Крехалева М.С. (г.Каргополь)
Мария Васильевна Хвалынская – каргопольская собирательница северного фольклора
@kizhi
Аннотация: В статье раскрывается содержание наследия собирательницы свернорусского фольклора М. В. Хвалынском, включающее в себя: частушки, пословицы, поговорки, заговоры и причеты, пастушьи заклинания, свадебные приметы, духовные стихи, небольшие рассказы, стихотворения, сценки, песни, шуточные фразы, легенды, басни, загадки, афоризмы, предсказания и гадания, объяснения сновидений, наблюдения за погодой и др. Данные материалы хранятся в фондах Каргопольского государственного историко–архитектурного и художественного музея.
Ключевые слова: Русский Север; фольклор; М. В. Хвалынская;
Summary: The article reveals the content of the legacy of a collector folklore M. V. Khvalynskaja, including: ditties, Proverbs, sayings, sayings and pricey, herding spells, wedding signs, spiritual poems, short stories, poems, skits, songs, humorous phrase, legends, fables, riddles, aphorisms, predictions and fortune telling, explanation of dreams, weather observations, etc. These materials are stored in the collections of the Kargopol state historical–architectural and art Museum.
Keywords: Russian North; folklore; M. V. Khvalynskaja;
стр. 333Каргопольский государственный историко–архитектурный и художественный музей – один из старейших в Архангельской области. Начало ему положила коллекция каргопольского мещанина Капитона Григорьевича Колпакова, который был агентом крупных скупщиков произведений искусства для столичных музеев. В 1919 г. он решил подарить свое собрание городу. Тогда в нем было 589 предметов 50 наименований. [1] На сегодняшний день в коллекции Каргопольского музея насчитывается около сорока тысяч экспонатов, раскрывающих богатство культуры этого региона, игравшего когда–то важную роль в жизни Русского Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В последние два десятилетия музейное собрание значительно пополнилось благодаря дарителям. Среди них особое место занимает московский искусствовед Г. П. Дурасов, в течение многих лет собиравший и изучавший работы мастеров, со многими из которых он дружил. В 2000–е гг. он передал музею свои коллекции, личную переписку с людьми, имена которых известны не только по всей России, но и за рубежом. Так в музей поступили личный архив и вещи собирательницы фольклора М. В. Хвалынской, письма и последние игрушки У. И. Бабкиной и другие экспонаты. [2]
В настоящее время в фондах Каргопольского музея хранится более двухсот тетрадей с фольклорными материалами, записанными Марией Васильевной Хвалынской – замечательной собирательницы севернорусского фольклора. Родилась она 20 июля 1897 г. М. В. Хвалынская окончила женскую гимназию в Кириллове, работала учителем во многих архангельских и вологодских сельских школах. После выхода на пенсию стала жить в городе Каргополе, собирала фольклор. Имя Марии Васильевны стало широко известно на закате жизни. О ее более чем семидесятилетнем собирательстве «словесного жемчуга» писали в книгах, газетах и журналах.
По воспоминаниям Геннадия Петровича Дурасова, исследователя Каргопольской народной культуры, который впервые побывал в городе Каргополе в 1970 г., «была она невысокая, круглолицая, розовощекая»: «Лицо совсем молодое, никак не хочется верить, что ей уже за восемьдесят». [3] С М. В. Хвалынской как с местным краеведом познакомился он в 1974 г., и с той поры завязалась у них переписка. Однажды М. В. Хвалынская рассказала о частушках, которые собирала всю свою жизнь: записывала во время исполнения, переписывала у девушек–односельчанок из их тетрадок и альбомов. Было у нее и несколько тетрадей с записями других собирателей. [4]
За долгие годы пришлось узнать множество человеческих судеб, много «песельниц» переслушать. И от каждой из них записывала Мария Васильевна в свои тетради все новые тексты о минувшем и настоящем. К концу жизни скопилось у нее около 8.000 частушек (не считая первых записей, которые были утрачены). И не рассчитывала она за эту многолетнюю работу получить когда–либо похвалу или благодарность, зато оговоров и насмешек вытерпела немало. [5]
стр. 334Со слов Хвалынской, родилась она и всю жизнь прожила на севере: «Фольклором занялась с молодого возраста, и, очевидно, буду им заниматься пока вижу, и в силах записать. Хоть люди удивляются, говорят: “Как тебе интересно то!”. Очевидно: “Стоит с детства напитаться, до смерти будет отрыгаться. Я русская, люблю все русское. А по–русски: коль рубнуть, так уж с плеча. Коль ругнуть так сгоряча. Коль спорить, так уж смело!”». [6] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
М. В. Хвалынская рассказывает, что «прежде многие девчата имели тетради со своими частушками. Заводили их в тринадцать – четырнадцать лет и пополняли записи, пока замуж не отдадут». [7] Переписывали частушки друг у друга, исписанные листы украшали нехитрыми узорами из цветов и трав. В тетрадях самой Марии Васильевны сохранились фрагменты из таких рукописных сборников, а три девичьих альбома – целиком. Наиболее интересными и самыми старыми оказались тетради Д. Н. Никитина, учителя младших классов, работавшего в Белозерском уезде Вологодской губернии. Датированы они 1888–1890 гг. и содержат более четырехсот частушек. Сам Дмитрий Никитич умер в 1937 г. в глубокой старости, а все сохранившиеся после него записи и бумаги, кроме этих двух тетрадей, погибли. В одном из писем М. В. Хвалынской мы читаем: «Частушки я чуть ли не с детства записываю, у нас обычай такой был. В семье четыре брата и пять сестер, у всех – свои тетради. А потом вместе пели: братья заиграют на гармони, на балалайках, а я запеваю». [8]
Любовь Подоксенова, побывавшая у М. В. Хвалынской в середине 1980–х гг., описывает ее так: «… собирательница русского северного фольклора, про нее много пишут, ее фотографируют. Из журнала в журнал переходят портреты: Хвалынская в тяжелом жемчужном кокошнике – прекрасная величественная старость». [9] А она совсем не такая. Смешливая девяностолетняя старушка с тощей косичкой седых волос. «Поперечный ремешок я ношу, не рвется, девяносто мне годков, а женишок найдется», – проговорит–пропоет и тут же засмеется. И невозможно не улыбнуться в ответ.
М. В. Хвалынской и ее тетрадками заинтересовались фольклористы. Стали наезжать бойкие студенты–филологи с магнитофонами. Писатели, журналисты увозили записанные от первого до последнего листа блокноты. Для всех хватало открытий. Каргопольская частушка добралась до Москвы. [10]
В 1983 г. вышел сборник частушек, собранных ею. В большую книгу «Частушки северного края» вошла 1661 песня. Они разные – серьезные и шутливые, старинные и современные, в них сельский быт и полеты в космос, работа и отдых. За книгу, за огромную любовь к народному творчеству, за то, что помогала людям открывать ум и красоту северной песни Президиум Академии наук Финляндии поздравил Марию Васильевну Хвалынскую с присвоением ей звания почетного члена Академии. [11]
С 1973 г. занялась М. В. Хвалынская записями пословиц и записала их больше 1200 единиц. Пословицы она очень любила, часто использовала в речи, поэтому и в характеристике директор отметил, что в разговоре употребляет «мещанские выражения». [12] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из писем М. В. Хвалынской Г. П. Дурасову мы узнаем: «Страсть, что ли назвать, к фольклору у нас, очевидно, в роду. У дедушки была большая коллекция настольных календарей (жаль, она не сохранилась). Тетя собирала марки, картинки. Отец имел альбом со стихами, были книжки с записями, вся летопись. Нам не запрещалось тоже этим делом заниматься, но я им занималась больше всех. Да и в гимназии поощряли это дело. Все это и поспособствовало, чтобы заняться». [13] О своем занятии сбора фольклора она пишет: «Мне предсказывают, что все это пойдет в макулатуру, или в печь. Спрашивают: “Кому все это останется?” Зная, что нет у меня наследников. Я отвечаю: “Мне это не интересно, что будет после моей смерти, а сейчас мне составляет удовольствие, есть полная возможность заниматься”. Нечего греха таить, было время, когда приходилось прятать, отрывать время от сна, чтоб хоть чуточку отдохнуть душой над этим делом. Теперь условия переменились, но и я сама переменилась. От природы я тютя, нюня, потихоня. Медлительность с годами прогрессирует… Писала же со слов, с печати, то что мне нравилось, вела записи везде и всюду: дома, в людях, в дороге, на пароходе, в больнице лежала исписала почти тетрадь. Тут и причеты, и заговор, и частушки и загадки – словом винегрет». [14]
Не всегда был понятен людям смысл ее увлечений: «Сестра про меня так сказала, что обедом не корми, а языком поколотить дай! Зато было несколько случаев в жизни, когда пришлось встретиться стр. 335 людьми, от которых говорят слова не добьешься, а мы долго беседовали. Я рассказываю и мне верят. Еще как–то один человек вывел заключение, что я способна и мертвого рассмешить». [15]
Из письма к Г. П. Дурасову от 5 ноября 1974 г.: «За всю жизнь не принесла никому пользы. А Вы предлагаете сделать это тысячам людей и еще ждете моего согласия!!! Уж очень много чести для замухрышки! Если бы я и не согласна, то для пользы дела это надо сделать. Я еще и еще раз повторяю: чем только помочь, я всегда к Вашим услугам. Благословляю на благое дело: в добрый час, во святое времечко! Счастливый путь, доброго здоровья и всякого благополучия. Яркого солнышка, тихого и попутного ветерка, без скрытых в глубине подводных камней и страшных гроз в воздухе. И закончить свой путь в полном здоровье в отличном настроении».
Умирая в 1988 г., М. В.Хвалынская завещала Г. П. Дурасову более 200 тетрадей не только с частушками, но и с пастушьими заклинаниями, другими фольклорными жанрами. Своему лучшему другу она отдала все свое собрание фольклора в надежде, что оставшаяся часть все–таки увидит свет. Три года назад, в 2012 г., он передал их на хранение в Каргопольский государственный историко–архитектурный и художественный музей.
Мария Васильевна Хвалынская собирала фольклор на протяжении всей жизни. Ее наследие включает в себя частушки (по следующим темам: сиротинушка, деревенская беседа, тайное свидание, с милым кончена любовь, новая жизнь и др.); пословицы и поговорки; заговоры (на любовь, на отворот, от бессонницы, от грыжи, от детских болезней и др.); причеты; пастушьи заклинания; свадебные приметы; духовные стихи; небольшие рассказы; стихотворения; сценки; песни; шуточные фразы; легенды, басни; загадки; афоризмы; предсказания и гадания, объяснения сновидений; наблюдения за погодой и др. Весь этот материал хранится в фондах Каргопольского музея и представляет большой интерес как для изучения наследия М. В. Хвалынской, так и для исследования народного творчества.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Каргопольское путешествие. Семь маршрутов по севернорусской земле с Каргопольским историко–архитектурным и художественным музеем. М., 2014. С. 828.
- [2] Там же. С. 831.
- [3] Частушки северного края: Из собр. М. В. Хвалынской / Вступит. статья Г. Дурасова. Архангельск, 1983. С. 6.
- [4] Там же. С. 6.
- [5] Там же. С. 8.
- [6] Научный архив Каргопольского музея. Письмо к А. Н. Дурасовой от 1 февраля 1974 г.
- [7] Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М, 1989. С. 348.
- [8] Частушки северного края: Из собр. М. В. Хвалынской. Архангельск, 1983. С. 6–7.
- [9] Ломоносовский венок. Истоки. Мария Васильевна Хвалынская / Автор Любовь Подоксенова. 1985. С. 1–2.
- [10] Там же. С. 1.
- [11] Там же. С. 2.
- [12] Научный архив Каргопольского музея. Письмо к Г. П. Дурасову от 22 января 1974 г.
- [13] Научный архив Каргопольского музея. Письмо к Г. П. Дурасову от 12 февраля 1974 г. С. 1.
- [14] Там же. С. 2.
- [15] Научный архив Каргопольского музея. Письмо к Г. П. Дурасову от 3 октября 1974 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.