В.Э. Шарапов; И.В. Земцова; Е.А. Худин.
Неизвестные «зырянские» росписи: о результатах полевых исследований в бассейнах р.Вашка, Вымь и Вычегда в 2016–2018 гг.
@kizhi
Аннотация: В статье предлагается рассмотрение уникальных образцов художественной росписи по дереву, зафиксированных в нежилых сельских домах Удорского, Усть-Куломского и Княжпогостского районов Республики Коми. Природа осваивает заброшенное культурное пространство и открывает ранее скрытые образцы домовой росписи, предположительно датируемые второй половиной XIX в. Под воздействием холода–сырости–жары с поверхностей деревянных изделий, неоднократно монохромно закрашенных в течении XX в., постепенно сходят слои масляной краски. На деревянных столешницах, шкафах, диванах и голбечных дверях нередко отчетливо проявляются звериные лики, растительные и геометрические композиции ранее неизвестных зырянских росписей.
Ключевые слова: домовая крестьянская роспись; коми-зыряне; р.Вашка; р.Вымь; р.Вычегда; полевые исследования;
Summary: The article deals with unique samples of wood folk painting which were find out in uninhabited rural houses in Udorsky, Ust-Kulomsky and Knyazhpogostsky districts of the Komi Republic. Nature open up an abandoned cultural space and reveals previously hidden examples of painted woodcraft, allegedly dated to the second half of the XIX century. Under the influence of cold / damp/ heat from the surfaces of wooden goods, which were repeatedly monochrome painted over during the XX century, layers of oil paint gradually disappear. On the wooden tabletops, cupboards, sofas and golbets doors became clearly visible animal faces, plant and geometric compositions of previously unknown Zyrian paintings.
Ключевые слова: house peasant painting; Komi-Zyrian; river Vashka; river Vym; river Vychegda; field studies;
По результатам проведения полевых разысканий на территории Коми края в 1940–1970-е гг. в среде этнографов и искусствоведов утвердилось мнение о том, что для коми-зырян исторически не характерна художественная традиция домовой росписи по дереву. В полевых отчетах середины XX в. подчеркивается, что в декоре внутреннего убранства традиционного жилища у коми преобладают монохромно окрашенные поверхности и редкие, скупые орнаментальные композиции (например, волнистые и зигзагообразные линии на входных и голбечных дверях), выполненные линиями контрастного цвета. [1] Такая оценка нередко воспроизводится и в современных академических изданиях. [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вместе с тем известно, что бытование художественной традиции домовой росписи было зафиксировано на территории Коми края еще в конце XIX в. Есть основания полагать, что открытие домовой росписи по дереву у коми связано с именем В.В.Кандинского, который совершил поездку по р.Вычегда в 1889 г. [3] В ходе экспедиции студент Московского университета вёл дорожный дневник, в котором зафиксировал некоторые образцы домовой росписи у вычегодских коми. Подчеркнем, что на страницах «Вологодского дневника» В.В.Кандинского приводятся прорисовки росписей, зафиксированных исключительно в коми-зырянских селениях. В частности, речь идет о декорированной столешнице из с.Усть-Кулом на р.Вычегда. Исследователь сопровождает рисунок детальной атрибуцией цветовой гаммы орнаментальной композиции и комментарием: «…сильно развита любовь к крашенным яркими цветами столам». [4]
Отметим, что в ходе осуществления проекта «Этнографическое районирование традиционных художественных промыслов и ремесел на территории Республики Коми» [5] в 2016–2017 гг. удалось зафиксировать аналогичные столешницы с плохо сохранившимися контурами расписного геометрического орнамента в коми селах на реках Вычегда (с.Керчемья), Вашка (с.Важгорт) и Вымь (д.Кони). Уникальный образец декорированной столешницы конца XIX в. из с.Кони в настоящее время хранится в Княжпогостском районном историко-краеведческом музее (Основной фонд, № 3632). К сожалению, на отмеченных выше образцах сохранились лишь мало различимые фрагменты расписных геометрических композиций.
Уникальные находки домовой росписи по дереву в коми селениях на реках Вымь, Вашка и Вычегда были сделаны преподавателями и аспирантами Сыктывкарского государственного университета совместно с сотрудниками сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН во время реализации международного проекта «Living in the Komi Landscape (LiLa)» (2017–2018 гг.), ориентированного на междисциплинарное изучение процесса освоения природой культурного пространства. [6] Природа осваивает заброшенные 10–15 лет назад жилые постройки и открывает ранее скрытые / закрашенные образцы домовой росписи, предположительно датируемых второй половиной XIX в. Под воздействием холода–сырости–жары с поверхностей деревянных изделий и конструкций, неоднократно монохромно закрашенных в течение XX в., постепенно сходят слои масляной краски. На деревянных столешницах, шкафах, диванах, опечьях и голбечных дверях нередко отчетливо проявляются звериные лики, растительные и геометрические орнаментальные композиции ранее неизвестных «зырянских» росписей. Так, в с.Важгорт на р.Вашка в разобранном доме постройки начала XX в. удалось обнаружить истлевающий деревянный диван, на спинке которого под слоем синей масляной краски проявились силуэты / тени белозубых львов. Деревянная кровать с хорошо сохранившейся расписной композицией «Два льва» зафиксирована в нежилом доме в с.Глотово на р.Мезень. Шкафы, столешницы и голбечные двери, орнаментированные растительными и геометрическими многоцветными расписными композициями, были обнаружены в ныне заброшенной д.Верхозерье (Тыйв) на р.Вашка и в распиливаемых в настоящее время на дрова нежилых домах в с.Онежье и д.Кони на р.Вымь.
Уникальная находка была сделана в с.Отлы на р.Вымь: расписная дверь с изображением льва на фоне сложной орнаментальной композиции (предположительно датируется второй половиной XIX в.). При детальном рассмотрении, последовавшем после закрепления красочного слоя, на внешней поверхности некоторых фрагментов росписи были обнаружены частицы иной краски. Этот факт дает основания предполагать, что первоначальная расписная композиция на двери была полностью закрашена краской коричневого цвета. Неблагоприятные условия на протяжении длительно времени способствовали отслоению и постепенному осыпанию «вторичного» красочного слоя. Первоначально дверь была украшена свободно кистевой росписью. Фигура льва выполнена в графической манере. Композиция росписи состоит из растительного мотива – «древа», произрастающего с нижнего края двери: симметрично-расположенные ветки растения, которые оплетают цветочный круг в виде венка, заключенного в ряд разноцветных кругов. В верхней части двери над центральным кругом изображена фигура льва в прыжке, с раскрытой оскаленной пастью и высунутым языком синего цвета. Изображение выполнено в графической манере линией черного цвета, внутри окрашено белым цветом. Деталировка кисточки хвоста и гривы выполнена короткими, дугообразными мазками. Вся композиция осуществлена по красно-бордовому фону и обрамлена линией синего цвета с полукружьями по углам. Растительные ветки дополнены размашистыми мазками желтого и бирюзового цветов. Дополнительная деталировка всех мотивов композиции оттенена черным цветом. Особенности технических и художественных приемов говорят о профессионализме мастера, который уверенной рукой наносил краску на поверхность древесины.
Вопрос о происхождении вновь отрытых образцов домовой росписи в коми селениях остается открытым, поскольку известно, что на территории Усть-Сысольского и Яренского у. Вологодской губ. вплоть до начала XX в. повсеместно работали вятские и костромские мастера-отходники. Вместе с тем, не вызывают сомнения исторические данные о существовании во второй половине XIX в. самобытных художественных «центров» по росписи деревянной утвари (преимущественно орудий ткачества и прядения) в коми селениях на реках Вашка, Вымь и Верхняя Вычегда. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Стиль геометрических росписей, зафиксированных в ныне заброшенных и разрушаемых домах на территории Республики Коми, за редким исключением существенно отличается от росписей Русского Севера и Урала – образцы «зырянской» росписи во многом уникальны по технике исполнения, орнаментальному канону и художественно-стилистическим особенностям.
- [1] Научный архив Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, ф.10, оп.1, № 2438 (Белицер В.Н. Экспедиция в Коми АССР. Усть-Куломский район. Село Дон. 1946 г.); Белицер В.Н. Отчет о работе комплексной экспедиции в Коми АССР. Полевые исследования // Краткие сообщения / Ин-т этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая. М.; Л., 1947. Вып.3. С.6.
- [2] Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. Л., 1992, C.140; Бернштам Т.А. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье XVIII–XX вв. // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования: [сборник статей / сост. и отв. ред. Т.А. Бернштам, А.И. Терюков]. СПб., 2008. C.152 (Сборник Музея антропологии и этнографии: Т.54).
- [3] Кандинский В. Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям) // Этнографическое обозрение. 1889. № 3. С.102–110; Weiss Peg. Kandinsky and Old Russia. The Artist as Ethnographer and Shaman. Yale University Press, New Haven and London, 1995. P.10–26; Аронов И. Кандинский В.В. Истоки. 1866–1907. Иерусалим, 2010. С.44–94.
- [4] Кандинский В.В. Вологодский дневник // Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Том 2 / Под ред. Н.Б. Автономовой, Д.В. Сарабьянова, В.С. Турчина, М., 2008. Т.2. C.373–393; Vassily KANDINSKY. Décoration de table 1889 [Интернет-ресурсы] https://collection.centrepompidou.fr/#/artwork/ – дата обращения: 15.01.2019.
- [5] О результатах проекта см.: Шарапов В.Э., Земцова И.В. Этнографическое картографирование народного изобразительного искусства коми // Роль визуальных источников в изучении региональной истории: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Национальный музей Республики Коми. Сыктывкар, 20–24 сентября 2016 г. Сыктывкар, 2017. C.23–27; Sharapov V., Zemtsova I. Tradition that does not exist: wood painting of Komi-ziryans // Relate North. Culture, Community and Communication. Edited by Timo Jokela & Glen Coutts. Rovaniemi: Lapland University Press, 2017. P.84–102.
- [6] Living in the Komi Landscape. Summer school and exhibition / Edited by Timo Jokel, Mirja Hiltunen, Elina Härkönen & Antti Stöckel. Rovaniemi: University of Lapland, 2018.
- [7] Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980. С.58–59; Шарапов В.Э. Графическая и свободнокистевая роспись по дереву на территории Коми края в XIX – нач. XX веков // Музеи и краеведение. Труды Национального музея республики Коми. Сыктывкар, 1997. С.104–116; Шарапов В.Э. Коми старообрядцы – живописных дел мастера // Арт (Лад). 2000. № 4. С.152–159; Зеновская В.П. Резьба и роспись по дереву // Историко-культурный атлас Республики Коми. М., 2001. C.162–163; Шарапов В.Э., Земцова И.В. «Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2017. № 3 (31). С.88–94; Sharapov V.E., Zemtsova I.V. Wood Painting Tradition of the Upper Vychegda Komi in the Late 19th – First Quarter of the 20th Century // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2014. Vol. 42. Issue 2. June. P.119–125.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.