Метки текста:

Заонежье Олонецкая губерния Рябининские чтения

Логвиненко Е.С. (г.Петрозаводск)
Праздничный наряд заонежской крестьянки из семьи Лысановых на фотоснимках конца XIX – начала ХХ в. Vkontakte@kizhi

1.	Фотография из книги В.Д. Лысанова «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье», 1916 г.2.	Фотография из альбома о Научно-художественной выставке 1906 г. Национальный музей Республики Карелия.3.	Фотографии З.И.Благовещенской (Линко) и ее подруги (из собрания Национального музея Республики Карелия). 1900 г.

Аннотация:  В статье представлен обзор фотоизображений праздничного наряда, принадлежавшего семье заонежских купцов Лысановых и принимавшего участие в выставках нач. ХХ в. Помимо известного снимка, опубликованного в книге В.Д. Лысанова, рассматриваются четыре изображения, ранее не попадавшие в поле зрения исследователей. Дается описание самого наряда, в том числе на базе опыта воспроизведения венца – одного из элементов наряда.

Ключевые слова: традиционный костюм Карелии; Заонежье; Петрозаводский уезд; Олонецкая губерния;

Summary: Overview of photos of the festive attire, which belonged to the family of Lysanovs merchants of Onega lake, and who took part in exhibitions аt the beginning of 20th century. There were considered four images that previously did not fall into the field of view of researchers besides the famous snapshot, published by Vasiliy Lysanov in his book. The author gives a description of the attire and the crown, one of its elements, a copy of which he made.

Keywords: traditional festive costume of Karelia; Onega lake; Petrozavodsk district of the Olonets province;

Изучение традиционного костюма Карелии не устает преподносить интересные открытия исследователям. В поле зрения данного сообщения находится образец праздничного девичьего наряда из Заонежья, опубликованного В.Д. Лысановым в 1916 г. в его книге «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье». Как показало исследование, упомянутый наряд обладает богатой и интересной историей и неожиданно широким фотографическим рядом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Личность петрозаводского купца Василия Дмитриевича Лысанова (1856 – не ранее 1926) подробно изучена Т.А. Мошиной в ее публикациях. Вкратце портрет семьи Лысановых, владевшей лавками, занимавшейся выделкой кож, выглядит следующим образом: Дмитрий Петрович Лысанов (1827–1897), житель д. Лонгасы Сенногубского погоста Петрозаводского уезда, общественный деятель, человек грамотный и предприимчивый. Его сын Василий Дмитриевич, умноживший капитал отца, стал петрозаводским купцом, заслужил большой авторитет в Петрозаводске и занимал должность городского головы в 1910–1913 гг. Знание и увлечение В.Д. Лысанова фольклором своей малой родины привело к публикации упомянутой книги, проиллюстрированной фотографиями местных нарядов. Объектом данной статьи является снимок, изображающий, согласно подписи, «Русский народный костюм богатой девушки в Заонежье Олонецкой губернии эпохи Великого Новгорода». [1] Этот наряд, состоящий из пышных рукавов, душегрейки, сарафана и высокого венца с сеткой-поднизью, принадлежал матери В.Д. Лысанова – Авдотье Ивановне. [2] Время его ношения можно приблизительно датировать серединой XIX в.

Сам В.Д.Лысанов об этом наряде пишет, что данный наряд «был выставлен в музее Императора Александра III, где обратил на себя особое внимание, и через олонецкого губернатора Н.В. Протасьева было заявлено желание приобрести его в собственность Музея». [3] Речь идет о Первой международной выставке исторических и современных костюмов, проводившейся в Санкт-Петербурге в 1902–1903 гг. в Таврическом дворце. В выставке принял участие Олонецкий губернский комитет, отправивший до 30 женских костюмов Каргопольского и Пудожского уездов, [4] за что получил Диплом первой степени (Национальный музей Республики Карелия, № 8623). В.Д. Лысанов отправил на выставку наряд, принадлежавший его семье, как частное лицо – об этом имеется упоминание в выставочном каталоге. [5]

Костюм был одет на манекен с «соблюдением всех местных заонежских приемов», за чем проследил односельчанин В.Д.Лысанова, проживавший в столице. Стоимость наряда была оценена владельцем в 500 рублей. [6] Красота русских старинных нарядов, представленных на выставке, покорила высшее общество столицы, и зимой 1903 г. в Петербурге были устроены «исторические» балы, на которых царская семья и аристократия блистала в одеждах времен царя Алексея Михайловича. Вероятно, и замечательный наряд из Заонежья внес свой скромный вклад в повышение интереса образованного общества к теме русской старины.

Упоминая о желании Музея Александра III (ныне Российский этнографический музей) приобрести наряд заонежанки для своей коллекции, В.Д.Лысанов ничего не пишет о его судьбе. Но факты и фото-свидетельства говорят о том, что столичному музею он отказал.

Наряд Авдотьи Лысановой остался в Петрозаводске – в 1906 г. он принял участие в местной Научно-художественной выставке, [7] устроенной в мае–июне 1906 г. в Братском доме. В этнографическом отделе выставки на манекене был выставлен «женский наряд с короной на голове и с жемчужными нитками на шее». [8] О том, что этот наряд принадлежит В.Д. Лысанову, мы можем судить по его изображениям – в Национальном музее Республики Карелия хранится фотографический альбом с видами выставки, и на его страницах мы дважды встречаем упомянутый манекен. Это второе и третье известное нам изображение наряда из семьи Лысановых.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Что интересно, ни в описании выставки в «Олонецких губернских ведомостях», ни в отдельно вышедшей брошюре о ней не упоминается имя владельца – В.Д. Лысанова. Остается загадкой, почему о нем умолчали, ведь в ходе освещения выставки назывались многие владельцы экспонатов. Передал ли он наряд матери в Олонецкий музей, формировавший отдел этнографический выставки? Ответа нет, а музейные документы ничего об этом факте не говорят. Дальнейшая судьба наряда из семьи Лысановых неизвестна, но перечисленные три изображения не являются единственными.

Четвертое изображение также имеется в коллекции Национального музея Республики Карелия (Национальный музей Республики Карелия, № 26643). Согласно легенде фотоснимка, на нем изображена подруга дочери статского советника И.И.Благовещенского, который занимался подготовкой предметов для Нижегородской выставки 1896 г. За представленные на этой выставке коллекции Олонецкий статкомитет был удостоен Диплома. Но среди выставлявшихся вещей предметов одежды не было, и подобное объяснение происхождения фотоснимка вообще можно поставить под вопрос благодаря двум обстоятельствам. Первое то, что фотография сделана в ателье фотографа К. Иогансона, открывшегося в Петрозаводске лишь в 1898 г., а вторым служит существование пятого изображения, хранящегося в архиве потомков И.И. Благовещенского.

На пятом снимке мы видим дочь И.И. Благовещенского – Зинаиду (в замужестве Линко) (19.09.1880 –13.11.1964). [9] Внучки З.И. Линко датировали фотоснимок 1900 г. Сравнение двух изображений позволяет предположить, что обе девушки, Зинаида и ее подруга, снялись в лысановском наряде по очереди. Об этом говорит одна и та же душегрея (на снимках 1906 и 1916 г. она отличается), одинаковые перстни и браслеты, брошь на груди, общий фон за спинами подруг. Следовательно, фотоснимок из коллекции Национального музея Республики Карелия можно датировать не 1896, а 1900 г.

Имея достаточное количество изображений наряда семьи Лысановых, следует более подробно остановиться на нем самом. В своей книге В.Д. Лысанов описывает праздничный наряд жительниц Олонецкой губернии, в частности, Заонежья, следующим образом: «…широкий, со складками и низкой грудью и спинкой сарафан на лямках; короткая без рукавов тоже на лямках душегрейка; широкие, короткие рукава, подхваченные выше локтя буфом; на голове челочка или жемчужная корона с жемчужной же поднизью». [10] И сарафан, и душегрея, как «самолучший» наряд, шились из парчи, штофа и атласа.

На фото можно видеть пышные «польские» кисейные рукава, отделанные по краю кружевом и подвязанные выше локтя бантами из шелковых лент. Душегрея сшита из парчи светлого цвета, вероятно, золотисто-желтого, наиболее часто встречающегося в музейных коллекциях среди этого типа одежды. Она имеет характерные для заонежских душегреек черты: высокую грудку, отделку позументом, крупные складки на спинке и передние полы проложены изнутри ватой или пачесями льна. Позумент окаймляет сходящиеся полы передних полочек, их верх и по округлым проймам уходит на спинку, заложенную крупными трубчатыми складками, количество которых в заонежском варианте, как правило, насчитывает 24 или 42 складки. Судя по снимку, на котором хорошо видны боковые складки, их 24. Узкие лямки душегрейки отделаны контрастной тесьмой, вероятно, шелковой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сарафан сшит из ткани, на светлом фоне которой выткан цветной растительный орнамент (цветущие ветви, извивающиеся ленты) – вероятно, это узорчатый шелковый штоф, использовавшийся для самых дорогих нарядов богатых крестьянок. Подобные сарафаны шились на подкладе из хлопчатобумажной ткани. В описании наряда, данном в обзоре выставки в «Олонецкий губернских ведомостях», мы читаем, что манекен был в «узорчатой саетовой юбке с оксамитовой отделкой и парчовой безрукавке». [11] Очевидец, описывая наряд и стараясь подчеркнуть его старинность и дороговизну, едва ли верно применил названия тканей – саета (разновидность тонкого английского сукна) и оксамита (ворсистой узорчатой ткани), при этом употребил слова «юбка» и «безрукавка», показав приблизительное знакомство с народным костюмом.

Дополняет наряд шейное украшение – ожерелье из 30 жемчужных нитей. Подобные многорядные ожерелья были широко распространены на Русском Севере: концы нитей с нанизанным жемчугом вшивались в ленты или тканевые подушечки, к которым крепились тесемки. Ленты, тесемки завязывались сзади шеи, под косой, а нити охватывали шею и ниспадали ниже, прикрывая вырез сорочки.

На выставке 1906 г. манекен был также украшен серьгами, в научной литературе получившими название серьги-«бабочки». Это традиционное для Заонежья жемчужное или бисерное украшение входило в праздничный комплекс девичьего и женского наряда. Завершал наряд Авдотьи Лысановой головной убор, состоящий из сетки-поднизи и короны. Сетка, сделанная на основе белого конского волоса и унизанная жемчугом, по своим технологическим характеристикам [12] относится к типу подобных украшений, распространенных в Петрозаводском уезде в Заонежье. Судя по фото, корона с оборотной стороны украшена искусственными цветами – такой способ украшения венцов и перевязок в Петрозаводском уезде известен исследователям.

Хорошее качество некоторых снимков позволяет подробно рассмотреть поистине уникальное головное украшение, входящее в состав праздничного наряда Авдотьи Лысановой – жемчужную корону. Венец выполнен в технике прорезного сажения по бели, традиционной для изготовления дорогих головных уборов на Русском Севере. На территории Олонецкой губернии ранее нами были выделены две группы ажурных венцов, представленных в местных музеях и имеющих свои характерные устойчивые черты: олонецкая (карелы-ливвики) и пудожская (русские Пудожья). [13] Третья группа венцов зафиксирована на территории Петрозаводского уезда, в месте проживания русских и карелов-людиков, но в основном на фотоснимках – за редким исключением. [14] Этот тип петрозаводских венцов интересен тем, что имеет бóльшую вариативность орнамента, составляющего основной узор венца, нежели узор олонецких и пудожских корон, повторяющийся из изделия в изделие. Можно проследить его близость к новгородским образцам подобных венцов. И орнамент лысановской короны тому подтверждение – расположение цветочных ветвей и розеток со стразами аналогичны новгородским венцам. Орнамент сложен, четко прорисован и имеет высокую степень ажурности, в цветовом решении венца преобладает прозрачное стекло с редкими вкраплениями цветных стекол в центральной части розеток.

Описываемая корона отличается своей формой от всех, ранее встречавшихся в музейных собраниях и в фотографических источниках. Обычно северные венцы имеют небольшой изгиб нижнего края или не имеют его вообще, что в завязанном состоянии придает им цилиндрическую форму. У лысановского венца этот изгиб довольно сильный и вследствие этого, будучи надетым на голову, он остается в вертикальной плоскости, показывая зрителю всю свою лицевую сторону. От других венцов, бытовавших на территории Олонецкой губернии, его отличает также бóльшая высота, продуманность художественного решения орнамента, его гармоничность и сложность.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В ходе изучения наряда автором была создана реплика короны. Существенную помощь в этой работе оказала находка изображения очень похожего венца, подлинник которого находится в музее Хиллвуд (Вашингтон, США), [15] а изображение выставлено на сайте. Коллекция музея была собрана Маржори Мерриуэзер Пост, супругой американского дипломата, жившей в Москве в 1937–1938 гг. Форма и орнамент севернорусского венца из ее коллекции почти аналогичны лысановской короне. Музейное описание размеров и материала (жемчуг, прозрачные стразы, красные и зеленые камни) с дополнительными правками по упомянутым фотоснимкам позволили создать реплику, дающую наглядное представление о наряде семьи Лысановых.

В заключение можно отметить, что праздничный крестьянский костюм Заонежья представлен в музеях Карелии достаточно полно, но тема головных уборов, в частности венцов, фактически не имеет предметного подтверждения. Для Заонежья он стал редкостью уже к началу ХХ в., его брали взаймы для венчания. [16] Обнаруженные дополнительные изображения наряда семьи Лысановых позволяют значительно расширить представления о том характерном для Заонежья наряде, который носился в зажиточных крестьянских семьях женщинами в праздники.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф