Мошина Т.А. (г.Петрозаводск)
Священник Фоймогубского прихода Матвей Ладвинский и учительские династии Заонежья
@kizhi
Аннотация: Фамилия Ладвинских образована от названия села Ладва Петрозаводского уезда, где в 1820–1850-х гг. служил священник Илья Егоров. Его сыновья Матвей и Иоанн также стали священниками, а Григорий, Федор и Василий – чиновниками. Статья посвящена Матвею Ладвинскому, служившему 40 лет священником церкви Успения Пресвятой Богородицы в с.Фоймогуба Петрозаводского уезда, его детям Федору, Марии и Анне, которые имеют непосредственное отношение к учительским династиям Соколиных, Мудролюбовых, Николаевских и Пономарёвых.
Ключевые слова: Олонец; церковь; Ладвинский; Соколин; Мудролюбов; духовенство; учителя; чиновники;
Summary: The family name of Ladvinsky comes from the name of the village of Ladva in Petrozavodsk district (uyezd), where in the period from 1820s to 1850s, the priest Ilya Egorov served in the Church of the Assumption of the Blessed Virgin1. His two sons, Matvey and Ioann, became priests, and other three, Gregory, Fyodor and Vasily, became public officials. The article talks about MatveyLadvinsky, who for 40 years served as a priest in the Assumption Church in the village of Foymoguba in Petrozavodsk district (uyezd), as well as his children Fyodor, Maria and Anna, who are directly related to the teacher dynasties of the Sokolin, Mudrolubov, Nikolaevskiy and Ponomaryov. The article is based on archival documents and periodicals of the end of XIXth – beginning of XXth centuries. Most of the archival materials are introduced for scientific use for the first time.
Keywords: Olonetsregion; church; Ladvinsky; Sokolin; Mudrolubov; Nikolaevskiy; Ponomaryov ; families; clergy; teachers; officials;
Матвей Ильич Ладвинский (1826, c.Ладва – 6.04.1894, c.Фоймогуба) происходил из духовного звания. Его отец, Илья Егоров Ладвинский, в 1820–1850-х гг. был священником церкви Успения Пресвятой Богородицы Ладвинского прихода Петрозаводского уезда. [1] В мае 1853 г. он составил обзор своего прихода, которое должно было войти в задуманное архиепископом Аркадием описание Олонецкой епархии. [2] Илья Ладвинский в своем описании отметил редкое по тем временам событие: крестьянин Максим Копосов в 1852 г. «ходил … в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и Святым местам». [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В семье Ильи Егоровича и Христины Евграфовны Ладвинских было семь детей: пять сыновей – Иван (род.1821), Федор (род.1822), Матвей, Григорий (род.1829) и Василий (род.1833), две дочери – Мария (род.1835) и Александра (род.1842) (НА РК, ф.25, оп.21, д.43/100, л.531 об.). Матвей и Иоанн стали священниками (НА РК, ф.25, оп.15, д.38/886, л.93 об. –94), а Григорий, Федор и Василий выбрали для себя статскую службу и жили в Петрозаводске. Василий служил в городском магистрате (НА РК, ф.25, оп.68, д.1765, л.727). Григорий окончил семинарию, участвовал в Русско-турецкой войне, был награжден ополченским крестом. Преуспел он и на статской службе: к 1899 г. был главным бухгалтером Олонецкого губернского казначейства, кавалером ордена Св.Владимира 4 ст. [4] Мария была выдана замуж за Федора Исидоровича Суперанского, священника церкви Успения Пресвятой Богородицы Ладвинского прихода (НА РК, ф.25, оп.12, д.21/4, л.23 об., 24 об.).
Матвей Ладвинский после окончания Олонецкой духовной семинарии (1849 г.) был рукоположен священником в Фоймогубский приход, где и прослужил более 40 лет. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена и освящена в 1631 г. При церкви было четыре часовни: в д.Харлово (во имя Нерукотворного образа), в д.Палтега (во имя Преподобного Варлаама Хутынского), в д.Шильтя (во имя Святого Филиппа Митрополита Московского), в д.Великая Нива (во имя Преображения Господня). Новая церковь была построена и освящена почти через 230 лет – 6 декабря 1876 г. К этому времени в Фоймогубском погосте было 28 домов и около 200 жителей. По некоторым сведениям, новая церковь сгорела, а старый храм простоял более 300 лет. В советское время в нем находился клуб. [5]
До Матвея Ладвинского в этой церкви недолго служил Стефан Александрович Ржановский (1816–1891), родоначальник известной династии священнослужителей и учителей. В 1839 г. он был переведен в Кижский приход. [6] А с 1840 по 1849 г. – Космозерский Иван Дмитриевич (1819–1849), окончивший курс Олонецкой духовной семинарии.
Матвей Ладвинский несколько лет был благочинным, состоял законоучителем в Тявзийской и Фоймогубской церковно-приходских школах. В 1857 г. он был удостоен благословения Святейшего Синода за «ревностное содействие миссионеру священнику Михаилу Дубровскому во исполнение возложенных на него обязанностей» (обращение раскольников в православие). В 1858 г. был награжден бронзовым наперсным Крестом на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. Матвей Ильич Ладвинский скончался 6 апреля 1894 г. в возрасте 71 года в Фоймогубе. Похоронен он был при церкви (НА РК, ф.25, оп.22, д.440, л.190 об.). Супруга священника Мария Петровна скончалась в 36 лет, и Матвей Ильич к 40 годам остался один с малолетними детьми: Федором, Александрой, Анной и Марией (НА РК, ф.126, оп.1, д.3/40, л.49–50 об.; ф.25, оп.21, д.55/122, л.1066).
Все его дети получили образование. Федор Матвеевич (1856–1881) окончил семинарию и служил с 1877 по 1881 г. в Толвуйской школе. Он автор интересных этнографических заметок «Особенности быта жителей Паданского погоста и о Ребольском приходе Повенецкого уезда Олонецкой губернии». [7] Его женой с 21 января 1880 г. была Знаменская Аполлинария Александровна, дочь дьякона Шуньгской Благовещенской церкви Александра Михайловича Знаменского (НАРК, ф.25, оп.22, д.49, л.483–494). После ранней кончины мужа, во многом благодаря назначенному пособию, [8] она окончила Надеждинские акушерские курсы в Петербурге (1890) и более четверти века проработала в земской больнице в Шуньге. О 25-летнем юбилее ее службы было рассказано в журнале «Вестник Олонецкого губернского земства». [9] Её родная сестра Екатерина Александровна Знаменская (род.1870) была учительницей. За труды по народному образованию была награждена серебряной медалью на Анненской ленте (1904), серебряным нагрудным знаком в память 50-летия со дня утверждения (1 января 1894г.) Положения о губернских и уездных земских учреждениях (НА РК, ф.428, оп.1, д.1/3, л.104; ф.22, оп.1, д.135/1880, л.7; ф.25, оп.25, д.95, л.213 об.). [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Три сестры Федора Матвеевича Ладвинского получили образование в Олонецком епархиальном училище. Мария Матвеевна (род. 1860) была женой Соколина Александра Михеевича, который служил псаломщиком в Пудожгорском приходе Повенецкого у., а позже священником в Фоймогубском приходе. Он был причтовым духовником, законоучителем Фоймогубской и Тявзийской церковно-приходских школ. Неоднократно поощрялся епархиальным начальством за «особое усердие и любовь в учебно-воспитательном деле»». [11] Благодаря его хлопотам удалось получить в Петербурге средства на постройку церкви Преображения Христова в Великой Ниве. Дочь Соколиных, Параскева, окончила Олонецкое епархиальное училище и преподавала в Фоймогубской церковно-приходской школе. [12] Племянник А.М.Соколина – Александр Тимофеевич Соколин – стал известным в Заонежье педагогом, а также и знатоком фольклора. Он более 40 лет работал в Шуньгской школе (НА РК, ф.25, оп.25, д.203, л.75 об.). [13] Учительницей Шабалинской школы стала и племянница, Александра Тимофеевна Соколина, педагогический стаж работы которой был 48 лет (НА РК, ф.Р-630, оп.3, д.40/508, л.37). [14]
Анна Матвеевна Ладвинская (род.1858) была выдана замуж за Василия Иоанновича Мудролюбова (1855 – 3.10.1907), сына пономаря Ладвинского прихода. После окончания Олонецой духовной семинарии Василий Мудролюбов служил учителем Пудожского, затем Семчезерского земского училища, впоследствии был священником в Повенецкого у. Их дочери Елизавета, Клавдия и Евгения стали педагогами. [15]
Александра Матвеевна Ладвинская (род.1857) вышла замуж за учителя Шуньгского училища Александра Антоновича Николаевского (21.11.1851–19.04.1899, Шуньга), основателя известной в Заонежье учительской династии (НА РК, ф.25, оп.22, д.100, л.151об.; ф.427, оп.3, д.2/17, л.44–46 об.). А.А.Николаевский получил образование в Олонецкой духовной семинарии и всю свою жизнь посвятил обучению детей. Шуньгское училище давало детям и навыки ремесла: мальчиков учили сапожному делу, а девочек – швейному, вязальному и вышивальному мастерству. При училище был показательный сад-огород, проводились метеорологические наблюдения. [16] В дружной семье Николаевских было семь детей: два сына (Владимир и Сергей) и пять дочерей (Анна, Ксения, Аполлинария, Нина, Варвара). Варвара (род. 1894) (НА РК, ф.Р-630, оп.2, д.2/22, л.39 об.; ф.Р-630, оп.2, д.57/610, л.39 об.), Анна (НА РК, ф.428, оп.1, д.1/3, л.35–36), Ксения (род.17.01.1883) (НА РК, ф. Р-630, оп.2, д.2/22, л.41 об.; ф.Р-630, оп.2, д.57/610, л.41 об.) и Аполлинария связали свою жизнь с воспитанием детей.
Аполлинария Александровна (род.1.01.1886), выпускница гимназии, преподавала в Шуньгской школе (НА РК, ф.428, оп.1, д.1/3, л.51–52). Она была представителем Петербургского общества помощи ручному труду в Заонежье – возглавляла Шуньгский пункт, открытый 1 сентября 1907 г. На этот пункт работало около 500 женщин, а вышитые ими изделия поставлялись в столицу, а оттуда в США, Францию и Англию. Аполлинария Александровна вышла замуж за заведующего Шуньгским училищем Пономарева Михаила Николаевича (4.11.1873–22.04.1938). У них была многодетная семья (НА РК, ф.25, оп.22, д.283, л.297 об.; ф.25, оп.27, д.719, л.204 об.; ф.25, оп.25, д.129, л. 22 об.). М.Н.Пономарев был разносторонним человеком. Он преподавал русский язык, арифметику, историю, географию, черчение, интересовался сельским хозяйством, метеорологией. При училище был пункт огородничества, травосеяния и метеостанция. М.Н. Пономарев проводил на участке опыты по внесению фосфатов в почву, по посеву шведского клевера. Его работа давала результаты: он стал корреспондентом Главной физической обсерватории, опытное хозяйство при школе высоко оценивали агрономы земства.
По-разному сложились судьбы потомков священника Матвея Ладвинского после 1917 г.. В 1930-е гг. Александр Михеевич и Мария Матвеевна Соколины, проживавшие в д.Патрово, были лишены избирательных прав (НА РК, ф.25, оп.22, д.369, л.68 об.; ф.Р-766, оп.1, д.3/27, л.76, 113; ф.352, оп.6, д.4/46, л.232 об.). Их дальнейшая судьба неизвестна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
М.Н.Пономарев, зять Александры Матвеевны Николаевской (рожд. Ладвинской), несмотря на то, что был участником установления Советской власти в Шуньгской волости, и, как «мастер педагогического процесса», входил в аттестационную комиссию Наркомата просвещения, был репрессирован и в апреле 1938 г. расстрелян на ст.Медгора (Сандармох). Внучка Екатерина Пономарева стала учительницей. О судьбах Елизаветы (род. 31.08.1906), Алевтины (род. 12.06.1915) и других детей Пономаревых выяснить не удалось (НА РК, ф.27, оп.2, д.49/817, л.32; ф.Р-630, оп.2, д.40/457, л.268). [17]
Известным педагогом стала Николаевская Нина Александровна (15.01.1890), окончившая Мариинскую женскую гимназию (1909). Она всю жизнь преподавала в школах. В 1922 г. руководила дошкольным детским домом в с.Шуньга. С 1928 г. преподавала в Шуньгской школе. С 19 декабря 1945 г. была директором Толвуйской неполной средней школы, затем учительницей Шуньгской неполной средней школы. Она активно участвовала в общественной работе: в первые годы советской власти занималась ликвидацией неграмотности среди населения, несколько лет руководила делегатским женским собранием. В 1930 г. принимала участие в организации колхоза в деревнях Воробьево и Лазарево. Её избирали членом Деригузовского сельсовета, председателем профсоюза работников начальной и средней школы. В одной из характеристик о ней написано так: «…вершин своего мастерства добилась неустанной работой по повышению своей квалификации», пользуется «громадной любовью и авторитетом среди детей, учительства и населения» (НА РК, ф. Р-630, оп.2, д.33/386, л.6–7; д.40/457, л.266.; д.2/22, л.40 об., д.57/610, л.40 об.; ф.Р-630, оп.3, д.40/508, л.35). Н.А. Николаевская была награждена орденом Ленина. На пенсию она вышла в возрасте 69 лет в 1959 г.
У Нины Александровны Николаевской, Михаила Николаевича Пономарева, Александра Тимофеевича Соколина учился в Шуньгской школе мой отец Александр Иванович Мошин (17.01.1927– 1.07.2013). Он всю жизнь вспоминал своих первых учителей, хранил редкие фотографии, написал большую статью о родной школе, [18] ездил на юбилей школы и библиотеки. А краткие биографии А.А.Ладвинской, Н.А.Николаевской, А.А.Николаевского, М.Н.Пономарева, А.А.Пономаревой, А.М.Соколина, А.Т.Соколина были включены в книгу «Заонежье в биографиях: краткий справочник» (2010), над которой мы работали вместе. [19]
- [1] Национальный архив Республики Карелии, ф.4, оп.18, д.60/561, л.150–151; ф.25, оп.22, д.49, л.483–494; ф.25, оп.21, д.43/100, л.531; ф.25, оп.15, д.128/244, л.184 Далее в тексте – НА РК; Определение и увольнение должностных лиц // Олонецкие губ. вед. 1852. № 40.
- [2] Государственный исторический музей, Отдел письменных источников, ф.450 (Е.В.Барсов), оп.1, д. 696.
- [3] Пашков А.М. Малоизвестный источник по истории православных церковных приходов и монастырей Олонецкой епархии середины XIX в. // Православие в Карелии: (Материалы 2-й междунар. науч. конф., посвященной 775-летию крещения карелов). Петрозаводск, 2003. С. 179–184.
- [4] Г.И.Ладвинский. Некролог // Олонецкие губ. вед. 1902.№ 26.
- [5] Список населенных мест по сведениям 1873 года. СПб., 1879. С.21; Волости и важнейшие селения Европейской России. Вып.VII. Губернии Приозерной группы. СПб., 1885. С.30; Носкова А.Г. Шатровые храмы Заонежья XVII–XVIII вв. Особенности архитектурных решений // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. М.; СПб., 2013. Вып.3. С. 130–155; НА РК, ф.126, оп.1,. д.3/40, л.49.
- [6] Плотников К.Н. Пятидесятилетний юбилей служения в священном сане отца Стефана Ржановского // Олонецкие губ. вед. 1888. 4 мая, № 33; Ржановский Б.И. Род Ржановских: священники, педагоги, ученые, служащие // Православие в Карелии: Материалы III регион. науч. конф. Петрозаводск, 2008. С.400–402.
- [7] Соколов Н. Толвуйское земское училище // Олонецкие губ. вед. 1906. №7, 8; Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива имп. Русского географического общества. Пг., 1915. Вып.2. С.900–903 (р.25, оп.1. № 5); Журналы Петрозаводского уездного земского собрания. Очередной сессии. 1881. Петрозаводск, 1882. С.28.
- [8] Журналы Петрозаводского уездного земского собрания. Очередной сессии 1881 г. Петрозаводск, 1882. С.28.
- [9] Шуньга // Вестник Олонецкого губернского земства. 1915. № 22. С.21–22.
- [10] Журналы Повенецкого уездного Земского собрания сессий 1916 г. Петрозаводск, 1917. С. 283; Олонецкие губ. вед. 1904. 11 мая. С.14.
- [11] Об утверждении в должности причтового духовника // Олонецкие епарх. вед. 1904. № 6; От Петрозаводского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного Совета // Олонецкие епарх. вед. 1911. № 20, 34; 1916. № 20; НА РК, ф.25, оп.27, д.597, л.139 об.
- [12] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1916 год. Петрозаводск, 1916. С.95.
- [13] Заонежье в биографиях: краткий справочник / Сост. А. И. Мошин, Т. А. Мошина. Петрозаводск, 2010. С.93.
- [14] Коренной П.О. 40 лет в школе // Заонежская правда. 1934. № 78.
- [15] Священник Василий Иоаннович Мудролюбов (некролог) // Олонецкие епарх. вед. 1907. № 23. С. 577–578; НА РК, ф.Р-630, оп.2, д.32/369, л.64 об.; НА РК, ф.Р-630, оп.3, д.18/221, л.30.
- [16] 16Щеголев И.А. А.А.Николаевский. Некролог // Олонецкие губ. вед. 1899. № 41; Мошин А.И. Великолепная Шуньга // Диалог. 2000. № 51; 2001. № 21.
- [17] Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии. Петрозаводск, 1957. С. 466, 574, 578–606; Поминальные списки Карелии 1937–1938. Петрозаводск, 2002. С.109; Коренной П.О. 40 лет в школе // Заонежская правда. 1934. № 78.
- [18] Мошин А. Сохраняя традиции. Из истории Шуньгской средней школы // Вперед. Медвежьегорск, 2008. 28 мая, № 21.
- [19] См.: Заонежье в биографиях: краткий справочник / Сост. А. И. Мошин, Т. А. Мошина. Петрозаводск, 2010. С.50, 65, 77, 78, 93.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.