Метки текста:
Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музеефикация Музейные коллекции Музыковедение ФольклорМихайлова Н.С. (г.Петрозаводск)
Традиционные музыкальные инструменты Карелии: На пути к созданию каталога
@kizhi
Аннотация: В статье раскрываются проблемы, возникшие при работе автора над каталогом традиционных музыкальных инструментов Карелии. Их решение основано на необходимости создания унифицированного научного паспорта на предмет и детальном документировании музыкальных инструментов.
Ключевые слова: традиционная музыка; народный музыкальный инструмент; музейная коллекция; паспортизация музыкальных инструментов;
Summary: The article describes the problems encountered in the author’s work on the catalog of traditional musical instruments of Karelia. Their solution was based on the need to create a unified scientific passport and detailed documentation of musical instruments.
Keywords: traditional music; traditional musical instruments; the museum collection; certification of musical instruments;
стр. 369Исполнительство на традиционных музыкальных инструментах в Карелии уходит из сферы народного музицирования. Полевые исследования в разных районах дают всё меньше сведений о некогда богатой инструментальной традиции края. В связи с этим актуальность музейных собраний для музыкально–инструментоведческой науки резко возросла, и хотя музыкальные инструменты в них немногочисленны, сегодня они часто становятся единственными достоверными источниками информации о морфологии традиционных инструментов, материалах и технологии их изготовления, видовом разнообразии. Рассредоточенность предметов по различным музеям Республики и за ее пределами, а также малочисленные публикации препятствуют введению многих артефактов в научный оборот, ведению сравнительных и обобщающих исследований. Стремление изменить ситуацию привело к принятию решения о создании Картотеки традиционных музыкальных инструментов Карелии в музейных и частных собраниях с перспективой издания сводного каталога.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
До настоящего времени велась работа с коллекциями следующих музеев:
- Российского этнографического музея,
- Государственного историко–архитектурного и этнографического музея «Кижи»,
- Национального музея Республики Карелия,
- Олонецкого национального музея карелов–ливвиков им. Н. Г. Прилукина,
- Пудожского историко–краеведческого музея им. А. Ф. Кораблева,
- Кондопожского городского краеведческого музея,
- музея Этнокультурного центра «Kalevalatalo» в п. Калевала,
- Беломорского районного краеведческого музея «Беломорские петроглифы».
В поле зрения исследователя находятся также инструменты, находящиеся в экспозициях Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Шереметевского дворца – Музея музыки, музея Северной Карелии «Carelicum» (Иоенсуу, Финляндия). В настоящее время мы располагаем сведениями о более чем двух сотнях инструментов, однако в процессе составления картотеки перед автором встал целый ряд проблем.
При подготовке карточки на музыкальный инструмент не удалось найти образца унифицированного паспорта, который давал бы максимально полные, научно обоснованные сведения о памятнике. Используя большой опыт музеев по документированию предметов материальной культуры, автором был составлен Научный паспорт на музыкальный инструмент. Основой для него послужил паспорт на этнографический памятник, разработанный специалистами Российского этнографического музея, [1] который при доработке пополнился новыми графами, учитывающими местонахождение предмета и его специфику. Документ состоит из 27 граф – полей, содержащих основные параметры описания музыкального инструмента, и может послужить базой для создания единой информационно–поисковой системы. [2]
Дальнейшая работа заключалась в составлении научных паспортов на конкретные предметы. Первый этап – перенос информации, имеющейся в музейных карточках, в паспорт. Это – общепринятое стр. 370 в литературе и этнографической практике наименование музыкального инструмента (далее – МИ), местное название, место хранения (название музея), номер предмета в Книге поступлений, дата и место приобретения, характер поступления, способ, время и место создания МИ, изготовитель, история предмета (легенда), время и место бытования. Однако даже эти сведения следовало вдумчиво вписывать в графы. Например: в Кондопожском краеведческом музее хранится музыкальный инструмент, поступивший под названием «кантеле», но его скорее можно определить как цимбалы. История появления инструмента в Карелии неизвестна, в музей он поступил от проезжавших мимо цыган (со слов хранителя).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Довольно часто подвергается корректировке время создания предмета. Так, производство гармони–хромки, изготовленной на фабрике «Красный партизан» и в настоящее время хранящейся в Национальном музее РК, датировалась 1920–ми гг. В результате изучения истории фабрики выяснилось, что организована она была в 1928 г. как гармонно–грамофонная фабрика и первые годы на ней выпускались гармони–венки. Название «Красный партизан» она получает только в 1932 г., соответственно, инструмент не мог быть изготовлен ранее этой даты.
Кроме вышеперечисленных, в музейной карточке содержится информация о материале и технике изготовления предмета, краткое описание, габаритные размеры и сохранность. Эти данные позволяют отличить предмет от идентичного, но дают мало информации исследователю. В связи с этим возникает необходимость в их переписывании, таким образом переходя ко второму этапу работы над паспортом. Как правило, графа «материалы» содержит простое перечисление: металл, дерево, пластик и т. д. С целью повышения ее информативности следует после указания материала перечислить детали, выполненные из него. Например, дерево – корпус, колки; металл – струнодержатель, струны. В других случаях из металла могут быть сделаны колки, а струнодержатель – из дерева. Исследователь, обращаясь к данной графе, сможет с легкостью выбрать тот предмет, который его интересует, не вдаваясь в подробности описания.
С той же целью помимо габаритных размеров, которые принято указывать в музейной карточке в соответствующей графе, следует уточнять размеры основных конструктивных деталей. Например, при замере изогнутой пастушьей трубы – длину ствола, духовых инструментов с раструбом – длину и диаметр корпуса, длину и диаметр раструба, у струнных обязательно указать длину струн от баса к дисконту (от нижней струны к верхней) и т. п.
Поле «Описание» является одним из самых сложных для заполнения. В нем свободным текстом дается морфологическое описание МИ, т. е. фиксируются его конструкция, форма, декор и другие признаки. При описании типовых предметов вырабатывается единый порядок и степень подробности, единая терминология. Следует максимально точно и подробно описывать предмет, поскольку именно незначительные на первый взгляд детали могут в дальнейшем стать основой для атрибуции других предметов, а также позволят выявить локальные особенности изготовления того или иного инструмента. Однако терминологическое разнообразие при описании морфологии музыкального инструмента вызывает большие сложности. Использование многочисленных вариантов называния одних и тех же частей и деталей осложняет сравнительные исследования, внося неточности и ошибки при трактовке тех или иных терминов. В связи с этим унификация используемого инструментоведами терминологического аппарата и составление соответствующего словаря становятся актуальнейшими задачами современной науки о музыкальных инструментах.
Обязательным для научного паспорта на музыкальный инструмент является поле «Классификация». Оно вводится для упорядочивания всего разнообразия МИ, а также выявления рядов типологически однородных МИ в различных коллекциях. С целью унификации обязательным считается определение и указание дефиниции и номера МИ по общепринятой и рекомендованной к использованию систематике Э. Хорнбостеля и К. Закса. [3] Но также возможно внесение в это поле в качестве дополнения и других классификационных и системных определений с указанием источника.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Специфическим является поле «Музыкальные и акустические характеристики». В нем указываются звукоряд, диапазон МИ, тональность. У струнных инструментов фиксируется высота струн от баса к дисконту, у гармоник и баянов – количество клавиш и голосов. Современная техника позволяет выявлять и использовать акустические особенности конкретных инструментов, которые могут быть занесены в данное поле. Плохая сохранность предметов, а также ослабление струн для предупреждения деформации инструмента при отсутствии соответствующих условий хранения (что часто встречается в музеях) в большинстве случаев не позволяют получить данные, вносимые в это поле.
стр. 371Кроме того, заполняются графы, отражающие жизнь инструмента в музее: реставрация, экспонирование, публикации. Паспорт дополняется ссылками на архивные материалы, имеющие отношение к предмету, и разнообразными приложениями (чертежами, фотографиями).
Несмотря на то что составление научных паспортов предметов материальной культуры имеет место в музейной практике, музыкальные инструменты такому документированию подвергаются редко. Как правило, карточки содержат минимум информации, особенно в тех случаях, когда предметы поступили из других коллекций (так складывалась коллекция музыкальных инструментов Российского этнографического музея) или попали в фонды музея еще в дореволюционный период (некоторые предметы в Национальном музее РК, принятые с пометкой «из старых поступлений»). Только кропотливая архивная работа в случае удачи поможет атрибутировать некоторые предметы.
Стремление к созданию сводного каталога привело к необходимости начать работу по документированию музыкальных инструментов в музейных коллекциях. В процессе паспортизации информация о каждом конкретном предмете детализируется, уточняется и упорядочивается, вырабатывается единый терминологический аппарат, выявляются специфические особенности инструментов, которые в дальнейшем позволят расширить границы сравнительных и обобщающих исследований и достичь намеченной цели.
- [1] Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб., 2003. С. 16–20.
- [2] Подробнее см.: МихайловаН. С. Народный музыкальный инструмент: опыт описания и паспортизации // Проблемы музыкальной науки 2013. № 1. С. 54–58.
- [3] Хорнбостель М., Закс К. Систематика музыкальных инструментов / Пер. И. З.Алендера // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. С. 229–261.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.