Метки текста:

Рябининские чтения Старообрядцы

Хухарев В.В. (г.Тверь)
К вопросу о типологии и датировке старообрядческих меднолитных тельных крестов Vkontakte@kizhi

Рис.1 Крест тельный листовидный; ХVIII – XIXвв. медный сплав, п/м.Рис.2 Крест тельный четырехконечный с волютами в средокрестии и с криновидными окончаниями концов; конец ХVII – ХVIII в., серебро, 56х30мм, п/м (по Векленко В.А. 2010. С.44–45, рис.7: 6, №100)Рис.3 Крест тельный четырехконечный с криновидными  окончаниями концов; XVIII –начало XIXвв., Крестовоздвиженский некрополь г. Иркутска, медный сплав, белая и синяя эмаль ( по Бердникову И.М. 2012. С.141–142, рис.2: 7)Рис.4 Крест тельный четырехконечный с украшением в средокрестии в виде растительного орнамента; XVIII–XIX вв., медный сплав, 46х23мм, п/м (по Станюковичу А.К. 2003. С.224, № 13).Рис.5 Крест тельный четырехконечный, XVIII–XIX вв. (медный сплав, 54х25мм, п/м Калуга, некрополь в Калужском бору (?).Рис.6 Крест тельный четырехконечный с широкими оконечностями; XVIII–XIXвв. медный сплав, 53х28мм п/м (по Станюковичу А.К. 2003. С.221, № 10).

Аннотация: В статье рассматриваются старообрядческие кресты. Публикации региональных сводок и находок из некрополей позволят достаточно уверенно выделять среди них продукцию мастерских Выга, Олонецкого края, Загарья, Поволжья, Ветки и московской Преображенки, а в перспективе Урала и Сибири.

Ключевые слова: тельные кресты старообрядцев втор. пол. XVII – нач. XX вв.;

Summary: The subject of the article are crosses of the Old Believers. Publications of regional reports and finds from the necropolis will allow to identify quite confidently workshop products of Vyga, Olonets region , Sagarya, Vetka and Moscow's Preobrazhenka, and in the future of Urals and Siberia.

Keywords: body crosses of the old believers' types (the second half of 18th century – early 20th century.;

Среди предметов личного благочестия, обозначающих причастность верующего церкви, его единению с ней и одновременно несущие защитно-охранительную функции, тельные кресты занимают важное место. Серийность этих памятников художественного ремесла, при широчайшей их встречаемости в составе различных музейных и частных собраний, стала препятствием в их осмыслении – при малой степени опубликованности данных материалов. В то же время названные материалы создают достаточную их привлекательность для изучения, давая возможность введения в научный оборот ярких памятников металлопластики, с большими информационными возможностями.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Публикация старообрядческих медных тельных крестов начата тверскими материалами А.К. Жизневского (1888 г.) и киевскими находками Б.И.Ханенко (1899, 1900 г.); [1] продолжена примерами в общей типологии крестов XVII в. Э.П.Винокуровой (1999 г.) [2] и крестами из музейной коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Е.Я.Зотовой (2005 г.) и из частных коллекций, приводимых А.К.Станюковичем (2003 г.). [3] Они – вместе с публикациями старообрядческих крестов из состава погребального инвентаря некрополей в калужском бору (1987 г.), [4] московского Моисеевского монастыря В.А.Берковичем (1999 г.), [5] тверской церкви Жен Мироносиц М.Е.Нестеровой (2003 г.), [6] Илимского острога В.И.Молодиным (2001, 2007 г.), [7] Самаро-Богородицкой крепости В.А.Векленко (2010 г.), [8] прихода с. Капыстичи А.В.Зориным (2011 г.), [9] иркутского Крестовоздвиженского храма И.М.Бердниковым (2012 г.) [10] – позволяют, на современном этапе изучения, выделять шесть основных типов таких крестов:

В их конструкции в качестве признака, отражающего хронологию бытования крестов, можно отметить присутствие ушек бусинного, дисковидного или плоского типа, а также встречающуюся практику покрытия поверхности эмалью (финифтью) синего, черного, белого и желтого цвета. Различия в оформлении лицевых сторон, буквенные монограммы и тексты используемых молитв на оборотной стороне позволяют выделять не менее 17 подтипов и до 90 вариантов. Кроме того, по размерам (сортам, по терминологии литейщиков) старообрядческие кресты делились на «младенческие, детские, средние, крупные, казацкие и царьградские». [17] Конкретное выделение «казацких и царьградских» размеров ещё вызывает споры. Поэтому в современных описаниях находок крестов традиционно выделяют маленькие, средние и большие тельные кресты.

