Москин Б.Д. (г.Петрозаводск)
К вопросу о пристройке колоколен к заонежским часовням в XVIII в. (по данным описи Выговского общежительства 1739 г.)
@kizhi
Аннотация: Традиционные деревянные бревенчатые храмы представляются нам практически монохромными. В статье систематизируются и анализируются данные о покрасках деревянных церквей. Выявляются определенные закономерности в использовании цвета и наиболее распространенные цветовые композиции. В качестве основных выводов можно отметить, что покраска тесовых и лемеховых кровель деревянных храмов была достаточно распространена. Иногда она выполнялась в один цвет, иногда в два или даже в три цвета. На крышах многих зданий устойчиво повторяется сочетание красного внизу и зеленого (темно-зеленого) вверху. Сведения о покрасках деревянных храмов XIX – начала ХХ в. и их сопоставление с источниками XVII – XVIII вв. позволяют сделать вывод о том, что цвет играл значительную роль в формировании архитектурного облика традиционных русских деревянных церквей.
Ключевые слова: деревянное зодчество; цвет в традиционной архитектуре;
Summary: Traditional wooden log churches seem to us almost monochrome. The article systematizes and analyzes the data on the painting of wooden buildings. Certain regularities in the use of color and the most common color compositions are revealed. As the main conclusions can be noted that the painting of the roofs of wooden churches was quite common. Sometimes it was performed in one color, sometimes in two or even three colors. On the roofs of many of the buildings depicted, the combination of red at the bottom and green (dark green) at the top is repeated steadily. Information about painting wooden churches of the XIX – beginning of XX century and compares them with the sources of the XVII – XVIII centuries allow us to conclude that the color played a significant role in shaping the architectural appearance of traditional Russian wooden churches.
Keywords: wooden architecture; color in traditional architecture;
Вопрос о пристройке колоколен к северным часовням в XVIII в. до сих пор полностью не разрешен. Исследователями назывались разные причины изменения конструкции часовен как, например, копирование церковных форм, влияние архитектуры Нового времени или укрупнение поселений. [1] В части работ изменение внешнего вида безалтарных храмов с середины XVIII в. только констатировалось. [2] Среди всех предположений отдельного упоминания заслуживает идея влияния внешнего вида выговских старообрядческих часовен. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выго-Лексенское старообрядческое общежительство было основано в 1694 г. в непосредственной близости от Заонежья. Старообрядцы-беспоповцы не принимали существующую церковную иерархию и не строили церквей. В мужской части на р. Выг и в женской части на р. Лекса центральными храмами являлись так называемые соборные часовни – крупные постройки без алтаря, с трапезными (помещения отапливались) и рядом стоящими колокольнями. В расположенных вокруг поселениях-скитах (в скитах допускалась жизнь обоих полов) также возводились только часовни.
О влиянии архитектуры старообрядческих часовен на заонежские безалтарные храмы писал И.Н. Шургин в статье 1999 г., при этом автор отмечал: «Вместе с тем часовни в скитах и заонежских деревнях отличаются расположением колокольни: в скитах колокольня – отдельное сооружение, в деревнях Заонежья – композиционная активная часть единого строения». [3]
Нам удалось выявить два упоминания, развивающие это положение, а именно: описание старообрядческой часовни с надстроенной колокольней, и описание часовни, имеющей, по-видимому, балкон-звонницу. Определимся, что для деревянных храмов под термином «колокольня» мы понимаем шатровую башню с площадкой для звона, а под термином «звонница» – другие устройства для подвеса колоколов. [4]
Выговские храмы не сохранились до нашего времени. О внешнем облике старообрядческих часовен первой половины XVIII в. можно судить в основном по документам того времени. Изображения обители на графических листах XIX в. могут помочь лишь косвенно, так как известно, что, например, соборные часовни за свою историю несколько раз перестраивались после пожаров.
Опись Выго-Лексенского общежительства 1739 г., которую мы используем, содержит сведения о внешнем виде часовен и их внутреннем убранстве. Она была составлена комиссией под руководством О.Т. Квашнина-Самарина при разбирательстве по делу олонецких раскольников. Текст описи был включен в сборник раскольничьих дел, изданный Г. Есиповым в 1861 г. [5] Данный документ в своих статьях рассматривала Г.И. Фролова, реконструируя внутреннее иконописное убранство выговских безалтарных храмов. [6] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Приведем содержащиеся в описи сведения [7] по внешнему виду десяти часовен и двух молелен.
