Наймарк М.Л. (Куганаволок, Республика Карелия)
Реконструкция старинных судостроительных технологий севера России и Европы
@kizhi
Аннотация: Рассказывается о реконструкции нескольких традиционных технологий: шитье деревянных судов вицей; изготовлении разведенных над огнем долбленых лодок; распиловка продольной пилой; смолокурение; изготовление судов внакрой. Используются материалы археологических экспериментов по постройке автором нескольких аутентичных реплик. Перечисляются археологические находки и другие источники информации.
Ключевые слова: шитые лодки; реконструкция традиционных технологий; Водлозеро; разведенные долбленки; смолокурение;
Summary: The article concentrates on reconstruction of several traditional boatbuilding techniques: sewing, or lashing, of clinker planking with withies; making expanded dugouts; hand driven ripsaw; pitch (pine tar) production; various aspects of clinker boat construction. Data obtained in archaeological experiments (authentic boat replicas built by author) is used. Information sources and archaeological finds are listed.
Keywords: sewn boats; traditional techniques reconstruction; Vodlozero; expanded dugouts; Mudrolubov; expanded dugouts; pitch (pine tar) production;
Приблизительно с 1990г. автор занимается изготовлением деревянных лодок-«водлозерок» по заказам от населения и организаций. На оз. Водлозеро судостроительная традиция до настоящего времени не прерывалась, и все технологические приемы унаследованы напрямую от мастеров предыдущих поколений, с которыми постоянно шло профессиональное общение. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1996г., в связи с образованием Национального парка «Водлозерский» и возрождением интереса к старинным ремеслам, возникла идея полностью воспроизвести традиционный технологический цикл и построить лодку без использования каких бы то ни было современных инструментов и материалов. Главный интерес заключался в реконструкции технологии шитья лодок вицей, т. е. соединения досок обшивки внакрой без гвоздей и какого-либо металлического крепежа, путем сшивания вицей – закрученным («завитым») побегом, веткой или корнем деревьев или кустарников. Технология на тот момент была почти полностью утрачена, от нее сохранилось только характерное для севера России и не совсем понятное современному человеку словоупотребление «шить лодку» – вместо «строить», «делать», или, допустим, «сколачивать» ее. По историческим масштабам вытеснение шитья вицей гвоздями и заклепками произошло совсем недавно, шитые суда просуществовали в Европе до 1930–1940-х гг., [1] (а в некоторых «медвежьих углах» даже дольше); пожилые люди еще помнили такие лодки по своему детству. [2]
Кроме устных свидетельств, главным источником для первой реконструкции водлозерки стала находка трех фрагментов досок – набоев от шитых лодок, [3]
в которых сохранились все детали швов – отверстия, желобки, участки вицы и клинья. Поиск в русскоязычной литературе на то время не дал конкретной технологической информации, хотя общие упоминания о шитье судов нашлись. В большинстве упоминаний говорилось о еловом корне в качестве шовного материала; мнение пожилых информантов на Водлозере о породе вицы было неуверенным, но также не противоречило этому. Таким образом, первая водлозерка была сшита 1996–1997гг. еловым корнем.
Доски («тес») для набоев были изготовлены путем раскалывания сосновых бревен клиньями и обтесывания топором, причем из одного ствола получается только две тесины (единственная попытка расколоть половинки бревна еще раз, и получить четыре плахи, хоть и была доведена до конца, но показала себя неоправданно сложной и проблематичной). Данный способ получения досок, по рассказам стариков, применялся при постройке лодки в труднодоступных районах, например, на далеком лесном озере; он представлен также многочисленными более ранними находками (до XVII–XVIII вв.); на самом Водлозере в XIX–XX вв., конечно, преобладала распиловка ручной продольной пилой: таковы найденные в старых домах фрагменты.
Все остальные технологические приемы, конструкция и размеры лодок без серьезных изменений сохранились до 1970-х гг., в гвоздевых «водлозерках», и были воспроизведены в реплике. К ошибкам нужно отнести неверный вид мха в конопатке (следует использовать высушенный сфагнум и подобные мхи, но не строительный мох, не «кукушкин лён») и недостаточную затяжку стежков, без Т-образного инструмента. Тем не менее лодка получилась полностью пригодная для практического использования на веслах и под парусом. Теперь она находится в музее НП «Водлозерский» в д. Канзанаволок. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вторая «водлозерка» шилась по приглашению шведской стороны в 1999г. в музее под открытым небом Фотевикен, недалеко от Мальмё (где лодка находится и сейчас). Почти все конструктивные особенности и техника постройки остались прежними, но после изучения скандинавской и европейской археологической литературы и опыта реконструкции, некоторые ошибки были исправлены (был с успехом применен особый Т-образный инструмент для затяжки стежков). В музеях и хранилищах Швеции довелось осмотреть первые археологические находки – шитые саамские лодки (из Нотозера, Валькиярви; части крупного судна, раскопанные в Стокгольме, ул.Щеппаргатан; лодки из Туны в Баделунде, из Бьёрке, и др.).
В 2000г., также по приглашению шведских археологов из колледжа СёдерторнсХогскола, в сотрудничестве с Музеем морской истории (Стокгольм) строилась реплика шитой лодки эпохи викингов (VIII в., находка в Туне, Баделунда, Швеция [4] ). Лодка имела долбленую, разведенную над огнем днищевую часть, изготовленную, по неизвестным причинам, из довольно неподходящего дерева – сосны; для этой цели лучше подходит осина, тополь, липа. Изготовление этой части вызывало поэтому большие проблемы и потребовало серьезного исследования процесса разведения над огнем: выяснилось, что основу процесса составляет разбухание смоченных кипятком слоев древесины на внутренней стороне разводимой выдолбленной «трубы», при одновременном усыхании и сжатии наружных слоев, которые контактируют с открытым огнем. Это приводит к интенсивному короблению дерева, «труба» стремится вывернуться наизнанку, без приложения каких- либо внешних сил. Проблему составляют только оконечности лодки, с двойной кривизной.
Накопленный в этих реконструкциях опыт позволил взяться за более крупное судно (12 м) – поморскую шняку. Проект проходил в 2001–2005гг.Судно строилось на Водлозере, затем совершало плавания по Онежскому озеру и Белому морю; [5] сейчас находится в Морском музее Товарищества Северного Мореходства (Соловки). Источниками информации служила хорошо сохранившаяся шняка с Мурманского берега, находящаяся в Музее морских сообщений в Осло, а также чертежи, описания и старинные фото. Все доски набоев были получены распиловкой ручной продольной пилой. Техника шитья оставалась прежней, использовался еловый корень, хотя некоторые детали (уключины и т.п.) были пришиты вицей из березового побега– такими, из которых традиционно свиваются ручки корзин, причем последние показали себя более прочными и 2013г. применялись при ремонте корпуса на Соловках. Оба вида вицы и шва без нареканий выдержали испытания:и плаванием, и временем ( через 10 лет без надлежащего ухода набоишняки частично загнили и раскололись, но швы не разошлись нигде).
Следующий проект 2006–2007 гг. – реконструкция средневекового новгородского челна, использовавшегося для дальних речных походов по северным территориям для заготовки пушнины (лодка находится в филиале Национального музея Республики Карелия в Шелтозере). Изучались разведенные над огнем долбленки, раскопанные в самом Новгороде, [6] материалы и документы по другим находкам того периода и технологической культуры. Разведенная часть выдолблена из осины и получилась более прочной и надежной по сравнению с реконструкцией лодки из Туны.
Для участия в Кижской Регате-2015 была сшита третья «водлозерка» (сейчас она находится в экспозиции музея-заповедника «Кижи»). В ходе подготовки проекта, удалось связаться с мастером Г.Ф. Федоровским в с. Долгощелье Архангельской обл., который в начале 1970-х гг. воспроизвел шитый карбас, и по своему детству помнил в подробностях шитье лодок-«щельянок». Для шитья их использовалась вица из можжевелового побега, и по сравнению с еловым корнем она оказалась значительно прочнее, тверже и практичнее, несмотря на небольшую длину (50–70 см), тогда как корень может достигать 2–3 и более метров, при той же равномерной толщине 5–8 мм). Набои данной лодки были получены ручной продольной распиловкой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В стадии исследований и организации сейчас находится также проект реконструкции крупного шитого судна – поморского коча. [7] В ходе исследований был освоен и проведен микроанатомический анализ образцов шовной вицы и клиньев из различных археологических находок: кочей из Мангазеи, двух находок на поморском берегу Белого моря (вероятно, крупные карбасы), судна из Паранихи (устье Сев.Двины), Пертоминска, а также «водлозерки» с Водлозера. [8] Толстая вица крупных судов (и тонкая вица водлозерки) вся оказалась завитой еловой веткой, а более тонкая (поморские карбасы?) можжевеловым побегом. Пока не встретилось ни одного образца, достоверно изготовленного из елового или другого корня. Не исключено, что обилие упоминаний в литературе о шитье корнем обусловлено ошибочной «легендой» в науке. По нашему опыту, и лиственная (березовая) вица показала себя весьма практичной и пригодной для судостроения. По клиньям – все образцы, за исключением водлозерки, оказались сосновыми; наверняка их выстрагивали из расколотых отходов тех же досок, которые шли на набои, как поступали и мы при постройке шняки и водлозерок. Интересное исключение – «водлозерка», ее клин из ольхи. Про ольху еще гораздо раньше сообщал пожилой информант, и теперь его рассказ точно подтверждается.
Исследовались также конструктивные особенности крупных староманерных шитых судов. По существующим находкам (Мангазея [9] и Шпицберген [10] ) и документам [11] на сегодняшний день возможно достаточно надежно восстановить судовой набор и конструкцию коча. Но был широко распространен и немного другой тип набора, [12] где вместо одиночного килевого бруса с фальшкилем (как у коча), киль состоял их 4–5 сплоченных горизонтально брусьев.Этот тип представлен находками в Стокгольме, [13] ул. Щеппаргатан; устье Сев. Двины, Параниха; [14] и недавняя находка близ устья р.Вытегра, у мыса Петропавловский. Суда могли относиться к разным типам, несмотря на сходные конструктивные решения по килю; даже две более современные, построенные в значительной мере по голландским технологиям, лодьи Соловецкого монастыря [15] имели такой же сплоченный горизонтально из брусьев киль.
На момент написания статьи начато шитье еще одной «водлозерки» (на средства нескольких частных лиц), она будет содержаться на самом Водлозере в качестве действующего экспоната. Накопленный опыт шитья можно суммировать в виде такой последовательности: набой подгоняется, устанавливается на зажимы-клещи, в паз («лайну») при этом закладывается мох; сквозь накрой сверлится коловоротом с ложечным сверлом зигзагообразный ряд отверстий (чтобы отверстия не попадали на линию одного волокна для уменьшения вероятности сколов), отверстия идут под углом к поверхностям досок, чтобы избежать резких перегибов вицы; далее ножом вырезаются желобки между парами отверстий, в которые частично утапливаются выступающие части стежков; специально найденные длинные ветки равномерной толщины (ель, можжевельник) скручиваются в кольца и опускаются в ведро с кипятком и в распаренном состоянии (в рукавицах) завиваются; при этом кора с них сходит сама. Вица продевается в отверстия и в начальном из них фиксируется забитым клином; следующий стежок поддевается специальным Т-образным инструментом, похожим на деревянный молоток, и с силой натягивается, как рычагом; при этом также и паз сжимается плотно; предыдущий стежок, при натянутой вице, фиксируется забиванием клиньев, с обеих сторон (для лучшего натяга и прилегания в желобке следует подколотить и выступающую часть самой вицы молотком). Таким образом идут по всем стежкам шва.
Все наши суда и лодки были просмолены натуральной сосновой смолой, выгнанной из специально заготовленного смолья [16]
Был воспроизведен древний способ – воронкообразная яма со стоком, в которую «стойком» закладывается смолье, которое поджигается с поверхности и немедленно закладывается пластами дерна; тление при недостатке кислорода медленно идет от поверхности кучи вниз, к ее центру, но смола успевает вытопиться раньше, чем попадет в зону горения. Более современный метод – смолье нагревается без доступа воздуха в закрытом металлическом сосуде (наша цистерна имеет объем 3 м3). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Westerdahl C. Sewn boats of the North: A preliminary catalogue with introductory comments// The International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration.1985. Vol. 14.1. P. 33–62; 14.2. P. 119–142.
- [2] Вообще говоря, для соединения тонких досок, при отсутствии металла и клея, шитье является почти единственным мыслимым способом. Нагели и шипы годятся только для достаточно толстых деталей, но не для тонкой обшивки. Поэтому шитье в судостроении было распространено повсеместно по земному шару: начиная от лодьи Хеопса, которая имела веревочные связки, греческих и римских лодок (шитье веревкой) до множества находок в Европе (от бронзового века, эпохи викингов) и почти до наших дней; в нескольких районах Индии сохранилось производство шитых пальмовым волокном каноэ, даже солидная фирма предлагает их на заказ; сохранилась технология и на восточном побережье Африки, в Океании, и др. Шовным материалом служила не только вица, но и бечевки, веревки из различных волокон, лыка, даже оленьих жил и конского волоса.
- [3] По всей вероятности, начала ХХ, или конца XIX в. Сохранились в старых домах, как элементы настила на чердаке, уплотнение порога, и т.п.; фрагменты длиной 1–2 м.
- [4] Nylén E., Schönbäck B. Tuna i Badelunda: Guld, kvinnor, båtar. Västerås, 1994. Del 1 och 2.
- [5] Наймарк М.Л. Поморская шняка в плавании по Онежскому озеру и Белому морю // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М.; Архангельск, 2006. Вып 5. С 11–26.
- [6] Алешковский М.Х. Ладья XI в. из Новгорода // Советская археология. 1969. № 2. C. 264–271.
- [7] Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.Мангазея:Мангазейский морской ход. Л., 1980. С. 124– 125; Наймарк М., Кухтерин С., Филин П. Реконструкция кочаXVII века // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М.; Архангельск, 2013. Вып 12. С 8–20.
- [8] Образцы брались только из одного фрагмента набоя, два других, к сожалению, утрачены по вине бывшего музейного работника.
- [9] Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.Мангазея. С. 124–125.
- [10] Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю., Дубровин Г.Е. Материальная культура русских поморов по данным исследований на архипелаге Шпицберген. М., 2002. Вып. 1: Остатки судов.
- [11] ВитсенНиколаас. Старинное и современное судостроение и судовождение (1690), глава из книги, о морской практике русских в XVII в. / Пер. со староголландского // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М.; Архангельск, 2007. Вып 6. С. 13.
- [12] Наймарк М.Л. Конструкция киля крупных судов в России XVII–XVIII вв. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М.; Архангельск, 2007. Вып 6. С 26–30.
- [13] Малоизвестный факт: шитая лодья русского типа была в XVI в. заимствована шведами, и в значительных количествах такие суда строились в Швеции и Финляндии. В Стокгольме были позже найдены и другие шитые суда этого типа (хотя судно с ул. Щеппаргатан происходит из восточной Балтики, по данным полленологического анализа).См.: Cederlund C.O. Ett fartygbyggt med syteknik. En studie I marinarkeologisk dokumentation. Statens historiska musem (National Maritime Museum) rapport No. 7. Stockholm, 1978; Cederlund C.O. Recording the remains of a sewn boat found at Skeppargatan 4 in Stockholm // Sources and Techniques in Boat Archaeology. Symposium 1976. BAR Supplementary Series 29. National Maritime Museum, Greenwich, Archaeological Series No 1: 191-203 with a discussion. London, 1977.
- [14] Брызгалов В.В., Емельянов А.Н., Овсянников О.В. Изучение памятников морской археологии. СПб., 1995. Вып. 2. С. 43–47; Ясински М.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику. СПб., 1998.Т.1. Путь к океану. С. 358–363.
- [15] Филин П.А.1)Судостроение Соловецкого монастыря: лодья «Преподобный Зосима». М., 2004; 2)Лодья Соловецкого монастыря «Преподобный Зосима» 1790 г. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М.; Архангельск, 2003. Вып 2. С. 21–34.
- [16] Наймарк М.Л. Опыт получения смолы традиционным способом в смолокуренной яме // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М.;Архангельск, 2005. Вып 4. C. 29–31.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.