Климина Т.В.
История православия в Нарве
@kizhi
Аннотация: в статье дается краткий обзор зарождения православия в Нарве. История православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви. Православие никогда не было здесь главенствующей религией, но значение его было велико.
Ключевые слова: православие; Нарва; священномученик; история; Карелия;
Summary: In this article is given a short perspective of conception of Orthodoxy in Narva. The History of Orthodoxy in Estonia is inseparable part of the History Russian Orthodox Church. The Orthodoxy has never been dominant religion, but it had a great meaning.
Keywords: Orthodoxy; Narva; Newmartyr; history;
Нарва – один из древних городов Эстонии, расположенный на берегу реки Нарвы (Наровы) на границе с Россией. Впервые поселение Нарвия упоминается в 1240 г. в датской поземельной книге «Liber census Daniae». [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Точная дата основания первого храма в Нарве неизвестна. Вероятно, что постройка была деревянной и была на территории замка или около него. [1] С 1347 г. Нарва находилась под властью Ливонского ордена. Во время его правления в городе была только одна церковь. [2] Известно, что в 1442 г. храм уже строился, а в 1467 г. городской магистрат обратился к Ревелю (Таллинн) за помощью в сооружении крыши церкви. [3] Первоначально храм был основан как католический и посвящен Деве Марии. В первой половине XVI в. храм переосвятили в протестантский. Первые православные храмы начали строить после того как Нарва в 1558 г., в ходе Ливонской войны, была завоевана русскими войсками. [4] С переходом Нарвы под власть русского государства, Иван Грозный, отслужив молебны с крестным ходом, «чтобы очистить город от веры латинской и лютеранской», приказал воздвигнуть две церкви: одну, во имя Воскресения Христова, в замке, а другую, во имя Пречистая Божией Матери в городе. [5] На территории Нарвского замка следов существования древней православной церкви не обнаружено. Вероятнее всего, ее не успели построить: Нарва входила в состав Русского года всего лишь с 1558 по 1581 г. Все же в Нарве были построены две церкви – каменная в городе и деревянная в пригороде. Каменная православная церковь находилась в конце улицы Суур (Большой). Эта часть города превращалась тогда в торговый центр. По плану города 1650 г. можно реконструировать вид храма. Небольшая одноглавая церковь с почти квадратным планом и тремя полукруглыми аспидами – более широкой центральной и пониженными боковыми. План этой церкви соответствовал псковским традициям. Есть предположение, что ее строили псковские мастера. [6] Во времена шведского правления ее перестроили в городской дом призрения бедных. Деревянная же церковь находилась в восточной части северного пригорода. Она сгорела, как и весь пригород, в 1579 г. [7]
Две православные церкви были построены на территории Ивангородской крепости, заложенной по приказу Ивана III в 1492 г. Датировка их строительства до сих пор точно не установлена. Маленькая древняя церковь святителя Николая Чудотворца по одной из версий построена в 1492 г., т.е. одновременно с крепостью. В этом случае церковь должна была бы находиться внутри крепости 1492 г., но она стоит за ее пределами. Поэтому, скорее всего, Никольская церковь построена позднее. Однако она уже упомянута в переписных оброчных книгах Шелонской пятины 1498 г.: «внутри города церковь Никола святый...». [8] Согласно преданию, церковь была построена за 24 часа, поэтому носит название «суточной».
Церковь Успения Пресвятой Богородицы стоит рядом с Никольской и точной датировки строительства тоже не имеет. Вероятно, она была построена при Иване Грозном. Основной объем церкви имел почти квадратный план с тремя апсидами, аналогично церкви в Нарве. Первое изображение церквей в крепости относится к 1615 г. Именно в этом году в Нарве побывал представитель голландской кампании Антоний Гоэтерис (Antonis Goeteeris), в Дневнике которого запечатлена церковь.
С 1581 по 1704 г. Нарва находилась под властью шведов. В этот период в городе построили две новые церкви – Домский собор (1641–1651) для шведской общины и церковь св. Михаила финского прихода (1687). В период шведского господства доминирующая роль в религиозной жизни города принадлежала протестантской церкви. До 1640 г. Нарва относилась к церковному округу, подчиненному ревельскому епископу, а с 1646 г. стала самостоятельным центром нового округа. По указу королевы Кристины в Нарве была учреждена провинциальная консистория для Ингерманландии, которая просуществовала до 1833 г. [9] В городе постоянно пребывал суперинтендант – глава церковного округа. Консистория находилась при Домском кафедральном соборе. Первым суперинтендантом стал Генрих Шталь (ок.1600 –1657), основоположник эстонского литературного языка.
Православие сохранялось и существовало наряду с лютеранством, но притеснялось со стороны властей. Закрывались и переосвящались православные храмы. В Ивангородской крепости церковь Николая Чудотворца была закрыта, а Успенская церковь во второй половине XVII в. стала протестантской и предназначалась для шведского гарнизона. [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
9 августа 1704 г. в ходе Северной войны Нарва была взята штурмом русскими войсками. С этого момента город находился под властью России. В связи с этим произошли большие изменения в религиозной жизни города. Церкви (шведская и финская) были отобраны. [11] Домская шведская церковь 15 августа 1704 г. была переосвящена в православную во имя св. Александра Невского и до 28 июня 1708 г. в ней проходили православные богослужения. После этого храм был закрыт. Только в 1733 г. его передали немецкому приходу по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. [12]
Немецкая средневековая церковь до 1708 г. не использовалась, была закрыта. 29 июня 1708 г. в присутствии Петра I церковь во имя Иоанна Иерусалимского немецкого прихода переосвящена в православный храм во имя Спасо-Преображения. В церкви появился новый интерьер. Уникальным художественным произведением стал иконостас Преображенского собора. Предположительно, в работах по перестройке церкви принимал участие Д. Трезини. Храм стал местом хранения исторической достопримечательности – иконы Святителя Николая Чудотворца, по преданию уцелевшей во время пожара в 1558 г.
В XVIII в. в Нарве было построено 6 православных храмов. В Ивангородском пригороде, на горке, возвели две церкви для войска: деревянную во имя Рождества Христова (1733) и каменную во имя Знамения Божьей Матери (1786–1796). [13] Недалеко от госпиталя был устроен храм для Низовского полка. [14] На территории Ивангородской крепости были восстановлены Успенская и Никольская церкви.
В XIX – нач. XX вв. строительство православных храмов продолжалось. В 1852–1854 гг. в Ивангороде рядом со Знаменской церковью на месте обветшавшего храма во имя Рождества Христова была построена церковь во имя Св. Николая (на средства местного купца Павла Ивановича Орлова (1807–1883)). В 1856 г. на православном кладбище на Ивановской горе на его же средства построена часовня. В 1858 г. он решил перестроить ее в церковь. Церковь была посвящена апостолам Петру и Павлу по желанию ее строителя в память его небесного покровителя. [15]
В 1859 г. на территории Большого Западного двора Нарвского замка построили деревянную церковь на каменном фундаменте. Ее основали по инициативе расквартированного в то время в городе Санкт-Петербургского гренадерского короля Фридриха Вильгельма III полка. Храм освятили во имя св. Александра Невского. Церковь предназначалась только для военных. Позднее она служила полковым храмом 92-го Печерского пехотного полка (в 1944 г. церковь была разрушена).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На правом берегу р.Наровы, в парке бывшего имения Александра Штиглица, построили церковь во имя Святой Троицы (арх. А.Кракау; в настоящее время передана Русской Православной Церкви). Это была усыпальница А.Штиглица и его семьи. Храм заложили 29 июня 1873 г., а 17 августа 1875 г. его освятил митрополит Исидор. [16]
В северной части Старого города Санкт-Петербургским епархиальным Братством во имя Пресвятой Богородицы (Нарвское отделение создано в 1888) был построен храм. 16 июля 1889 г. состоялась торжественная закладка церкви, а 29 июля 1890 г. она была освящена викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Ладожским Митрофаном во имя равноапостольного князя Владимира. [17]
В южной части города, которая принадлежала в то время акционерному обществу «Товарищество Кренгольмской мануфактуры», был поставлен храм во имя Воскресения Христова. Он был предназначен для рабочих Кренгольмской текстильной мануфактуры. На освящении церкви присутствовал Александр III с супругой. С 1958 г. церковь получила статус собора.