Надо сказать и о существовавшей практике изготовления старообрядческих тельных крестов из медесодержавших сплавов (латуни или бронзы), которые в редких случаях могли иметь ещё и покрытие амальгамой из золота или серебра. Реже кресты изготовлялись из олова, серебра или золота (экземпляры из коллекции Российского этнографического музея (Петербург) и собрания Стефана Эккеля (ФРГ)). Основная масса рассматриваемых крестов изготовлена методом литья (на ряде экземпляров фиксируются зачищенные остатки литейного шва); самые поздние изготовлены штамповкой. Широко применялась и практика их покрытия эмалью – в один цвет (синий, черной, зеленой) или два цвета (бело-синий или бело-желтый).

Иконография этих крестов достаточно традиционна. Лицевая сторона – Голгофский крест с орудиями страстей и буквенными аббревиатурами. Оборотная сторона многострочная молитва: «Да воскреснет Бог… » (Пс. 50), «Непобедимая и божественная сила честного и животворящего креста… », «Кресту твоему покланяемся владыко… » (Пс. 67) или «Господи Иисусе Христос сыне Божий… ».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Находки таких крестов, по наблюдениям В.И.Молодина, известны на огромной территории от Шпицбергена (на Западе) до Илимского и Албазинского острога (на Востоке). Их распространение практически на всей территории европейской части России и в Сибири маркирует культурный слой поселений, оставленный православным населением; кресты выступают в качестве случайных утерь или находок в некрополях в составе погребального инвентаря. Среди крестов можно отметить и разный уровень их исполнения; часть крестов (с литейным браком, не читаемыми молитвами) имеют явно подражательный характер и, вероятно, местное изготовление. Весь комплекс рассматриваемых материалов подобной металлопластики можно датировать в рамках втор. пол. XVII – нач. XX вв. и связывать не только с представителями старообрядчества, но и с русским ортодоксальным православным населением, а также с новокрещёнными представителями русской Сибири, Урала и дальнего Востока. [18] Важность для датировки старообрядческих крестов имеют данные по их фиксации в составе погребального инвентаря городских некрополей Москвы, Твери и Тулы, – где захоронения были прекращены, после указа «…по поводу мест для кладбищ и построения церквей» правительствующего Сената от 24 декабря 1771 г. [19]

Широкая топография находок разнотипных крестов старообрядческого оформления, пока не дает возможности жесткой локализации мест их производства. Публикации письменных свидетельств, [20] как и локальных сводок с топографией находок, каталогов и обзоров музейных коллекций, [21] а также находок необработанных или бракованных экземпляров, форм (маток, по терминологии литейщиков) для их изготовления, как и собственно остатков мастерских, по их производству, или их описаний [22] – могут позволять выдвижение гипотез о конкретных типах старообрядческих крестов уже в конкретных мастерских Выга (Поморье), Олонецкого края, Поволжья, Ветки, Загарья (Гуслицы) или московской Преображенки. Выдвижение достаточно обоснованных версий возможно уже в ближайшее время. Правда, существовавшая практика тиражирования подобных изделий по оттиску (в глине, земляной смеси или березовом грибе), а также нередкая миграция моделей (матки) между мастерскими – всё это, значительно затрудняет, но и делает процесс изучения подобной металлопластики крайне интересной задачей.

Среди предметов личного благочестия, обозначающих причастность верующего церкви, его единению с ней и одновременно несущие защитно-охранительную функции, тельные кресты занимают важное место. Серийность этих памятников художественного ремесла, при широчайшей их встречаемости в составе различных музейных и частных собраний, стала препятствием в их осмыслении – при малой степени опубликованности данных материалов. В то же время названные материалы создают достаточную их привлекательность для изучения, давая возможность введения в научный оборот ярких памятников металлопластики, с большими информационными возможностями.

Публикация старообрядческих медных тельных крестов начата тверскими материалами А.К. Жизневского (1888 г.) и киевскими находками Б.И.Ханенко (1899, 1900 г.); [23] продолжена примерами в общей типологии крестов XVII в. Э.П.Винокуровой (1999 г.) [24] и крестами из музейной коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Е.Я.Зотовой (2005 г.) и из частных коллекций, приводимых А.К.Станюковичем (2003 г.). [25] Они – вместе с публикациями старообрядческих крестов из состава погребального инвентаря некрополей в калужском бору (1987 г.), [26] московского Моисеевского монастыря В.А.Берковичем (1999 г.), [27] тверской церкви Жен Мироносиц М.Е.Нестеровой (2003 г.), [28] Илимского острога В.И.Молодиным (2001, 2007 г.), [29] Самаро-Богородицкой крепости В.А.Векленко (2010 г.), [30] прихода с. Капыстичи А.В.Зориным (2011 г.), [31] иркутского Крестовоздвиженского храма И.М.Бердниковым (2012 г.) [32] – позволяют, на современном этапе изучения, выделять шесть основных типов таких крестов:

- листовидные (Рис.1); [33] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

- четырехконечные с волютами в средокрестии и с криновидными окончаниями концов (Рис.2); [34]

- четырехконечные с криновидными окончаниями концов (Рис.3); [35]

- четырехконечные с украшением в средокрестии в виде растительного орнамента (Рис.4); [36]

- четырехконечные (Рис.5); [37]

- четырехконечные с широкими оконечностями (Рис.6). [38] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В их конструкции в качестве признака, отражающего хронологию бытования крестов, можно отметить присутствие ушек бусинного, дисковидного или плоского типа, а также встречающуюся практику покрытия поверхности эмалью (финифтью) синего, черного, белого и желтого цвета. Различия в оформлении лицевых сторон, буквенные монограммы и тексты используемых молитв на оборотной стороне позволяют выделять не менее 17 подтипов и до 90 вариантов. Кроме того, по размерам (сортам, по терминологии литейщиков) старообрядческие кресты делились на «младенческие, детские, средние, крупные, казацкие и царьградские». [39] Конкретное выделение «казацких и царьградских» размеров ещё вызывает споры. Поэтому в современных описаниях находок крестов традиционно выделяют маленькие, средние и большие тельные кресты.

Надо сказать и о существовавшей практике изготовления старообрядческих тельных крестов из медесодержавших сплавов (латуни или бронзы), которые в редких случаях могли иметь ещё и покрытие амальгамой из золота или серебра. Реже кресты изготовлялись из олова, серебра или золота (экземпляры из коллекции Российского этнографического музея (Петербург) и собрания Стефана Эккеля (ФРГ)). Основная масса рассматриваемых крестов изготовлена методом литья (на ряде экземпляров фиксируются зачищенные остатки литейного шва); самые поздние изготовлены штамповкой. Широко применялась и практика их покрытия эмалью – в один цвет (синий, черной, зеленой) или два цвета (бело-синий или бело-желтый).

Иконография этих крестов достаточно традиционна. Лицевая сторона – Голгофский крест с орудиями страстей и буквенными аббревиатурами. Оборотная сторона многострочная молитва: «Да воскреснет Бог… » (Пс. 50), «Непобедимая и божественная сила честного и животворящего креста… », «Кресту твоему покланяемся владыко… » (Пс. 67) или «Господи Иисусе Христос сыне Божий… ».

Находки таких крестов, по наблюдениям В.И.Молодина, известны на огромной территории от Шпицбергена (на Западе) до Илимского и Албазинского острога (на Востоке). Их распространение практически на всей территории европейской части России и в Сибири маркирует культурный слой поселений, оставленный православным населением; кресты выступают в качестве случайных утерь или находок в некрополях в составе погребального инвентаря. Среди крестов можно отметить и разный уровень их исполнения; часть крестов (с литейным браком, не читаемыми молитвами) имеют явно подражательный характер и, вероятно, местное изготовление. Весь комплекс рассматриваемых материалов подобной металлопластики можно датировать в рамках втор. пол. XVII – нач. XX вв. и связывать не только с представителями старообрядчества, но и с русским ортодоксальным православным населением, а также с новокрещёнными представителями русской Сибири, Урала и дальнего Востока. [40] Важность для датировки старообрядческих крестов имеют данные по их фиксации в составе погребального инвентаря городских некрополей Москвы, Твери и Тулы, – где захоронения были прекращены, после указа «…по поводу мест для кладбищ и построения церквей» правительствующего Сената от 24 декабря 1771 г. [41]

Широкая топография находок разнотипных крестов старообрядческого оформления, пока не дает возможности жесткой локализации мест их производства. Публикации письменных свидетельств, [42] как и локальных сводок с топографией находок, каталогов и обзоров музейных коллекций, [43] а также находок необработанных или бракованных экземпляров, форм (маток, по терминологии литейщиков) для их изготовления, как и собственно остатков мастерских, по их производству, или их описаний [44] – могут позволять выдвижение гипотез о конкретных типах старообрядческих крестов уже в конкретных мастерских Выга (Поморье), Олонецкого края, Поволжья, Ветки, Загарья (Гуслицы) или московской Преображенки. Выдвижение достаточно обоснованных версий возможно уже в ближайшее время. Правда, существовавшая практика тиражирования подобных изделий по оттиску (в глине, земляной смеси или березовом грибе), а также нередкая миграция моделей (матки) между мастерскими – всё это, значительно затрудняет, но и делает процесс изучения подобной металлопластики крайне интересной задачей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф