Гусева М.М.
Исследователи Русского Севера конца XIX – первой трети ХХ вв. о вышивке в Олонецкой губернии
@kizhi
Аннотация: Крестьянская вышивка была «открыта» во второй половине XIX в. учеными-собирателями и любителями старины. В опубликованных работах Стасова В.В., Шабельских, Далматова К., Билибина И.Я., Половцева Е.Н. и Кнатц Е.Э. представлены изображения старинной вышивки, относящихся к Олонецкой губернии. Исследователи дают также описание техник вышивки и представляют довольно разнообразный материал по орнаментации тканей и костюмов.
Ключевые слова: Русский Север; Олонецкая губерния; традиционная вышивка;
Summary: Peasant embroidery was «discovered» in the second half of the XIX century by scientists-collectors and lovers of antiquity. In the published works of Stasov V.V., Shabelskie, Dalmatov K.D, Bilibin I.Y., Polovtsev E.N. and Knatz E.E. presents images of old embroidery belonging to the Olonets province. They also provide a description of the embroidery techniques and present a rather diverse material on the ornamentation of fabrics and costumes.
Keywords: Russian North; Olonets province; traditional embroidery;
Одним из самых любимых женских крестьянских занятий была вышивка, которая являлась древним способом украшения одежды и предметов бытового убранства. Владение искусством орнаментации текстиля, как ритуального, так и утилитарного значения, по праву можно считать своеобразной «женской летописью», [1] грамотой по передаче мироощущения и мироустройства предыдущих поколений. Вышивка Олонецкой губ. является частью сокровищницы истории русской культуры на Севере. В данной статье будет представлен обзор опубликованных в кон. XIX – первой трети XX вв. схем, фотографий, описаний техник и названий вышивок Олонецкой губ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С конца XIX в. прогрессивно мыслящая русская интеллигенция стала всё чаще говорить о важности серьезного изучения русского народного орнамента, поскольку «предметы, относящиеся к бытовой народной жизни, с каждым годом всё быстрее и быстрее исчезали из употребления», [2] и было очевидно, что в течение нескольких десятилетий они могут исчезнут окончательно.
Одним из первых исследователей вышивки был В.В.Стасов, который предпринял попытку расшифровать происхождение архаических орнаментов русской вышивки, классифицируя их по разным способам вышивания и опубликовав 215 рисованных орнаментов Российской империи, дал общие определения в вышивальном искусстве (таблица №1), на рисованных схемах олонецких полотенец представлены разные техники вышивки: 4 – в технике набором, 4– двусторонней вышивкой, 1 – вышивкой «настил по перевити» (рис.1).
Планомерное и более или менее научное собирание предметов началось в 1880–1890-х гг. в связи с развитием музейного дела. [3] Многие частные коллекционеры и музеи стали комплектовать коллекции народного творчества. Именно в этот период были заложены традиции особого российского меценатства, одним из ярких проявлений которого стала поистине подвижническая деятельность семьи Шабельских. В первом выпуске собрания русской старины «Вышивки и кружева» сестёр Шабельских были опубликованы фотографии 38 предметов, украшенных различными видами вышивки из восьми губерний Российской империи, в том числе из Олонецкой 10 предметов. В своем труде сёстры Шабельские сделали описание часто встречающихся техник (таблица №1). Фотографии олонецких полотенец и подзоров даны в цветном изображении и наглядно демонстрируют распространённую вышивку красным по белому в различных техниках: 2 полотенца в технике верхошов (крестом); 1 полотенце в технике двустороннего шва; 4 подзора (рис. 2) и 2 полотенца в технике двустороннего шва и «набора»; 1 подзор белым по белому по перевети.
В ещё одном бесценном источнике – каталоге коллекции К. Далматова «Образцы старинного народного узорного шитья и кружев» (1893–1894) на сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки можно найти 358 изображений предметов народного творчества из разных губерний России; [4] восемь изображений из них относятся к Олонецкой губ. (рис.3).
На некоторых фотографиях олонецкого шитья с первой выставки узорного шитья, устроенной К. Далматовым в 1883–1884 гг. в г. Санкт-Петербурге, представлено 14 изделий; описания к ним давались самим К. Д. Далматовым. На некоторых изображениях дважды зафиксированы одни и те же закрайки полотенец, вполне возможно, по 2 закрайка полотенец могли быть представлены в разных композициях. В целом на 9 изображениях представлены: 1 полотенце в технике «набором»; 2 подзора и 5 полотенец белым по белому в технике «тамбур по сетке»; 1 женская рубаха с многообразием различных вышивок; 5 образцов наплечных вышивок к рубахам – в технике глади, набора и двустороннего шва.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Интересно, что 7 вышивок белым по белому в технике «тамбур по сетке» определяются как пудожские изделия, т.е. в Пудожье так же, как в Заонежье, эта техника шитья была распространена, что подтверждают коллекции музея-заповедника «Кижи» (1 экземпляр), Пудожского историко-краеведческого музея (2 экземпляра). Опубликованы 7 предметов из частного собрания в книге «Народная вышивка Пудожья». [5]
Ещё одним исследователем вышивки Севера был русский художник И.Я.Билибин. В своей статье «Народное творчество Русского Севера» [6] он делится впечатлениями о крестьянском творчестве северных Олонецкой, Вологодской и части Архангельской губерний. Он дал оценку северной вышивке в общем, не акцентируя особенности и разновидности по губерниям. Общаясь с жителями деревень, в том числе и острова Кижи, И.Я.Билибин старался уяснить и названия вышивок, и смысловую нагрузку изобразительного сюжета. В статье было опубликовано 29 снимков полотенец, подзоров и намышников. Ценным в этой статье можно считать фотографию двух закрайков полотенец с о.Кижи (рис. 4). Можно предположить, что 4 опубликованные белые вышивки выполнены крестьянками Заонежья или вологодскими мастерицами, остальные изображения предметов красным по белому возможно из Пудожья или Каргополья Олонецкой губ. или Архангельской губ. Билибин привёл перечень встречающихся вышивальных швов и описал содержание самих узоров, определив их в три группы шитья (таблица №1).
Небезинтересны сведения в книге Е.Н Половцева, который сделал обзор нарождающегося в начале ХХ в. вышивального промысла [7] . Половцев также классифицировал все виды шитья (таблица № 1). В краткой справке о вышивальном промысле Олонецкой губ. говорится, что она отличается совершенно своеобразными вышивками с богатым старинным рисунком; в большом ходу вышивка «в тамбур» по выдерганному и расшитому холсту, способ вышивания очень медленный, но поразительно красивый; стоит раз увидеть олонецкие вышивки, чтобы никогда их не забыть. [8] Наилучшие изделия Олонецкой губ. получали через кустарный склад Общества помощи ручному труду, имеющему собственный пункт (Шуньгский погост) в Повенецком у. для раздачи работ вышивальщицам. [9]
Один из первых археологов, дающих обоснование связи значения символов с северно-русским шитьём, был В.А.Городцов, который изучая выставку крестьянского искусства при Государственном Российском Историческом Музее в 1921 г., был изумлен, «встретив в произведениях крестьянского искусства пережитки глубочайшей старины, несомненно восходящей к отдаленнейшим эпохам металлического и даже каменного периодов общечеловеческого индустриального развития». [10] Говоря о вышивке, как самом достоверном памятнике народного творчества, Городцов утверждал, что «в узорах северно-русских искусных мастериц скрывается реминисценция (живое воспоминание) о самых древних общечеловеческих религиозных символах», [11] а его трактовка смысла и значения вышивки была признана многими исследователями наиболее точной и основополагающей. Городцов разделил северно-русские вышивки на 2 группы: вышивки с геометрическими узорами и вышивки с узорами фигурными. [12] Он же дал подробнейший анализ иконографии вышивок, не выделяя в особый раздел технику исполнения. Работа Городцова важна для исследования семантики вышивки.
Одним из самых важных источников о вышивке является работа Е.Э.Кнатц «Вышивки Заонежья». Кнатц была участником этнографической экспедиции Государственного института истории искусств (1926 г.), которая стремилась всесторонне изучить художественную жизнь деревни, остатки искусства и проследить влияние больших центров. Основным районом экспедиции была западная часть Шуньгского полуострова. [13] Экспедиция провела более одного месяца в районе Заонежья и обследовала 72 селения в 4-х волостях. Было собрано много одежды, сделаны с натуры 201 рисунок вышивок различными приёмами. [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кнатц была одной из первых исследователей крестьянской вышивки Заонежья, она просмотрела достаточно большое количество предметов, имела беседу с жителями деревень по вопросу старинных вышивок, и сделала очень подробный анализ бытования различных видов швов и сюжетного решения орнаментированных тканей, она отметила скромность заонежского шитья и выделила целый ряд приёмов шитья и швов (таблица №1). Работа Кнатц является бесценным источником для изучения северной вышивки, она привела некоторое сравнение вышивок с соседними с Олонецкой губернией областями, представила обзор изобразительных мотивов, характерных для народной вышивки Заонежья.
Двусторонний Шов. Шитьё по счёту нитей. Обе стороны одинаковы. Красной бумагой по холсту. |
|
Крестом. Шитьё по счёту нитей. Красной бумагой по холсту. |
|
Набором. Красной бумагой по холсту. Лицевая и изнаночная стороны негативны. |
|
Набором. Тамбуром. Вышивается крючком-тамбуркой, полоска петелек бывает одиночная или, чаще, двойная. |
|
Набором. Тамбуром по сетке Намечается контур узора, фон выдергивается сеткой, контур узора закрепляется тамбурным швом в один или два ряда |
|
По вырези (по выдергу) Состоящее из сквозного фона и плотного узора. В основном белыми нитями по холсту. |
|
По перевити. В основном белыми нитями по холсту. По нитям перевивается сетка, после прокладывается узор. |
|
- [1] Бернштам Т.А. «Хитро-мудро рукодельице» (вышивание – шитье в символизме девичьего совершеннолетия у восточных славян) // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. СПб., 1999. С.192 (Сборник Музея антропологии и этнографии; Т.47). На тит. л. ошибочно: Т.57.
- [2] Стасов В. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитьё, ткани, кружева. СПб., 1872. С. 3.
- [3] Бернштам Т.А. «Хитро-мудро рукодельице». С. 192.
- [4] Образцы старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции К. Далматова. 1893-1894 гг. С.-Петербург. [Интернет-ресурсы] http://digitalgallery.nypl.org/nypldigital/dgkeysearchresult.cfm?parent_id=288294&word= – дата обращения: 12.12.2018.
- [5] Бакирова О.И., Минина В.М. Народная вышивка Пудожья. М., 2012. С. 229–243.
- [6] Билибин И.Я. Народное творчество Русского Севера // Мир искусства. СПб., 1904. Т.12. С. 268–291.
- [7] Половцев Е.Н.. Русское народное искусство на второй всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. Петроград, 1914. С. 53.
- [8] Там же. С. 48.
- [9] Там же. С. 52.
- [10] Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды Государственного Исторического музея. 1926. С.7.
- [11] Там же. С.9.
- [12] Там же. С.8.
- [13] Кнатц Е.Э. Вышивки Заонежья // Искусство Севера: Заонежье / Гос. ин-т истории искусств. Л., 1927. С.8 (Крестьянское искусство СССР).
- [14] Там же. С.6.
- [15] Стасов В.В. Русский народный орнамент. С. VI.
- [16] Билибин И.Я. Народное творчество Русского Севера. С.313.
- [17] Кнатц Е.Э. Вышивки Заонежья. С. 65.
- [18] Стасов В.В. Русский народный орнамент. С. VI.
- [19] Там же.
- [20] Билибин И.Я. Народное творчество русского Севера. С.313.
- [21] Стасов В.В. Русский народный орнамент. С. VII.
- [22] Половцев Е.Н.. Русское народное искусство на второй всероссийской кустарной выставке… С. 44.
- [23] Билибин И.Я. Народное творчество русского Севера. С. 314.
- [24] Сидамон-Эристова В.П. и Шабельская Н.П. Собрание русской старины. Вышивки и кружева. М., 1910. Вып.1. С.3.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.