В Нарве уже со второй половины XIX в. проживала значительная часть православных эстонцев (приезжали из хуторов на заработки). С 1880 г. священники Знаменской церкви стали проводить для них богослужения на их родном языке. Спустя пять лет, в 1895 г., в Нарве был официально открыт эстонский православный приход. В 1903 г. приходу передана церковь св. Николая в Ивангороде.
В 1904 г. было основано Нарвское подворье Илецкого Николаевского женского монастыря Оренбургской епархии – на участке земли, подаренном нарвским купцом И.Сластниковым. Храм построен в 1930 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Российской империи православные приходы, которые находились в Нарве, составляли часть Русской Православной Церкви и состояли в Санкт-Петербургской епархии (кроме прихода Воскресенской церкви Кренгольмской мануфактуры – южная часть Нарвы относилась к Эстляндской губ., поэтому и приход относился к Рижской епархии).
В годы Первой Эстонской Республики (1918–1940) все православные приходы Эстонии составляли Эстонскую Апостольскую Православную церковь (ЭАПЦ). В 1923 г. ЭАПЦ вышла из подчинения Московского патриархата и перешла под юрисдикцию Константинополя. В 1924 г. в Эстонии были созданы две епархии: Таллиннская и Нарвская. К Таллиннской епархии были причислены все эстонские и смешанные приходы, а к Нарвской – все русские. Замкнутых территорий епархии не имели и состояли из приходов, которые находились по всей Эстонии. В некоторых городах, в том числе и в Нарве, имелись приходы и той и другой епархии. Нарвская епархия управлялась епархиальным архиереем, нарвский Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. [18]
В краткий период правления Эстляндской Трудовой Коммуны (ЭТК) (28.11.1918 –19.01.1919) все церкви были закрыты. 10 декабря 1918 г. Совет ЭТК издал декрет о выселении из страны всех лиц духовного звания. Священникам было предписано в течение 24 часов покинуть страну. Депортации избежали только трое: о. Александр Волков, о. Дмитрий Чистосердов, священник Воскресенской церкви Владимир Бежаницкий. [19] Священников А.Волкова и Д.Чистосердова арестовали и 8 января 1919 г. расстреляли. 26 декабря 2001 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых новомучеников российских для общего почитания.
Это не единственные священники новомученики, чья судьба так или иначе была связана с Нарвой. В 1907 г. на службу в Нарву приехал отец Иоанн Кочуров с семьей. Он был приписан к Преображенскому собору, но основная его служба проходила в нарвских гимназиях, где он преподавал Закон Божий. Он много времени посвящал не только службе, но и общественной работе. Когда в конце 1916 г. отец Иоанн уезжал из Нарвы в Царское Село на новое место службы, горожане устроили ему теплые проводы. 30 октября 1917 г. настоятель Екатерининского собора Н.Смирнов, священники о. Иоанн Кочуров и о. Стефан Фокко организовали в Царском Селе крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. На следующий день в Царское Село вступили большевики. Отца Иоанна арестовали, отвели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили. 31 марта 1918 г. в храме Московской духовной семинарии святейшим Патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX в. «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». 4 декабря 1994 г. протоиерей Иоанн Кочуров причислен к лику священномучеников как первый священнослужитель, принявший в XX в. мученический венец от власти большевиков. 13 ноября – день памяти священомученика Иоанна Кочурова.
Православная церковь в Эстонии (1918–1940) в отличие от Советской России избежала серьезных потрясений. В 1940 г. в Нарве (в том числе и Ивангороде, т.к. до конца 1944 г. Ивангород являлся районом Нарвы) насчитывалось 16 храмов, из них 11 православных. Население города на 1940 г. составляло 23047 человек. [20] Во время военных действий под Нарвой в 1944 г. город был почти полностью разрушен. Из довоенных церквей сохранилось лишь 6 храмов: в Нарве две – Воскресенская и Александровская, построенная в 1881–1884 г. для кренгольмских рабочих лютеранского вероисповедания; 4 в Ивангороде – Успенская и Никольская церкви на территории Ивангородской крепости, Свято-Троицкая и Петропавловская. Остальные храмы уничтожены. Многие церковные ценности тоже погибли. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время Эстонская Православная церковь Московского Патриархата имеет две епархии – Таллиннскую и Нарвскую. [21] Сегодня в Нарве 5 православных храмов.
Вертоградский Н.И. Спасо-Преображения собор в гор. Нарве. 1708–1908 гг. (К 200-летию его преобразования в православный русский храм). Нарва, 1908. С. 5.
- [1] Синякова Г. Русская Нарва // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. Вып.25. С. 64.
- [2] Ганзен Г. История города Нарвы. Нарва, 2016. С.11.
- [3] Коченовский О. Нарва. Градостроительное развитие и архитектура. Таллинн, 1991. С. 24.
- [4] В русских летописях упоминается о двух православных иконах Божьей Матери и Николая Чудотворца, которые уцелели во время пожара и были обнаружены на пепелище. Иконы с большой торжественность доставили в Москву, где был совершен крестный ход, затем их вернули. В начале ХХ в. икона Божьей Матери находилась в Успенской церкви, а Николая Чудотворца – в Спасо-Преображенском соборе. В годы Второй мировой войны икона Божьей Матери бесследно исчезла, а икона Николая Чудотворца и по сей день находится в Воскресенском соборе.
- [5] Петров А. Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности в связи с историей упрочения русского господства на Балтийском побережье. 1223–1900. СПб., 1901. С. 85.
- [6] Коченовский О. Нарва. С. 30.
- [7] Там же. С. 31.
- [8] Косточкин В. Крепость Ивангород // Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1952. № 31. С. 257–258.
- [9] Нарва. Культурно-исторический справочник. Нарва, 2001. С.51.
- [10] Нарва. Культурно-исторический справочник. С. 51.
- [11] Существует легенда о лишении местных жителей церквей. Вскоре после взятия Нарвы в магистрате собрались шведы и немцы и просили царя о сохранении их привилегий. Царь Петр на это согласился и спросил, чего бы они еще хотели. Местное население ответило, что кроме привилегий и земель им больше ничего не нужно. На что царь ответил: «Хорошо! – права ваши я вам дам, привилегии и земли оставлю; но так как вы сами забыли Бога, то я лишаю вас церквей» (Петров А.В. Город Нарва. С. 312).
- [12] Петров А. В. Город Нарва. С. 363.
- [13] Коченовский О. Нарва. С. 113.
- [14] Синякова Г. Русская Нарва. С.66.
- [15] Старицына Г. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Ивангородском кладбище (усыпальница купцов Орловых) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. Вып.25. С. 83–85.
- [16] Иванен А. Ивангородская Свято-Троицкая церковь (барона Александра Штиглица). Исторический очерк. СПб., 2004.
- [17] Синякова Г. Русская Нарва. С. 80.
- [18] Нарва. Культурно-исторический справочник. С.52.
- [19] Священника Владимира Бежаницкого, которого оставили в Нарве из-за преклонного возраста, заставили рыть ямы для расстреливаемых. В результате он лишился рассудка.
- [20] Смолокуров А. Народонаселение Нарвы. Демографический обзор истории города // Сборник Нарвского музея. Нарва, 2000. С. 65.
- [21] Нарвская епархия образована в 2011 г. в административных границах города Нарва, Нарва-Йыесуу, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Преосвященным Нарвским определено иметь титул «Нарвский и Причудский».
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.