Метки текста:

Великий Устюг Икона Рябининские чтения

Гордеев П.Н. (Раменское), Семерицкая О.В.
Художественные традиции Русского Севера в творчестве гжельской художницы З.В.Окуловой Vkontakte@kizhi

Рис.1. З.В. Окулова (1838-1997)Рис. 2. 1-2.Соусник, икорница из Набора «Рыбки». Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции. 3-4. Супница, лоток для рыбы из Набора для ухи.  Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции. 5. Ваза «Морская сказка». Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции.Рис. 3.  1.	Скульптура «О рыбаке и рыбке». Фарфор, подглазурная роспись. Из собрания Раменского историко-художественного музея. 2.	Скульптура «Телятница» из серии «Травушка-муравушка». Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции. 3.	Набор для икры «Рыбачка». Фарфор, подглазурная роспись. Из сРис. 4. 1.	Селедочница «Русалка». Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции. 2. Масленка «Лев». Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции. 3. Сосуд «Свадебный». Фарфор, подглазурная роспись. Из частной коллекции.

Аннотация: Зинаида Васильевна Окулова – одна из ведущих художников Гжели периода ее очередного расцвета во второй половине XX в. Родившись в 1938 г. в старинном поморском с.Тамица под Онегой, она в полной мере впитала в себя народные традиции Русского Севера, образную выразительность его художественной эстетики. У гжельских изделий Окуловой – уникальный стиль и почерк как в росписи, так и в пластике, что являет собой некий феномен преломления художественных традиций Русского Севера в искусстве Гжели.

Ключевые слова: Гжель; Окулова; Русский Север; народное искусство;

Summary: Zinaida Okulova is one of the leading artists of Gzhel during its heyday in the second half of the XX century. Born in 1938 in the ancient Pomeranian village Tamitsa near Onega, she fully absorbed the folk traditions of Russian North, the figurative expressiveness of its artistic aesthetics. In Gzhel products Okulova has a unique style and handwriting both in painting and in plastic, which is a phenomenon of refraction of artistic traditions of Russian North in the art of Gzhel.

Keywords: Gzhel; Okulova; Russian North; folk art;

Гжельский художественный керамический промысел – один из крупнейших и старейших народных промыслов. Вторая половина XX в. ознаменована очередным периодом расцвета промысла, когда после затяжного кризиса он был возрожден силами искусствоведа А.Б. Салтыкова и художницы Н.И. Бессарабовой. На заводах артели «Художественная керамика» они буквально заново учили мастерству гжельских писарих по разработанной ими на основе анализа музейных коллекций гжельской керамики азбуке росписи, в основу которой легла подглазурная кобальтовая роспись по фаянсу и полуфаянсу, распространенная в Гжели в XIX в. Профессиональные кадры для промыслового производства поставлял также образованный в 1931 г. Гжельский силикатно-керамический техникум, ставший преемником Рисовального класса Строгановского художественно-промышленного училища, открытого в Речицах в 1899 г. Художественное отделение техникума, ориентированное на углубленное изучение местной традиции, готовило специалистов для керамического производства. В Гжели учились не только местные, но и приезжие, желавшие получить художественное образование с возможностью производственной практики на керамическом промысле. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одной из выдающихся выпускниц Гжельского техникума, ставшей впоследствии ведущим художником «Объединения Гжель» и внесшей заметный вклад в искусство Гжели своим уникальным художественным стилем, была Зинаида Васильевна Окулова, приехавшая в 1957 г. учиться на художника с Русского Севера.

Несмотря на очевидное своеобразие творчества Окуловой, искусствоведы никогда не придавали особого значения ее северному происхождению, не обращали внимание на использование ею в своем творчестве северных художественных традиций, в то время как эстетика и символизм народного искусства Севера, на наш взгляд, являются во многом определяющими в ее пластике и росписи. [Фото 1]

З.В. Окулова родилась 30 ноября 1938 г. в селе Тамица Онежского района Архангельской области. Тамица – старинное поморское село, расположенное в 37 км от г. Онега на западном Онежском берегу Онежской губы Белого моря, на берегах реки Тамица. История поселения насчитывает более 500 лет, коренные жители – поморы – издревле были заняты на морских промыслах. Здесь, в северной глубинке, в довоенные годы еще сохранялись патриархальный уклад жизни и традиционная культура Русского Севера.

