Мельников И.В. (г.Петрозаводск)
Древние Кижи: история и культура
@kizhi
Аннотация: в статье дается обзор результатов исследований первобытных древностей окрестностей острова Кижи. Акцент делается на освоении района древним населением, влиянии палеоэкологических условий на формировании системы расселения. Рассматриваются наиболее интересные памятники археологии периода мезолита, неолита и энеолита.
Ключевые слова: археология; мезолит; неолит; энеолит;
Summary: the article gives an overview of the results of research of primitive antiquities of Kizhi island surroundings. The emphasis is on the development of the area by the ancient population, the impact of paleoecological conditions on the formation of the settlement system. The most interesting archaeological monuments of the Mesolithic, Neolithic and Eneolithic periods are considered.
Keywords: archaeology; Mesolithic; Neolithic; Eneolithic;
История Кижского историко-культурного района уходит в первобытную древность, когда здесь появилось первое население. Наши исследования, показывают, что территория была освоена в археологическую эпоху мезолита, древнее население продолжало проживать здесь на протяжении последующих эпох неолита и энеолита. В это время здесь формируется один из центров древней культуры Обонежья, где постоянно проживает промысловое население. В бронзовом и железном веках постоянных поселений здесь не было и древнее население если и появлялось здесь, то лишь эпизодически. Вновь постоянные поселения возникают лишь только в Средневековье. [1] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первоначальное освоение территории Кижского историко-культурного района неразрывно связано с формированием древнего Онежского водоема – главного источника жизнеобеспечения первобытного населения. Онежское озеро имеет ледниковое происхождение и возникло на стыке двух мощных природных образований – балтийского кристаллического щита и среднерусской платформы. Его котловина начала заполняться водой по мере таяния материковых льдов по окончании валдайского ледникового периода. Наиболее интенсивно эти процессы проистекали в пребореальный период (10200–9300 л.н.), когда начли складываться предпосылки освоения древним человеком территории южного Заонежья. [2] Однако, судя по археологическим данным, древнейшее население проникает сюда значительно позднее, по-видимому, на рубеже бореального и атлантического периодов – около 7800 л.н., что в археологической периодизации соответствует эпохе мезолита.
Природная обстановка того времени отличалась более теплым и влажным климатом, на территории Заонежского полуострова произрастали южнотаежные еловые и сосновые леса с примесью дуба, яза, лещины. Уровень воды в Онежском водоеме был выше современного, в отдельные периоды – до 12 м [3] . В южной части Заонежского полуострова в районе залива Вожмариха образовался глубокий залив, с запада, севера и востока закрытый от волн Онежского озера, соединенный в южной части с открытым озером узкой горловиной. Его западный берег представлял собой широкую и ровную песчаную террасу, которая в течение длительного времени была удобна для проживания древнего населения. Проведенные исследования показали наличие там памятников археологии периодов мезолита, неолита и энеолита – с 6 по 2 тыс до н.э. Всего в ходе исследований в районе древнего берега залива Вожмариха нами было обнаружено 30 древних поселений. Еще 36 стоянок зафиксированы на островах Кижских шхер и в других местах материкового побережья.
Начальный этап освоения Кижского историко-культурного района фиксируют обнаруженные в окрестностях мезолитические памятники. Судя по их количеству, в мезолите этот район был хорошо освоен древним населением. Всего в окрестностях известно 28 пунктов, где зафиксированы бескерамические комплексы (в 16 случаях, исследованных раскопками).
Основу материальной культуры древнего населения составляло занятие промыслом с использованием инвентаря, изготовленного из камня, кости и других природных материалов. Сырьевую базу каменой индустрии составляли встречающиеся в изобилии сланец, кварц, лидит, а также редкая для Карелии порода – низкокачественный кремень, встречающийся в окрестностях на острове Кижи.
Одно из наиболее древних поселений в окрестностях острова Кижи располагалось в северной части залива Вожмариха (стоянка Вожмариха 3). В ходе ее раскопок была получена коллекция артефактов, характеризующая хозяйственные занятия древнего населения, а также исследованы остатки углубленного в землю жилища размером 6,8х3,8 м, ориентированного вдоль берега озера, имевшего опорно-столбовую конструкцию (два опорных столба были прослежены в ходе раскопок). Вход в жилище был направлен в сторону берега озера. В углу располагался очаг, около которого было зафиксировано рабочее место мастера по изготовлению каменных орудий и обнаружены две шлифовальные плиты из сланца и кварцита.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К эпохе мезолита относится Оленеостровский могильник – самый известный находящийся в Кижских шхерах памятник первобытной археологии. Его исследования показали бытование в среде мезолитического населения Обонежья развитых традиций в области погребальной обрядности, декоративно прикладного искусства. Найденные в погребениях предметы характеризуют разные виды хозяйственной деятельности древнего населения – прежде всего охоту при помощи лука и стрел, в меньшей степени – рыболовный промысел, а также обработку кожи, кости и дерева. [4]
Следует заметить, что в период бытования могильника ландшафтная ситуация в Кижских шхерах существенно отличалась от современной. Уровень водоема был выше современного на несколько метров. Северная часть большого Клименецкого острова представляла собой шхерный район с обилием небольших островов. Размер Южного Оленьего острова, где находится могильник, был меньше примерно в три раза, по сути, это был один из самых маленьких и при этом самый удаленный остров архипелага. Его выбор как места для совершения погребальных обрядов отражает особенности религиозных представлений древнего населения, связанных с погребальным культом, стремлением совершить погребения на наиболее удаленном и труднодоступном, отделенном водой месте.
В последующую археологическую эпоху неолита древнее население проживало в южной части залива Вожмариха, где в ходе исследований были выявлены поселения с ранненеолитической керамикой сперрингс, керамикой развитого неолита с ямочно-гребенчатым орнаментом и позднего неолита с гребенчато-ямочным орнаментом. Там же найдена посуда с ромбоямочным орнаментом, которая использовалась в среде населения, впервые начавшем производить медные изделия, характерные для последующей эпохи энеолита.
Среди исследованных памятников отметим стоянку Вожмариху 26, в ходе раскопок которой было найдено 16 сосудов, относящихся к керамике сперрингс, исследована производственная площадка по изготовлению каменных орудий, а также получена коллекция заготовок орудий из сланца. С культурой ямочно-гребенчатой керамики связан интересный памятник на Большом Клименецком острове – поселение Воробьи 4. Раскопки (12 кв. м) дали весьма представительную коллекцию ямочно-гребенчатой керамики, насчитывающую более 75 сосудов. Интересные материалы позднего неолита представлены на памятниках Вожмариха 4 и Вожмариха 21. Комплекс развитого этапа энеолита с асбестовой керамикой представлен на поселении Вожмариха 19. [5]
Одно из последних открытий в Кижских шхерах связано с выявлением в 2017 г. древнего поселения на небольшом (160х80 м) острове Грыз в 4,5 км к югу от острова Кижи. Памятник находится в южной части острова напротив пролива, отделяющего Грыз от соседнего Большого Клименецкого острова, имеет площадь до 500 кв. м и залегает на высоте около 6 м над уровнем Онежского озера. В ходе раскопок получен смешанный комплекс инвентаря, с преобладанием позднеэнеолитической асбестовой керамики. Учитывая малые размеры острова и характер исследованного культурного слоя, можно предположить, что данное место использовалось для кратковременных остановок охотников-промысловиков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Чрезвычайно интересный памятник археологии – могильник – был обнаружен на острове Букольников в Кижских шхерах. Участок, где совершались погребения, находится в северной части современного острова Букольников, который в период бытования представлял собой маленький островок, отделенный от бóльшей части современного Букольникова небольшим проливом. Могильник был устроен в южной части острова, сложенного песчаными отложениями. В ходе раскопок было выявлено два погребения, одно из которых было частично разрушено песчаным карьером устроенным в этом месте, судя по находкам фрагментов керамической посуды, в XVIII в. В погребениях были найдены сохранившиеся костные останки погребенных, а также сопровождающий инвентарь, включающий отдельные янтарные украшения, сланцевые подвески и предметы, связанные с охотой (наконечник стрелы, обломок наконечника копья). Умершие были погребены по обряду ингумации на небольшой глубине, практически на поверхности – 0,2 м. При устройстве погребального сооружения использовалась береста, фрагменты которой были зафиксированы при расчистке. Погребенные были посыпаны охрой. Из одного погребения была получена радиоуглеродная дата – 4740+60 л.н. (Le-9391), которая отражает время бытования могильника.
В южном Заонежье проходил кратчайший путь, соединявший западный и восточный берега Онежского озера. Онежский водоем – один из крупнейших на севере Европы являлся важной водной артерией на пути колонизации древним населением пространств Севера. Важную роль в этом процессе играли водные артерии того времени – впадающие в Онежское озеро реки Шуя и Суна на западном берегу и Водла, Пяльма, Повенчанка – на восточном. Археологические исследования показали присутствие на берегах этих водоемов памятников археологии первобытной эпохи, свидетельствующих о систематическом присутствии здесь древнего населения в разные археологические эпохи. При продвижении между западным и восточным берегами Онежского озера необходимо было обогнуть южную оконечность Заонежского полуострова и пройти через несколько имеющихся здесь узких проливов. В наиболее удобных местах древние делали остановки для отдыха, починки лодок и ожидания благоприятной для плавания погоды. Одно из таких мест остановок выявлено на северной оконечности Большого Леликовского острова – на берегу узкого пролива между ним и Заонежским полуостровом (поселение Леликово 1). В период бытования поселения этот участок берега представлял собой маленький остров, один из череды островов, в дальнейшем, по мере отступления воды, ставших частью Большого Леликовского острова. За ним открывается залив Большое Онего, где навигация была возможна только в хорошую погоду. Проведенные раскопки показали наличие здесь чрезвычайно насыщенного находками культурного слоя, содержащего находки разных археологических культур неолита и энеолита, который образовался в связи с регулярными остановками на этом месте водных путешественников.
Их путь проходил также мимо острова Радколье, где в ходе исследований были выявлены следы пребывания первобытного населения в эпохи неолита, энеолита и железного века. Возможно, следы пребывания здесь древнего населения связаны не только с необходимостью остановок во время водных путешествий, но и с зафиксированной на Радколье в историческое время традиции религиозно-обрядового характера. Описание данной традиции, связанной с празднованием «радкольского воскресенья» и почитанием имевшихся там каменных объектов, содержится в литературе, [6] в том числе в работах автора. [7]
На острове Радколье был обнаружена единственная в настоящее время находка фрагмента венчика сосуда раннего железного века. Столь редкое присутствие древностей железного века свидетельствует, что данный район в это время не привлекал внимания древнего населения, посещался эпизодически, видимо, как пункт остановки в ходе водных путешествий.
Последующее появление здесь населения фиксируется в Средневековье и связано с появлением памятников археологии, содержащих специфическую лепную и красноглиняную гончарную керамику, датируемую периодом до XI в. Наиболее интересные памятники, фиксирующие данный этап истории Кижей, представлены селищами Васильево 2 и Наволок, находящимися на острове Кижи. [8] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Полученные в ходе исследований археологические материалы опубликованы в серии статей и двух монографиях: Мельников И.В., Герман К.Э. Древние поселения южного Заонежья (мезолит – энеолит). Петрозаводск, 2013; Спиридонов А.М., Герман К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье в X – XVI веках (археология центра Кижского погоста). Петрозаводск, 2012.
- [2] Демидов И.Н., Лаврова Н.Б., Колканен А.М., Мельников И.В., Герман К.Э. Палеоэкологические условия голоцена и освоение древним человеком побережья залива Вожмариха на юге Заонежского полуострова // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С.221–240.
- [3] Там же. С. 233.
- [4] Гурина Н.Н. Оленеостровский могильник. М.; Л., 1956 (Материалы и исследования по археологии СССР; Вып. 47).
- [5] Мельников И.В., Герман К.Э. Древние поселения южного Заонежья … С.75–79, 98–101, 108–111, 121–124.
- [6] Логинов К.К. Заонежский праздник Радкольское воскресенье // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий: исследования, источники, историография. Петрозаводск, 2010. C. 37-46.
- [7] Агапитов В.А., Мельников И.В. О древнем культовом комплексе в Заонежье // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С.151–159; Мельников И.В. 1)Святилища древней Карелии (палеоэтнографические очерки о культовых памятниках). Петрозаводск, 1998; 2)О фольклорно-этнографической традиции и археологических исследованиях на острове Радколье // Рябининские чтения – 2015: Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2015. С.88–91.
- [8] Спиридонов А.М., Герман К.Э., Мельников И.В. Южное Заонежье в X – XVI веках … С.12, 22.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.