Метки текста:

Архитектура Заонежье Рябининские чтения

Белинцева И.В. (Москва)
Мотивы «швейцарского стиля» в архитектуре крестьянских домов Заонежья Vkontakte@kizhi

Аннотация: В архитектуре крестьянских домов Заонежья второй половины XIX – начала XX вв. присутствуют элементы, роднящие их облик с европейским деревянным зодчеством. Мотивы, восходящие к популярному на рубеже веков «швейцарскому стилю», распространялись известными книгами образцов. Изучение связи богатых крестьянских жилищ с культурой деревянного строительства Европы представляет большой научный интерес.

Ключевые слова: Заонежье; архитектура; крестьянские дома; швейцарские мотивы; образцы;

Summary:  In the architecture of peasant houses in Onega Lake region at second half of the XIX – beginning of the XX centuries there are elements related to their appearance with European wooden architecture. Motifs dating back to the «Swiss style» popular at the turn of the century were distributed by well-known sample books. The study of the connection of rich peasant dwellings with the culture of European wooden construction is of great scientific interest.

Keywords: Onega Lake; architecture; peasant houses; Swiss motifs; samples;

Интерес к деревянному зодчеству проявился в Европе во второй половине XVIII в., что связано с возросшей популярностью стиля жилого дома альпийских горных местностей Швейцарии. Швейцария лежала на пути модного маршрута из Европы в Италию, так называемого Гранд Тур (Grand Tour), который был обязательной частью образования для высшей аристократии. Остановки путников на длительном пути через Альпийские горы способствовали знакомству с местной строительной культурой, тесно связанной с природным окружением. Так, наследник Павел с супругой (урожденная принцесса Вюртембергская, 1759–1828), проследовали этим путем в 1782–1783 гг. под именем графов дю Нор. Деревянное строительство культивировалось впоследствии при дворе вдовствующей императрицы Марии Федоровны, по заказу которой в 1815 г. итальянский архитектор Карло ди Джованни Росси сделал (неосуществленный) проект идеальной деревни Глазово, предназначенный для украшения парка в Павловске под Петербургом. Любимый архитектор царицы, итальянец Карло Росси создал новый тип «русского» деревенского дома, используя местные и европейские, в том числе швейцарские традиции. Польская исследовательница М. Омиляновска в качестве одной из причин развития интереса к строительству в дереве называет влияние русской деревянной архитектуры и ее трансформацию в проекте К. Росси для «русской деревни». «Проекты Глазова связывает с народным зодчеством срубная конструкция. Кроме того, тут много элементов, заимствованных из позднебарочной и классицистической архитектуры. Орнаменты, которыми архитектор украсил лобовые доски крыш и балконы, свободно трактуют вышивки на рушниках, которыми завешивали православные иконы». [1] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одним из ценителей наследия швейцарского традиционного зодчества и его пропагандистом был немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781–1841), хорошо известный в России. Швейцарские дома относились к излюбленным ранним изобразительным мотивам мастера, посетившего страну, о чем говорят многие его работы, в том числе натурный набросок пером и черной тушью, датируемый приблизительно 1810–1820-ми гг. и представляющий типичный жилой дом горных районов страны. [2] (Рис.1).

На рисунке 1 изображен типичный швейцарский жилой дом с пологой двускатной крышей, имеющей далеко выступающие над стенами свесы кровли. Широкие двухъярусные галереи, поддерживаемые мощными выступами консольных балок, разместились по всей ширине торца бревенчатого здания. В 1820–1830-х гг. К.Ф. Шинкель создал несколько проектов с использованием элементов швейцарского стиля, предназначенных для строительства дома на озере Пфауен вблизи Потсдама и для гостиницы на острове Рюген. Так на севере и северо-востоке Европы началось распространение швейцарского стиля. [3] Его характерными приметами стали срубная 2–3-х этажная конструкция дома (высота потолков не превышала 2,1–2,6 м), сложенного из круглых или отесанных бревен, пологая, далеко выступающая над стенами крыша, поддерживаемая консолями (часто резными), балконы и галереи, украшающие здание с торца и/или с боковых сторон. Дома отличались богатством декоративных деталей – галереи были ограждены резными балюстрадами, окна обрамлялись незакрывающимися ставнями и навершиями, скаты крыши закрывались деревянной резьбой, конек украшала вертикальная резная доска. Над балконами часто устраивали трехчастные деревянные сводчатые или плоские перекрытия, опирающиеся на резные столбы.

В течение всего XIX и в начале XX вв. европейские жители сохраняли любовь к типу швейцарского дома – Швейцария считалась страной, «где живет свобода и где еще живы нравы и обычаи народа». [4] Сооружения в «швейцарском стиле «были широко распространены в скандинавских странах, особенно в Финляндии, а также в Германии и России. Его представителем в соседней Финляндии был архитектор Г.T. Хивитц (1815–1862), строивший деревянные храмы, промышленные здания, жилые дома. [5]

Распространению разновидностей швейцарских шале способствовали многочисленные публикации научных исследований и альбомов образцовых проектов. Среди них следует отметить иллюстрированные издания профессора Политехнического института в Цюрихе Эрнста Георга Гладбаха (1812–1896), познакомившего европейцев с местными особенностями архитектуры отдельных провинций Швейцарии. [6] В существенно дополненной публикации 1883 г., вышедшей спустя 15 лет после первой книги, автор писал, что «растущий интерес архитектурной общественности к этой теме потребовал нового издания…». [7] (Рис.2).

Удачные стилизации в духе народных традиций деревянного швейцарского строительства предлагались в книге архитектора Олафа Христиансена, изданной в 1899 г. в Лейпциге [8] и известной в России. [9] В отличие от традиционных домов, опоясанных обычно непрерывной линией галерей и балконов, строго следовавших общей симметричной композиции здания, автор эпохи модерна придает этим знаковым элементам прерывистый характер, членит галереи на отдельные отрезки, размещает их по углам здания, выделяет балконы, украшает резьбой детали, стремясь придать фасадам большую живописность. (Рис.3).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Тип здания, выдержанного в «швейцарском стиле», близком к прототипам, был взят в качестве рекламы немецкого «Вольгастерского акционерного общества обработки и импорта американского дерева» для его официального бланка. [10] Эта фирма одна из первых поставила в середине XIX в. изготовление деревянных домов на промышленную основу – здания возводили по типовым проектам на фабрике, а затем собирали на местах.

«Швейцарский стиль», воспринятый европейцами через посредство образцов народного деревянного зодчества альпийских гор, значительно видоизменялся в течение XIX в. и к его концу условный термин применялся почти к любым сооружениям с пологими крышами, резной декорацией фронтона, балконами и галереями второго и мансардного этажей. Деревянные здания обогащались архитектурными приемами местных локальных плотничьих школ, дополнялись авторскими находками отдельных архитекторов, и в результате архитектура из дерева получила многоликую и разнообразную образную структуру, в которой едва прочитывались традиционные элементы, заимствованные из швейцарских кантонов.

Вторая половина XIX в. отличается большой степенью взаимопроникновения культур, особенно в сфере деревянного зодчества. Многочисленные книги образцов, издаваемые в Европе, проникали в Россию и пользовались большой популярностью. Многие жители Заонежья уезжали в «Питер городочек», [11] где делали успешную карьеру и привозили на родину городские новшества, в том числе касающиеся внешнего убранства жилых домов. Как представляется, приметы «швейцарского стиля», встречаются во внешнем убранстве жилых домов Заонежья, вошедших в состав современной экспозиции музея-заповедника «Кижи». В облике крестьянских домов появляются элементы, свидетельствующие о знакомстве их владельцев с популярными архитектурными тенденциями деревянного строительства. С 1870-х гг. на фасадах богатых деревенских изб Заонежья появились балконы, расположенные под фронтонами торцевых фасадов или мансардных выступов (дом Мошниковой, д. Ямка, нач. XX в.; дом Яковлева из села Клещейла Ведлозерского р-на и др.), галереи, украшающие жилище с торца или на углах дома (дом Елизарова из д. Середка Медвежъегорского р-на второй пол. XIX в., и др.) или опоясывающие здание с трех сторон (дом Ошевнева из дер. Ошевнево Медвежьегорского р-на, 1876 г.). [12] Тогда же на боковых сторонах домов появляются одно-двухэтажные крыльца с балконами. Повторяемость многих элементов архитектурного убранства позволяет думать об их промышленном изготовлении или о работе «по образцам».

Характерной особенностью мотивов «швейцарского стиля», использованных в архитектуре жилищ зажиточных домовладельцев края, является их откровенная декоративность. Особенно это касается балконов, расположенных под стыком пологих, далеко выступающих вперед крыш и опирающихся на простые балочные консоли или более сложные полуарки. Балконы исполняют функцию украшения щипцового завершения торца жилого дома, на них отсутствуют выходы из пространства мансарды или чердака, к ним обращены лишь оконные проемы с неподвижными декоративными ставнями. Балконы отличает композиционное многообразие: это может быть просто помост с оградой из дощатых балясин, воспроизводящих традиционный рисунок, повторяющийся на многих домах в экспозиции музея-заповедника; [13] или тройная композиция с витыми опорами, напоминающая триумфальные арки с более высоким центральным проемом. Особенно примечательны узкие галереи второго этажа, которые опоясывают отдельные дома с трех сторон (дом Ошевнева), или только один угол дома (дом Елизарова, дом Пономарева и др.). В отличие от швейцарских образцов, местные галереи не предназначены для использования: их ширина не превышает полуметра, они опираются на редко расположенные косые консоли, ограждения сделаны слишком низкими, чтобы быть безопасными. (Рис.4).

Отдельные жилые дома Заонежья – с нависающими крышами, резными балконами и галереями, филенчатыми ставнями и фигурными завершениями больших шестичастных вертикальных окон, резьбой столбов, подзоров и полотенец – привлекают внимание индивидуальностью, достигнутой использованием определенного набора типовых элементов, восходящих не только к собственным национальным, но и европейским традициям. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф