Ершов В.П. (г.Петрозаводск)
Памятники Выгореции? (Частная коллекция басм)
@kizhi
Аннотация: В статье предлагается расшифровка орнаментов басм из частной коллекции автора. Предполагаю, что все произведения из Выгореции. Возродив медное литье, старообрядцы вряд ли так просто могли отказаться от угасавшего басменного промысла. Медь (латунь) была самым доступным и дешевым материалом для мастеров Выгореции, и они в полной мере использовали его в своих произведениях.
Ключевые слова: басмы; коллекция; расшифровка орнаментов; православное паломничество; Выгореция;
Summary: Interpretation of ornaments. Private collection. All items from my collection are presumably from Vygoretsia. It’s unlikely that after they have revived copper casting they could easily give up the declining stamping craft. Copper was a very accessible and cheap material for the artisans in Vygoretsia and they widely used it in their works.
Keywords: collection; decoding of ornaments; Palestine; Vygoretsia;
Кунгурский край издавна складывался как уникальный в этнографическом отношении. Его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы. Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник на протяжении многих лет проводит историко-бытовые экспедиции по теме «Традиционная культура народов Кунгурского края». На 1 января 2019 г. фонды музея по теме «Быт», куда входит и этнография, насчитывают более 12 тыс. единиц хранения. В экспозиции отдела истории представлена тема «Национальная культура русских, татар и марийцев».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Русские – самый многочисленный народ Кунгурского края. После разгрома Казанского ханства в состав Русского государства вошел Сылвенский край. Коренное население было немногочисленным. До 1618 г. на Сылве не было ни одного русского селения. Русское население Кунгурского края в ХVII в. формировалось за счет переселенцев с севера России. Наряду с особенностями материальной и духовной культуры севера России у русских Кунгурского края выделяются признаки, характерные для средней полосы европейской России. [1] В 1648 г. по царскому указу на р. Кунгурке возник острог Кунгур, ставший одним из ключевых пунктов на пути из центра в Сибирь. Первыми жителями г. Кунгура были переселенцы из разных мест. По переписи П.К. Елизарова, соликамского воеводы, в Кунгурский уезд прибыло 386 семей, или 1222 «душ мужского пола». [2] Приток русского населения в Кунгурский край в конце XVII в. был обусловлен и расколом Русской православной церкви. Хранителями традиционной русской культуры в Кунгурском крае являлось старообрядческое население, которое проживало в условиях смешенного расселения. В 1710 г. в Кунгурском у. проживало 20354 русских (83,31 %). В ХVIII – ХIХ вв. русские осваивали Прикамье в целом и в частности Кунгурский край преимущественно за счет внутренних миграций. [3]
Процесс заселения был компактным и рассеянным (выселки, починки, одина – одиноко поселившаяся в отдалении от деревни семья). Сельские поселения приобретали притрактовый характер, так как через Кунгур, кроме водного пути по Сылве, проходили и удобные сухопутные пути. Формы поселения: сначала – беспорядочные (свободные), затем характерная – уличная. При ней учитывался центр с культовыми и общественными постройками, несколько улиц с 2-х сторонней застройкой, соединенных проулками. Сохранилась форма, соответствующая течению реки и направлению дороги. В Кунгурском у. в ХVIII–ХIХ вв. появились и заводские поселки, которые являлись центрами промышленности. Заводские поселки застраивались по одному и тому же плану. Жилые постройки в основном выполнялись способом рубки в «обло» (чашу) и в «лапу». В Прикамье и в Кунгурском у. выделяются 3 типа усадеб: однорядные, двухрядные, покоеобразные. Внутри планировка дома имела северорусский тип. Печь находилась справа или слева (ранний вариант) от входной двери. Устье печи располагалось к противоположной стене от входа. Пространство от печи до стены (окна) называлось «куть», «середа». Перед печью устраивали полки для хранения посуды («грядка»). Здесь находился «голбец». По диагонали от русской печи располагался «красный угол», где ставили иконы. Над входом устраивали полати. Лавки вдоль стены от красного угла называли мужскими, около печи – женскими. В Кунгурском у. очень редко встречались интерьеры изб с домовой росписью. Нарядно оформлялись наличники окон (резьбой по дереву). [4] В экспозиции музея посетители смогут увидеть интерьер избы, в котором представлены русская печь, стол, лавки, сундук и т.д.
Основными видами деятельности крестьян были сельскохозяйственные работы, промыслы и ремесла. В земледелии преобладало трехполье. В Кунгурском крае хорошие урожаи давала озимая рожь, ячмень, овес. Этот факт повлиял на символику герба г. Кунгура (рог изобилия). Для переработки зерна строили мельницы. Главным сельскохозяйственным орудием были соха и плуг. На все Прикамье славились знаменитые сохи-курашимки, производимые в Кунгурском у. В экспозиции представлены соха-курашимка, ральники, борона, ситево, элементы конской упряжи, серпа, цепа и т. д. Для производства домотканого полотна сеяли технические культуры лен и коноплю. Ткали на ткацких станках, для производства пряжи использовали прялки. Производство прялок было налажено в Кунгурском у. Кунгурские прялки отличаются от других массивной лопастью, которая заканчивается внизу «сережками». Их расписывали растительным орнаментом. На ткацких станках или на дощечках ткали пояса, которые продавали на ярмарках. В Кунгурском у. было развито производство изделий из дерева, кожи, металла. Гончарный промысел развивался в д. Беркутово и Филипповка. Гончары поставляли свою продукцию на местный и всероссийский рынки.
Одежда народов теснее связана духовной жизнью, чем другие стороны материальной культуры. Традиционный русский костюм Кунгурского края имеет элементы северо- и среднерусского костюма. Для пошива одежды использовалась ткань домашнего производства – холст (белый), сукно, пестрядь льняная, набойные ткани, шерсть, а также ткань фабричного производства – ситец, сатин, батист, плис, китайка, кумач, атлас, шелк и др. Одежду из таких тканей одевали по праздникам, берегли. Традиционными элементами женского костюма являлись рубаха (с длинным рукавом, глухим воротом) туникообразного покроя, нижняя юбка (становина), сарафан (из крашеного холста или покупной ткани) по покрою круглый с узкими проймами, пояса (защищал от нечистой силы), передника (без грудки – ранние, с грудкой – поздние, называли «запонами»). На голове замужние женщины носили повойники, сборники, шали, полушалки; девушки – налобные повязки, платки, шали. Элементами мужского костюма являлись рубаха косоворотка из пестряди, праздничная из белого холста, порты, пояс. Под влиянием города стали появляться женские парочки (юбка и кофта, пошитые из одинаковой ткани) и пиджаки. Мужчины и женщины носили лапти косого плетения, кожаные коты, ботинки, сапоги, валенки (пимы). Из верхней одежды характерными были однобортные понитки и шабуры, покрытые синим или белым холстом, отрезные по талии со складками (оборками) сзади, шубы (крытые или «нагольные»), тулупы, зипуны, кафтаны. [5]
В Сылвенско-Иренском поречье в конце ХVI – первой половине ХIХ в. происходил процесс формирования тюркской группы населения – сылвенско-иренских татар. В результате активного освоения Кунгурского у. в 1710 г. в нем уже проживало 24430 человек, из них татар – 2940. Татарское население было стабильным. Второй поток татарского населения в Южное Прикамье относится ко времени крестьянской войны 1773–1775 гг. По ревизии 1795 г. в Кунгурском у. проживало 4399 татар, а в 1897 г. уже насчитывалось 75556 человек. В большинстве своем татарское население Кунгурского края относилось к крестьянскому сословию. В 1920 г. в г. Кунгуре проживало 297 татар. Переписью 1989 г. их было записано в количестве 24770 человек. [6] Основной тип поселения татар – деревня. Долгое время планировка деревень оставалась бесплановой и хаотичной. В поселениях, стоящих на трактах, улицы обязательно застраивались по обе стороны. Деревни окружались изгородью, центр деревни – площадь с мечетью, пожарной избой, затем усадьбы более состоятельных крестьян, лавки, магазины. В Кунгурском районе характерны огороженные дворы с забором на улицу, ворота располагаются во всю переднюю часть усадьбы. Внутренняя часть двора – это клеть, хлев, конюшня, погреб, огород, помещение для скота, вдали от дома. Крыша с навесом (тасках) встречается только в Кунгурском р-не. Для строительства использовали лиственницу, сосну, ель, пихту. Пол в избе был деревянный, имелось подполье (баз). Окна с косяками, на подоконники укладывали бересту. Крыша на домах 1, 2, 3-х скатная. Тип избы – трехкамерный (изба, сени, клеть). Тип планировки внутри избы – среднерусский. Напротив от входной двери (справа) располагалась печь. Вдоль печи помещение делилось дощатой перегородкой или занавеской. Почетное место «тур» было у передней стенки. Мебель, как правило, отсутствовала, имелись только нары, пуховики, подушки. На нарах стоял сундук с постельными принадлежностями, под нарами (сэке, урдык) хранились продукты. У татар Кунгурского у. нары ставились раздельно для обеих половин изб, в пространстве ставили стол, лавки. В лесных районах в домах делали полати. Постель – войлок, солома, палас, простыни из домотканого холста, большие (ясык) и маленькие подушки. Основным видом занятий было земледелие. Высеивали рожь, овес, пшеницу, ячмень. Для пахоты использовалась соха «курашимка» (сабан), орудие жатвы – серп (урак), коса (чалгы). Занимались татары и кустарными промыслами: обработка дерева, кожи, шерсти, заготовка мочала, плетение лаптей и кулей. Жгли уголь, производили деготь, смолу. Развит был столярно-плотницкий промысел, портняжный, ювелирный. Занимались рыбной ловлей, охотой, бортничеством. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для ткачества использовали лен, коноплю, шерсть, фабричные хлопчатобумажные и шерстяные нити. Ткали холсты одноцветные и пестрые (алача). Одноцветными были женские и мужские рубахи (для женихов), мужские передники, нижние шаровары и рубахи для пожилых людей. В цветных тканях использовался синий и красный цвет. Женская одежда состояла из рубахи (кулмэк) туникообразного покроя с воланами из яркой синей, многоцветной фабричной ткани, ярких лент, домотканой тесьмой с воротником-стойкой, штанов (ыштан), нагрудника (тушелдерек) для замужних женщин – передника (оя чупрэк), многоцветного пояса (билбау). Верхняя одежда – камзол, безрукавный казак. Легкая женская одежда (чыба) шилась из бархата. Головной убор – калфак, белые косынки с опущенными по спине концами (кыекча). Мужчины носили камзол (бишмэт) из черного сукна, рубаху, штаны, на голове тюбэтэй. Женщины носили ювелирные украшения: головные (мангайтэнке), шейно-нагрудные (яга чылбырь), наручные, серьги в виде лунницы, накосницы, височные подвески, браслеты. Мужчины и женщины носили обувь лыковую, кожаную, шерстяную. Лапти (чабата) были прямого плетения сверху, а подошва – косого. Кожаная обувь мужская называлась читек, женская – ичиги. [8] В музейной экспозиции отдела истории представлены национальные костюмы Сылвенско-Ирениских татар – мужской и женский, а также фотографии татар в национальной одежде, женские украшения, Коран, четки и тюбэтей муллы.
Коренным народом Кунгурского края являются марийцы. Это малочисленная группа, по данным переписи 2002 г. в Пермском крае их насчитывается 5591 чел. Сылвенские марийцы вместе с другими уральскими марийцами входят в группу восточных марийцев финно-угорской языковой ветви. Самоназвание марийцев – «мари»; в дореволюционных источниках их называли «черемисы». Территория проживания современных марийцев – Кишертский и Суксунский р-ны. Это малочисленная группа, по данным переписи 2002 г. в Пермском крае их насчитывается 5591 человек. [9] Основу хозяйства марийцев издавна составляли земледелие, скотоводство и бортничество. Ремесла были развиты слабо. Из домашних ремесел характерны ткачество, выделка овчин, дубление кож, обработка дерева, плетение лаптей. Запасы хлеба у мари в прошлом – их гордость и богатство. Полные амбары хлеба хранились десятки лет. Торговлей они не занимались. Общение с русскими и татарами развивалось в сфере языка и хозяйственного быта. Поселения марийцев первоначально носили беспорядочную, кучевую форму, под влиянием русских приобрели уличную планировку. Тип постройки домов соответствовал северорусскому типу. Изба двухрядная – изба, сени, клеть. Интерьер жилья – русская печь, передний угол, резная деревянная мебель, яркие занавески. От тюркского населения унаследовали устройство сбоку от устья русской печи вмазанного котла «под». [10] Традиционные национальные костюмы марийцев шились из домотканой ткани (ранее белой). Ворот и подол богато орнаментированы с оборкой по подолу. Верхней одеждой служил кафтан «шовыр», затем тувыр (рубаха туникообразного покроя), ончалосакме (фартук), оянушто (пояс), шинашовычо, шлык (головной убор) с остроконечной частью над лбом «нер» и со спускающимся сзади коротким полотнищем – вышитым и украшенным бисером, монетами, яга (нагрудное украшение). Пояса и передники украшены вышивкой традиционной цветовой гаммы. Наплечный платок «солык» треугольной формы с богатой вышивкой одевали на праздники и свадьбы. Мужчины носили туникообразные рубахи, вышитые на груди, украшенные бисером и монетами. [11]
Сотрудники музея обследовали во время этнографических экспедиций населенные пункты с марийским населением в Суксунском и Кишертском р-нах Пермского края. Изучались быт марийцев, обряды и фольклор. Была собрана коллекция национальной одежды, которая богато декорирована вышивкой, предметы быта, фотодокументальные источники. Праздничные костюмы украшены старинными серебряными монетами, пуговицами, бисером, бусами. Пояса сотканы из шерстяных разноцветных ниток. Концы поясов украшены бисером и монетами. На концах поясов марийцы привязывали кисточки по количеству родившихся детей в семье. Коллекция предметов быта представлена расписными прялками, чашками, корзинками и т.д. Собрание марийской одежды и тканей является крупнейшим в этнографической коллекции музея. В экспозиции музея представлены костюмы будничные, праздничные, головные уборы, нагрудное украшение «яга», образцы национальной вышивки и ткачества.
- [1] История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989. С. 151.
- [2] Преображенский А.А. Очерки колонизации Западного Урала в XVII – начале XVIII в. М., 1956. С. 29.
- [3] Там же. С 34.
- [4] Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнографического развития в XIX–XX вв. Пермь, 2002. С.8.
- [5] Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: Этнические традиции материальной жизни. Пермь, 1999.
- [6] Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья. С.238.
- [7] Там же. С. 246.
- [8] Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья. С.251.
- [9] Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX–XX вв.: Историко-этнографический атлас. Екатеринбург, 2003. С.14.
- [10] Горбунов А. Народ мари // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 6/7. С.7–14.
- [11] Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья. С.181.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.