Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Забытая коллекция. Интернет-проект министерства культуры Российской федерации «Культурные ценности – жертвы войны»
@kizhi
Аннотация: статья посвящена судьбе культурных ценностей – икон из церквей и часовен Заонежья, перемещенных в годы Великой Отечественной войны с территории оккупированной Карелии в Финляндию.
Ключевые слова: иконы; Великая Отечественная война; Заонежье; перемещение культурных ценностей;
Summary: the article is devoted to the fate of cultural values – icons from churches and chapels of Onega Lake displaced during the Ggreat Patriotic war from the territory of occupied Karelia to Finland.
Keywords: icons; Great Patriotic war; Onega Lake; movement of cultural values;
Проблема выявления утраченных ценностей в годы войны 1941–1945 годов и в настоящее время остается чрезвычайно сложной. Министерство культуры Российской Федерации в Сводном каталоге – уникальном справочно-информационном издании – регулярно публикует сведения об утраченных культурных предметах. Опубликовано 15 томов каталога в 33 книгах на русском и английском языках.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Исследование и охрана памятников в Заонежье в годы финской оккупации – явление уникальное. Финляндия вступила войну с СССР 10 июля 1941 г. После кровопролитных боёв, к зиме 1942 г. большая часть Карелии была оккупирована финскими войсками. По приказу маршала Карла Густава Маннергейма 15 июля 1941 г. было создано «Военное управление Восточной Карелии». За проведение научно-исследовательской деятельности на территории оккупированной Карелии отвечало Военное ведомство, на службу которого были привлечены академические преподаватели: геологи, биологи, географы, антропологи, этнографы, археологи, искусствоведы, художники, архитекторы.
В октябре 1942 г. по приказу Густава Маннергейма в Отдел просвещения Военного ведомства был направлен 23-летний Ларс Петтерссон, магистр по церковной архитектуре и истории. Для его консультирования назначили специалиста по иконописи Бертила Хинце (директор Художественной галереи в Хельсинки) и православных священников Эркки Пийронена и Пенти Хярконена.
Ученые в годы оккупации Заонежья оставались исследователями: они занимались научной работой. Финны старались показать своим союзникам, что имеют право на акцию изучения соплеменников. Идея «великой Финляндии» вызревала с 1922 г.: земли Восточной Карелии рассматривались, как земли предков.
Первоначально, финские оккупанты проявляли полное пренебрежение к вражеским святым реликвиям: «…ненавидя всё русское, в частности, церковную символику “рюссей”, считали, что изъятие икон тоже относится к освобождению Карелии». С. Пялси, военнослужащий службы информации, в письме от 26 марта 1942 г. в Комитет научного изучения Карелии сообщал: «…карельские иконы… продолжают оставаться самыми желанными военными сувенирами… собиратели военных сувениров редкий дом оставляли нетронутым… …в Финляндии, иконами уже даже начали торговать».
Вскоре отношение к церковной тематике изменилось. Организация в Карелии заботливой охраны церковных атрибутов и зданий показывала всему миру, что свобода вероисповедания, которую предоставили финны, зачтtтся им как заслуга. Охрана церковных памятников ставилась как первоочередная задача: её необходимо было решать срочно, так как считалось, что спасать надо раньше, чем изучать.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Когда летом 1943 г. активизировалось партизанское движение в Карелии, иконы из кижских церквей и других храмов Заонежья финны погрузили на пароход «Медвежьегорск», чтобы вывезти эти ценности в Финляндию, «с целью сохранения и последующего возвращения на свои места». Только в 1995 г. частным путем удалось узнать о количестве вывезенных с территории икон и предметов культурных ценностей. После вывоза икон из Карелии работа по организации выставок икон, начатая еще 10 лет назад Художественной галереей в Хельсинки, продолжалась в годы войны. Было отобрано 152 иконы, вывезенных из Яндомозера, Кижей, Тамбиц, Типиниц, Кондопоги и других мест. Многие иконы частично реставрировал художник Ханнес Малисто. Открытие выставки намечалось на 8 января 1944 г. Но по личному распоряжению маршала Маннергейма открытие выставки было отменено, а тираж изданного Каталога рекомендовано уничтожить, что и было сделано. Выставка получила название «легендарной», потому что информация о ней не была опубликована официально, а передавалась от человека к человеку, как легенда. [1]
В июне 1945 г. по просьбе правительства Карелии распоряжением ГУОП и лично И.Э. Грабаря для разбора и аварийной реставрации возвращенных из Финляндии икон были командированы Н.Е. Мнёва (заведующая Древнерусским отделом Государственной Третьяковской галереи) и В.Г. Светличная (Брюсова) (Государственные художественно-реставрационные мастерские). Осмотр икон произвел на специалистов огромное впечатление – перед ними предстало замечательное явление в русской живописи XVII–XVIII вв.
После разборки икон выяснилось, что среди них не оказалось «неба» – потолочного свода – из Преображенской церкви. И только из сообщения начальника Управления по делам архитектуры при Совете Министров Карело- Финской ССР Д.С.Масленникова в письме к секретарю ЦК КП(б) КФССР Андропову в 1948 г. удалось узнать: «… В Петрозаводске… зимой 1944–1945 года завхоз ДК (Дома культуры) истопил на дрова росписи купола Кижей». [2]
Проблема воссоздания утраченного в годы войны «неба» – неотъемлемой части интерьера церкви Преображения Господня – впервые рассматривалась еще в 1956 г., т. е. 60 лет назад. В настоящее время эта сложнейшая проблема вновь обретает свои контуры. [3] Новый просвет в решении данной проблемы проявился в материале Отчёта консультативной миссии ИКОМОСА (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест= International Council on Monuments and Sites; в русском языке – ИКОМОС) от 13 – 17 марта 2018 г. [4] По рекомендации Миссии ИКОМОС исследовательской группе необходимо:
- Разработать и представить возможные варианты «неба».
- Организовать международную научно-практическую конференцию по обсуждению альтернативных вариантов.
- Принять решение по вопросу восстановления иконописного «неба» после широкого обсуждения и согласования с ИКОМОС.
Незаживаемые проблемы военного времени до сих пор свежи. После войны события развивались необычно. Архивы военных трофеев использовались финнами в различных аспектах: разведывательных, пропагандистских и научных.
Труд финских учёных в годы оккупации даром не пропал. В 1989 г. Ларс Петтерссон посетил Карелию по приглашению в связи 275-летием Преображенской церкви. Он подарил музею «Кижи» копии своих материалов по изучению церковной архитектуры Заонежья. Данные материалы активно используются сотрудниками музея «Кижи».
В 2005 г. в Финляндии появились публикации о том, что коллектив городского Исторического музея в Турку удостоен чести представить обществу ценности, ранее «укрытые». Об этом событии стало известно из Каталога выставки «Страшный суд: иконы из Восточной Карелии», представленной в городском музее в крепости Турку с 28 октября по 8 января 2006 г. [5] «Часть багажа» во время упаковки в Турку – эпицентре событий по отправке икон в Советский Союз «осталась на беду за бортом контроля наблюдателей комиссии». Можно ли надеяться, что эти реликвии всё же вернутся в Россию?
Представленные в Каталоге экспонаты имеют историческую, художественную и музейную ценность. На факт организации выставки мгновенно среагировало внешнеполитическое ведомство России. Стоимость этой коллекции может доходить до нескольких сотен тысяч долларов. По словам хранителя икон в музее Турку Йони Курни, финны готовы всё вернуть при условии запроса от российской стороны, но российские власти не проявили никакой заинтересованности. Финская сторона признавала во время проведения выставки, что это русские иконы. Но проблема состоит в том, что эти иконы не входят в каталоги утрат войны.
В мае 2010 г. журнал «Итоги» решил разобраться в том, есть ли шанс вернуть иконы обратно. [6] «Итоги» попросили эксперта одного известного аукционного дома произвести предварительную оценку рыночной стоимости «трофейных икон» по фотографиям музейного Каталога. Подобная экспертиза затруднительна: она не может заменить «живого общения» с раритетом. Эксперт определил самобытность традиции северных писем, оценил сюжетную редкость и мастерство исполнения отдельных экземпляров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Остается ждать разворота дальнейших событий.
- [1] Белик Ж. Выставка икон 1944 – судьба икон, возвращённых в Петрозаводск. Петрозаводск, 2009. С.92–106.
- [2] Национальный архив Республики Карелия, ф. 2916, оп. 1, ед. хр. 3/32, л. 54–55.
- [3] Гущина В.А.,.Гущин Б.А. О возможности воссоздания «неба» Преображенской церкви на острове Кижи // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. М.; СПб., 2016. Вып.5. С.168–177.
- [4] Отчёт консультативной миссии ИКОМОС на ОВН «Кижский погост» (544). С.12.
- [5] Гущина В. Забытая коллекция // Петрозаводск. «ТВР - Панорама». 2006. 21 июня.
- [6] Дятлов В. Трофейная сага. В Финляндии всплыли культурные ценности, вывезенные из СССР во время Второй мировой войны. Может ли Россия рассчитывать на их возвращение? // Итоги. 2010. 3 мая. С. 44–47.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.