Метки текста:

Живопись Рябининские чтения

Ширшова Л.В. (г.Москва)
Русский Север в пейзажной живописи Е.И.Зверькова Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена пейзажному искусству Е.И.Зверькова (1921–2012), народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата Государственных премий. Материалы статьи расширяют диапазон представлений творчестве мастера на Русском Севере, выявляют новые аспекты его пейзажной живописи 1950–1960-х гг. Рассматривается линия творчества живописца как мастера камерных пейзажей и монументальных пейзажей-картин.

Ключевые слова: эпоха «оттепели»; «суровый стиль»; русский импрессионизм; реализм; национальная школа пейзажа;

Summary: The article deals with the landscape art of Efrem I. Zverkov (1921–2012), the People’s Artist of the USSR, Academician of the Russian Academy of Arts, Laureate of the State Prizes. The article expands the range of ideas about the years of the artist’s work in the Russian North, reveals new aspects of his landscape painting of the 1950s–1960s. It also presents him as the master of chamber landscapes and monumental landscapes-pictures.

Ключевые слова: the time of «thaw»; «severe style»; Russian impressionism; realism; national school of landscape;

Школа пейзажной живописи России создавалась в разные исторические и художественные периоды, но в едином пространстве, единой духовной целостности. На становление пейзажа Русского Севера повлияло несколько поколений отечественных мастеров живописи, которые до нашего времени сумели не прервать нить преемственности традиций национальной школы пейзажа. Академик Д.О.Швидковский в одной из своих статей отметил: «Фундаментальным выводом современной науки об искусстве является констатация того, что не менее важным принципом преобразования жизненной среды человечества является дарованное нам художественной традицией и усилиями исторических наук уважение к прошлому – в самом широком смысле слова». [1] Выдающийся мастер пейзажной живописи Ефрем Иванович Зверьков (1921–2012), являясь преемником культурной традиции, генетическим носителем национальной ментальности, в своих пейзажах претворял традиционную систему духовных ценностей, передавая идею общности генезиса человека и мироздания. Северный край оказал важное влияние на изменения в его творчестве, на характер «взаимодействия» мастера с природой. На Севере возникло восприятие природы как вечности. Природа бесконечна во времени, беспредельна в пространстве. Зверьков почувствовал непреходящую вечную суть природы Севера. Работая здесь, он сумел проявить свой огромный талант пейзажиста, оказать влияние на развитие пейзажной живописи нашей страны. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Творчество Е.И.Зверькова 1950–1960-х гг. (период «оттепели») – время плодотворной творческой работы над пейзажем, поисков новых выразительных пластических средств и стремления к современности художественного языка. В эти годы Е.И. Зверьков совершает шесть длительных путешествий по Северу. Спутниками его всегда были художники. В первой поездке – по старинным городам Пскову, Новгороду, Старой Руссе, по Карелии и Вологодской земле – И.В.Голицын и И.А.Попов. В Архангельскую область и по Республике Коми он в разное время путешествовал с Г.А. Дарьиным, И.А. Поповым, Ю.И. Семенюком и В.Ф. Стожаровым.

Для Зверькова Север – и исконный центр русской культуры, и могучий край первозданной красоты природы. На Севере обостряется понимание глубокой преемственности традиций культуры России, возрастает чувство историзма и интереса к вечным проблемам Бытия. Художнику, умеющему видеть, мыслить, ощущать новое, открывался мир мало знакомый, живущий по своим законам. Зверьков с большим увлечением писал старинные села и деревни, отдавая дань их красоте («Март. Солнце», 1963; «Снег выпал», 1963; «Последний луч», 1964; «Вечерний луч», 1964; «Село Важгорт. Последний луч», 1965; «Амбары на Вашке», 1965; «Северная деревня», 1966; «Белая ночь», 1967; «Северный дом», 1968 и др.). Полнота и многообразие видения способствовали убедительному композиционному построению, гармоничному заполнению пространства холста. Художник стремительно выходит за пределы описательного подхода к природе, более эмоциональному отношению к ней, к обобщению образа.

Древний Каргополь стал настоящим откровением для Зверькова, Мастером была создана интересная большая серия произведений, посвященных этому городу («Каргополь. Троицкий собор 17 века», 1963; «Улица в Каргополе», 1963; «Каргополь», 1963; «Каргополь. Вид с реки», 1963; «Каргополь. Монастырь», 1964; «Зима. Каргополь», 1965; «Ледоход в Каргополе», 1966). Пейзажи Каргополя – это изображения церковной архитектуры в пространстве улиц или пейзажа. Композиции многих работ фрагментарны. Часть дома, кроны деревьев обрезаются краем картины. Замкнутая композиция не уводит взгляд вдаль, а позволяет внимательно рассмотреть резное убранство высоких деревянных домов с крылечками, бревенчатые баньки у воды, лодки на берегу. Светлые небольшие храмы во многих пейзажах являются доминантой и объединяют окружающее пространство. Живопись произведений наполнялась большой свободой, смелостью. Колорит произведений сложный, звучный, передающий свежесть и многоцветие натуры. Художник восхищался энергией весеннего северного солнечного света, который пронизывал всю структуру пейзажа, передавал ощущение радости, сообщал планам и контурам изображений особую выразительность.

В конце 1950-х гг. наметились две линии, которые стали характерными для всего последующего пейзажного творчества художника: он почти всегда одновременно писал камерные лирические трепетные произведения и создавал монументальные, обобщенные пейзажи-картины.

Глубокое понимание Зверьковым природы Севера вылилось в создание большого цикла «чистых» пейзажей. В эти произведения он вносил романтическое мироощущение, чувство преклонения и восхищения могучей природой. В данном случае можно присоединиться к утверждению Александра Блока, что романтизм «никогда не сходит с нашего языка, продолжает беспокоить нас», вызывая «представление о чем-то высоком, о каком-то отношении к жизни, которое превосходит наше ежедневное отношение, которое поэтому празднично». [2] Эмоциональное мировосприятие художника преломлялось в глубоких синтезированных образах природы. Композиция многих северных пейзажей строилась в несколько планов, на величественном замедленном ритме. В пейзажах Севера мастер словно охватывал панорамным зрением огромное пространство земли и неба. Новаторство северных пейзажей Зверькова проявилось и в многообразии эмоциональных характеристик, широте, обобщенности, образности, разнообразии содержания работ, пластического языка. Произведения этого времени свидетельствуют о новаторстве творческого процесса художника. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Цельностью восприятия весенней природы, эмоциональной насыщенностью отмечены его известные пейзажи, находящийся в собрании Государственной Третьяковской галереи «Разлив на Вашке» (1965) и «Северная весна» (1969), в которых мастер убедительно передал стихию половодья – бесконечное пространство реки. В пейзаже «Северная весна» на первом плане мастер изобразил лодки в воде у берега: слева – едва заметные прозрачные контуры молодых, тонких, словно летящих к небу, деревьев, справа – небольшие, захваченные разливом баньки и, почти седые от времени, бревенчатые дома. Однако в безбрежности водного пространства реки и необъятности облачных небес заключено ощущение необычайной космической панорамности пейзажа. Цветом художник соединяет все в единое цельное пространство. Краски неба отражаются в бескрайности водной глади. Лазурь вод широкой реки сливается со светлыми бесконечными небесами. Все в пейзаже-картине исполнено гармонии и тишины, словно наступило равновесие великих сил природы. Философское ощущение мироздания подчиняет все другие чувства.

В произведении «Разлив на Вашке» художник изобразил на первом плане стайку тонких березок и величественное старое дерево, захваченных весенним разливом реки, низкое небо с темными тучами, пустынный далекий берег. И вместе с тем, мастер находит точное выражение своей идеи. Показывая и передавая на полотне холодные северные воды, тяжелое суровое небо, словно пронизанное вечной тайной, кряжистое, противостоящее водной стихии, могучее дерево на первом плане он создает вневременной образ, наполненный ощущением трагизма. В больших пейзажах-картинах художник поднимается до высоты символического обобщения.

Сама природа северного края способствовала тому, что Е.И.Зверьков одним из первых стал выразителем «сурового стиля» в пейзажной живописи. Художник на основе северных этюдов создает масштабное полотно «Новая лодка» (1961, Государственная Третьяковская галерея). На первом плане, на прогретом солнцем берегу широкой северной реки Мезени изображена стоящая на козлах сияющая, золотистая лодка, за которой простираются темные холодные воды и дальний берег, поросший лесом. Масштабностью пространственного решения, продуманной построенностью композиционных планов, звучностью колорита и особой светоносностью живописи достигается выразительность пейзажного образа. Значительное духовное наполнение образа произведения позволяет отразить время. Исполненное суровой поэзии и романтики, полотно «Новая лодка» вызывает общезначимые ассоциации обновления, вечного движения жизни.

Для северных пейзажей художника, тяготевшего к импрессионизму, характерны следующие выразительные средства: техника раздельного мазка, своеобразная фактурность красочного слоя, гармония форм, светлая цветовая гамма, тональная основа. Он изображал природу Севера, используя законы импрессионизма. Вместе с тем, как и его современники – мастера «сурового стиля» – на первом плане он создает внешне статичный, но наполненный внутренней динамикой монументальный образ лодки, готовой устремиться в новый путь. Этот синтез свидетельствовал о том, что в пейзажах живописца времени «оттепели» произошли изменения в основных средствах художественной выразительности – цвете, принципе тональности, композиции. Формировались новые качества мировосприятия и новые способы его художественного выражения. В пейзажной живописи Зверьков проявлял себя как своеобразная творческая индивидуальность, создавшая на основе синтеза импрессионизма и «сурового стиля» новый по содержанию и пластическому языку пейзаж. Подобные произведения Е.И.Зверькова имели большое значение для развития национального пейзажа, так как в них были попытки соединения не только пластических элементов, но и внесения в новую форму пейзажа-картины национального содержания.

Зверьков любил писать половодье, когда свободная от зимних льдов река, захватывая все вокруг, разливается. Художник создал серии картин с изображением пустынных затопленных северных деревень, где огромные деревянные дома стоят в воде, словно, большие корабли на рейде («Утро на Мезени», 1965; «Разлив на Вашке», 1965; «Пейзаж с лодкой», 1966; «Север. Половодье», 1967; «Речка вскрылась», 1969; «Поселок сплавщиков», 1969; «Северная весна», 1969; «Лодки на берегу», 1969; «Половодье», 1970; «Разлив на Мезени», 1970; «Весна в лесу», 1971; «Апрельский вечер», 1971; «Разлив на Вашке», 1972; «Начало весны», 1972; «Речка разлилась», 1972; «Большая вода», 1974 и др.). Основываясь на своей системе изобразительных средств, мастер создавал в произведениях удивительный сплав лирического начала с эпической широтой образа. Эпичность становится одной из основных черт его творчества. Зверьков создает торжественные по мотивам панорамные полотна, внимательно прослеживая планы, уходящие вдаль в своей ритмической последовательности. Могучим просторам северных рек придается масштабность мироздания. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В эти годы в творчество художника постоянно входят новые темы и мотивы. Он увлекается изображением природы в вечерние и утренние часы, когда последние или первые рассветные лучи солнца мягко освещают дома, деревья и все вокруг, отбрасывая длинные тени («Последний луч», 1964; «Сумерки на Мезени», 1967; «Апрельский вечер», 1971; «Апрельские сумерки», 1971; «Тихий вечер», 1971; «Апрельское утро», 1972; «Летние сумерки», 1972 и др.). Путешествуя по северным деревням, художник писал целые серии пейзажей с изображением стогов сена на снегу («Стога», 1964; «У северной деревни», 1964; «Стога», 1968; «Зимнее солнце», 1970 и др.).

Словно исследователь, работал он над изображением стихии ветра, создавая динамичные композиции, насыщенные контрастами цвета («Холодный ветер», 1967; «Ветреный день», 1969, и др.). Определенный колористический и смысловой эффект извлекал художник, изображая на первом плане тени: голубые, сиренево-синие и прозрачные в зимних пейзажах, длинные теплые охристо-зеленые в осенних и летних работах («Осень», 1968; «Стога», 1969; «Березы», 1971 и др.).

Размышляя над раскрытием взаимосвязанности частного и всеобщего, мира материального и духовного, Зверьков создавал пейзажи, дополненные жанрово-бытовыми элементами, например, вводил изображения лошадей («Март. Солнце», 1963; «Снег выпал», 1963; «Зимнее солнце», 1970 и др.). Это усиливало жизненность, эмоциональность и конкретность изображения и вместе с тем ассоциативность содержания. Живописец стремился придать духовный импульс каждому обыденному мотиву.

Индивидуальность образно-пластического языка искусства Е.И.Зверькова, его светоносная живопись, глубина замыслов, безусловно, оказывали влияние на искусство многих молодых художников, побуждали к творческим исканиям.

Годы путешествий по Русскому Северу – это время, когда искусство Зверькова выявляло разные уровни отношения человека и природы: от показа лирической созерцательности до воплощения глубокого смысла духовного бытия. Это вполне закономерно: творчество художника 1950–1960-х годов содержало в себе черты иного живописного видения, оказавшего влияние на развитие отечественного пейзажа, московской школы живописи, русского импрессионизма. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф