Метки текста:

Рябининские чтения Северо-Запад Традиции

Степанов А.В. (Москва), Степанов М.А. (Москва)
Находки судовых деталей в новейших археологических раскопках Великого Новгорода и Старой Руссы Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Дно реки Волхов. Великий мост. Шурф №3-13. Затонувшее судно.Рис. 2. Реконструкция фрагмента фальшкиля. Великий мост. Шурф №3-14.Рис. 3.Судовые штевни. Сверху - Рогатицкий 2, снизу - ул.Троицкая д.16. Вид слева, сзади, справа.

Аннотация: Детали средневековых деревянных судов практически ежегодно встречаются в материалах археологических исследований в Великом Новгороде и Старой Руссе. Это возможно благодаря специфики культурного слоя этих городов, сохраняющего в себе конструкции и предметы из органических материалов. В данной статье описываются некоторые деревянные судовые детали, найденные в ходе археологических раскопок последних лет.

Ключевые слова: археология; подводная археология; археологические находки; суда ; судостроение; Великий Новгород;

Summary:  The details of medieval wooden ships are found almost annually in archaeological research materials in Veliky Novgorod and Staraya Russa. This is possible thanks to the specifics of the cultural layer of these cities, which retains in itself constructions and objects made of organic materials. This article describes some wooden ship details found during archaeological excavations of recent years.

Keywords: archeology; underwater archeology; archaeological finds; ships; shipbuilding; Veliky Novgorod; Staraya Russa;

Детали средневековых деревянных судов практически ежегодно встречаются в материалах археологических исследований в Великом Новгороде и Старой Руссе. Благодаря специфике культурного слоя этих городов археологические предметы из органических материалов сохраняются до нашего времени. Чаще всего встречаются фрагменты судовой обшивки, удобной для вторичного применения в качестве вымосток и подкладок под сооружения. Реже находят весла, уключины и крупные судовые детали – штевни и фрагменты килевых балок. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Примечательным археологическим комплексом является фрагмент корпуса затонувшего судна, груженого кирпичом. Оно обнаружено в ходе подводно-археологических работ по исследованию остатков Великого моста в Великом Новгороде.

Судно под Великим мостом.

При разборе валуна, перекрывающего культурные отложения на дне реки, еще в 2006 г. в районе свай № 50–52 было обнаружено большое количество кирпича. Его разборка тогда не производилась, а углубление в культурные слои было перенесено ниже по течению. В 2013 г. при разборке хаотично разбросанного кирпича было установлено, что ниже сохранился штабель до 5 кирпичей в высоту. Средний размер кирпича 29,5х15,1х5,2 см.

Разработкой грунта по периметру было установлено, что под кирпичами находится дощатый настил, лежащий на шпангоутах, под которыми обнаружена днищевая обшивка судна. Элементы корпуса просматриваются на длину 4 м (Илл. 1). Конструкция и кирпичная укладка пробита шестью поздними (XVIII–XIX вв.) сваями. Были вскрыты носовая оконечность и пять шпангоутов. Оконечность судна выглядит как сужающаяся килевая доска толщиной более 7 см (или пластина, плаха, 1/2 бревна). В полуметре от оконечности пологий «порог» с уменьшением уровня поверхности на 2 см. Штевня и следов его крепления не выявлено. После «порога» по оси утонченной части килевой доски проходит тонкая планка, без видимых, кроме смоления, следов крепления. Доска второго ряда днищевой обшивки появляется через 0,4 м от носовой оконечности, ее торец обломан. Через 1 м от носовой оконечности в поперечной оси располагается первый шпангоут. Он округлого сечения с плоской поверхностью, прилегающей к обшивке, имеет дугообразную форму. Был двухчастным. Правобортная часть сохранилась полностью на длину 50 см. Для сращивания имеет вырез в пол дерева по вертикальной плоскости. В нижней части вдоль диаметральной плоскости судна в шпангоуте сделан поперечный вырез треугольного сечения – шпигат для протока воды. В вертикальной плоскости нагельное крепление диаметром около 3 см из хвойных пород дерева, отломавшийся под действием течения сразу после освобождения шпангоута от грунта.

Между первым и вторым шпангоутом вдоль по обоим бортам лежат бруски круглого сечения около 6 см в поперечнике с эродированными отверстиями под нагели. Второй шпангоут имел сложную форму и развалился в результате вбивания сваи № 168. Он состоял из двух частей, которые утончаются к краям: длинной правобортной и короткой левобортной. Центральная часть шпангоута имеет 12 см в высоту и 10 см в ширину. Общая длина сохранившейся части 120 см. Сверху перекрыт доской, на которую опирался продольный дощатый палубный настил. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

За вторым шпангоутом кирпичи не разбирались и деревянный набор судна прослеживался только по бортовой кромке. Наиболее полно просматривалась кромка левого борта, где виден палубный настил из досок шириной около 20 см, местами продавленный под весом кирпичей и высыпанного на них позже валуна. Между палубной и днищевой обшивкой высота около 10 см. Правый борт сохранился неравномерно, видны обломанные края днищевых шпангоутов № 2–5. Расстояние между шпангоутами составляет около 65 см. Наибольшую длину сохранил шпангоут № 3 – 190 см.

Выявленное раскопками судно, вероятно, потерпело аварию в результате навала на опору моста. По всей видимости, его развернуло перед опорой в поперечном течению направлении, оно накренилось на правый борт, тяжелый груз кирпича рассыпался, судно разломилось и затонуло.

Начальник новгородского отряда Архитектурно-археологической экспедиции Санкт-Петербургского государственного университета И.В.Антипов считает, что датировка кирпича серединой XV в. представляется более предпочтительной. По его мнению, в середине XV в. корабли возили из Новгорода кирпичи для строительства двух церквей в Среднем и Нижнем Поволховье (Никольские храмы в Полистском и Гостинопольском монастырях). Теперь эти версии получают первое и вполне убедительное подтверждение. Очевидно, что именно в Новгороде находился центр кирпичного производства, отсюда речным путем его перевозили к месту предполагаемого строительства.

Кили.

В недавнее время в результате археологических раскопок появились две находки фрагментов деревянных балок, интерпретируемых нами как килевых. У обеих находок характерное расположение нагелей: в одной плоскости бруса – в линию, в противоположной плоскости – зигзагом или в две линии, в поперечном сечении имея V-образное положение. Весьма вероятно, что нагели крепили фальшкиль к килевой балке и в сборе, расположение нагельных отверстий в поперечном сечении было Х-образным. Такая схема целесообразна для того, чтобы не уменьшать прочность бруса частыми отверстиями в одной плоскости (Илл. 2). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Новгородская подводно-археологическая экспедиция Центра подводного археологического наследия Института археологии РАН под руководством А.В.Степанова в 2014 г. при раскопках Великого моста в шурфе № 3 обнаружила еловый брус, пронизанный нагельными отверстиями. Его сохранившаяся часть длиной 290 см имеет 11 нагельных отверстий. Ввиду изрядной деградации форма поперечного сечения утрачена. Максимальная ширина 20 см, высота 22 см, текстура древесины со спиралевидно закрученными вокруг продольной оси волокнами. Нагели диаметром около 3,5 см, отстоящими в среднем на 27 см друг от друга. В изотопном центре факультета географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена был произведен радиоуглеродный анализ двух образцов из бруса, по которым получен калиброванный возраст соответствующий второй половине XIII в.

Старорусской археологической экспедицией Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ) под руководством Е. В. Тороповой в 2015 г. на Пятницком II раскопе в качестве подкладок (или обкладки стены сруба) обнаружены три фрагмента елового бруса длинной 145, 132 и 177 см, пронизанного деревянными нагелями. Датировка находок – 1360-е гг. Из-за утрат форма поперечного сечения также реконструкции не подлежит. Максимальная размер поперечного сечения 18–20 см. Нагели диаметром в среднем 3,5 см, длинной около 27 см, отстоят в 15–23 см друг от друга.

Штевни.

До 2000 г. штевни представлены в Новгороде всего пятью находками XII – нач. XV вв., что связано, по мнению Г.Е. Дубровина и Б.А.Колчина, [1] с неудобством их вторичного использования, в принципе, как и кокор (книц). Они представляли собой брусья трапециевидного сечения толщиной до 31 см, устанавливавшиеся под углом 40°–60° на центральную днищевую (лыжную) доску или киль. Высота обследованных экземпляров достигает 130 см. [2]

Хоздоговорным отрядом Новгородской археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством П.Г. Гайдукова и О.М. Олейникова были выявлены еще два экземпляра (Илл. 3).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Первый штевень был обнаружен в 2014 г. на Рогатицком 2 раскопе [3] в слоях второй пол. XIII в. Он находился во вторичном использовании в качестве подкладки под угол сруба. Рядом с ним была найдена кница классической формы, с катетами 21 и 25 см, гипотенузой 35 см. Она имеет 3 нагельных отверстия диаметром 3,5 см. [4]

Длина штевня, обнаруженного в 2014 г., составляет 125 см. Его поперечное сечение увеличивается к верху с 10 до 20 см и имеет грибовидную форму, ранее не встречавшуюся в раскопках в Новгороде. Угол наклона штевня около 60º.

Нижняя поверхность сильно повреждена. Нагельные отверстия для крепления штевня к килю (килевой доске) отсутствуют (или утрачены). Тем не менее, на нижней поверхности читаются остатки врубки угольной формы, вероятно, для крепления штевня к килевому брусу.

На штевне сохранились 2 широких паза с каждой стороны для крепления к нему досок бортовой обшивки судна. Семь нагельных отверстий диаметром по 3,5 см крепили два пояса досок к штевню. Верхний ярус нашивался внакрой на нижний. Об этом свидетельствует разная глубина пазов для каждого пояса бортовой обшивки – 2 и 4 см. Ширина пазов около 45–50 см. Исходя из этого, высота борта судна составляла примерно 90–100 см. Навершие штевня имеет простую угольную форму без каких-либо украшений.

В 2017 г. на раскопе по адресу ул.Троицкая д.16 был обнаружен второй штевень сложной формы. Его длина составляет 133 см, продольная ширина 35 см. Штевень расколот вдоль диаметральной плоскости, правая сторона утрачена. Максимально сохранившаяся поперечная ширина 15 см. Нижняя поверхность скошена, угол наклона соответствует 60º. Основание имеет два нагельных отверстия диаметром 3,5 см. Судя по смещению нагельных отверстий относительно сердцевины ствола, целый штевень крепился к килевому брусу четырьмя нагелями расположенных прямоугольником. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Задняя сторона штевня имела глубокий паз глубиной 15 см, в который выходили нагели как из нижней поверхности, так и боковые. Возможно, паз предназначен для дополнительного крепления штевня к килевому брусу кницей. Выше паза поперек задней поверхности имеется поперечный треугольный вырез 4 см глубиной.

Сохранившаяся левая боковая поверхность имеет паз для нижнего пояса обшивки глубиной до 2 см. Четыре нагельных отверстий крепили доску к штевню. Кверху поперечное сечение штевня уменьшается. Второй ярус нашивался внакрой без паза в штевне, этому свидетельствуют еще три отверстия выше паза первого пояса. Судя по тому, что ширина пазов составляла около 40 см, высота борта судна была примерно 80 см. Навершие штевня оформлено в виде плоской «коковки» – традиционное украшение в виде (в данном случае не наклоненного) сужающегося гребня.

Судовые доски.

Фрагменты судовых досок встречаются практически на каждом археологическом раскопе в Великом Новгороде и Старой Руссе, имеющем органические культурные напластования. Худшую сохранность имеют более тонкие доски бортовой обшивки шитых лодок. Лучше сохраняются, и, видимо, более предпочтительны во вторичном использовании древними новгородцами толстые днищевые доски, рыбины, иногда встречаются подворотные и планширные доски.

В 2014 г. подворотная доска была найдена на Рогатицком 2 раскопе в слоях начала XIV в. Она была вторично использована в качестве усадебной вымостки, примыкала к углу строения. Длина доски составляла около 230 см, ширина 45 см, толщина порядка 5 см. Насчитывала 10 нагельных отверстий диаметром 3–4 см. С одной из длинных ее сторон она имела характерный буртик (подворот) – место перехода днищевого набора к бортовому. В истории новгородских раскопок это первая опубликованная судовая деталь, которая может быть идентифицирована как «подворотная» доска. [5] Есть мнения, что находки этого элемента деревянного судна маловероятны ввиду серьезного износа данного вида судовой детали.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Несмотря на относительную скудность источников, влажный культурный слой Новгорода и Старой Руссы продолжает поставлять материалы для изучения истории древнерусского судостроения. Подводно-археологические исследования в Ильмень-Волховском бассейне, развивающиеся в последние годы, также стали приносить существенные результаты. Таким образом, происходит накопление знаний в этой области, требующих систематизации и анализа для исторической реконструкции отечественного судостроения.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф