Фликоп Г.А. (г.Минск)
Домашние иконы, бытовавшие на белорусских землях в XIX – начале XX вв., в собрании Национального исторического музея Республики Беларусь
@kizhi
Аннотация: Задача статьи заключается в том, чтобы ввести в научное употребление не опубликованные ранее и не известные широкой аудитории иконы. Эти произведения представляют как белорусскую народную иконопись, так и русскую. Кроме того, на белорусских землях бытовали и старообрядческие иконы. Отдельный пласт представляют произведения, изготовленные тиражным способом (литографии на металле).
Ключевые слова: домашняя икона; коллекция иконописи Национального исторического музея Республики Беларусь;
Summary: The aim of this article is to enter into scientific use have not been published previously and is not known to a wide audience icons. These works represent Belarusian folk iconography, and Russian. In addition, in the Belarusian lands existed and old believer icons. A separate layer of the present works made replicable way (lithography on metal).
Keywords: home icon; icon painting collection of the National historical Museum of the Republic of Belarus;
стр. 243Домашние иконы – это интересное явление белорусской художественной культуры второй половины XIX в., которое до настоящего времени не получило должного внимания со стороны исследователей. В отдельных статьях затрагиваются вопросы о народной иконе XIX в., [1] кроме исключительно белорусских художественных традиций, рассматриваются и русские, включённые в местное культурное пространство. [2] Это касается старообрядческих икон, изучением и публикацией которых занимается Ветковский музей старообрядчества и белорусских народных традиций имени Ф. Шклярова. Однако целенаправленного изучения домашних икон, бытовавших на белорусских землях в XIX в., не проводилось. Тем не менее разнообразие художественных и конфессиональных традиций, в контексте которых создавались такие произведения, свидетельствует о том, что данная проблематика имеет значительный научный потенциал и может быть интересна как искусствоведам, так и этнографам, культурологам, историкам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В данной статье будут рассмотрены разнообразные домашние иконы из собрания Национального исторического музея Республики Беларусь (далее – НИМ РБ). Прежде всего задача данной работы заключается в том, чтобы ввести в научный оборот не опубликованные ранее и не известные широкой аудитории иконы. Такие произведения принадлежат к разным культурным традициям. Некоторые из них представляют исключительно этнографическое значение, поскольку создавались они тиражным способом и не имеют художественной ценности. К их числу относится, например, икона «Богородица Казанская» (КП 43044), поступившая в музей от жителя д. Мачулищи Минского р-на. Она создана в технике хромолитографии на металле. В последнее десятилетие XIX в. в Российской империи появились фабрики, которые производили такую продукцию. Наиболее известные из них, изделия которых пользовались большим спросом и бытовали на белорусских землях, о чём свидетельствуют приведённые ниже примеры, находились в Москве. Речь идёт о печатнях В. Бонакера и А. Жако. Названная икона, судя по надписи на её торцевой стороне, напечатана в 1899 г. на предприятии Бонакера. Такие иконы по цене были доступными для простых крестьян, поэтому получили достаточно широкое распространение. Обычно они помещались в киоте за стеклом, под которое также клали бумажные цветы, либо вырезанные из фольги украшения, примером чему является икона «Спас Вседержитель» (КП 35293), бытовавшая в д. Тереховка Рогачёвского р-на Гомельской обл. Эта икона была напечатана в 1890–1917 гг. другой московской фабрикой – А. Жако.
Данные произведения, как уже отмечалось выше, не имеют художественной ценности, однако они свидетельствуют о тех процессах, которые происходили в культурной жизни общества в конце XIX в. – начале ХХ вв. Кроме них в фондах НИМ РБ имеются домашние иконы, представляющие собой локальную живописную традицию, сформировавшуюся в XIX в. в Могилёвской, Черниговской и Брянской губерниях Российской империи (теперь это приграничье трёх республик: Беларуси, стр. 244 Украины и России). Характерной чертой этих произведений является их декоративность. Фоны таких икон украшены, как правило, крупными яркими цветами. Обычно это стилизованные розовые или красные розы (рис.1). Такие произведения представляют наибольший интерес, и когда речь идёт о белорусской народной иконе XIX в., то имеются в виду именно эти памятники. [3] Для такого рода произведений, кроме всего прочего, характерны и одинаковые размеры: примерно 50×40 см, что свидетельствует об их предназначении для домашних божниц.
Существовали, очевидно, локальные центры, для каждого из которых характерны свои черты, однако на данный момент белорусским учёным удалось точно установить только один из них – деревня Бабичи Могилёвской губернии (теперь – Чечерский р-н Гомельской обл.). [4] Для икон бабичской традиции характерно наличие тёмных фонов, экспрессивные мазки, обилие розового цвета при изображении одежд персонажей, «свечение» вокруг голов Святых вместо прорисованных круглых нимбов. Когда в Бабичах начали писать иконы – точно не известно. Наиболее ранние прозведения этой мастерской исследователи датируют концом XVIII в. [5] Имена последних живописцев, работавших в Бабичах в начале ХХ в., записаны от местных жителей: братья Гераковы. Наибольшее количество произведений бабичской школы находится в музеях того же региона: в Чечерском историко–этнографическом музее, в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова, в Гомельском дворцово–парковом ансамбле.
В коллекции НИМ РБ также имеются две бабичские иконы: «Коронование Богородицы» (КП 21466) и «Святой Георгий–Победоносец» (КП 33873), которые нами и были атрибутированы, так как до настоящего времени их место создания было неизвестно. В музей они поступили от частных лиц, причем из разных регионов. Для настоящей статьи икона «Коронование Богородицы» не представляет интереса, так как, учитывая её достаточно большие размеры 73×54 см, является, очевидно, храмовой.
Икона бабичской школы «Святой Георгий–Победоносец» бытовала в семье городского посёлка Руденск Пуховичского р-на Минской области и, по словам бывших владельцев, передавалась из поколения в поколению. К сожалению, в 1980 г., когда музей приобрёл икону, нигде не было зафиксировано, является ли Руденск малой родиной нескольких поколений этой семьи или всё–таки семья туда пере ехала из другого населённого пункта, перевезя с собой икону.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кроме икон бабичской школы в НИМ РБ представлены и другие произведения, созданные, как отмечалось выше, в нынешнем приграничье Беларуси, России и Украины. Их точное место написания стр. 245 не известно. В белорусском искусствоведении их достаточно часто характеризуют термином «гомельская школа», а в украинском – «черниговская». [6] Учёным ещё предстоит выяснить, в каких всё же деревнях и местечках работали мастера над их созданием. Как было отмечено выше, можно выделить несколько групп таких икон, поэтому очевидно, что в один период времени иконописных центров в названном регионе было несколько. [7]
Находящиеся в НИМ РБ иконы являются подтверждением этому. Так, в фондах имеются иконы «Богородица Почаевская» (КП 49370–1) и «Святой Николай» (НД 33466), объединённые общей колористической гаммой и манерой исполнения. Для этих икон характерен бордовый фон, тёмно–зелёные нимбы, доминирование красного цвета в одеждах персонажей. Практически отсутствует жёлтый, которого в народных иконах других живописных центров этого региона, наоборот, очень много. Декор также представлен скромно. Нет крупных бутонов роз, которые часто фигурируют на фонах народных икон XIX в. Розы есть на других произведениях из фондов НИМ РБ. Так, фоны двух икон – «Святой Николай» (КП 43520, КП 44092–4; см. рис.1) и иконы «Богородица Троеручица» (КП 43011) – украшены крупными бутонами роз. Эти произведения выполнены в характерной манере: насыщенные красочные цвета, композиция построена на контрасте тёмного фона с яркими красными и жёлтыми одеждами персонажей.
Народная иконопись юго–восточного региона Беларуси в НИМ РБ представлена также разрозненными произведениями: «Святой Николай» (два предмета: КП 44092–5, КП 44092–10), «Коронование Богородицы» (два предмета: 43528–1, КП 43612), «Троица Новозаветная» (КП 43831) разных центров.
Следует отметить, что хотя полноценного исследования народной иконописи не проводилось, однако памятники, созданные на белорусско–русско–украинском пограничье (не только из фондов НИМ РБ) всё же известны любителям старины, и такие произведения безошибочно можно соотнести с регионом их создания, даже если история памятника и его место бытования неизвестны.
Совсем по–другому обстоит дело с западными регионами Беларуси, которые в большей степени связаны с католической традицией. Здесь, очевидно, не было принято иметь в домах много икон; наибольшее распространение, по всей вероятности, получили гравюры с изображениями святых. Об определённой иконописной народной традиции в западных областях Беларуси не известно ни по художественным памятникам, ни по историческим документам, ни по литературным сведениям. Тем не менее, в собрании НИМ РБ имеются несколько домашних икон, которые, очевидно, бытовали в католических семьях. К их числу относится небольшое произведение XIX в. «Христос благословляет детей» (КП 45022-1) (рис.2). Место происхождения памятника и его история, к сожалению, неизвестны. То же самое касается и другой иконы – «Богородица Ченстоховская» (КП 48013), которая в музей поступила из частной коллекции. Художественные особенности произведения свидетельствуют о том, что икона была написана в конце XIX – начале XX вв., а его размеры говорят о предназначении: для домашней божницы. Икона интересна тем, что с помощью изобразительных средств выполнена имитация металлического оклада: лепка по толстому слою грунта. Выявленные аналогичные памятники этого сюжета и такой же техники из частных собраний позволили выяснить происхождение икон: их привозили из паломничества к чудотворной иконе «Божией Матери Ченстоховской», находящейся в Польше. [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Безусловно, пока рано делать однозначные выводы о домашних иконах в семьях католиков, однако практически полное отсутствие артефактов этого явления в западных регионах Беларуси свидетельствуют о том, что здесь не было традиции устанавливать домашние божницы. В основном сохранившиеся стр. 246 иконы, бытовавшие в католических семьях, – это «Божия Матерь Ченстоховская», привезенная из паломничества, а также литографии. Очевидно, что традиции изготовления народных икон в XIX в. на западе Беларуси не существовало.
Следует также отметить, что в НИМ РБ кроме приведённых выше примеров имеются иконы и старообрядческие. В конце XVII в. на белорусских землях, которые тогда входили в состав Речи Посполитой, поселились старообрядцы. Наиболее значимое основанное ими поселение, где кроме всего прочего и существовали иконописные мастерские, – г. Ветка в юго–восточной части государства (сейчас – Гомельская обл.). [9] В НИМ РБ так же имеются памятники этого художественного центра. До настоящего времени они не публиковались и оставались неизвестны как для широкой аудитории, так и для специалистов. В НИМ РБ они поступили от жителей Гомельской и Могилёвской обл. [10] : «Спас Вседержитель» (КП 31310), «Распятие» с металлическим крестом–вставкой (КП 31349), «Св. Никола» в металлическом окладе (КП 31350), «Иоанн Предтеча» (КП 40932), «Богородица Нечаянная радость» (КП 40933) (рис. 3), «Все Святые» (КП 40934). [11]
Следует отметить, что хотя в НИМ РБ находится необширная коллекция икон ветковской школы, однако она демонстрирует основные художественные черты, присущие произведениям этого иконописного центра. Как отмечают исследователи ветковской иконы, этим произведениям свойственно яркое цветовое решение, основанное на сочетании золотого и красного, а также использование «крапивного» зелёного, розового, пурпурного и чёрного. [12] Среди названных произведений имеются и иконы с металлической вставкой–крестом, что было присуще старообрядческой традиции. В НИМ РБ находятся также два памятника в шитых бисером окладах – такие украшения иконам мастерились в Ветке.
Подводя итоги, следует отметить, что в Национальном историческом музее Республики Беларусь домашние иконы, бытовавшие в XIX в., представляют все существовавшие в то время на наших землях традиции: это и белорусские народные иконы, создававшиеся на юго–восточной части страны для православного населения; и привезенные из паломничества в Польшу образы, распространённые в католических семьях; и старообрядческие иконы, написанные в мастерских Ветки на Гомельщине, которые и бытовали в близлежащих к месту создания регионах; и литографии на металле, напечатанные в Москве на предприятиях Бонакера и Жако.
- [1] Залуцкая В. Народны жанатс: спроба асэнсаваня // Наша вера. 2014. № 2 (68). С. 50–51; Стдан А. Убачыць на уласныя вочы // Наша вера. 2014. № 2 (68). С. 52–54.
- [2] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. Минск, 2002.
- [3] Залуцкая В. Народны iканапiс: спроба асэнсаваня // Наша вера. 2014. № 2 (68). С. 50–51.
- [4] Голоса ушедших деревень / Г. Г. Нечаева [и др.]; под общ. ред. Г. Г. Нечаевой. Минск, 2008.
- [5] Там же. C. 137–138.
- [6] Попова Л. М. Народная иконопись Украины 19 в.: Автореф. дисс…. канд. искусствоведения. Л., 1995.
- [7] Литвинов В., Кузьмич А. Народная икона Гомельщины как элемент традиционной культуры // 1нсгтнае мастацтва Беларуси псторыя, суадносшы з народнай культурай, сучасныя тэндэнцьй развщця. Матэрыялы навукова–практычнай канферэнцьй. 29–30 верасня 2000 г. ДУ “Вщебсю абласны навукова–метадычны цэнтр народнай творчасщ” / Склад. Л. Вакар. Вщебск, 2003. С. 36 – 44.
- [8] Следует отметить, что в белорусских храмах ещё в XVII в. существовало множество списков этой живописной святыни. Ещё больше их стало в XVIII в. после коронации иконы «Божией Матери Ченстоховской», проведенной в 1717 г. в соответствии с католической традицией.
- [9] Безусловно, наибольшая коллекция икон старообрядческой ветковской школы собрана в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова, о котором упоминалось выше.
- [10] Кроме того имеются иконы, переданные из таможни, где были задержаны во время попытки нелегального вывоза за границу.
- [11] Эти произведения, за исключением последнего из названных, небольших размеров: высота у них в основном 31–36 см, ширина – 25–30 см.
- [12] Веткаўскi музей народнай творчасці. 3–ае выд. / Склад. Нячаева Г. Р., Лявонцьеа С.I., Шклярау Ф. Р. Мiнск, 2001. С. 11.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.