Метки текста:
Рябининские чтенияБаранова О.Г. (г.Санкт-Петербург)
Карельские деревянные резные календари из собрания Российского этнографического музея
@kizhi
Аннотация: Доклад посвящен детальному описанию и введению в научный оборот карельских деревянных резных календарей XIX в. из собрания Российского этнографического музея. На основании анализа вещевого материала выполнены прорисовки и расшифрованы знаки на календаре, которыми отмечены традиционные праздники и другие важные даты, в том числе дни памяти почитаемых святых, характерные для данной территории.
Ключевые слова: карелы; деревянные резные календари; знаковая система;
Summary: The report is devoted to a detailed description and introduction into scientific circulation of Karelian wooden carved calendars of the XIX century from the collection of the Russian Ethnographic Museum. On the basis of the analysis of the material, the signs on the calendar, which mark the traditional holidays and other important dates, including the days of memory of saints, are drawn and deciphered.
Keywords: Karelians; wooden carved calendars; system of signs;
В Российском этнографическом музее продолжается работа по описанию и введению в научный оборот резных календарей, хранящихся в его коллекциях. [1] В данной статье мы остановимся на карельских деревянных резных календарях из фондов музея; всего таких календарей насчитывается четыре. Все календари происходят из Кемского у., который существовал с 1785 до 1927 г.. [2] Датируются календари XVIII – XIX вв.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первый календарь (РЭМ; кол. 4011-20) – «пауликка» (poalikka proaznikk) был приобретен географом, антропологом, заведующим русско-финским отделением Этнографического отдела Русского музея Давидом Алексеевичем Золотаревым в 1923 г. в с. Кестеньга Кемского у. Архангельской губ. Это четырехгранный брусок коричневого цвета, сужающийся от центра к концу. Концевая грань слегка закруглена. Сохранился фрагмент длиной 18,5 см, шириной грани от 1,5 до 2,5 см с четырьмя месяцами, расположенными соответственно по одному месяцу на каждой грани – март, июнь, сентябрь, декабрь. На каждой грани сделаны зарубки по числу дней в месяце; крестами, крестами в круге, прямыми линиями и другими графическими знаками обозначены праздничные дни (всего знаков – 33, в это число не включены разной высоты вертикальные черточки, расположенные над зарубками между основными знаками), по которым и удалось определить, какая часть календаря сохранилась. Начало года по данному календарю приходится на март, что говорит о том, что он был скопирован с более раннего образца, так как около декабря месяца сделана полукруглая зарубка, говорящая о начале года в январе, который должен был находиться на этой грани. При пользовании календарь необходимо поворачивать против часовой стрелки (к себе).
Второй календарь (РЭМ; кол. 4451-58) был также привезен Д.А. Золотаревым в 1926 г. из д. Чикша Ухтинской вол. и уезда Карелии. Он был подарен ему Х.Ф. Жеребцовым. Календарь представляет собой четырехгранный брусок коричневого цвета длиной 59 см, с левой стороны которого имеется четырехгранный выступ с отверстием для подвешивания. Каждая грань календаря разделена посредством прорези на три части по числу месяцев, соответственно на каждой грани расположено по три месяца. На каждой части сделаны зарубки, обозначающие дни месяца. На гранях календаря расположены кресты, кресты в круге, прямые линии и другие графические знаки, а также кириллические буквы, которыми обозначены праздники и памятные дни (всего знаков – 130). В конце февраля месяца вырезано изображение наклонной изогнутой черты, указывающей на 29-й день високосного года. Начало года по этому календарю приходится на сентябрь, что нетрудно определить, так как на выступе вырезанными черточками обозначен порядок граней календаря: I, II, III, IIII. При пользовании календарь, как и предыдущий, необходимо поворачивать против часовой стрелки (к себе). Данный вид календаря по своей конструкции очень близок к поморским календарям.
Третий календарь (РЭМ; кол. 4656-6/1-6) – святцы («svӧtзit») привезен этнографом, антропологом, сотрудником Этнографического отдела Леонидом Леонидовичем Капицей в 1927 г. из д. Лютте Кондокской вол. (позже сельсовета) Ухтинского р-на Карелии. Он состоит из шести дощечек прямоугольной формы темно-коричневого цвета длиной 13,5 см и шириной 2,5 см; на каждой дощечке по краям имеется по два отверстия, в которые продета веревка, связывающая дощечки. На каждой стороне дощечки расположены месяцы – по одному с той и другой стороны: 1) сентябрь–октябрь; 2) ноябрь–декабрь; 3) январь–февраль; 4) март–апрель; 5) май–июнь; 6) июль–август. Дни месяцев обозначены нарезками, соответствующими числу дней в месяце; на сторонах имеется ряд резных знаков (всего знаков – 110) в виде различных фигур: разнообразной формы крестов, графических знаков, кириллических букв, которыми отмечены праздники. В конце, реже в середине каждой стороны вырезано по три точки, указывающие направление поворота дощечки. В феврале, кроме трех точек, сбоку вырезана наклонная черта. На дощечках с сентябрем и октябрем вырезано соответственно: «МС» и «МÕ», что означает «месяц сентябрь» и «месяц октябрь». Начало года по данному календарю приходится на сентябрь, о чем говорит вырезанная слева римская цифра «I» на дощечке с данным месяцем.
Четвертый календарь (РЭМ; кол. 2954-1) – единственный в коллекции РЭМ рунический календарь – поступил от А.А. Иванова в 1914 г. из Кемского у. Архангельской губ. Он представляет собой четырехгранный березовый брусок светло-коричневого цвета длиной 147 см и шириной грани – 5 см. С одной стороны календарь заканчивается почти круглой в сечении рукоятью; другой конец календаря оформлен пирамидкой в виде лесенки. Двойными поперечными линиями каждая грань бруска разделена на три месяца, которые соответствуют одному времени года. Кроме того, грани разделены горизонтальными линиями на три ряда. В нижнем ряду вырезаны числа месяца, в среднем – рунические знаки – это семь знаков недели, которые повторяются в той же последовательности 52 раза. Верхний ряд занимают 114 резных знаков, в основном, в виде крестов различной формы, обозначающих церковные праздники, дни памяти святых и другие важные события в жизни деревни и отдельной семьи. На рукояти вырезанными черточками обозначен порядок граней календаря: I, II, III, IIII. Согласно им, счет дней начинается с сентября, поворачивать календарь необходимо по часовой стрелке (от себя). На одной стороне рукояти вырезаны две руны: АѦ и дата: 1894; при этом на одной из граней календаря имеется дата: 1890. На третьей грани рукояти вырезано: «W» или в перевернутом виде «М», что вероятно, обозначает месяц март, напротив которого вырезана эта буква.
Почти идентичный по форме, количеству знаков и оформлению календарь находится в фондах Карельского государственного краеведческого музея в г. Петрозаводске (КГМ; кол. 38071), календарь имеет такие же руны на рукояти и дату 1824 (на одной из граней вырезана дата 1852). А.Д. Рылеева, описавшая коллекцию календарей Петрозаводского музея, говорит о руническом календаре как о единственном памятнике такого рода, что является неверным, о чем свидетельствует календарь из фондов РЭМ. [3] Карельские календари, как впрочем, и другие календари (кроме сибирских) из собрания РЭМ не были учтены Л.Е. Майстровым в его каталоге [4] и сведения о них находились только в коллекционных описях музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особого внимания заслуживает знаковая система календарей. Как уже неоднократно писалось, среди знаков на карельских календарях больше всего крестов различной формы, при этом крестами в круге обозначены все церковные двунадесятые и почти все великие праздники, кроме дня Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого (1 сентября; здесь и далее даты даны по ст. ст., таким образом они отмечены в календарях), а также праздника Покрова Богородицы в руническом календаре (1 октября). Кроме того, крестами в круге отмечены дни памяти особо почитаемых святых: ап. и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября; 8 мая); свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца (6 декабря, 9 мая), пророка Илии Фесвитянина (20 июля). В руническом календаре крестом в круге также выделены дни: свт. Иоанна Златоуста (13 ноября), Собор трех святителей: Василия, Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января), Казанской иконы Божьей Матери (22 октября; 8 июля), Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Третий Ореховый Спас; 16 августа).
Другие праздники и дни памяти святых обозначены крестами разного начертания и иными графическими знаками. Кроме святых, почитаемых по всей России, таких как прп. Сергий Радонежский (25 сентября); вмч. Димитрий Солунский (26 октября); прп. Параскева Пятница (28 октября); вмч. Георгий Победоносец (26 ноября; 23 апреля) и др., на календарях отмечены святые, особо почитаемые на Русском Севере, в том числе в Поморье и Карелии. На карельских календарях выделены дни: прп. Савватия Соловецкого (27 сентября); прп. Кирилла Устюжского (29 сентября); прп. Сергия Обнорского, Нуромского (Вологодского), обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (7 октября); прав. отрока Артемия Веркольского (20 октября; 23 июня), прп. Варлаама Керетского, Архангельского (6 ноября); прп. Диодора Юрьегорского, Каргопольского (20 ноября); прп. Трифона Печенгского (Кольского) (15 декабря); прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (18 января); прп. Кирилла Новоезерского (4 февраля); прп. Лонгина Коряжемского (10 февраля); прп. Зосимы, игумена Соловецкого (17 апреля); прп. Кирилла, игумена Белозерского (9 июня); прп. Варлаама Пинежского, Важского, Шенкурского (19 июня); перенесение мощей прп. Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа).
Обращает на себя внимание значительное количество отмеченных на календарях новгородских святых: свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (7 сентября); прп. Харитины Новгородской (5 октября); прп. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (23 октября); свт. Ионы, архиеп. Новгородского (5 ноября); прп. Варлаама Хутынского (6 ноября); свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (4 декабря); свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (23 декабря); прп. Михаила Клопского, Новгородского (11 января); прп. Антония Римлянина, Новгородского; прп. Антония Дымского (17 января); свт. Никиты, еп. Новгородского (31 января, 30 апреля); блгв. кн. Анны Новгородской (10 февраля); свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (11 марта). Особенно в этом плане выделяется рунический календарь, где появляются выделенные знаками дни, отсутствующие на других календарях: блгв. вел. кн. Александра Невского (23 ноября, 30 августа); прп. Антония Сийского (7 декабря); свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (16 марта), прп. Антония Римлянина, Новгородского (3 августа). Здесь мы видим большое влияние поморов, многие из которых были выходцами из новгородских земель. В XII – первой половине XV в. новгородский переселенческий поток осваивал Поморский, южную часть Карельского и Кандалакшского берегов. [5]
Еще в одну группу можно отнести церковные праздники, отмеченные кроме креста буквенными (кириллическое письмо) обозначениями. В карельских календарях кириллической буквой «Б» выделены праздники, посвященные Богородице и ее почитаемым иконам: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября); Покров Пресвятой Богородицы (1 октября); Казанской иконы Божьей Матери (22 октября и 8 июля); Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября); Знамение Пресвятой Богородицы (27 ноября); Зачатие Пресвятой Богородицы (9 декабря); Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря); Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта); Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля); Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы (25 июля); Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (28 июля); Успение Пресвятой Богородицы (15 августа); Сретение Владимирской иконы Божьей Матери (26 августа). Кроме того, кириллической буквой «Б» обозначен день свт. Григория Богослова (26 октября); другими буквами обозначены: буквой «А» – день памяти прп. Антония Римлянина; прп. Антония Дымского (17 января); прп. Афанасия Афонского и Афанасия Череповецкого (5 июля); буквой «З» – день памяти прп. Зосимы, игумена Соловецкого (17 апреля); буквой «И» – день памяти пророка Илии Фесвитянина (20 июля); буквой «К» – день памяти прп. Кирилла, игумена Белоезерского (9 июня); мч. Кирика младенца и матери его мц. Иулитты, Тарсийских (15 июля); буквой «М» – Собор Архистратига Михаила (8 ноября); день памяти ап. и евангелиста Матфея (16 ноября) и др.
Пиктографических знаков на карельских календарях практически нет, за исключением дней летнего и зимнего солнцестояния (12 июня и 12 декабря), обозначенных кругом на высокой черточке, что символизирует солнце.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, мы представили краткий обзор коллекции карельских деревянных резных календарей, которая составляет лишь небольшую часть всех календарей в собрании музея. Объем статьи не позволяет осветить все расшифрованные нами знаки и отмеченные наблюдения, что будет сделано в дальнейших публикациях.
- [1] Орлова Е.П. Календари народов Севера Сибири и Дальнего Востока // Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С. 297–321; Баранова О.Г. Русские деревянные календари в собрании РЭМ // Живая старина. 1998. № 3. С. 25–28; Христианская символика праздничных дат на русских деревянных календарях-святцах // Церковная археология. Вып. 4: Материалы Второй Всероссийской церковно-Археологической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского (1848 – 1917). Санкт-Петербург, 1–3 ноября 1998 года. СПб., 1998. С. 25–27; Визуально-знаковый праздничный ряд на русских деревянных календарях-святцах // III Конгресс этнографов и антропологов России. Москва, 8 – 11 июня 1999 года: Тез. доклв. М., 1999. С. 326–327; Народные резные календари (к этнографическому описанию предмета) // Проблемы классификации, систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2006. С. 185–187; Устюгские деревянные резные календари как источник изучения праздничной культуры // Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Материалы Десятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2011. С. 73–78; Резные деревянные календари из Устюгского уезда Вологодской губернии // Музей. Традиции. Этничность. СПб., 2012. № 2. С. 37–50: Усть-Цилемские деревянные резные календари // Тезисы докладов научной конференции «Теория и практика исследования этнокультурных комплексов», посвященной 65-летию со дня рождения В.А. Козьмина. СПб., 2015. С. 64–67; Болгарский резной деревянный календарь // Вещь в трансляции этничности: Материалы Семнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2018. С. 297–304. К публикации готовятся статьи о поморских календарях и о коллекции календарей в музее в целом.
- [2] 25.07.1923 г. из западной части Кемского у. был образован Ухтинский у. вместо Ухтинского р-на, созданного в марте 1922 г.; 29.08.1927 г. в связи с ликвидацией уездной системы данная территория снова получила статус района. Территория Ухтинского р-на была разделена между Кестеньгским и Ухтинским (с 1935 г. Калевальским) районами.
- [3] Рылеева А.Д. Деревянные «летописцы» (северные резные календари) // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, 2006. Вып.5. С. 149.
- [4] Майстров Л.Е. Календари // Научные приборы. Приборы и инструменты исторического значения. М., 1968. С. 11–19.
- [5] Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978. С. 68.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.