявить художественные особенности данных произведений, обозначить сформировавшиеся традиции и современные тенденции в развитии графического искусства Вологодского края.
Ключевые слова: вологодская графика; деревянное зодчество; Русский Север;
Summary: The article presents the important historical stages of the development of graphic art of the Vologda artists of XX–XXI centuries and imaging of wooden architecture of the Russian North as one the of major substantive currents of it. This material makes it possible to determine artistic peculiarities of such artworks, and mark established traditions and modern trends of graphic art development in the Vologda region.
Keywords: graphic art of the Vologda region; wooden architecture; Russian North;
стр. 239Рубеж XIX и XX веков стал периодом активного возрождения культурных традиций Вологодского края, что послужило началу мощного графического движения на Вологодчине. Вологодская графика как явление развивалось неравномерно. Это происходило в силу определенных причин и в первую очередь – в силу тех или иных исторических ситуаций в стране. В первой же четверти ХХ в. в Вологде, как и в некоторых других губернских городах России, были созданы благоприятные условия для развития графики. Особенно большое значение имел существовавший в 1906–1922 гг. «Северный кружок любителей изящных искусств» (СКЛИИ). Самые активные члены этого кружка Ф. Н. Бочков, Ф. М. Вахрушов, Н. П. Дмитревский, В. Ф. Сысоев явились основоположниками того самобытного явления, которое в наши дни звучит как «Вологодская графика». СКЛИИ – первое общественное объединение художников и любителей изящных искусств на Русском Севере. Основная деятельность этого объединения была направлена на «изучение художественной старины, поддержку современного изобразительного искусства и развитие в обществе любви к прекрасному». [1] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1921 г. был создан Вологодский художественный техникум – единственный на всей территории Русского Севера, давший рождение вологодской школе графики. Техникум просуществовал недолго и в 1924 г. он был закрыт. Деятельность администрации и педагогического коллектива художественного техникума оставила заметный след в культурной жизни Вологодского края. Многие его выпускники, работая педагогами в школах и училищах, стали продолжателями художественных традиций и носителями знаний, умений и навыков, которые им были заложены в стенах учебного заведения (И. А. Тарабукин, А. Никитина–Перова, А. Васильева и др.). Значительная часть молодых специалистов впоследствии вышла на путь профессионального творчества, внеся огромный вклад в развитие художественной жизни региона.
Одновременно с художественным техникумом в Вологде существовала Школа полиграфического производства. Одним из самых активных преподавателей этой школы был Н. П. Дмитревский, (19191924). На многих книжных изданиях того времени можно обнаружить такие выходные данные: «Вологда: типография школы Полиграфического производства, 1923», [2] «Вологда: Типолитография «Северный печатник», 1924». [3]
В ранних графических работах художника заметно обращение автора к храмовой и исторической архитектуре. Такое отношение к данной тематике обусловлено не только требованием искусства того времени, но и другими факторами. Первым фактором является то, что Н. П. Дмитревский еще будучи ребенком в 1895 г. был привезен в родовой дом семьи в Вологде (до 1928 г.), и здесь внимательно изучает стр. 240 богатейшее историческое прошлое, архитектурное наследие старинного русского города, превращая увиденное в художественные образы.
Второй причиной обращения художника к теме исторического архитектурного наследия явилось то, что Н. П. Дмитревский вместе с другими членами СКЛИИ художниками–графиками Ф. М. Вахрушовым, И. И. Варакиным, коллекционером и издателем С. В. Клыпиным занимались активной музейной и издательской деятельностью. Книга под авторством искусствоведа, историка, художника, выпускника архитектурного отделения Академии художеств, потомка княжеского рода Г. К. Лукомского (1884–1952) «Вологда в ее старине» выдержала несколько переизданий и до настоящего времени считается одним из лучших путеводителей по Вологде, являющимся к тому же одновременно и емким источником информации об исторических архитектурных постройках.
Излюбленным жанром в графическом творчестве членов СКЛИИ был пейзаж Русского Севера, активно проявлялся интерес с их стороны и к древнерусской архитектуре и иконописи. Многочисленные графические работы в виде памятников храмовой архитектуры деревянного зодчества оставили нам художники–вологжане первой четверти ХХ в. В ряды советской классики вошли такие графические произведения, как альбом линогравюр «Старая Вологда» (1922) Н. П. Дмитревского и И. И. Варакина; гравюры Н. П. Дмитревского; офорты Е. П. Шильниковского, рисунки Е. И. Праведникова и В. Н. Сигорского.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Во второй половине ХХ столетия тенденция возрождения и продолжения графических традиций вологодских художников начала века проявила себя особенно ярко. Этому процессу послужило несколько причин.
Одним из самых важных моментов мощного взлета в развитии вологодской гравюры явилось то, что в конце 1950–х – начале 1960–х гг. произошло массовое обновление и пополнение творческой среды вологодских художников. Толчковой и движущей силой тому стала государственная политика в этот период, поскольку она была направлена на пропаганду русской культуры и искусства. Положение художественной иконографии на вологодской земле стало заметно меняться благодаря появившимся здесь к тому времени таким талантливым граверам, как Н. В. и Г. Н. Бурмагины, одаренного гравера, рисовальщика и живописца В. А. Сергеева, одержимого поисками нового, большого экспериментатора в области станковой графики и не менее талантливого А. Т Наговицына и многих других мастеров графики. Приехавшие в Вологду после окончания Московского художественного института им. В. И. Сурикова В. Н. Корбаков, Н. В. Баскаков, Д. Т. Тутунджан внесли в атмосферу местных художников дух новаторства и поиска индивидуальных выразительных средств. Ряды вологодских графиков стали активно увеличиваться количественно и усиливаться, развиваясь и совершенствуясь в качественном направлении.
Если обратить внимание на тематическую направленность вологодской печатной графики первой половины ХХ в., то можно отметить, что Н. П. Дмитревский и И. И. Варакин немало потрудились, чтобы увековечить проникновенную красоту Русского Севера, храмовую архитектуру деревянного зодчества. Выставка графики Н. П. Дмитревского в 1964 г., персональные выставки работ известных советских граверов Н. И. Пискарева, ГА. Кравцова, И. И. Варакина, М. С. Чураковой послужили для вологодских приверженцев печатной графики второй половины ХХ в. хорошим ориентиром, направленным на обогащение сюжетов их будущих произведений, а также на разнообразие жанров.
стр. 241Происходившие в художественной жизни провинции процессы позволяли вологодским графикам обратиться к приемам, сюжетам, разработанным мастерами гравюры начала ХХ в., в результате чего появились новые перспективы развития вологодского эстампа. В выставочных экспозициях все чаще можно было увидеть профессионально выполненные станковые листы с изображением храмовой архитектуры. Однако серийность такого рода произведений отсутствовала. Художниками не было исполнено ни одного тематического альбома.
В графическом творчестве вологжан второй половины XX столетия отразились все особенности переломного периода этого исторического времени. Первые работы В. Н. Корбакова, А. Т Наговицына, В. А. Сергеева посвящены мужественным характерам людей труда и индустриальным пейзажам Северной Магнитки. Приметы «сурового стиля», черты монументальности художественных образов, некоторая декоративная стилизация выражались и в портретном жанре, и в пейзажном, и в тематических листах. В сюжетных композициях главные элементы, как правило, показывались крупным планом, без идеализации персонажей. Раскрывая индустриальную тему, художники нашли многое из того, что в дальнейшем получило развитие в их графическом творчестве. Но впоследствии тематика работ художников изменила свое содержание. Храмовая архитектура, включая памятники архитектуры деревянного зодчества Вологодского края, покорили графиков своей красотой и глубиной содержания.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1965 г. состоялась первая выставка графики вологодских художников в Вологде, на которой экспонировались «натурные рисунки карандашом, монотипии, гуаши, акварели, пастели, гравюры на картоне, линолиуме и дереве, офорты, книжная газетная и промышленная графика – фирменные знаки, проспекты, путеводители». [4] На выставке представлены работы 23 художников, в том числе графика Б. П. Шваркова, К. А. Воробьева, Н. В. Баскакова, В. Н. Корбакова, В. А. Сергеева, С. Г. Ивенского, А. Т. Наговицына, Д. Т. Тутунджан, А. В. Щепелкина, Н. В. и Г. Н. Бурмагиных. Самым важным результатом выставки стал тот факт, что впервые получило конкретное очертание явление, послужившее в дальнейшем толчковым моментом в развитии искусства Русского Севера, получившее впоследствии более конкретное название – «вологодская графика». Автором вступительной статьи и составителем каталога к выставке стал известный искусствовед и ценитель графики Л. Ф. Дьяконицын. Содержание и уровень исполнения графических листов, вошедших в экспозицию, послужило наглядным подтверждением тому, что графические традиции художников первой половины ХХ столетия нашли в них свое отражение и продолжение.