Главным храмом Выговского общежительства была: «Часовня во имя Богоявления Господня сделана с перерубом, покрыта тесом на две стороны, на верху той часовни глава и крест деревянной». [8] Колокольня при храме всегда стояла отдельно, как видно по поздним изображениям и по тексту описи: «При той часовне имеется колокольня, круглая, на которой больших и малых семь колоколов с часами боевыми (часы с боем. – Б.Д.)». [9]
В Лексинской обители центральной была Крестовоздвиженская часовня: «Часовня во имя воздвижения честнаго креста с перерубом покрыта на две стороны тесом, на ней глава и крест деревянныя». [10] Колокольня здесь стояла также, не примыкая к храму: «При той часовне колокольня, на которой больших и малых колокол 4». [11]
Далее обратимся к описанию внешнего вида скитских часовен, у которых колокольни стояли отдельно.
В Шелтопорожском ските: «Часовня во имя Святаго пророка Илии построенная с перерубом, покрыта на две стороны тесом, на верху глава и крест деревянныя»; [12] «При той часовни колокольня с четырмя малыми колоколами». [13] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Боровском ските: «… другая часовня с перерубом во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрия Тихфинския»; «При той часовне колокольня круглая, в ней 3 колокола малых». [14]
В Тагозерском ските: «Часовня во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, сделана с перерубом покрыта на двое»; «При той часовне колокольня, на ней 2 колокола небольших». [15]
В Волозерском ските: «Часовня во имя Рождества Христова построена с перерубом, на ней глава и крест деревянныя»; [16] «При той часовне колокольня, на ней 3 колокола малых». [17]
Еще у двух часовен, упомянутых в описи, судя по всему, ни колоколов, ни колоколен не было. Это «малая» Знаменская часовня, про которую известно только то, что: «вкруг той часовни малая ограда». [18] Второй храм находился в Волозерском ските: «часовня ж небольшая во имя Вознесения Господня сделана с перерубом, на ней крест деревянной». [19]
В документе также упоминаются две молельни: «келья молитвенная» [20] и «Молебная келья с перерубом». [21] Для обеих не указано ни колоколов, ни колоколен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Теперь остановимся на интересующих нас храмах.
Часовня Выгорецкого скита предположительно имела звонницу (либо колокола были подвешены под кровлей крыльца): «Часовня во имя Вознесения Господня построена с перерубом, покрыта на две стороны тесом, на верху той часовни глава и крест деревянной»; [22] «При той часовни над крыльцом два колокола небольших». [23]
Отметим, что в Заонежье были выявлены часовни, имевшие рубленную звонницу над крыльцом (балкон-звонница). Это Петропавловская часовня в д. Насоновщина (о. Волкостров) на 1720-е гг. [24] (до проведения дендрохронологического анализа автор датировал постройку серединой XVIII в. [25] ) и часовня Архангела Михаила в д. Паяницы на рубеж XVIII – XIX вв. [26] Л. Петтерссон приводит еще несколько храмов подобного вида в Заонежье. [27] Возведение одного их них (в д. Тугариново) датируется второй половиной XVIII – первой четвертью XIX вв. [28]
Главное же упоминание относится к Боровскому скиту, где вторым храмом была: «Часовня во имя Преображения Господня построена с перерубом, покрыта тесом на две стороны, на ней глава и крест деревянные»; «Над крыльцом той часовни колокольня; в ней 2 колокола малых». [29]
Обратим внимание, что выговскими старообрядцами колокольни использовались также, как и при обычных церквях. В документах, связанных с описью 1739 г., указывается, что «и когда в той часовне оные раскольники на молитве бывают, и в то время благовест и звон отправляются, яко бы и при церкви обыкновенно» [30] или «К богослужению созывают звоном в колокола, яко бы и при церкви». [31] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Это дает возможность более уверенно говорить, о том, что в описании Преображенской часовни из Боровского скита под словом «колокольня» подразумевалась постройка с шатровым завершением, такая же по облику, как и колокольни при соборных часовнях.
Кроме того, в приведенных примерах речь идет не о б`илах или устройствах для их подвеса, потому что в случае их использования это отдельно оговаривалось: «Моление в часовне они сами отправляют и для сбора бьют в доску, потому что колоколов при этой часовне не было» [32] или «и когда для сбора в ту часовню собираться им надлежит, и тогда ударяют в доску, а колокол при той часовне неимеется». [33]
В Заонежье привычные для современного взгляда шатровые колокольни над часовнями начинают появляться с середины XVIII в. [34] Одним из самых ранних примеров надстройки колокольни является часовня Спаса Нерукотворного из д. Вигово, сейчас находящаяся на о. Кижи. По последним данным храм был возведен в 1710-х гг., [35] а колокольня достроена в 1740–1760-х гг. [36]
Выявленное указание на колокольню над крыльцом выговской старообрядческой часовни, построенной до 1739 г., по всей видимости, является наиболее ранним подобным упоминанием для Обонежья. Это актуально и для Заонежья, в силу тесных связей его жителей с Выгорецией. [37] Сведения описи развивают идею о формировании облика заонежских безалтарных храмов под влиянием внешнего вида выговских старообрядческих часовен в XVIII в.
- [1] Орфинский В.П., Гришина И.Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004. С. 36; Вахрамеев Е.В. Эволюция архитектурных форм часовни Михаила Архангела // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1986. С. 220; Яскеляйнен А.Т. К вопросу датировки и эволюции часовни Петра и Павла на Волкострове // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 130.
- [2] Горностаев Ф.Ф., Грабарь И.Э. Деревянное зодчество Русского Севера // Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969. С. 222; Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С. 47. См. также рукопись: Петтерссон Л. Культовая архитектура Заонежья. Хельсинки, 1950. Перевод Н.А. Гринина, 1971 (Научный архив музея «Кижи», ф. 1, оп. 3, ед. хр. 2432, л. 5, 67, 70).
- [3] Шургин И.Н. Кенозерские часовни // Живая старина. 1999. № 2. С. 21.
- [4] Суслов В.В. О древних деревянных постройках северных окраин России // Труды VI Археологического съезда в Одессе 1884 года. Одесса, 1886. Т.1. С. 262; Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб., 2002. С.141–143.
- [5] Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861.
- [6] Фролова Г.И. 1)Внутреннее убранство Выговской Богоявленской соборной часовни // Кижский вестник. Петрозаводск, 1994. Вып.4. С.143–154; 2)Внутреннее убранство часовен Выговской пустыни // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: сб. науч. ст. и материалов. СПб., 2003. С. 159–167.
- [7] «Описание обретающимся в олонецком уезде как мужеска так и женска полу раскольническим скитам здания, и сколько в котором ските раскольников и раскольниц записных и незаписных в жительстве имеется, и из которых мест и когда в те скиты пришлые и чьи крестьяне, о том ведомость поскитно следует ниже сего, а имянно». Далее Г.Есипов делает примечание: «Представлено в Тайную Канцелярию Квашниным Самариным. Мы выписали только о зданиях» (Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. С. 532).
- [8] Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. С. 532.
- [9] Там же. С. 534.
- [10] Там же. С. 536.
- [11] Там же. С. 537.
- [12] Там же. С. 538.
- [13] Там же. С. 539.
- [14] Там же. С. 541.
- [15] Там же. С. 543.
- [16] Там же. С. 543.
- [17] Там же. С. 544.
- [18] Там же. С. 535.
- [19] Там же. С. 544.
- [20] Там же. С. 535.
- [21] Там же. С. 538.
- [22] Там же. С. 541.
- [23] Там же. С. 542.
- [24] Яскеляйнен А.Т. Оптимизация хронологической атрибуции сооружений деревянного зодчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Петрозаводск, 1998. С. 35. (Рукопись).
- [25] Яскеляйнен А.Т. К вопросу датировки и эволюции часовни Петра и Павла на Волкострове // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 125–126.
- [26] Вахрамеев Е.В. Эволюция архитектурных форм часовни Михаила Архангела // Архитектурное наследие и реставрация: Сб. науч. тр. М., 1986. С. 221.
- [27] Рукопись: Петтерссон Л. Культовая архитектура Заонежья, л.44–45 (Научный архив музея «Кижи», № 253. 1971).
- [28] Орлов А.В. Развитие функционально-планировочной структуры часовен Заонежья во второй половине XVII – начале XX века // Архитектурное наследство. М., 2013. Вып.58. С. 46.
- [29] Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. C. 540.
- [30] Там же. С. 419.
- [31] Там же. С. 374.
- [32] Там же. С. 376.
- [33] Там же. С. 423.
- [34] Рукопись: Петтерссон Л. Культовая архитектура Заонежья, л.70 (Научный архив музея «Кижи», № 253. 1971).
- [35] Орлов А.В., Кистерная М.В., Козлов В.А. Комплексная хронологическая атрибуция часовни Спаса Нерукотворного из Заонежской деревни Вигово // Учен. зап. Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. 2010. № 8(113). С. 69.
- [36] Козлов В.А., Орлов А.В., Кистерная М.В. Проблемы датировки некоторых часовен музея-заповедника «Кижи» // Рябининские чтения – 2011: Материалы VI науч. конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 73, сн. 7.
- [37] Воробьева С.В. Кижские крестьяне – первонасельники Выгореции // Рябининские чтения – 2007: Материалы V науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 15–19.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.