Метки текста:
ФольклорВаскул А.И. (г.Санкт-Петербург)
М.П.Погодин и круг его корреспондентов – собирателей фольклорных материалов
@kizhi
Аннотация: М. П. Погодин, будучи издателем популярного в середине XIX в. «Москвитянина», привлекал для своего журнала корреспондентов из различных губерний Российской империи, в том числе и собирателей народного творчества. Сотрудничество с Погодиным сыграло различную роль в судьбе его корреспондентов П. И. Савваитова и В. Д. Негрескула, биографии и фольклорное наследие которых рассмотрены в статье.
Ключевые слова: история русской фольклористики; М. П. Погодин; П. В. Киреевский; провинциальные корреспонденты; П. И. Савваитов; В. Д. Негрескул;
Summary: M. P. Pogodin attracted in «Moskvityanin», the popular magazine in the XIX century, correspondents from different provinces of Russia, including collectors of folklore. Cooperation with Pogodin was differently reflected in life of his correspondents. Biographies and activity of P I. Savvaitov and V. D. Negreskul are shown in article.
Keywords: history of the Russian folklore studies; М. Р Pogodin; P. V. Kireevsky; provincial correspondents; P. I. Savvaitov; V. D. Negreskul;
Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 13–04–00080.
стр. 261Приступая к изданию «Москвитянина» в 1841 г., М. П. Погодин знал, что особое место в его журнале будет отведено народной словесности. Много путешествуя с целью разъяснения и уточнения подробностей исторических событий в местах, где они непосредственно происходили, а также ради пополнения своего личного собрания древнерусских памятников, он был знаком с народными традициями не понаслышке. Во время поездок Погодин отмечал особенности быта, записывал произведения народного творчества. Его наблюдения отразились в путевых очерках, [1] а песенные тексты нашли свое место в создававшемся в 1830–1840 гг. собрании П. В. Киреевского. [2] Личная заинтересованность в проекте Киреевского выразилась в предисловии к одной из статей, опубликованных на страницах «Москвитянина»: «Издатель Москвитянина в тщетном доселе ожидании драгоценного собрания П. В. Киреевского предпринимает сам издание народных Русских песен, которого настоятельно требуют все Словенские литераторы, в котором нуждается Русская словесность, Филология, Археология… Песни – это наше сокровище, которым мы должны городиться пред всеми Европейскими народами, истории наших чувствований, – светлая часть нашей истории, залог национальности, драгоценный памятник и вместе источник народной Поэзии, пред которым побледнеют все доселе знаменитые Английские, Немецкие, Французские, Итальянские подражания. Всякую медленность в этом деле Издатель Москвитянина считает гражданским преступлением». [3]
Тем не менее Погодин осознавал, что в кратковременной поездке невозможно понять губернской жизни и быта, увидеть особенности, характерные исключительно для местных жителей, докопаться до истинных причин происходивших здесь исторических перипетий, потому он заводит знакомства с любителями старины, учителями уездных училищ и приходскими священниками. [4] Так, в путешествии по бывшим волостям древнего Новгорода [5] в 1841 г. в Нижнем Новгороде он знакомится с начинающим писателем и этнографом П. И. Мельниковым–Печерским, [6] в Вологде – с молодым историком, преподавателем местной семинарии П. И. Савваитовым [7] и др. Еще одним источником для получения сведений послужили студенты Московского университета, которым Погодин как профессор этого учебного заведения поручал во время каникул в родных краях записывать фольклор; среди них стр. 262 были П. И. Якушкин, [8] П. М. Перевлесский, А. И. Бороздин и др. [9] Таким образом, к моменту создания «Москвитянина» Погодин имел представление о народной жизни в губерниях и знакомства с людьми, которые могли бы доставлять ему необходимые сведения.
С нарастающей популярностью нового журнала корреспонденты сами стали находить издателя и присылать свои материалы. Так, например, завязывается переписка с Н. П. Борисовым, учителем Шенкурского уезда Архангельской губернии, откликнувшемся на статью Погодина педагогического содержания, [10] а затем по просьбе издателя «Москвитянина» присылавшего статьи фольклорного свойства. [11]
В устройстве судьбы некоторых своих корреспондентов Погодин принял непосредственное участие. До личной встречи в Вологде Погодин и П. И. Савваитов [12] были знакомы по деловой переписке, касающейся материалов для «Москвитянина»: «П. С. Билярский писал ко мне, что вам понравилась здешняя вельская песня про Френцюса, и вы желаете поместить ее всю с начала до конца в издаваемом журнале и принимаете меня в корреспонденты. Исполняя ваше желание, при сем посылаю вам песню и обещаюсь доставлять вам журнальные статьи разного содержания, особенно такие, в которых можно будет увидеть быт здешних уроженцев настоящий и прошедший. Как здешний уроженец, я имею некоторые к тому способы. <…> Посылаемая мною статья: Вологодские песни – начало моего участия в вашем журнале». [13] Упомянутая историческая песня была напечатана в одном из первых выпусков журнала. [14] В дальнейшем Савваитов неоднократно присылал Погодину фольклорные материалы [15] : в продолжение статьи «Вологодские песни» [16] и « Дорожных заметках от Вологды до Устюга» [17] помещены тексты свадебных и беседных песен. В статье Погодина «Вологда» [18] отразились сведения, собранные Савваитовым – историческая песня об Иване Грозном, баллада «Мать князя Михайлы губит его жену», заговоры. Близкое знакомство Погодина с П. И. Савваитовым завязалось во время их совместной поездки 1841 г. в Ярославскую губернию в поисках места сражения русских с монголами на р. Сить. [19] В 1842 г. не без помощи Погодина Савваитов переехал в Петербург, где реализовал себя как историк и исследователь древнерусский письменности.
Иначе сложились взаимоотношения Погодина с корреспондентом из Херсона – В. Д. Негрескулом, [20] в общении с которым проявились не самые лучшие его качества. [21] В 1852 г. благодаря рекомендательному письму от архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия Негрескул стр. 263 попадает на службу к Погодину в имение в Девичьем Поле. В своих детских воспоминаниях писатель Ф. А. Гиляров следующим образом описывает жизнь Негрескула у московского издателя: «Эту должность ни корректором, ни секретарем, ни учителем назвать нельзя. Это было именно “место”: лицо, находившееся у Погодина “на месте”, обязано было учить детей Михаила Петровича, держать корректуру Москвитянина, секретарствовать, писать в Москвитянин [22] и т. д. За это давался стол, обед и, вероятно, чай; сверх того, квартира – подземелье во флигеле. Ни жалованья, ни вообще какого–либо денежного вознаграждения “на месте” у Погодина не полагалось». [23] Такое положение дел было весьма затруднительно для Негрескула, поскольку основной целью его переезда в Москву являлось обучение в университете, [24] но вольнослушателям необходимо было внести денежный взнос, средств на который по понятным причинам у него не имелось. На выручку пришел сосед Погодина – отец Ф. А. Гилярова. [25] Из фольклорных материалов Негрескул в журнале поместил тексты заговоров (от зубной боли, от сглаза) и описания способов лечения болезней (от лихорадки, от укушения змеи, возвращения молока, от загара), распространенные в Херсоне. [26] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
За время существования «Москвитянина» (1841–1856 гг.) на его страницах было опубликовано значительное количество фольклорно–этнографических сведений, доставленных из различных губерний. Благодаря деятельности М. П. Погодина наука о народной словесности, в 1840–х гг. активно накапливающая базу для дальнейшего изучения, получила увлеченных сотрудников, а вместе с ними и новые записи фольклора, которые, как известно, через посредство издателя «Москвитянина» направлялись к П. В. Киреевскому и В. И. Далю, [27] включивших их в свои знаменитые труды.
- [1] Погодин М. П. Путевые заметки // Лит. прибавления к Рус. инвалиду. 1838. 27 авг., № 35. С. 681–687; Погодин М. П. Путевые записки по некоторым внутренним губерниям // Москвитянин. 1843. № 11. С. 244–260.
- [2] В песенное собрание П. В. Киреевского вошли тексты, записанные Погодиным в Новосильском уезде Тульской губернии и Дмитриевском уезде Орловской губернии. См.: Сперанский М. Н. П. В. Киреевский и его собрание песен // Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. М., 1911. Вып. 1. С. XLVIII.
- [3] Савваитов П. И. Вологодские песни // Москвитянин. 1841. № 3, Смесь. С. 270.
- [4] В одном из писем к Погодину вологодский историк П. И. Савваитов замечал, что крестьяне не любят рассказывать о своей жизни посторонним. См.: БарсуковН. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Т. 6. С. 197.
- [5] Там же. С. 158–221.
- [6] Там же. С. 168–170. Письма П. И. Мельникова к Погодину см.: Сборник в память П. И. Мельникова. Нижний Новгород, 1910. С. 150–167.
- [7] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Т. 6. С. 196–200.
- [8] Подробнее о П. И. Якушкине см.: Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского. М., 1968. С. 375–426 (Литературное наследство; Т. 79). Для П. И. Якушкина Погодин разработал особую инструкцию по собиранию фольклорно–этнографических сведений (Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1896. Т 10. С. 23–25).
- [9] Соймонов А. Д. П. В. Киреевский и его собрание народных песен. Л., 1971. С. 321–322.
- [10] Москвитянин. 1841. № 11. С. 244–268; 1842. № 8. С. 249–265. Публикацию писем Н. П. Борисова к Погодину см.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Т 6. С. 184; СПб., 1893. Т 7. С. 225–227.
- [11] Народная сказка о горе–горянине, Даниле дворянине // Москвитянин. 1843. № 4. С. 389–394; Простонародная сказка о Бухтане Бухтановиче // Москвитянин. 1844. № 1. С. 122–124; Илья Муромец: Нар. сказка // Москвитянин. 1843. № 11. С. 7–16. О биографии и деятельности Н. П. Борисова, а также переписку с Погодиным см.: Баландин А. И. К атрибуции «Песен» П. В. Киреевского (Записи Н. П. Борисова) // Фольклор: Исследование эпоса. М., 1977. С. 238–265; Иванова Т. Г. «Малые» очаги севернорусской былинной традиции. Исследования и материалы. СПб., 2001. С. 42-44.
- [12] Биографию П. И. Савваитова см.: Логачев К. И. Савваитов Павел Иванович // Славяноведение в дореволюционной России. М., 1979. С. 298; Терюков А. И. История этнографического изучения народов коми. СПб., 2011. С. 163–158.
- [13] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Т. 6. С. 196.
- [14] Савваитов П. И. Вологодские песни // Москвитянин. 1841. № 3, Смесь. С. 270–272.
- [15] Савваитов также присылал статьи исторического характера: Из Вологды // Москвитянин. 1842. № 4. С. 547–554; Две грамоты по делу Святейшего Никона, патриарха Всероссийского, 1665 г. // Москвитянин. 1842. Т. 5. № 9. С. 155–161. В заметке «Некоторые сведения об Устьсысольском уезде, Вологодской губернии» (Москвитянин. 1842. № 8. С. 428–433) помимо сведений о местоположении уезда, промышленности, промыслах, помещены местные пословицы.
- [16] Савваитов П. И. Вологодские песни // Москвитянин. 1841. № 5. С. 3–9.
- [17] Савваитов П. И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга // Москвитянин. 1842. № 12. С. 310–336.
- [18] Погодин М. П. Вологда // Москвитянин. 1842. № 8. С. 249–283.
- [19] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Т. 6. С. 203–219.
- [20] Негрескул Василий Дементьевич [ок. 1831–17.12.1854, г. Севастополь Таврической губ.] родом из дворянской семьи, отец был казацким есаулом. В 1848 г. окончил Херсонскую гимназию. В Херсоне некоторое время работал столоначальником, получил чин губернского секретаря. В начале 1850–х гг. переезжал в Москву. В 1854 г. ушел на Крымскую войну, где, вероятно, погиб при обороне Севастополя. Печатался в различных периодических изданиях («Херсонские губернские ведомости», «Одесский вестник», «Московские ведомости», «Русский инвалид» и др.). Корреспондент Отделения этнографии Русского географического общества и Второго Отделения императорской Академии наук. См.: Архив РГО. Ф. 1–1851. Оп. 1. № 15. Л.1–4; Известия императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. СПб., 1853. Т. 2. С. 207; Воспоминания Ф. А. Гилярова // Русский архив. 1904. № 3. С. 474–478.
- [21] В воспоминаниях современников и научной литературе не раз приводились свидетельства о скупости Погодина, которая проявлялась в отношениях с его непосредственными сотрудниками. См.: Глинский Б. Б. Раздвоившаяся редакция «Москвитянина» // Исторический вестник. 1897. № 4. С. 238.
- [22] В основном Негрескул публиковал статьи о современной жизни Херсона: Письмо из Херсона // Москвитянин. 1852. № 11, Соврем. изв. С. 113–118; Из воспоминаний о Новороссийском крае // Москвитянин. 1853. № 12, Соврем. изв. С. 82–85; Еще отрывок из дневника моего знакомого (о провинциальных театрах) // Москвитянин. 1853. № 15, Смесь. С. 126–133; Кое–что об успехах Новороссийского края // Москвитянин. 1853. № 21, Соврем. изв. С. 31–42. Серия статьей посвящена биографии английского филантропа Джона Говарда, который скончался в Херсоне: Письмо из Херсона о Говарде // Москвитянин. 1852. № 15, Соврем. изв. С. 114–116; Черты из жизни Говарда // Москвитянин. 1852. № 1, Соврем. изв. С. 29–31. Публиковал статьи, касающиеся жизни и творчества писателей и актеров: Из Херсона (Письмо о Кольцове) // Москвитянин. 1853. № 3, Соврем. изв. С. 73–74; [О Г. Р. Державине] // Москвитянин. 1852. № 12, Соврем. изв. С. 147; Д. А. Горев–Тарасенков // Москвитянин. 1852. № 20, Соврем. изв. С. 147–149.
- [23] Воспоминания Ф. А. Гилярова // Русский архив. 1904. № 3. С. 474. До Негрескула в схожих условиях служил у Погодина костромской корреспондент Василий Дементьев, см.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1895. Т. 9. С. 436–438.
- [24] С просьбой посодействовать устройству в Петербургский университет Негрескул также обращался в РГО, см.: Архив РГО, ф. 1–1851, оп. 1, № 15, л.1–4.
- [25] Воспоминания Ф. А. Гилярова // Русский архив. 1904. № 3. С. 476–477.
- [26] Негрескул В. Д. Несколько простонародных способов лечения в Херсоне и окрестностях // Москвитянин. 1853. № 11, Соврем. изв. С. 69–70.
- [27] КанкаваМ. В. В. И. Даль как лексикограф. Тбилиси, 1958. С. 66. С В. И. Далем Погодин поддерживал дружеские отношения на протяжении всей жизни, переписку ученых см.: Переписка В. И. Даля и М. П. Погодина / Публ. А. А. Ильина–Томича // Лица: Биографический альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 2. С. 287–388.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.