Носкова А.Г. (г.Санкт-Петербург)
Никольская церковь в Горке – малоизвестная предшественница кондопожского храма
@kizhi
Аннотация: Всего в 20 км к востоку от Кондопоги находится село Горка. Здесь в XVII столетии была построена деревянная шатровая церковь во имя Николая Чудотворца. Единственная публикация о ней появилась в конце XIX в., и с тех пор памятник не упоминался в работах исследователей. Новые архивные материалы рассказывают об архитектурных особенностях давно утраченной постройки и позволяют назвать ее ближайшим аналогом Успенской церкви в Кондопоге.
Ключевые слова: деревянное зодчество; шатровые церкви; Прионежье; храмостроительная традиция; Кондопога ;
Summary: Just 20 km East of Kondopoga is the village Gorka. Here in the XVII century was built a wooden tent-roofed St. Nicholas Church. The only publication about it appeared in the late XIX century, and since then this Church was not mentioned in the publications of researchers. New archival materials tell about the architectural features of the long-lost building and allow us to call it the closest analogue of the Assumption Church in Kondopoga.
Keywords: wooden architecture; tent-roof churches; Onega Region; храмостроительная традиция; Kondopoga;
Селение Горка находится всего в 20 км к востоку от Кондопоги. Сейчас на красивом возвышенном месте стоит полуразрушенная каменная церковь Николая Чудотворца 1848 г. постройки. Еще в конце XIX в. в одной ограде с ней находились деревянный храм того же посвящения и стоящая отдельно деревянная колокольня. Когда они были утрачены, пока точно установить не удалось, но в документах Синода 1910 г. в приходе значилась уже только одна каменная церковь. [1] Нет и изображений утраченного комплекса. По этой причине деревянный Никольский храм остается неизвестным исследователям и не упоминается в работах по архитектуре Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Единственная, но очень ценная публикация о Горском приходе, вышла в 1894 г. в «Олонецких губернских ведомостях» (ОГВ). [2] Автором ее был Петр Иоаннович Певин – сын горского священника Иоанна Певина. В остальном сведения о старинном храме и истории погоста могут быть почерпнуты только из архивных источников. В статье П. Певина отмечается, что в переписи Заонежских погостов Андрея Плещеева 1582 г. среди деревень, относившихся к Кижскому погосту, Горки не встречается, зато есть целых три Чеболакши. П. Певин высказывает мнение, что деревня, отмеченная Плещеевым как «на Онежском озере в Чеболакши», и есть нынешнее село Горка. [3] Последовательное рассмотрение писцовых и переписных книг XVII–XVIII столетий подтверждает его предположение.
Во времена проведения переписей 1582 и 1616–1619 гг. церкви в Чеболакше еще не было, но в писцовой книге 1628–1631 гг. читаем: «…выставка в деревне на Лукинской трети да у них же другая деревня, словет в Чеболакше Кузнецовская, стоят вопче», в ней отмечена церковь Николы Чудотворца «теплая, древяна, с трапезою, стала внове». [4] В следующих переписях 1646 и 1678 гг. Никольская чеболакская церковь упоминается, правда без описания. Краткую характеристику храма мы вновь находим в «Отказной книге на Заонежские погосты» письма Брянчанинова 1696 г.: «Того же Кижского погоста волостка на Онеге озере Чеболаская, а в ней церковь Николы Чудотворца, древяна, шатрова». [5] Новое название погост и волость получают в начале XVIII в. В Переписной книге 1722–1723 гг. читаем: «Дворцовая Чеболашская Горская волость, а Горская тоже». [7] Впоследствии название «Горка» закрепилось за этим местом, а Чеболакшей называлась уже только деревня в нескольких километрах к северу от погоста.
П. Певин обстоятельно разбирает вопрос о времени постройки горской деревянной церкви, цитируя документы, хранившиеся в храме. [8] Древнейшим из них была челобитная, которую «Чеболакшский поп Панкрат Самсонов подает в 152 г., т. е. 7152 или 1644 г.». П. Певин справедливо замечает, что факт существования церковнослужителей в приходе в 1644 г. указывает на то, что церковь тогда уже была. Вторым документом он называет «Опись церковную Горской выставки» 1768 г., в которой говорилось: «Церковь деревянна, во имя Чудотворца, построена в лето 7135 го», т. е. в 1627 г. Однако в ней не было сказано, откуда заимствованы сведения о годе постройки храма. Наконец, третий документ – «Исторические сведения о Горском приходе», составленные в 1840-е гг. благочинным – уже однозначно сообщал и дату постройки храма, и источник информации: «Церковь деревянная, во имя Святителя Николая, построена в 7135 году тщанием прихожан, сие записано на деревянном кресте, хранящемся в церкви». Все эти документы, по-видимому, не сохранились. Но в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) и Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) есть копии с составлявшихся в 1830-х и 1850-х гг. сведений по истории прихода. В них мы находим те же сведения о кресте с датой 7135 г. [9] Все это согласуется с данными переписной книги 1628–1631 гг., сообщающей, что церковь на тот момент «стала внове».
Отцом Петра Певина священником Иоанном Певиным в 1887 г. была составлена метрика горской церкви [10] . Это главный источник, дающий нам новые знания о памятнике. И в метрике, и в статье в ОГВ рассказывается о находке, указывающей на другую дату постройки храма в Горке. Более точные сведения даны в метрике: «При поправке деревянной Николаевской церкви […] в Горском приходе, под блюдом шатра открыта, написанная на восьми досках черною краскою, которая от времени почти изгладилась, надпись следующаго содержания: На первой доске: “Лета ЗРОЗ (7177) году построен сей Храм”; на 2 доске: “Иже во Святых Отца нашего Николы Архиепископа Мирликийского Чудотворца при дер”; на 3 доске: “жаве Великаго Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича”; на 4 доске: “Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем Патриархе Иоасафе”; на 5 доске: “и при Преосвященном Митрополите Питериме и при Благоверной Царице и Великой Княгине Марьи”; на 6 доске: “Ильичне и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Алексеи Алексеевиче и при Благо”; на 7 доске: “верном Царевиче и Великом Князе Феодоре Алексеевиче и при Благоверном Царевиче и Великом Князе”; на 8 доске: “Семеоне Алексеевиче и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Иване Алексеевиче во славу Богу”. Доски сии по причине ветхости, при исправлении церкви сняты с церкви и ныне находятся под церковною колокольнею» (ОР НА ИИМК, ф. Р-III, д. 4215, л. 2).
Обнаружена эта надпись была при ремонтных работах 1865–1867 гг. Она находилась «под блюдом шатра», то есть под его полицей. П. Певин в 1894 г. сообщает, что к этому времени из 8 досок осталось только четыре, а остальные по неведению были уничтожены рабочими при ремонте колокольни в начале 1890-х гг. Местонахождение упоминаемого в источниках креста было тогда уже неизвестно священнослужителям Горского прихода. [11] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Итак, крест говорил о постройке церкви в 7135 (1627) г., а надпись на самом храме указывала 7177 (1669) г. [12] П. Певин объясняет это тем, что храм был основан в 1627 г., а в 1669 происходило его поновление или расширение. По его словам, при ремонте церкви «горские крестьяне заметили, что храм был сделан из бревен, бывших уже в употреблении при какой-то постройке. Не иначе, что эта постройка был тот же храм, расширенный или вновь переделанный в 1669 г.». Думается, что это верное объяснение. При серьезной перестройке храм должен был быть заново освящен, и на нем могла появиться храмозданная надпись. Крест с более ранней датой продолжал храниться при этом в церкви. Эта дата и указывалась в документах, как первоначальное время основания церкви. Построенный в 1627 г. храм мог быть и не шатровым, шатер впервые упоминается в переписи 1696 г. Но сохранность надписи под полицей шатра (в подлинности которой сомневаться нет оснований) утверждает нас в мысли, что с 1669 г. центральный столп церкви сохранял свое объемное решение неизменным.
О первоначальном облике церкви и произошедших в результате ремонта 1860-х гг. изменениях П. Певин пишет следующее: «Вид этого храма был таков. Небольшая, около 7 саж. длины, церковь не была обшита тесом ни с внутренней, ни с внешней стороны. Над срединой храма возвышался шатер, постепенно суживающийся кверху. Вовнутрь храма вели две лестницы с севера и юга; по сторонам лестниц были устроены перила, а над верхом лестниц, как и над входным крыльцом, – навес. Внутренний вид церкви был сумрачный. Церковь освещалась небольшими окошечками, и притом окна были размещены не в одну линию, а так, что одни окна были выше, другие ниже. Внутреннее деление храма на части было так неравномерно, что паперть выходила более среднего храма, могущего вместить десятка 2–3 молящихся; остальные же предстоящие должны были оставаться в паперти... После двухсотлетнего существования, древний вид храма был изменен. Конусообразная форма осталась та же. Прежний средний храм и паперть теперь составили один средний храм. Вновь были пристроены паперть и площадка с входной лестницей, так что длина храма увеличилась. С внутренней и внешней стороны храм был обшит тесом. Старинные верхние окна были уничтожены, а нижние увеличены […] Наконец, произведена окраска всего храма с внутренней и внешней стороны». [13]
Единственное краткое описание, составленное до ремонта 1860-х гг., было обнаружено в исторических сведениях от 1832 г.: «Церковь […] холодная во имя Святителя и Чудотворца Николая в длину с олтарем и папертью 7 сажен, в широту олтарь 1 ½ сажени, внутренность церкви 2 саж. паперть 2 ½ саж. об одной главе продолговатая» (ОПИ ГИМ, ф. 450, д. 696, л. 50).
Послеремонтный облик постройки в подробностях рисует нам метрика. «В 1865–1867 годах, вместо обветшавшего входного крыльца, пристроены новая паперть и новое же крыльцо с лестницею, в 13 ступеней, кои по бокам обнесены перилами, над крыльцом устроена крыша на столбах […] Алтарь церкви четыреугольный – в длину 5 ар., ширину 4 ½ арш. и вышину 3 ½ аршина. Церковь внутри разделяется на две части – Восточную, что близ царских врат: вышина 6 ¼ арш., ширина 2 саж. и длина 2 саж. и Западную до паперти вышина коей 3 ½ арш., ширина 2 ½ саж. и длина 2 саж. 2 ½ аршина. Длина паперти 5 арш. 2 ½ арш. и высота 3 ½ аршина. (В документе допущена какая-то ошибка при указании размеров паперти. – А.Н.) Церковь вся деревянная, как внутри обшита тесом, так и снаружи обшита и окрашена [...] Галерей вокруг церкви нет […] Алтарь, храм и паперть крыты на два ската, а крыша шатра до шейки главы – конусообразно […] Подзоров у крыши нет. Весь корпус храма и крыша крыты новым тесом в 1867 году […] Поверх купола церкви устроена одна глава, обитая белым листовым железом, а на алтаре поставлен один крест без главы […] Окна четырехугольные с рамами в 6 стекол, высота окон 1 ½ арш., ширина 1 арш. 2 вер. В окна вставлены железные решетки, наподобие рам. Устроены окна с северной и южной стороны, в алтаре оных 2 […], в храме 8 – по 4 на каждую сторону и в паперти два […] Двери в храме двои, – одни со входного крыльца в церковную паперть, а другие из оной в церковь, обе деревянные, – первые из них щитовые, а вторые филенчатые, ничем не обиты, а выкрашены белилами […] Вход в церковь один с Западной части […] Алтарь отделяется от храма одним иконостасом, двери для входа в алтарь двои: Царские и северные […] В паперти нет никаких приделов, а также и в других частях храма […] Своды храма простые и прямые, как в обыкновенных домах; потолки подшиты досками […] Столбов нет […] Иконостас старинного устройства в три яруса […] Нет – ни звонницы ни бил […] В церкви печей нет, она холодная […] Совокупно с церковию колокольни нет, а устроена она в 1802 году, деревянная, в недальнем расстоянии, в виде башни, купол конической формы […] с главою и с 8 конечным крестом, обитыми белым листовым железом […] Потолок храма под шатром покрыт 13 иконами (небеса), писаны сии иконы в 1867 году, на холсте» (ОР НА ИИМК РАН, ф. Р-III, д. 4215, л. 3–11).
Это описание дает нам вполне ясное представление о храме. Но самое замечательное, что на приведенный в метрике вопрос о наличии и виде карнизов дан следующий ответ: «На нижней части храма нет (карнизов. – А.Н.), а шатер устроенный сверху сначала четыреугольный, а с половины уже осьмигранный до блюда купола с карнизами в 2 ряда в форме размещенных один подле другого трехугольников стопа шатра, а выше к блюду уже шире и шире» (Там же, л.4). «Шатром» здесь, по-видимому, именуется вся верхняя часть храмового столпа между уровнем потолка церкви и полицей у основания шатрового завершения (само шатровое покрытие называется в документе «крышей» или «конусообразным куполом»). По этому пункту метрики мы можем заключить, что церковь имела два фронтонных пояса, а выражение «шире и шире» наводит на мысль о двойном расширении кверху храмового столпа, т. е. он, скорее всего, состоял из двух восьмериков на четверике, каждый из которых был поставлен на повал нижележащего. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, церковь в Горке встает в ряд ранних представителей прионежской храмостроительной традиции и вместе с храмами в Линдозере (1634 г.) и на Лычном острове (1620 г.; вторая половина XVIII в.) является ближайшим аналогом и непосредственным предшественником Успенской церкви в Кондопоге. [14]
Горизонтальные размеры горской церкви, приведенные в источниках, почти в точности совпадают с размерами храма в Яндомозере (1650 г.). Линдозерская и лычноостровская церкви также были очень близки им по своим плановым размерам. Все это совсем небольшие храмы.
Конечно, кондопожская церковь, построенная в 1774 г., была гораздо масштабнее, отличалась совершенством пропорций, конструктивными новациями и деталями, но она, безусловно, была преемницей и наследницей местных храмов XVII столетия, с еще одним из которых нам позволили познакомиться архивные документы.
- [1] Российский государственный исторический архив, ф. 799, оп. 33, д. 1123, л.22 б (Страховые документы на церковное имущество Петрозаводского уезда Олонецкой епархии. 6-й окр. 1910–1913 гг.).
- [2] Певин П. Очерк Горскаго прихода, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии // Олонецкие губ. вед. 1894. № 46. С. 7–10; № 47. С. 8–12; № 48. С. 6–9; № 49. С. 8–10; № 50. С. 5–8; № 51. С. 7–9; № 52. С. 7–9; № 53. С. 7–9; № 54. С. 9–10; № 55. С. 7–8; № 56. С. 6–7; № 57. С. 8–10; № 58. С. 7–9; № 59. С. 6–8; № 60. С. 6–9; № 61. С. 8–9.
- [3] Певин П. Очерк Горскаго прихода… № 47. С. 9.
- [4] Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1988. С. 62.
- [5] Коновалов И. Писцовые и переписные книги Заонежья XVII в.: Материалы к истории Заонежья. Петрозаводск, 2 [6] . Кн.1. С. 150.
- [6] 004
- [7] Жуков А. Ю. Погосты, волости и приходы Карелии (по материалам переписей Заонежских погостов конца XV – середины XVIII вв.) [Интернет-ресурсы] URL : http://resources.krc.karelia.ru/illh/doc/rgnf_zhukov/pogosty_i_volosti_karelii.pdf
- [8] Певин П. Очерк Горскаго прихода… № 47. С. 11–12.
- [9] НА РК, ф. 25, оп. 20, д. 39/444, л. 34 (Дело с историческими описаниями приходов Пудожского, Петрозаводского уездов, составленные для поручика Генерального штаба Обручева, командированного в 1860 г. в Олонецкую губернию для производства военно-статистических работ); ОПИ ГИМ, ф. 450, д. 696, л. 50 об., 71 об. (Сведения о приходах Петрозаводского уезда. 2 пол. XIX в.).
- [10] Отдел рукописей Научного архива Института истории материальной культуры РАН, ф. Р-III, д. 4215 (Метрика церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Архиепископа Мирликийского, Олонецкой епархии, Петрозаводского уезда, села Горки). Далее в тексте – ОР НА ИИМК.
- [11] Певин П. Очерк Горскаго прихода… № 47. С. 11.
- [12] Традиция помещать храмозданную надпись под кровлями храма известна на Севере. Примерами служат Никольская церковь Муезерского монастыря (1602 г.) и Вознесенская в Пияле (1651 г.). Деревянные кресты с надписями о времени постройки и освящения храма, хранившиеся под престолом церкви, известны в основном по архивным источникам: Георгиевская церковь в Шеменичах (1522 г.), Никольская в Деревянном (1683 г.), Никольская в Согиницах (1696 г.) и др.
- [13] Певин П. Очерк Горскаго прихода… № 47. С. 12.
- [14] Подробнее о шатровых храмах северо-западного Прионежья XVII в. см.: Бодэ А.Б., Носкова А.Г. Успенская церковь в Кондопоге. Строительная история, архитектурные особенности, прионежские аналоги // Архитектурное наследство. М., 2 [15] . Вып.65. С. 91–102.
- [15] 016
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.