Большое влияние на Окулову в детстве оказали ее бабушка и дедушка – Анна Григорьевна (в девичестве Севастьянова) и Иван Родионович Дьячковы, вся их большая патриархальная семья. О близости между внучкой и старшим поколением Дьячковых свидетельствует подпись самой Окуловой к фото, которое она прислала в Тамицу, уехав учиться в Гжель: «Моим самым любимым дорогим родным бабушке и дедушке от вашей внучки, будущей художницы. Только вы возбуждаете в моей памяти отрадные воспоминания детства». Родовой дом Дьячковых представлял собой, по воспоминаниям родственников, «обычный большой северный дом с холодными сенями и очень большой кухней с двумя окнами, лавкой во всю стену и одним длинным столом, огромной русской печью, на которой спали дети и хранились плетеные короба с сушьём (сушеная в печи мелкая морская рыба), с пристроенным сараем и хлевом под ним». [1]

Детство и юность Зинаиды Васильевны пришлись на тяжелые годы. В семье росло четверо детей – Зина и ее трое младших братьев. Растила их мать Ульяна Ивановна Дьячкова одна. Из воспоминаний подруги детства Окуловой: «Пришла я к Зине. С русской печи две головы выглядывают: братья. Зина сказала, что они есть просят, а у нее нет ничего. А после этого с гордостью показала рисунок». Нина Тимофеевна не помнит, чем был выполнен рисунок, но то, что на газете, это точно. Бумаги не было. Вот так мы узнали, что рисовать она стала с раннего детства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Зинаида Васильевна в 1954 г. окончила Тамицкую 7-летнюю школу и уехала в Онегу к своей тете Татьяне доучиваться в онежскую среднюю школу № 2. Получив аттестат в 1957 г., Окулова поехала учиться в Москву. На этом ее «северный» период жизни заканчивается. Впоследствии Окулова будет приезжать в отпуск к многочисленной родне в родную Тамицу, в Онегу. Она никогда не забывала свою северную семью, свои корни, несмотря на то, что в Гжели слыла замкнутым человеком и особо не распространялась о своих детских и юношеских годах. Сама о себе она писала в автобиографии, сохранившейся в ее личном деле на производстве в Гжели, что родилась в г. Онега, что стало общим местом в многочисленных статьях о художниках Гжели, в атрибутивных материалах ее изделий.

Окулова – настоящий самородок, одаренный и талантливый от природы человек. В детстве она не училась специально рисованию, видимо, по причине бедности семьи. Тем не менее, сразу после окончания школы Окулова поехала в Москву «учиться на художника». В поезде по пути в столицу Зинаида Васильевна сильно заболела, и ее попутчик, с которым они познакомились в дороге, предложил ей остановиться в доме его родителей на время болезни. Это определило судьбу будущей художницы. Именно с подачи этого молодого человека, чье имя история не сохранила, она отправилась в Гжель поступать на художественное отделение Гжельского силикатно-керамического техникума. Так был выбран путь не просто художницы, а художницы старинного народного художественного промысла Гжель.

На формирование Окуловой как художника большое влияние оказала одна из ведущих художников прославленного центра народной керамики Людмила Павловна Азарова, определившая главное художественное направление развития всего гжельского промысла во второй половине XX в. Азарова познакомилась с Окуловой еще в техникуме, когда та была ее студенткой, уже тогда заметив недюжинный талант будущей художницы. Учась у Азаровой, Окулова обрела свою оригинальную творческую манеру, развиваясь как художник в лучших гжельских традициях. Творчество Азаровой – пример того, как много может дать художнику использование традиции. Азарова одной из первых стала черпать вдохновение и сюжеты для своих работ в мифологии, народной сказке, русском народном творчестве. [2] Свое особое внимание она уделяла изучению народных промыслов – лубок, вышивка, глиняные игрушки, северные прялки, полхов-майданские матрешки, жанровые росписи по дереву. Окулова продолжила эту традицию, сосредоточившись на генетически близком ей народном искусстве Русского Севера. Из богатого наследия гжельского народного художественного промысла она отобрала те средства образной выразительности, которые более всего отвечали ее вкусам и представлениям, сформировавшимся под влиянием ее северного происхождения.

После окончания техникума в 1962 г. Зинаида Васильевна отработала два года по распределению на фаянсовом заводе г. Саракташ Оренбургской области. И в 1964 г. вернулась в Гжель на завод «Художественная керамика» молодым специалистом, начавшим на практике овладевать искусством Гжели. В 1972 г. завод вошел в крупное производственное объединение «Гжель», ставшее главным стилеобразующим предприятием всего гжельского художественного промысла. Именно здесь Окулова проработала до конца своей жизни.

