Кондратьев В.Г. (г.Петрозаводск)
О состоянии образования в Олонецкой губернии в 1860-е – начале 1870-х гг.
@kizhi
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с реформированием системы народного образования в Олонецкой губернии в период реформ 1860-1870-х гг. Особое внимание обращается на важность реформ в образовании как одного из важнейших условий коренной перестройки страны: реформы в образовании были требованием времени. Отмечается важность появления нового типа учебных заведений – земской школы, рассматриваются её особенности.
Ключевые слова: церковно- приходская школа; земская школа; женская гимназия; епархиальное училище; учительская семинария;
Summary: The article deals with the issues related to the reform of the system of public education in Olonets province during the reforms of 1860-1870-es. Particular attention is drawn to the importance of reforms in education as one of the most important conditions for the radical restructuring of the country: reforms in education were a requirement of the time. The importance of the emergence of a new type of educational institutions – «zemstvo» school is noted, its features are considered.
Keywords: parish school; «zemstvo» school; women's gymnasium; diocesan school; teacher's seminary;
Реформы 1860-х гг. не могли осуществляться без коренных реформ в области народного образования. Нужно было подготовить большое число образованных людей, необходимо было создать новые типы учебных заведений. Образование начинало цениться в обществе. Человек, в зависимости от полученного образования имел, например, право на существенное сокращение срока службы в армии. В суде предпочтительнее было участие присяжных, получивших, по меньшей мере, начальное образование. Новый тип учебных заведений – земская школа – работает по программам, адаптированным к условиям жизни сельского населения, превалировавшего тогда в России.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
1860-1870-е гг. вошли в историю России как эпоха великих реформ. Манифест 19 февраля 1861 г., покончивший с крепостным правом, реформа местного самоуправления, военная и судебная реформы вызвали потребность в новой школе. Этот период характеризуется множеством самых разнообразных проектов, связанных с именами выдающихся деятелей русской культуры и образования: К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, Н.А. Пирогова, И.Н. Ульянова, А.А. Мусина-Пушкина, С.А. Рачинского, А.С. Воронова и др.
Среди принятых в области образования документов следует отметить следующие, оказавшие значительное влияние на развитие школы:
- Устав общеобразовательных учебных заведений, 1864 г.
- Положение о начальных народных училищах, 1864 г.
- Устав гимназий и прогимназий, 1864 г.
- Положение об учительских семинариях, 1870 г.
- Устав гимназий и прогимназий, 1871 г.
- Положение о женских гимназиях, 1871 г.
- Устав реальных училищ, 1872 г.
- Положение об учительских семинариях, 1872 г.
- Положение о начальных народных училищах, 1874 г.
- Правила о церковно-приходских школах, 1884 г.
- Правила о школах грамоты, 1891 г.
Думается, весьма важным для развития школы был и ещё один документ – Высочайшее повеление от 14 января 1872 г. о предоставлении женщинам доступа к педагогической и медицинской деятельности.
Характеризуя ситуацию в народном образовании России, А.Л. Андреев отмечал: «Несомненно, это был особый исторический момент, когда в отечественном образовании все, как говорится, сдвинулось с места. Можно сказать, что оно приобрело импульс движения и начало трансформироваться из статичной системы в динамичную. Россия становилась “современным” государством, и это проявлялось в повышении уровня образованности всех социальных слоев, включая и низшие». [1] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первоначально в 1860-е гг. происходит быстрый рост церковно-приходских школ, дававших элементарные навыки письма и чтения, а также Священного писания. В это же время несколько возрастает количество уездных училищ.
Н.К. Чуков приводит следующую школьную статистику к началу 1868 г.: «… в губернии находились: гимназия, перворазрядное и второразрядное женские училища, духовная семинария, три духовных училища, женское училище духовного ведомства, 3 уездных училища, детский приют и 223 народных училища с числом учащихся во всех этих учебных заведениях 5314 человек (4358 мальчиков и 956 девочек)». В свою очередь, 223 народных училища подразделялись на 9 городских, 176 церковно-приходских и 38 в ведении бывших мировых учреждений. [2]
С введением земства в 1868 г. на территории Олонецкой губернии ситуация в значительной мере поменялась. С этого года возрастает количество земских школ, причем часть этих школ преобразовывается из церковно-приходских. В этот период начинается активная деятельность Олонецкого земства по открытию земских начальных училищ. В. Баданов указывает: «Если к моменту открытия земских учреждений в Олонецкой губернии имелось всего 214 начальных школ, в которых обучалось свыше 4 тысяч детей, причем из этого числа церковно-приходских было 176, то к началу 1890-х годов в губернии имелось 135 земских, 116 церковно-приходских, 55 школ грамоты и 45 министерских школ с 16 тыс. 738 учащимися». [3] Тенденция к преобладанию земских школ над школами духовного ведомства в количественном отношении сохраняется до 1917 г.
С самого начала своей деятельности земство содействует появлению и нового типа школ – образцовых, содержащихся за счёт казны с участием земства.
Новая земская школа имеет целый ряд особенностей. Н.В.Чехов пишет следующее о земской школе: «… трёхлетний курс обучения, при очень кратком от 6 до 7 месяцев учебном годе, один учитель занимается с тремя отделениями, назначение учителя, обеспечение его содержания и обеспечение школы учебными пособиями от земства, участие местного крестьянского населения в содержании школьного помещения, отсутствие до 1891 года всяких твёрдо установленных программ, свобода учителя в выборе методов обучения, а часто даже и учебников». [4] Глубокий и обоснованный анализ деятельности земства в области народного образования дан А.Цирульниковым. Он, в частности, отмечает: «Земская деятельность по народному образованию была плодотворна потому, что не только происходила на фоне, но составляла неотъемлемую и весомую часть общественно-педагогического движения. В земской деятельности участвовала передовая русская интеллигенция, широкие круги общественности. Недаром в земских школах получало распространение то новое, что было наработано в области педагогической мысли (новые методики, учебники и т.д.)». [5] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Эту же тенденцию, характерную прежде всего для земской школы, отмечает и Е. А. Плеханов, который пишет: «Широкое применение разработок научной педагогики было одной из причин, сделавших народную земскую школу наиболее прогрессивным образовательным учреждением в России». [6] Одним из несомненных преимуществ земских школ было новое положение учителя. Учитель становился профессионалом, вся деятельность которого сводилась, прежде всего, к обучению и воспитанию, тогда как в церковно-приходской школе священник вынужден был совмещать преподавательскую деятельность с достаточно серьезными и обременительными приходскими обязанностями. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «…народ, устраивая школы для своих детей добровольно, по собственному своему желанию и на свои деньги, видит в этих школах свои школы и хочет видеть в них учителями таких лиц, которые бы вполне от него зависели, исполняли бы безоговорочно свою учительскую обязанность не по прихоти и не из милости, а по договору, и оставляли бы школу, если не хотят делать дела, за которое взялись». [7]
Однако создание земских учреждений на территории Олонецкой губернии было делом непростым. Следует отметить, что введение земства в губернии первоначально вызывало определенные сомнения у губернатора Ю.К. Арсеньева, прежде всего из-за состава населения: дворянство было немногочисленно, крестьянство он не считал способным к земской деятельности, равно как и представителей торгового сословия и духовенства. По его мнению, достойными деятелями могли быть лишь несколько дворян и немногие из купцов и заводчиков. [8] Из-за сложностей в создании земства в Олонецкой губернии земские учреждения появились на три года позднее, чем в других регионах России.
Губернаторство А.К. Арсеньева совпало ещё с одним важным моментом в развитии образования: появляются женские учебные заведения. Незадолго до его прибытия в Олонецкую губернию по инициативе епископа Аркадия в 1858 г. в Каргополе было открыто Каргопольское духовное девичье училище (позднее Олонецкое епархиальное женское училище), которое с 1873 г. перешло к подготовке домашних учительниц, а затем и учительниц для сельских школ.
Что касается губернского центра, то существовавшее с 1844 г. женское приходское училище было одним из немногих женских учебных заведений. В 1861 г. было открыто женское трёхклассное училище с шестилетним курсом обучения, в следующем году ему было присвоено наименование Мариинского, а уже после отъезда Ю.К. Арсеньева к новому месту службы оно было преобразовано в Мариинскую женскую гимназию. А.К. Егоров отмечает: «Известно, что правительство, разрешив создавать бессословные женские училища, не стало выделять на их содержание необходимые средства, переложив бремя содержания на местные общества и благотворителей». [9] Следует сказать, что губернатор много сделал для улучшения финансового положения училища и его обустройства, но, вместе с тем, на протяжении всей своей истории финансирование этого учебного заведения оставалось на порядок хуже Олонецкой губернской гимназии. [10] Примечательно, что на страницах «Олонецких губернских ведомостей» регулярно публиковались данные о благотворителях, оказывавших финансовую и другую поддержку учебным заведениям, именно благотворители способствовали улучшению положения с финансированием учебных заведений.
Важным шагом в развитии образования стало открытие в Вытегре мужской учительской семинарии. Семинария была открыта по ходатайству губернатора Григория Григорьевича Григорьева.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Учительские семинарии были учреждены по утвержденному Министерством народного просвещения положению от 23 марта 1872 г.; являлись средними профессиональными учебными заведениями по подготовке учителей для сельских начальных училищ Министерства народного просвещения, земства и духовного ведомства. Принимались юноши в возрасте 16–18 лет, преимущественно дети крестьян и мещан. Практически все получали государственные и земские стипендии. Вытегорская мужская учительская семинария Олонецкой губернии была открыта в 1875 г.; по разным сведениям, закрыта в 1894 г. или в 1903 г. (в связи с учреждением мужской учительской семинарии в Петрозаводске).
Ещё одним важным итогом реформы в образовании стали изменения в положении учительства. Е.А Калинина отметила: «Реформы народного образования второй половины XIX в. способствовали не только увеличению числа квалифицированных педагогов, но и изменению взгляда на труд учителя, на его личность и общественный статус представителя интеллигенции. Ряды учительства пополнялись образованными специалистами, сыгравшими значительную роль в истории народной школы». [11]
Развитие образования в Олонецкой губернии в эпоху великих реформ может стать отдельной темой исследования, учитывая специфику края. Обратим внимание на еще одно важное отличие земской школы в Олонецкой губернии. Дети учились в школе не три года, как в регионах с русским населением, а четыре, так как дети, поступающие в эти учебные заведения, должны были еще освоить русский язык.
Как и во многих регионах страны, процесс преобразований (в том числе в области образования) был более длительными, зачастую, более болезненным, чем в других губерниях. Тем ни менее к концу XIX в. в губернии уже были сделаны важные шаги в направлении введения всеобщего начального образования. Одним из важнейших итогов реформ стали значительные сдвиги в развитии культуры. Э.В Карнаухова, в частности, указывает: «Освободительные реформы прошлого столетия явились важнейшим условием взлёта российской культуры, ставшей значительной частью мировой культуры». [12] Большой удачей для Олонецкой губернии стало то, что в период начала реформ она возглавлялась энергичными и деятельными администраторами, какими предстают перед нами Юлий Константинович Арсеньев и Григорий Григорьевич Григорьев.
- [1] Андреев А.Л. Преемственность развития народного образования в дореволюционной и советской России // Педагогика. 2008. № 8. С.75.
- [2] Чуков Н.К. Краткий очерк народного образования в Олонецкой губернии в XIX столетии. Петрозаводск, 1902. С.5.
- [3] Баданов В.Г. Земство и школа.// Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С.22.
- [4] Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923. С.38.
- [5] Цирульников А. Земское образование: история и современные уроки // Новые ценности образования: образование и сообщество. М., 1996. С.15.
- [6] Плеханов Е.А. Российская приходская школа в 80-90 гг. XIX в. // Педагогика. 2005. № 2. С.72.
- [7] Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // К.Д. Ушинский. Полн. собр. соч. М.; Л., 1948. Т.3. С. 615.
- [8] Кучепатов Н.Г. Школа в дореволюционной Карелии. Петрозаводск, 1956. С.36–37.
- [9] Егоров А.К. Из истории женской гимназии в Петрозаводске // Система повышения квалификации в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования и её роль в развитии образования Республики Карелия. Петрозаводск, 2008. С.33.
- [10] Там же. С.32–38.
- [11] Калинина Е.А. Народные школы Олонецкого края в XIX – XX вв. СПб., 2009. С.174–175.
- [12] Карнаухова Э.В. К проблеме российского образования // Просвещение на Руси, в России: Исторический опыт. СПб., 2000. С 12.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.