Ржевская Е.А. (г.Москва)
Образ северной Руси в творчестве академика Российской академии художеств Валерия Ржевского
@kizhi
Аннотация: На основе сравнительного анализа недавно раскрытой иконы «Св. равноапостольный князь Владимир, мученики Кирик и Иулитта» и потолочных росписей 1758/1759 г. в Преображенской церкви и в часовне деревни Корба, автор приходит к заключению, что исполнитель указанной иконы принимал участие в создании потолочных росписей в сотрудничестве с группой иконописцев, привнесших яркую декоративность стиля так называемого «народного барокко».
Ключевые слова: икона; потолочные росписи в деревянных храмах; Заонежский полуостров;
Summary: On the basis of comparative analysis of the recently restored icon «St. Prince Vladimir, Sts. Martyrs Cyricus and Julitta» and ceiling painting at the Transfiguration church (1758/1759) and at the Chapel of Korba village, the author of this article comes to a conclusion that the icon’s artist took part in the creation of the ceiling painting in cooperation with some icon painters who added the vivid decorativeness of the so called «folk baroque» style.
Keywords: icon; ceiling painting in wooden temples; Zaonezhie peninsula;
Русский Север для большинства художников, проживающих в центральной части России, начинается с Владимиро-Суздальской Руси, живописных далей Тверской области и простирается до «области холодных ветров» просторов Ледовитого океана, которые еще до революции непревзойденно воспел живописец А. Б. Егоров (1866–1934). [1] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Будучи зодчим, академик Российской академии художеств В. Н. Ржевский (1951 г.р.) в совершенстве владеет рисунком, законами перспективы, поэтому архитектурные памятники, знаковые монастыри и соборы Северной Руси стали основной темой его живописного творчества. Древние храмы Валаама, Кирилло-Белозерского монастыря, Ростовской, Тверской и Владимиро-Суздальской земли составляют графическую летопись художника, где органично переданы пропорции, характерные черты и образы северной архитектуры. В этих сакральных местах Ржевский делает натурные рисунки пером, которые ложатся в основу живописных произведений, но они вполне самостоятельны как законченные графические произведения.
Любовь к детализации во многом обусловила постепенный переход от техники масляных красок к акрилу, что позволяет ему кропотливо прорабатывать детали.
Серия картин Ржевского, посвященная Ростовской земле, родилась после пленера в 2015 г. Художнику посчастливилось проживать на родине Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, на территории которого было создано несколько этюдов с воссозданными, но сохранившими дух древности храмами. Одновременно архитектурные пейзажи, как на картинах голландских мастеров, оживлены присутствием людей, занятых каким-то делом. На территории монастыря и его окрестностей были написаны камерные работы: «Троице-Сергиев Варницкий монастырь», «Троицын день в монастыре», «Храм Святой Троицы», уже в мастерской –монументальные, многофигурные полотна. О своем счастливом пребывании в Ростове Великом художник рассказывает: «Город своей величественной архитектурой монастырей и Кремля манит художников из разных уголков страны. Мне захотелось передать образ Спасо-Яковлевского монастыря. В композиции картины я опустил отметку монастырской стены, для того чтобы открыть красоту его бокового портика. В Ростов Великий можно приезжать в любое время года, его архитектурный комплекс всегда прекрасен! В своей ранней картине “Масленица в Ростове” (2012) я специально увеличил масштаб храмов и размер внутреннего дворика, чтобы ещё раз показать значимость русской исторической архитектуры». [2]
Путь художника в Ростов Великий лежал из Москвы через Сергиев Посад, где уже по дороге видна знаменитая Троице Сергиева лавра. Ее зимний образ отражен в картине «Рождественская ночь» (2015). «Перед Новым годом по дороге в Ростов, – рассказывает художник, – я заехал в Сергиев Посад. Погода сказка! Солнце, снег сверкает белизной, и купола монастыря – чистым золотом. Красота! А вечером, возвращаясь в Москву, увидел другую сказку – загадочную, мистическую. Вот и родился мотив, нарисовать Св. Сергия, созерцающего Свой замысел, угодный Богу! А на улицах Посада никого, все в храмах на службе!».
Собирательный образ древней столицы передан в картине «Владимирская Русь» (2015) с жемчужиной края – храмом Покрова на Нерли. Особого внимания заслуживает окружающий ландшафт – храм стоит на рукотворном холме, у слияния рек Нерли и Клязьмы на фоне бескрайних далей лугов. Однако Ржевский ставит своей задачей написать не просто пейзаж с храмом, а создать картину с образом Великого княжества Владимирского в целом, где собраны на одном пространстве холста все самые значимые архитектурные памятники. [3] Центральную часть композиции занимает ансамбль княжеской резиденции Андрея Боголюбского. По мнению исследователей, это единственное гражданское здание Древней Руси, дошедшее до нашего времени хотя бы частично. На дальнем плане картины художник изображает другие «владимирские церкви вдалеке, горящем золоте и в стройности могучей», «откуда есть пошла земля Русская» – это белокаменные памятники домонгольского зодчества: Успенский и Дмитровский соборы, с богатейшей ажурной каменной резьбой на фасадах. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для Русского Севера характерна необыкновенная красота зимы, поэтому художник преимущественно выбирает это время года для своих полотен. Колорит картины, передавая атмосферу солнечного зимнего дня, построен на сочетании бело-голубых и лазоревых тонов. Пейзаж оживлен фигурами людей в ярких одеждах, идущих на утреннюю службу, что придает композиции, с одной стороны, ретроспективные черты, а с другой – говорит о том, что храмы живут своей жизнью, а не стоят застывшим в камне безжизненным памятником.
Очень поэтично о своей работе говорит Ржевский: «Это первая моя монументальная картина из серии “Зима в России”, действительно Россия в это время года становится особенно красивой: искрящийся на солнце снег, кружева деревьев, огромные просторы и белокаменная храмовая архитектура, которая настолько вжилась в русскую природу, что стала ее частью. Не мыслю русский пейзаж без родных куполов, увенчанных золотыми крестами…».
В серии пейзажей Суздаля (2017–2018 гг.) особый интерес представляет триптих, где перед зрителем раскрывается вся панорама города: от Спасо-Евфимиева монастыря (левая часть триптиха) до Кремля (правая часть). Автор строит сюжетный ряд «по течению реки Каменки» с ее излучинами и панорамными видами на колокольни и храмы. Центральная часть триптиха – парадный портрет молодой суздальской красавицы в национальном русском костюме с натюрмортом на фоне Красной площади Суздаля. Фрагмент арки, обрамляющий композицию, украшен характерными деталями архитектурных рельефов северного зодчества: улыбающийся лев, райские птицы, цветочный орнамент. Другая работа из этой серии – «На валу у Никольской» – также представлена в любимой автором зимней тематике. Несмотря на название картины, главным акцентом композиции является Богородице-Рождественский собор (XII –XVI вв.), он окружен посадом, а на темном небе золотом горят его кресты.
Картина «Юрьев Польской» (2015) отсылает к интимным переживаниям художника. Летним днем своего свадебного путешествия он писал этюд с видом белокаменного Георгиевского собора в Юрьев-Польском (сооружен в 1230–1234), в 1990-е гг. заброшенного. Художник рассказывает: «Помню: жара, пишем этюды. Подходит старушечка (а на улице никого) и говорит: “Сынок, хочешь сходить в храм Святого Георгия?” Я удивился и спрашиваю: так он же закрыт, вон замок какой! А она мне отвечает: “ A я тебе открою, зайди и в алтаре попроси у Бога что тебе очень хочется…”. И я попросил, а через 9 месяцев у нас родился сын Андрей, было это двадцать семь лет назад».
Тверская земля также явила Ржевскому свои откровения, он посвятил ей картину «Святой источник Ржевской Богоматери» (2015). В его дневнике есть запись: «История этой работы очень интересна для меня. Лет десять назад в одном из храмовых киосков увидел необычную икону, где Богоматерь и Св. Николай Угодник изображены в одном размере, а между ними Младенец Спаситель. Я попросил матушку показать ее мне, и она пояснила, что это икона “Ржевской (Оковецкой) Богоматери”. Я был очень удивлен, не зная, что такая икона есть. И вот, по прошествии нескольких лет, мы с друзьями на Пасху поехали в Нилово-Столбенскую пустынь, на озеро Селигер. [4] И я опять встретился с этой иконой. Оказывается, недалеко от Пустыни есть скит, где она появилась во времена Ивана Грозного. Мы приехали в это чудное место – красота, дикий лес, речушка с чистейшей водой и храм при Святом источнике. Нас встретил замечательный батюшка – отец Герман, совсем молодой, а такой душевный. И освященная вода – не напиться!».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Мордовии Ржевский вместе с другом художником А. Барговым в новогодние праздники несколько лет путешествует по окрестностям Республики. Позднее в художественных музеях Саранска и Болдино проходили его персональные выставки. Картина «Праздник» (2009), с портретом отрока Федора Ушакова на фоне современного кафедрального собора в его честь, передана в дар Мордовскому художественному музею им. С. Д. Эрьзи. [5] Одной из ключевых работ стала картина «Санаксарские Святые» (2015). Художник рассказал об этой работе на открытии выставки: «В ясный морозный день накануне Рождества мы оказались в Санаксарском монастыре. Я давно слышал о нем, но побывать не приходилось. У основания монастыря был дядя самого Федора Ушакова – тоже Федор Ушаков. [6] Очень интересная история этого необыкновенного человека – бывший гардемарин, стал монахом и основателем монастыря, причисленный к лику Святых. А впоследствии его знаменитый племянник, адмирал Ушаков, закончив службу, уехал в Тамбовскую губернию и поселился рядом с монастырем. В Санаксарском монастыре они оба покоятся – один монах, другой воин и оба Святые!!! Я не мог не написать такой картины. Очень уважаю, горжусь ими и люблю этих русских святых».
Северная Русь в живописи Ржевского выявляет лирическую ноту, созвучную полифоничным северным сказаниям, где передан былинный дух нашей древности. Одновременно в картинах есть и черты нашего времени, не случайно художник предпочитает изображать на первом плане композиций себя за работой и детвору, которая любит наблюдать за творческим процессом. Преимущественно выбор зимнего пейзажа, как фона этих полотен, усиливает эмоциональное чувство зрителя, что Русский Север в сочетании с древней архитектурой уникален в своей красоте, подобной которому нет нигде в мире.
Любовь к Русскому Северу проявилась в том, что во Владимире стартовал инициированный им грандиозный выставочный проект, имевший высокую оценку в прессе: «Ржевский увлекает своих друзей-художников к большим выставочным проектам, причем придает им важное гражданское звучание.
Примером может служить грандиозная передвижная художественная выставка, посвященная 1150-летию Российской государственности. Заручившись поддержкой президента Российской академии художеств З. К. Церетели, Ржевский, при поддержке художников и директора галереи “Замоскворечье” Л. М. Рыбниковой, собрал замечательную выставочную коллекцию 100 картин известных российских художников, объединив многие регионы России. Этот проект рассчитан на несколько лет. Торжественное открытие состоялось во Владимире, откуда пошла наша северная Русь, потом была Кострома, родоначальница наших царей, другие города». [7]
Понимание значения Русского Севера воплотилось и в грандиозных архитектурных проектах Ржевского. Город «Умка» [8] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Этот проект города «Умка» для Арктики может существовать на любой твердой поверхности, даже на Луне. За основу уникального строительства будет взята технологически-функциональная система МКС, с ее инженерным обеспечением и инновационным комплексом. Создается основной стержень, на который можно поставить любой модуль. Это может быть как научно-исследовательский блок, так и госпиталь, любой блок другого назначения. Площадь города, площадь и назначение самих блоков, из которых состоит «Умка», могут быть заменены, т.к. имеют гибкую планировочную структуру. спроектирован для жизни ученых и полярников в сложных климатических условиях Арктики, и самое главное – для высококвалифицированных специалистов, которые будут добывать там полезные ископаемые. Такой город будет иметь также стратегическое значение – как форпост России на севере. Он может серьезно пригодиться пограничным войскам, МЧС и силовым структурам страны. Впервые «Умка» был представлен на Международном конгрессе по освоению Арктики в 2011 г. в Архангельске. Проект был представлен лично Президенту В. В. Путину.
Освоение Арктики возможно только при отлаженной работе Северного морского пути. Это для России становится достаточно актуальным на сегодняшний день. Использование ледоколов открыло Северный морской путь для регулярного мореплавания. В последние годы возрос потенциал Северного морского пути в качестве наиболее короткого евроазиатского маршрута, что привлекает к себе внимание многих стран. Все это привело к пониманию, что освоение Севморпути требует развитой инфраструктуры.
Ржевский также работал над проектом крупнейшего на севере морского порта Печенга в Мурманской области. Это должен быть первый международный порт в цепочке Северного морского пути вдоль берегов Ледовитого океана. К разработке этих проектов профессор Ржевский пригласил студентов и аспирантов-стажеров, среди которых был его сын Андрей Ржевский. Сегодня академик В. Н. Ржевский продолжает работать на благо России, проектируя в Твери многопрофильный диагностический медицинский центр, одновременно продолжает разрабатывать проекты для Арктики.
Русский Север в творчестве зодчего выявляет две линии – живописную и архитектурную. Обе они имеют значимость и через пластическое искусство связывают воедино настоящее, прошлое и будущее в уникальном регионе нашего Отечества.
- [1] См.: Мунин А.Н. Александр Борисов (к 100-летию со дня рождения). Архангельск, 1967.
- [2] Здесь и далее в статье высказывания В.Н.Ржевского записаны с его слов 12. 12. 2017.
- [3] См.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII–ХV веков. М., 1961. Т.1: ХII столетие; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967.
- [4] Картина В. Н. Ржевского «Дорога к храму» (2011) посвящена Нилово-Столбенской пустыне и была передана 2012 г. в музей этого монастыря.
- [5] В Саранске прошло две персональных выставки В.Н. Ржевского. Первая состоялась в декабре 2008 г. и носила название «Палитра архитектора», в ней основной акцент был сделан на архитектурных проектах. Вторая – «Драгоценная моя Россия» состоялась в январе 2017 г. и была полностью посвящена искусству живописи и графики, характеризуя автора именно как художника.
- [6] Период возобновления Санаксарской обители связан с именем Федора (Ушакова), который был настоятелем с 1764–1774. См.: Санаксарский монастырь. Сборник / Авт.-сост. Н. Огудина. Самара, 1999.
- [7] Росер Г., Росер В. Академик Ржевский // Искусство для всех. 2013. № 2 (5). С.86-101.
- [8] Ржевского давно заинтересовали геополитические взгляды М. В. Ломоносова на освоение Севера и Северного морского пути. Своими идеями строительства городов вдоль Ледовитого океана он поделился со знаменитым полярником Героем Советского Союза и России Артуром Николаевичем Челингаровым. Ученый поддержал идею; так родился проект уникального города ближайшего будущего с искусственным климатом и замкнутым циклом жизнеобеспечения (как на космическом корабле) – город «Умка», разработанный специально для освоения Северного морского пути.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.