Титова Е.В. (г.Петрозаводск)
Обзор новых поступлений в коллекции меднолитой пластики музея «Кижи»
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена обзору предметов меднолитой пластики, поступившей в фонды музея «Кижи» в 2013–2018 гг. Вводятся в научный оборот предметы, найденные в районе бывшей Выговской пустыни и на территории Кижского погоста. Главное внимание уделяется уникальному вещественному материалу. Отмечается, что подавляющее большинство новых поступлений — местного производства.
Ключевые слова: Выговская пустынь; Кижский погост; крест; икона; складень;
Summary: The article is devoted to the review of cast copper icons, crosses and folding icons which were collected by the Kizhi museum in 2013–2018. The objects found in the area of the former Vygovo Old believers’ community and on the territory of the Kizhi pogost are put into scientific circulation. The main attention is paid to the unique objects. It is noted that the majority of new objects were produced in the local region.
Keywords: Vygovо Old believers’ community; Kizhi pogost; cross; icon; well-knit copper icon;
Коллекция меднолитой пластики музея-заповедника «Кижи» в настоящий момент насчитывает более 300 предметов, отражающих духовную жизнь населения Карелии XVII–XX вв.: иконы, складни, створцы, кресты. Особенностью собрания является широко представленное в нем медное литьё местного производства, среди которого есть изделия Выговской меднолитой мастерской. За последние годы коллекция значительно пополнилась.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Местом изготовления обрядового медного литья на территории Карелии на протяжении XVIII – первой половины XIX вв. был Выговский монастырь. Помимо монастыря литьём крестов и образов занимались в скитах Выговской пустыни. На сегодняшний день выявлено, что литейный промысел был развит в Шелтопорожском, Тагинецком, Надеждинском, Кодозерском и Енихозерском скитах. Медь добывали в Космозерской вол. Кижского погоста и Масельской вол. Паданского погоста. [1] По данным В. Г. Дружинина, в Повенецком у. в 1835 г. жители целых слобод занимались литьём медных образов, которые скупал старшина Даниловского монастыря и рассылал по всей России. [2] В 1854 г. Выговский монастырь был закрыт. Однако говорить о полном прекращении производства медного литья на территории Выгореции нет оснований. В течение второй половины XIX – начале XX вв. здесь функционировали многочисленные кустарные мастерские, которые сбывали свою продукцию на Шуньгской и Каргопольской ярмарках самостоятельно или через перекупщиков. [3] Подтверждением широкого распространения меднолитейного производства у скитян служат документы середины XIX в. В них сохранились имена жителей д. Кодозеро, которые, несмотря на закрытие киновии и запрет отливать что-либо, кроме крестов-тельников, продолжали лить иконы, складни и кресты. [4] Деревня Кодозеро во второй половине XIX в. входила в состав Никольско-Ладожского погоста Петрозаводского у. Олонецкой губ. До середины XIX в. это был один из скитов Выго-Лексинской пустыни, располагавшейся в 10 верстах от мужского монастыря. [5]
С 2013 г. в фонды музея-заповедника «Кижи» поступило более 100 предметов, что составляет около трети всей коллекции меднолитой пластики. Основу поступлений в 2015–2016 гг. составили предметы, обнаруженные на территории бывшего Даниловского Богоявленского монастыря и его скитов. В 2017 г. поступили 11 нательных крестов, найденные на территории Кижского погоста сотрудниками Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) при проведении охранно-строительных раскопок. За указанный период поступило также 9 новых икон, 8 створок складней, 3 креста «Распятие Христово», 3 киотных креста, 76 нательных крестов.
Для предметов меднолитой пластики достаточно сложно установить место создания и их датировку. В своем исследовании мы опирались на уже опубликованные материалы и на визуальный анализ вещественных памятников. Так, нательный криновидный крест по аналогии с крестом из Национального музея Карелии был атрибутирован XVII–XVIII вв. Два предмета – полувершковая икона «Богоматерь Владимирская» и копоушка – предположительно изготовлены в XVIII в. Значительную часть поступлений (69 предметов) мы отнесли к широкому временному отрезку XVIII – первой половине XIX вв., в том числе кресты, фрагменты складней и иконы, найденные в районе деревни Тихвин Бор Медвежьегорского района.
При исследовании новых поступлений для некоторых предметов были найдены аналоги в нашей коллекции. Икона «Никола Можайский» (КП-10193) аналогична двум иконам (КП-5624; КП-4273). У вновь поступившей иконы утрачено навершие с изображением Спаса Нерукотворного. В коллекции музея есть еще несколько предметов с утраченными навершиями: средник створцев «Спас Смоленский» (КП-245/12), крест «Распятие Христово» (КП-5596), крест киотный «Распятие с предстоящими» (КП-9952). В рассматриваемый период в коллекцию также поступили: фрагмент креста «Распятие Христово» с изображением Спаса Нерукотворного (НВФ-15313) и икона «Спас Нерукотворный» (КП-10952), предположительно когда-то бывшая навершием иконы или креста. О причинах отсутствия наверший мы можем только предполагать. Возможно, это случайные утраты, а, возможно, навершия удаляли преднамеренно при переходе предмета из старообрядческой беспоповской среды бытования, где изображение Спаса Нерукотворного Образа в навершиях было обусловлено постулатами веры, в руки представителей ортодоксального православия.
Икона «Никола Чудотворец с предстоящими» (КП-10026) по сюжету и исполнению аналогична нескольким иконам из собрания музея (КП-342/2, КП-1967, КП-5623, КП-1144, КП-150/8). Изображение Николы Чудотворца на лицевой стороне левой створки складня из новых поступлений (КП-9953 / Фото 1) также аналогично вышеперечисленным иконам. Оборотная сторона этой створки идентична оборотным сторонам складней КП-222/13 и КП-230/9. Но на лицевой стороне этих складней изображен Деисус с предстоящими. Вероятно, створка складня «Никола Чудотворец с предстоящими» являлась левой створкой складня с изображениями святителя Николая Чудотворца, Богоматери Всех скорбящих Радость, Святых мучеников Кирика и Улиты с избранными святыми. Подобного складня в нашей коллекции нет, и можно считать предмет КП-9953 уникальным.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2013 г. в музей поступила икона ажурного литья «Борис и Глеб» (КП-8424 / Фото 2), дополнив нашу коллекцию икон с просечным фоном, в которую входят еще две иконы: «Никола Можайский» (КП-1965) и «Архангел Гавриил» (КП-5626).
Особо хочется обратить внимание на три иконы «Богоматерь Тихвинская», поступившие из деревни Тихвин Бор Медвежьегорского района в 2015 г. (КП-9957, КП-9958, КП-9959). Две из них (КП-9958 и КП-9959), вероятно, были литейным браком, так как имеют значительные дефекты отливки как по краям, так и на оборотной стороне, причем иконы КП-9957 и КП-9958 практически идентичны. Вероятно, на месте их обнаружения находилась литейная мастерская. Еще один уникальный для нашей коллекции предмет – полувершковая икона «Богоматерь Владимирская». Подобная икона могла служить моделью при изготовлении иконы «Поклонение иконе Богоматерь Владимирская» (КП-7776), а также Богородичной створки четырёхстворчатых складней «Двунадесятые праздники», так как иконография и размеры соответствуют изображению данного образа.
Разрозненные створки складней «Троица Ветхозаветная» (КП-9954, КП-9955) и «Богоматерь Знамение» (КП-9956), вероятно, являются частями малого двухстворчатого складня, получившего название поморская панагия. В коллекции музея есть две панагии: КП-405/1 (с эмалями) и КП-2311 (без эмалей). Этот вид складня в силу своего назначения мог отливаться только в медне мужского общежительства. [6] Проведение визуального анализа уже имеющегося вещественного материала позволило найти аналогичные предметы в нашей коллекции. При рассмотрении створок с изображением Ветхозаветной Троицы заметны мелкие различия в расположении надписей на оборотной стороне. Створка складня КП-9955 практически идентична одной из створок панагии КП-2311. Изображение Богоматери на створке КП-9956 относится к числу самых первых ее иконописных образцов и аналогично изображению на панагии КП-405/1. Но в оформлении их оборотных сторон имеются различия. Ещё одна створка двухчастного складня (КП-10196), на которой изображено Распятие Христово с предстоящими, – единственная в нашей коллекции, как по форме, так и по оформлению лицевой и оборотной сторон.
Из последних поступлений обращает на себя внимание средник створцев «Чудо Димитрия Солунского о Царе Калояне» (КП-11577) – также уникальный предмет в нашей коллекции. В домонгольской Руси воин Димитрий Солунский почитался более, чем Георгий Победоносец. Однако образы воина Димитрия Солунского в меднолитой пластике встречаются довольно редко.
Крест киотный «Распятие с предстоящими и праздниками» (КП-9960) – Гуслицкого производства. В коллекции музея есть подобный крест (КП-196/11). Набор клейм с праздниками рассматриваемых крестов идентичен, но праздник «Воскресение Христово» изображен в разных иконографических изводах. Различно также количество херувимов и их расположение на рассматриваемых крестах. На кресте КП-196/11 к ростовым изображениям предстоящих Богоматери, Святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Логина сотника добавлены поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В числе новых поступлений есть два небольших идентичных креста «Распятие Христово» (КП-9950 (без эмалей), КП-9951(с эмалями) / Фото 3). Эти кресты в коллекции музея выделяются благодаря своим размерам (ок. 6,5х4х0,3) и гладкой оборотной стороне (без надписей и ушка). Наперсные кресты КП-230/8 и КП-3499 схожи с вновь приобретенными, но по размерам они несколько больше (ок. 8,5х5,5х0,3). У них на лицевой стороне присутствуют надписи, а на оборотной стороне – ушко для подвешивания.
Обращает на себя внимание единственный в нашей коллекции небольшой крест киотный «Распятие с предстоящими» (КП-9952). Надпись по верхнему и нижнему краю средней перекладины не уместилась в традиционных пределах и была продолжена мастером на косой перекладине. Это говорит о неопытности мастера и изготовлении этого креста в стадии становления меднолитейной мастерской. Как уже упоминалось выше, у этого креста утрачено навершие, вероятно, с изображением Спаса Нерукотворного.
В коллекции музея 88 нательных крестов (из них – 46 женских). Из найденных на Кижском погосте крестов наибольший интерес представляют следующие предметы:
1. Четырехконечный нательный крест с удлиненной нижней ветвью (КП-10939). На его лицевой стороне – традиционные изображения и комплекс надписей-аббревиатур. Под средней перекладиной креста угадывается часть текста под титлами: «ЕФЛГ ГО МАРТА Л», что означает дату распятия Христа – 30 марта 5533 года (25 года н. э.). Как известно, существуют разные мнения о дате распятия. В отличие от никониан, старообрядцы придерживались византийской традиции, согласно которой Христос родился не в 5508, а в 5500 г. и распят был 30 марта 5533 года. С подобными надписями в нашей коллекции есть еще несколько нательных крестов из раритетного комплекта меднолитых изделий Даниловской Богоявленской пустыни.
2. Крест килевидный четырехконечный с удлиненной расширенной в виде лопаточки нижней ветвью (КП-10945) с традиционными изображениями и надписями. Аналогичный крест (КП-7375) был найден летом 2010 г. в земле под Преображенской церковью в процессе подготовки к строительству фундамента.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
3. Крест листовидный (женский) с удлиненной нижней ветвью (КП-10946) с традиционными изображениями и надписями на лицевой стороне. Концы и углы средокрестия заполнены орнаментальными завитками, что придает ему форму листа. На оборотной стороне – надпись молитвы. Данный предмет является аналогом креста из раритетного комплекта меднолитых изделий Даниловской Богоявленской пустыни (КП-9867/18). Проведение анализа этих предметов позволило уточнить описание креста с Кижского погоста. В средней части над и под средней перекладиной – частично сохранившаяся надпись «ВЕЛИЧАИ ДШЕ МОѦ ПРЕЧТНЫИ КРТЪ ГНЪ» («Величай, душе моя, Пречестныи Крест Господень»). На оборотной стороне – фрагментарно сохранившийся текст: «НIПОБЪДИМАѦ И БЖЕСТВIНАѦ СИЛА ЧТНАГО И ЖИВАТВОРѦЩАГО КРТА ГНѦ НЕОСТАВИ МѦ ГРЪНАГО УПОВАЮЩАГО НА ТѦ. КРТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНѦЕМСѦ ВЛДКО IСТОЕ ВОСКРНIЕ ТВОЕ СЛАВИМ» («Непобедимая и божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня, не остави мя, грешнаго, уповающего на Тя. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»).
Сложность в установлении времени и места изготовления крестов-тельников заключается в том, что все они относятся к типам, возникшим во второй половине XVII в. и без существенных изменений просуществовавших до конца XIX – начала XX вв. [7] В нашем случае в погребениях найдены несколько медных монет, время чекана которых относится к интервалу от конца XVIII – до конца XIX вв. Таким образом, вышеописанные нательные кресты можно отнести к данному хронологическому отрезку. [8]
Среди последних поступлений – единственный в нашей коллекции четырехконечный крест ромбовидной формы с прорезным орнаментом и криновидными концами, декорированный эмалями (КП-11611). Похожий крест есть в коллекции Национального музея Карелии (КГМ-37057/3).
В целом, новые поступления ярко дополнили уже имевшуюся коллекцию меднолитой культовой пластики интересными предметами. Введение в научный оборот новых предметов, найденных в районе бывшей Выговской пустыни, позволит расширить представление о типовом ряде изделий, отливавшихся в медницах в районе Выга.
- [1] Фролова Г.И. К вопросу о технологии Выговского (поморского) медного литья // Русское медное литье. М., 1993. Вып.2. С. 49.
- [2] Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII – XIX вв. в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Изв. АН СССР. Сер. VI. Л., 1926. Т. 20. С 1489.
- [3] Фролова Г.И. К вопросу о технологии Выговского… С.54.
- [4] Там же. С.52.
- [5] Фролова Г.И. К вопросу о Выговском меднолитейном производстве. Скитские литейщики середины IX века. // Русское медное литье. М., 1993. Вып.1. С. 76–80.
- [6] Фролова Г.И. К вопросу о технологии Выговского… С.53.
- [7] Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. М., 1999. С. 327.
- [8] Герман К.Э. Кресты-тельники с Кижского погоста // Церковь Преображения Господня на о. Кижи: 300 лет на Заонежской земле: Сборник статей. Петрозаводск, 2014. С. 220.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.