Усов А.А. (г.Архангельск)
Крестьянское жилище как способ адаптации в традиционной культуре Русского Севера (на примере с.Ворзогоры Онежского района)
@kizhi
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Архангельской области (конкурс научных проектов «Молодые ученые Поморья») № 17-2019-02а «Традиционное крестьянское жилище как способ адаптации к природным условиям Европейского (Русского) Севера и Арктики»
Аннотация: Предметом исследования выступают специфические механизмы адаптации крестьянского населения Русского Севера к природно-климатическим условиям окружающей среды. Эти механизмы выражены через архитектурно-конструктивные элементы традиционного жилища, а также включены в «метаархитектурную» традицию – синтез строительной культуры и обрядности. Объект исследования – северорусский комплекс дома-двора. Исследование посвящено особенностям освоения крестьянином окружающей среды в процессе возведения традиционного жилища.
Ключевые слова: крестьянский дом; жилище; деревянная архитектура; традиционная культура; Русский Север; адаптация;
Summary: The research subject is the specific adaptation mechanisms of the Russian North peasant population to the natural and climatic conditions of the environment. These mechanisms are expressed through the architectural and constructive elements of the traditional dwelling, and are also included in the «metaarchitectural» tradition, the synthesis of building culture and rituals. The object of study is the Russian North house-yard complex. The research is devoted to the peculiarities of the making environment by the peasant in the process of building a traditional dwelling.
Keywords: Peasant house; dwelling; wooden architecture; traditional culture; Russian North; adaptation;
Русский Север – регион, располагающийся в зоне умеренно холодного субарктического климата (по классификации Кеппена-Гейгера), [1] что вынудило поселенцев приспосабливаться к особым, суровым условиям: низким зимним температурам, относительно короткому лету, обильным осадкам, промерзлой почве и холодным ветрам. С другой стороны, Русский Север – обширная территория богатая лесом, что предопределило древесину, как основной строительный материал. Здесь не закрепилось полноценное крепостное право. Крестьяне, хотя и несли различные повинности, не были обременены барщиной и личной зависимостью, имели больше времени и свободы для ведения собственного хозяйства. [2] Благодаря этим факторам, на Севере сложился специфический тип дома-двора или дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные постройки. Кроме защитной функции, такое планово-архитектурное решение обеспечило возможность заниматься хозяйственными работами, не выходя на улицу. Дом-двор стал основным способом устройства жилья на Русском Севере. Более того, способом организации пространства как на профанном, так и сакральном уровне: пространственно-предметной средой удовлетворения важнейших биологических потребностей крестьянской семьи, пространством труда и отдыха, в нем протекали временные координаты крестьянского бытия. [3]
Наиважнейшей задачей северорусского комплекса дома-двора стало сохранение тепла. В первую очередь эта функция возлагалась на русскую печь, занимавшую треть объема жилого пространства – избы, однако форма и компоновка объемов срубов также играли свою роль. Благодаря максимальной компактности помещений, дом-двор снижал количество теплопотерь в 2–2,5 раза, по отношению к аналогичным постройкам средней полосы. Это обеспечивало не только конструктивно-бытовую, но и психологическую надежность жильцов в условиях Севера. [4]
Нагляднее адаптивная функция дома прослеживается в районах с наиболее сложными климатическими условиями. Чем дальше на север – тем ниже становятся температуры, и тем больше внимания при постройке жилища уделялось утилитарной стороне вопроса. Примером такого рода поселения в данном исследовании выступает с. Ворзогоры Онежского района Архангельской области. Село расположено на Поморском берегу (территория берега от г. Онеги до г. Кеми) на вытянутом с востока на запад мысе Белого моря на расстоянии в 4 км от реки Нименьга и в 15 км от устья реки Онеги. Состоит из двух деревень Кондратьевская и Яковлевская. В настоящее время деревни находятся на расстоянии километра друг от друга, а само с. Ворзогоры входит в состав Нименьгского муниципального образования, находится в 21 км от районного центра г. Онега. [5]
В широком смысле, адаптация посредством жилища начиналась до его фактического возведения. В первую очередь люди приспособили под свои нужды местные ресурсы. Строительным материалом в большинстве случаев выбиралась сосна. Она отличалась плотностью, прочностью, малым количеством сучков, большой устойчивостью к влаге. В этом смысле, лучшим материалом выступала лиственница, однако она была намного реже, дороже и применялась как основа для окладного венца сруба. Дополнительной сложностью, кроме подбора подходящих материалов для жителей Ворзогор являлась их добыча. Рядом с поселением почти не было строительного леса, и люди отправлялись в сторону реки Онеги, к так называемой «Малдыни». [6]
Второй фактор метаархитектурной адаптации – выбор места. Русский Север богат не только лесными, но и водными ресурсами. Традиционно двумя важнейшими ориентирами для постановки жилища выступали солнце и вода. Как указывает Е.Э. Бломквист, с древних времен крестьянин всегда старался поставить свое жилище окнами на юг – на «лето». Во многих северных селениях окна зимней жилой части обращены на юг, юго-восток или юго-запад, в то время как окна летних жилых помещений выходят на берег реки или озера и обращены на восток, юго-восток, северо-восток. При этом, если жилые помещения находятся на одной стороне, то направления к солнцу и воде совпадают. [7] Обращение окон избы к солнцу носило в первую очередь утилитарный характер и было особенно важно в условиях Севера. Короткое лето, низкие температуры были причиной недостатка в освещении и тепле. Удовлетворить эту потребность можно было несколькими способами, но на базовом уровне эта функция возлагалась на размещение самой постройки. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Обычно, поселения на Русском Севере располагались по берегам рек. Некоторые поселенцы выбирали часть суши на берегу моря – источника пищи: морской рыбы и зверя. Однако, даже селясь на побережье, человек неизменно тяготел к устью ближайшей реки. Это обеспечивало доступ к пресной воде, речной рыбе и круглогодичной транспортной магистрали. Ворзогоры представляют собой редкий для Русского Севера тип поселения, выстроенного на морском побережье, но вдали от рек. Другой известный пример – с. Кащкаранцы на Терском берегу (в Кандалакшском заливе Кольского п-ова) Белого моря.
Чтобы поставить дом, местные жители учитывали локальные перепады высот и ненадежную песчаную почву. Так как море находится на севере поселения, поставленные ближе к берегу дома ориентированы избами точно на юг, на солнечную сторону. В то же время хозяйственные части удачно исполняют роль буфера, защищающего жилье от холодного морского ветра (Рис. 1).
В д. Кондратьевская традиционная ориентация избы была продиктована двумя дополнительными факторами: природным (особо сложным рельефом местности) и социокультурным (наличием сакрального центра – архитектурного ансамбля-тройника, который представлен Никольской церковью 1636 г., Введенской церковью 1793 г. и колокольней 1862 г.). [8] Такое сосредоточение культовых сооружений вынуждало плотника ставить дом сообразно религиозно-эстетической доминанте поселения. Дополнительную сложность составляло расположение самого тройника – с южного края деревни на холме.
Строить дом у основания холма не рационально из-за естественного скопления осадков в каждом из сезонов: дождевых осадков летом и снежных заносов зимой. Строения с северной и западной стороны тройника имеют удачное расположение относительно хода солнца. Но устанавливая жилище с восточной стороны от храмов, плотник был вынужден адаптировать постройку в соответствии со специфическим выбором: пожертвовать хорошей освещенностью или красивым видом. Отметим, что ориентация окон главного фасада на архитектурный ансамбль является преобладающей для всех жилищ, расположенных в центре деревни, близко к храмам. Постройки с краю поселения ставились исходя из природно-климатических соображений. [9]
Основные архитектурно-конструктивные элементы жилища с. Ворзогоры соответствуют аналогичным на территории Русского Севера. Большинство домов-дворов в деревнях – пятистенки, хотя зафиксировано несколько шестистенков. По способу соединения жилой и хозяйственной части дома-комплексы соответствуют типу «брус». Каждый выстроен на высоком подклете, который является общим для жилищ севера способом приспособления построек к промерзлой земле и обильным осадкам. На данной конкретной территории подклет также обеспечивает защиту от заноса дома песком. В настоящее время некоторые старые дома-комплексы, которые размещены не на возвышенности, выглядят достаточно низкими и напоминают, скорее, поземные жилища, характерные для южных районов (Рис. 2).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Интересно, что некоторые жители интерпретируют низкие постройки в качестве фактора адаптации: как они считают, меньшие размеры способствуют снижению ветровой нагрузки. [10]
Ввиду холодной, песчаной почвы, фундамент также приспосабливают под северные условия. Если для фундаментов южных районов характерны, в том числе пни-«стулья», [11] то в с. Ворзогоры под окладными венцами использовались исключительно камни-валуны, которых было в достатке на побережье. Обычно хватало 4–8 на постройку.
В настоящее время большинство домов-комплексов рублены «в лапу», т.е. в «чистый угол» без остатка. Местные жители не смогли дать объяснения массовому использованию данного конструктивного приема, однако, судя по всему, подобная техника применялась для экономии древесины и удобства последующей обшивки. В наиболее старых постройках, например, доме Э.Н. Мартын (середина XIX в.), сохранились как элементы соединения бревен «в обло» с остатком, так и присущая крестьянским домам Севера деталь [12] : мощные столбы, врытые в землю, несущие на себе верхнюю часть сруба крытого двора (Рис. 3).
Связывание бревен «в обло», как известно, предотвращало промерзание углов сруба и способствовало сохранению тепла в избе. В то же время столбы-подпорки позволяли заменять нижние прогнившие венцы хозяйственной части без необходимости полностью разбирать её.
Стоит отметить, что в с. Ворзогоры на домах практически отсутствует какой-либо декор. С одной стороны, в декоративном убранстве крестьянского жилища на Севере отражалась богатая народная культура, воплотилась целостная система восприятия окружающего мира. [13] Но с другой, декор был неотделим от архитектурно-конструктивных элементов северного дома-двора. Каждый имел не только символическое, но и утилитарное наполнение. Так, например, резные причелины защищали торцы поперечных бревен крыши – слег – от осадков, а наличники швы оконных проемов – от продувания. В деревнях с. Ворзогоры сохранены сами элементы, но их функция украшения утрачена. Как объясняют местные жители, в таких тяжелых условиях у их предков не было времени, сил и желания украшать дома. Выживание стояло на первом месте. Потому, даже отсутствие декора косвенно является одной из особенностей местной адаптации к природным условиям Севера. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, с. Ворзогоры представляет собой наглядный образец поселения, возникшего в условиях сурового климата Русского Севера, где процесс возведения и архитектурно-конструктивные элементы жилища являлись естественным способом адаптации к окружающей среде.
- [1] Souch C. The Influence of Climate Building Design and Materials // Habitat: Vernacular Architecture for a Changing Planet. London, 2017. P. 28.
- [2] Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, 2005. С.28.
- [3] Пермиловская А.Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатеринбург; Архангельск; Ярославль, 2013. С. 208.
- [4] Ушаков Ю.С. Архитектурное наследие – в строй современности (Опыт народной архитектуры русского Севера). Л., 1980. С. 12.
- [5] Жигальцова Т.В. Село Ворзогоры – историческое поселение Онежского Поморья, Арктической зоны РФ // Человек и культура. 2018. № 5. C. 22.
- [6] Полевые материалы автора (Усов А.А. Отчет об экспедиции в с. Ворзогоры, Онежский район, 2018).
- [7] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: очерки нар. материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX .– нач. ХХ в. М., 1956. С. 58.
- [8] Жигальцова Т.В. Село Ворзогоры – историческое поселение Онежского Поморья. С. 26.
- [9] Полевые материалы автор (Усов А.А. Отчет об экспедиции в с. Ворзогоры, Онежский район, 2018).
- [10] Там же.
- [11] Раппопорт П.А. Древнерусское жилище VI–XIII вв. // Археология СССР. Свод археологических источников. Л., 1975. С. 7.
- [12] Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество: Гражданское зодчество: северная деревня, двор-комплекс, приусадебные постройки и мосты, промысловые постройки, архитектурные детали и фрагменты. М., 1983. С. 77.
- [13] Пермиловская А.Б. Декоративное убранство и символика народной архитектуры Русского Севера // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2011. № 1–4. С. 110.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.