Став в 1964 г. штатным художником крупного керамического предприятия, Окулова получила свои первые заказы – сувенирные сосуды, миниатюрная детская посуда и скульптуры на патриотическую тему. Сразу были отмечены пластическая выразительность и простота этих изделий, их веселая цветочная роспись, ясный и своеобразный наивный рисунок, близость к народной керамике. С большой теплотой, темпераментно она изобразила лихих морячков, бойцов, трактуя сюжеты с непосредственностью и смелостью, почерпнутыми у народных мастеров. Окулова быстро и мастерски овладела приемами гжельской росписи, привнеся в искусство Гжели смелость и новизну пластических и образных решений. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее известные работы Окуловой относятся к 1970-м гг. – этапным в ее творчестве. В это время под влиянием Азаровой в Гжели развиваются новые художественно-стилевые тенденции – приверженность к повышенной декоративности, стремление к разработке фигурных форм, сочетание бытовых предметов со скульптурой. Окулова создает в эти годы одни из самых знаковых для всего ее творчества изделий – сервизы, декоративные сосуды и скульптуры.

Окулова часто обращается к своей любимой, ставшей ее «фирменной», морской теме: декоративные скульптурные композиции и вазы с моряками, кораблями, супницы для ухи, икорницы, сервизы с росписью на морскую тему. Такой часто используемый в гжельской декоративный росписи элемент, как сеточка, у нее превращается в рыболовную сеть. Рыбами она затейливо украшает хватки и ручки своих декоративных изделий, в виде рыб создает всевозможные сосуды декоративного и утилитарного назначения. В качестве декоративного элемента Окулова также нередко использует морскую чайку – пернатого обитателя северных морей. [Фото 2]

Своеобразием отличаются скульптуры Окуловой на тему крестьянской жизни, где за основу взяты зарисовки из знакомой ей с детства жизни Севера. Женщин она «одевает» в северный костюм: по-особому повязанная узлом косынка, традиционный с северным узором передник с узнаваемой северной вышивкой. В основе ее сюжетных работ – труд северных людей, основным занятием которых исстари являлся рыболовецкий промысел. [Фото 3]

Окулова смело пользовалась художественными приемами северной росписи. Вся окуловская роспись – простые крупные цветы, листья, растительный орнамент – это кобальтовые вариации на тему росписей сундуков, шкафов, шкатулок, прялок Севера. Лихость и простота окуловской росписи роднит ее гжель с традициями Русского Севера. Не только в росписи, но и в скульптуре читается заимствованная ею северная народная традиция: некоторые из своих сосудов, масленок она изображает в виде птицы в стиле пермогорской росписи. Особенно ей удавался северный лев – страж дверей, сундуков и прочей утвари, словно срисованный ею с северных досок: она нередко использовала скульптуру льва в качестве хватка на крышках шкатулок, сахарниц, сосудов. [Фото 4]

Окулова часто использовала в своем творчестве языческие мотивы и символы северного народного искусства. Один из ее излюбленных приемов, родом из народного искусства Севера, – использование фигуры русалки-берегини в качестве декоративного элемента на сосудах, посудных формах: скульптурой-русалкой она украшала свои подсвечники, в виде русалок делала ручки на сосудах, вазах и супницах. В том, как Окулова использовала северные образы, мотивы и символы, выдает в ней вдумчивого художника, глубоко чувствующего эстетику народного и декоративно-прикладного искусства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

З.В. Окулова – член Союза художников СССР, заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, кавалер ордена «Дружба народов». Ее работы хранятся в ведущих музеях страны и являются национальным достоянием. Зинаида Васильевна умерла в 1997 г. В 2018 г. в Раменском историко-художественном музее состоялась ее первая персональная ретроспективная выставка, посвященная 80-летию со дня ее рождения. В этом же юбилейном для Окуловой году на ее малой родине, в далекой северной Тамице, ее родственниками и земляками был организован вечер ее памяти под названием «Гжель родом из Тамицы».

Все творческое наследие Зинаиды Васильевны Окуловой являет собой яркий пример целостности и многогранности пространства русской традиционной культуры, единого языка народной художественной традиции как знаковой системы. Посредством творчества З.В. Окуловой в таком своеобразном народном художественном промысле, как Гжель, с присущим ему уникальным художественно-стилевым каноном, нашли свое образное выражение художественные традиции Русского Севера. В творчестве Окуловой сошлись два уникальных образных языка – Русского Севера и Гжели, что представляет собой яркую страницу в истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф