Метки текста:

Краеведение Музеефикация Русские

Мамонтова О.С. (г.Барнаул)
Изучение и музеефикация традиционных занятий русских Алтая в Алтайском государственном краеведческом музее Vkontakte@kizhi

Рис.1. Алтайские и костромские пимокаты промартели «Красный кустарь». Алтайский край. Ельцовский район. с. Ельцовка. 1956 г.Рис. 2. Колодка с припасами, клином и расклинком. Алтайский край. Ельцовский район, с. Ельцовка. Начало 1970-х гг. Мастер Елесин Александр Иванович, 1930 г.р.Рис 3. Валенки – «галошики» с укороченной голяшкой. Алтайский край. Ельцовский район. с. Ельцовка. Начало 2000-х гг. Мастер Елесин Александр Иванович, 1930 г.р.

Аннотация: Алтайский государственный краеведческий музей – крупнейший фондодержатель этнографических материалов по культуре русских Алтая. Сотрудники музея формируют комплексы, отражающие все стадии того или иного традиционного занятия. Производится сбор устных источников, позволяющий восстановить традиционные технологии. В публикации на примере пимокатного промысла освещен процесс изучения и музеефикации традиционных занятий и технологий русского населения Алтая.

Ключевые слова: Алтай; русские; музеефикация; традиционные занятия; традиционные технологии; пимокатный промысел;

Summary: Altai state Museum is the largest Fund of ethnographic material culture of the Russian Altai. The Museum staff form complexes, reflecting all stages of one or another traditional classes. There produced a collection of oral sources that can help you to restore the traditional technology. The article highlights the process of learning and museum supply of traditional activities and technologies of the Russian population of the Altai on the example of felt boots manufacturing.

Keywords: Altai; Russian; Museum supply; traditional classes; traditional technologies; felt boots manufacturing;

стр. 586Алтайский государственный краеведческий музей (далее АГКМ) основан в 1823 г. по инициативе П. К. Фролова, начальника округа Колывано–Воскресенских заводов. С момента создания музея была заложена этнографическая коллекция, основой для которой послужило личное собрание самого П. К. Фролова, включавшее в себя предметы материальной и духовной культуры народов Сибири, Северной Америки и Китая. В 1907 г., в связи с неудовлетворительными условиями хранения, этнографическая коллекция была передана в музей археологии и этнографии Томского университета, где она находится и по сей день. Фактически начало формирования коллекции русских Алтая началось в конце 1950–х гг. Столь позднее время обращения к данной теме было связано с тем, что в конце XIX – первой половине ХХ в. сотрудники музея видели своей первостепенной задачей показать культуру и быт коренных народов. На сегодняшний день музей является крупнейшим фондодержателем этнографических материалов по культуре русских Алтая. Значительную часть собрания составляют комплексы, отражающие традиционные занятия населения. К их активному изучению сотрудники АГКМ приступили лишь в конце 1990–х гг. В ходе историко–этнографических экспедиций производился сбор устных источников, позволявших поэтапно восстановить трудовые процессы и традиционные технологии. Деятельность сотрудников музея по музеефикации указанных процессов охватывала широкий спектр направлений. В результате на сегодняшний день наиболее полно в коллекции русских Алтая представлены такие виды занятий, как земледелие, обработка волокнистых растений и шерсти, деревообработка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В данной публикации предпринимается попытка осветить процесс изучения и музеефикации традиционных занятий и технологий русского населения Алтая на примере пимокатного промысла. Выбор данного занятия объясняется тем, что среди обрабатывающих промыслов начала ХХ в. одно из лидирующих мест занимало пимокатное производство, которое было широко распространено повсеместно в старожильческой и переселенческой среде.

В связи с ростом переселенческого движения, на Алтае с последней четверти XIX в. зарождались новые и развивались уже существующие промыслы. По статистическим данным к 1909 г. изготовлением пимов занималось 120 человек в Барнаульском, Змеиногорском, Бийском уездах, где данный промысел существовал как «изстари», так и зародился благодаря переселенцам из Европейской части России. [1] Темпы производства постоянно росли, что было связано с увеличением притока переселенцев и их потребностями. Это приводило к тому, что изготовление валенок занимало значимое место в неземледельческих промыслах населения региона. По сведениям 1911 г., в одной только Сростинской волости Бийского уезда проживало 115 пимокатов. [2] Всероссийская перепись промышленных заведений 1920 г. показала, что в Алтайской губернии насчитывалось 569 заведений по изготовлению валяной обуви, в которых работало 2336 человек. В 169 из них использовались наемные работники. [3]

На сегодняшний день сотрудниками музея собрано 70 единиц орудий труда, использовавшихся в ХХ в. в домашнем и кустарном пимокатном производстве русского населения Алтая. Первые экспонаты стр. 587 начала ХХ в. поступили в 1961 г. (АГКМ ОФ 10238): шерстобитный лучок, биток, три колодки, инструмент для выравнивания слоя шерсти при катке валенок («таволжка»). В том же году были переданы инструменты, изготовленные жителем с. Борзовая Заимка в 1914 г.: пять составляющих элементов деревянной колодки для формовки валенка (носок, передовка, задник, клин и расклин) (АГКМ ОФ 10606). В 1967 г. житель г. Новоалтайска, передал 19 предметов начала ХХ в.: деревянный и железный рубеля, железную каталку, катарушку, колодки (передовки, задники), клинья, котел (АГКМ ОФ 12462).

Поступления последующих лет связаны с экспедиционной деятельностью сотрудников музея. В ходе историко–этнографической экспедиции в Залесовский район в 1988 г. была получена колодка–носок 1930–х гг. (АГКМ ОФ 15047/19). В 2004 г. во время экспедиции в Зональный район (с. Соколово) был передан деревянный валек для катки валенок, колодки, клинья 1940–х – начала 1950–х гг. (АГКМ ОФ 18164/7, 15–21). В Краснощековском районе (с. Новошипуново) в ходе комплексной экспедиции 2006 г. сотрудникам музея был передан деревянный рубель, состоящий из нескольких деревянных блоков и достигающий в длину более 120 см. (АГКМ ОФ 18527/4).

Наиболее полный комплекс орудий труда, заготовки для валенка и готовая продукция (29 единиц) были получены в 2012 г. в ходе историко–этнографической экспедиции в Ельцовский район (АГКМ ОФ 19277/1–29). Предметы были переданы потомственным пимокатом А. И. Елесиным, 1930 г. р., жителем с. Ельцовка. Его дед, отец, дядя – пимокаты, переселенцы из Костромской губернии. Комплекс включал в себя весы с чашами и фунтовыми гирьками (первая четверть ХХ в.); деревянный пруток для взбивания шерсти (начало 2000–х гг.); металлический пруток и деревянные балы для стирки валенка; деревянный и металлический вальки, рубель для катки; колодки с припасами, клином и расклином для формовки; деревянные колотушка, подколодка для забивания припасов и подколачивания; деревянный массивный рубель с полукруглой выемкой для формовки пятки – «кобылка» (1970–е гг.). Во время экспедиции было записано интервью с А. И. Елесиным, в котором он рассказал о процессе изготовления валенок. Также он пояснил, что особенных различий в традициях костромских пимокатов и алтайских не существовало. Единственная разница наблюдалась в форме валенка – костромской имел небольшой каблучок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Пимокатное производство – один из немногих промыслов, в котором традиции изготовления, набор инструментов оставались практически неизменными на протяжении длительного времени. Кустарное и домашнее производство оставалось традиционным на протяжении всего ХХ в. Модернизация трудового процесса, начиная с конца 1920–х гг., коснулась только пимокатов, работавших на крупных государственных предприятиях. В этот же период времени произошли изменения в гендерном составе пимокатов. Во все формы производства внедрялся женский труд. Если в домашнем и кустарном производстве женщины были задействованы в подготовительных этапах при изготовлении пимов, то в промкомбинатах, на заводах они участвовали во всех циклах.