Свою любовь к Русскому Северу на протяжении всего творческого пути отражал в своих произведениях и В. А. Ветрогонский, который родился на Вологодской земле, а затем вместе с родителями переехал в Ленинград. Вклад В. А. Ветрогонского в формирование и развитие вологодской графики велик и многогранен. Весь свой жизненный и творческий путь он был до самозабвения влюблен в Русский Север. Уже в первых графических работах этого автора можно отметить поэтику красоты северной природы, храмовой архитектуры. Начиная с 1959 г. на территории Череповецкого металлургического комбината по инициативе В. А. Ветрогонского, который к тому времени уже преподавал в Институте стр. 242 им. И.Е.Репина, ежегодно стала проводиться пленэрная практика студентов графического факультета, которая в последующие годы превратилась в традицию. Традицией стал и регулярный отчетный показ графических работ, выполненных студентами и преподавателями Института в период проведения практики, в цехах металлургического комбината, в залах музея трудовой славы комбината, Череповецкого краеведческого музея. Часть графических работ с целью пополнения коллекций передавалась художниками в эти музеи, и с целью украшения интерьеров – в цеха металлургического завода. Кроме того, педагоги и студенты института им. И. Е. Репина регулярно организовывали творческие поездки по Северо–Западным районам России. Членов творческих групп привлекала удивительная природа этого края, памятники древнерусской архитектуры, водная магистраль и прилегающая к ней местность Мариинской системы и Волго–Балта, индустриальная тема. На этом материале у В. А. Ветрогонского рождаются серии гравюр, литографий, рисунков, акварелей. Впоследствии им было передано в дар городу несколько работ, которые пополнили коллекцию изобразительного искусства Череповецкого музея. «Клюевские места на Вытегре» и другие работы В. А. Ветрогонского отличаются световоздушностью, поэтизацией художественных образов, тонкими цвето–тоновыми отношениями, внутренней гармонией. Владимир Александрович Ветрогонский внес серьезный вклад в развитие и пропаганду графического искусства, в создание художественного образа Русского Севера второй половины XX в.
Анализируя творчество художников–графиков Вологодского края, приходишь к неоспоримому выводу, что вологодская графика второй половины XX в. неотделима от вологодской графической школы начала этого же столетия, являясь в некотором роде ее продолжением. Она прочно основывается на традициях старой академической школы и в то же время заявляет о себе как о самостоятельном, мощном, ярком, уникальном явлении на Русском Севере в области отечественной графики.
- [1] Воропанов В. В. Столетие Северного кружка любителей изящных искусств. Вологда, 2006. С. 84 (Хронограф; Вып. 12).
- [2] Ильинский Н. В. Вологодская губерния (природа, богатства и история края): очерк / Кружок краеведения при Вологод. практич. ин–те нар. образования. – Вологда: Типография школы Полиграфического производства, 1923. – 17 с.
- [3] За пятнадцать лет (25/IV 1909 г. – 25/IV 1924 г.): краткий очерк деятельности общества / Вологод. о-во изучения Северного края. – Вологда: Типолитография «Северный печатник», 1924. – 31 с.
- [4] Воронова О. Художники Вологды. М., 1979. С. 42.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.