Для всех форм производства изготовление пимов носило сезонный характер. Выделкой валенок и войлочных калош занимались в осенне–зимний период. Шерсть осенней стрижки приобретали на месте или на ярмарке. Работали также и с сырьем заказчика. В среднем за сезон пимокат выкатывал от 40 до 150 пар валенок, более 10 калош и башмаков. При изготовлении одной пары пимов использовали от 1600 до 2700 граммов шерсти (мужские – до 2700 граммов, женские – 1600–1650 граммов). В начале ХХ в. продукция сбывалась односельчанам, на ярмарках, иногда скупщикам. Со второй четверти ХХ в. пимокаты, работавшие на дому, катали валенки, в основном, на заказ. Стоимость пары мужских пимов в начале ХХ в. варьировалась от 1,20 до 4,20 рублей, женских – 2–3 рубля, детских – 1–1,50 рубля. Мужские калоши оценивались в 3 рубля 60 копеек, женские – 2 рубля 75 копеек. [4] В 1950–1960–х гг. изготовление валенок обходилось в 6 рублей. В этот период времени заработная плата пимоката, трудившегося в цехах при промкомбинатах, составляла 30 рублей. В годы Великой Отечественной войны к зарплате выдавалась пайка хлеба – 400 грамм в день. [5]

В результате изучения опубликованных источников, музеефикации этнографических материалов, сбора устных источников, сотрудники АГКМ предприняли попытку реконструкции всех стадий производства, распространенных у алтайских пимокатов. Процесс катки пимов состоял из нескольких этапов. Первоначально проводилась подготовка сырья – шерсти. Ее обрабатывали шерстобитными лучками. При наличии в населенном пункте «шерстобитки», сырье сдавалось на обработку в это предприятие. После такой подготовки шерсть взвешивали, используя весы с чашами. Ее делили на две равные части. На верстаке раскладывали полотно, на которое выкладывали шерсть. При помощи деревянного прутка шерсть прибивали. Затем руками формировали «полку» – полотнище, представляющее собой развернутую проекцию валенка. Далее шла «сухая валка»: «полку» сворачивали в рулон и укатывали в пластину, а затем формовали заготовку для будущего валенка. Войлочную пластину складывали вдвое, прокладывая тканью и начинали «сращивать», заворачивая на одну половину края другой, придавая изделию форму огромного чулка вращательными движениями ладоней. Затем заготовку помещали в водный раствор стр. 588 серной кислоты – «квасы» на 3–5 часов, для очистки шерсти от серы. После этого проводили мокрую валку – «стирку». С использованием рубелей (деревянного и с проволочной обмоткой) и металлического четырехгранного прутка будущие валенки «обжимали», мяли и выкатывали. Затем уменьшившиеся заготовки начинали править на болванках – «балах», формируя пятку, пяточную выемку, носок и голенище. Для формирования носка использовали короткие биконические деревянные болванки; пятку и голенище моделировали длинными цилиндрическими болванками. Вставляя болванку в сырой и горячий валенок, начинали отбивать его и «обхаживать». Для этого использовали сначала деревянный, затем чугунный вальки. Далее следовала многочасовая «стирка»: валенок вновь погружали в кипяток, меняли болванки; продолжая выколачивать, добиваясь того, чтобы он обрел форму, размер и твердость. При формировании пяточной выемки и пятки пимокаты использовали «кобылку» – деревянный массивный рубель с полукруглой выемкой. После этого валенок насаживали на составную колодку. Колодки изготавливали из березы, так как они меньше трескались. Перед началом использования их кипятили в соленой воде, для того, чтобы они меньше впитывали влагу. Колодки состояли из носка – «головки», «припасов», «клина» и «расклинка» – брусков для голенища. Валенок приобретал законченную форму в ходе обработки на большом деревянном или с проволочной обмоткой рубеле – «наводили фасон». Затем пемзой с сырой поверхности снимали оставшуюся шерсть и отправляли на просушку в русскую печь. [6]

На сегодняшний день частные мастерские и производственные цеха являются основной формой существования пимокатного промысла в сельских районах Алтая. В домашних условиях пимокаты продолжают использовать традиционные орудия труда, изготовленные их отцами, дедами или ими самими по старым образцам.

Таким образом, музеефикация и изучение пимокатного промысла позволяют проследить историю данного промысла на Алтае за прошедшие 100 лет и фиксируют длительность бытования традиционных занятий и технологий у русского населения Алтая.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф