Метки текста:

Вологда Рябининские чтения

Мехнецов А.А. (д.Никульцево Вологодской обл.)
Об особенностях настройки гармоники в Вологодской области Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассматривается круг вопросов, касающихся настройки язычковых инструментов, изготовленных как на гармонных фабриках, так и частными мастерами Вологодской области. Затрагиваются следующие аспекты: применение различных систем настройки («чистый» и равномерно-темперированный строй); особенности кустарной и фабричной настройки; виды настройки («в чистую», «в розлив»); использование камертона и других контрольных приборов; выбор тональности; народная терминология и др.

Ключевые слова: настройка гармони; кирилловская гармонь-хромка; Вологодская область; Кирилловский район;

Summary: The article is devoted to tuning of musical instruments made both in factories and by private masters of the Vologda region. The author considers various aspects, such as: the use of various tuning systems; features of private and factory tuning; use of a tonometer and other control devices; selection of tonality; folk terminology, etc.

Ключевые слова: tuning of accordion; Vologda region; Kirillovsky district;

На территории Вологодской области были распространены гармоники «черепанка», «тальянка» (одно- и двухрядная), «волынка», «вятка», «минорка» («винорка»), «петроградка», «венка», кирилловская хромка 21х12, хромка 25х25 и др. На сегодняшний день в восточных районах доминирующее положение занимает однорядная девятиклавишная тальянка, на западе и в центральных районах – кирилловская хромка. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В области работали 3 гармонных фабрики (c. Благовещенье Кирилловского р-на, г. Вологда, г. Великий Устюг), десятки артелей и сотни кустарей-«гармонщиков» (мастеров по изготовлению инструмента) практически во всех районах. В Кирилловском р-не было организовано обучение гармонному делу. В 1911–1917 гг. при Волокославинском ремесленном училище работал гармонный класс, в 1933–1962 гг. в с.Никольский Торжок функционировала профтехшкола, подготовившая немало замечательных мастеров. За двухгодичный курс обучения молодые люди могли освоить специальности голосовика, настройщика, корпусника, меховщика, отделочника, сборщика и др. Специаль­ными дисциплинами являлись спецтехнология (технология производства; препода­валась для разных групп по-разному, в зависимости от выбранной специаль­ности), материаловедение (знания о свойст­вах и приемах обработки материалов), оборудование (знание инструментов и станков), черчение. Для голосовиков и настройщиков обязательными предметами были музыкальная грамота и музыкальная акустика. Преподаватели профтехшколы добивались высокого уровня подготовки специалистов, что в конечном итоге сказалось на качестве изготавливаемой продукции.

Одной из важнейших операций в производстве гармоник является настройка язычков («голосов»). Кратко опишем сам технологический процесс. Из медного или латунного листа выпиливается голосовая планка, размечаются и пробиваются проемы для язычков, сверлятся отверстия для клепок, наклепываются («насаживаются», «вводятся») язычки. Длина и ширина каждого проема рассчитывается по определенной формуле под нужную высоту звука. При правильном подборе толщины язычка (для каждой октавы своя) высота его звучания уже предопределена размерами проема. После того, как все язычки приклепаны к планкам, происходит их настройка («опиливание»). Планки помещаются в специальный настроечный станок («дувачόк»), поток воздуха направляется на нужные язычки для проверки их звучания. Для повышения звучания уменьшают, а для понижения увеличивают амплитуду свободного хода язычка – спиливают слои металла соответственно от кончика язычка или от его основания.

В целом можно сказать, что старинные кустарные инструменты настраивали в так называемом «чистом строе», когда от основного тона строятся две натуральные квинты вверх и одна вниз, затем от каждого из этих звуков строятся натуральные большие терции вверх. При таком способе настройки далеко не все интервалы и аккорды звучат чисто. Однако для однорядных гармоник этот способ настройки является вполне приемлемым и сохранился до сих пор, поскольку при исполнении традиционного репертуара музыкант пользуется достаточно ограниченным набором аккордов и интервалов.

Сложнее дело обстоит с настройкой хромки. Хромка – это инструмент, позволяющий музыканту использовать две мажорные и одну минорную тональность. Именно наличие трех «игровых» тональностей, бόльшие музыкальные возможности по сравнению с однорядными гармониками, заставили мастеров искать другие способы настройки.

В фабричных условиях, в связи с переходом на изготовление «кусковых» планок в 1930-е гг. рассматривался вопрос об унификации производства таких планок для всех язычковых инструментов. А.А. Новосельский писал: «Уже в текущем (1936. – А.М.) году предпри­ятия начинают получать с одного из заводов Наркомтяжпрома готовые куско­вые планки из алюминия и дюралюминия, не требующие дальнейшей их об­работки вручную. [...] Стахановцы фабрики "Красный Партизан" внесли изменение и в окончательную настройку гармо­ник, путем настройки планок [...] на настроечных станках специальной кон­струкции. [...] В случае разрешения этой задачи промышленность полностью переста­нет испытывать нужду в рабочих специфической и остродефицитной профес­сии настройщиков». [1] Однако такие планы не имели воплощения; гармонные фабрики решали проблему настройки с помощью своих местных мастеров и выработали различные способы настройки. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рассмотрев детально большое количество кирилловских хромок, используя при этом современные технические средства фиксации абсолютной высоты звука, можно сделать следующий вывод. Вологодские мастера при настройке инструментов (как фабричных, так и кустарных) пришли к следующей схеме: I, IV и V ступени основной мажорной тональности настраиваются «в ноль» (т.е., в равномерной темперации); III, VI и VII ступени (верхние звуки больших терций) с понижением на 8–10 центов (в «чистом» строе понижение составляет 13,7 цента). Варианты настройки II ступени различны: она может быть настроена «в ноль», а может с незначительным понижением на 4–5 центов. В том и в другом случае возникают «ошибки» в настройке, которые легко заметить профессиональному музыканту, чей слух «заточен» на темперацию. Между тем, высококлассные настройщики умели найти такие соотношения между звуками, чтобы придать инструменту неповторимый колорит звучания, не перейдя при этом границу, за которой начинается фальшь. Все вышесказанное относится к настройке правой (мелодической) части инструмента. Басы («октавы») и готовые аккорды к ним («басы») настраивались строго по равномерно-темперированной шкале, поскольку только таким образом можно обеспечить правильное сочетание всех звуков между собой.

Немаловажным нюансом настройки является также и абсолютная высота звучания инструмента. Кустарные инструменты (независимо от года их изготовления) отличаются полным отсутствием стандартов; разница +/- ¼ тона по отношению к эталону (А1=440 Гц) – обычное явление. Вспоминает гармонный мастер А.С. Золотов [2] : «Раньше не поддерживались камертона. Вот насадит он ноту первую, вот эту "до"  [3] – ну просто, как планка позволяет. [4] В какой она тональности – он не смотрит, а потом дальше от неё и идёт танцевать. Она не будет совпадать ни с какими [звуками]. А сейчас требуют, чтобы сыграться с каким-то инструментом».

На фабричных инструментах, выпущенных во второй половине ХХ в., наблюдается унификация высоты звучания. Незначительные погрешности (+/- 2 Гц) в основном связаны с несовершенством контрольно-измерительных приборов. Кроме обычного камертона на фабриках применялись генераторы музыкальных звуков. Кустари же в своей практике использовали специальную контрольную планку («баянный бас»), на которой располагались 12 язычков в кварто-квинтовой последовательности:

Практика показывает, что такая контрольная планка, находясь постоянно в работе, быстро теряет заданные параметры. [5] При настройке гармоник данная планка служила скорее ориентиром, по которому могла быть определена тональность будущего или уже созданного инструмента. Заказывая мастеру инструмент, гармонисты обычно оперировали относительными понятиями: «погрубее», «понежнее», «пониже», «повыше» и т.п. «Они [мастера] там скажут: "Какой тебе строй надо?" Ну, скажешь: "Погрубее надо" или, там, "понежней". Они-то по-своему называют, а это уж мы так гово­рим. А у них там свой язык – у их, у мастеров». [6]

До недавнего времени (10–15 лет назад) в деревнях Кирилловского р-на этот «язык» был известен многим, и к мастерам обращались более конкретно: «"Вот мне насадите с первого го­лосу!" Первый голос вот у нас нота "си". Со второго голоса – это нота "ми" и так далее». [7] В Белозерском р-не (Георгиевский и Виземский с/с) бытовал также термин «пόглас». «Какой пглас – то есть высокой тональности, низкой тональности, средней тональности. Какой тональности». [8] В Череповецком р-не и в г. Череповце употребляли термин «тон» (например, «гармонь в тоне до»). Заметим, что в наши дни чаще всего встречается термин «тональность».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При выборе тональности руководствуются следующими принципами: тональность «повыше» – для игры под пляску; тональность «пониже» – под пение. Среди инструментов, которые используются в наши дни (инструменты 1950–2000 гг.), преобладают инструменты в тональностях Cis, D, E и G. Их абсолютное большинство. Реже встречаются инструменты в тональностях F, A, B, H и C. Остальные три тональности – Dis, Fis и Gis – большая редкость. Сейчас принято считать, что наиболее подходящая тональность под пляску – Cis, под пение – А. Если обратиться к более старым инструментам (1890–1940 гг.), то становится очевидным, что предпочтение отдавалось совсем другим тональностям – это тональности E, F, А, B.

Настройка во всех 12-ти тональностях, по-видимому, возникла достаточно поздно. Необходимо учитывать, что для каждой тональности гармонный мастер должен был иметь комплект точно выверенных чертежей (шаблонов), с помощью которых размечались проемы для язычков в планках. Комплект на одну кирилловскую хромку составляет от 8 до 16 планок; на одной планке может быть от 12 до 22 проемов; на 12 тональностей потребуется от 96 до 192 шаблонов планок. Изготовить самостоятельно такие чертежи и в таком количестве мог себе позволить далеко не каждый мастер, особенно это касалось кустарей-одиночек, проживавших в местностях, удаленных от центров гармонного промысла. Учитывая отклонения от эталона, о которых было сказано выше, можно предположить, что в распоряжении старых мастеров было всего два шаблона для настройки: один «повыше» с примерной высотой от Е до F, другой – «пониже», с примерной высотой от А до В.

Для различных сфер применения создавались инструменты, обладающие различными свойствами. Для игры на уличных гуляньях требовались легкие и звонкие («визговатые») гармони; уменьшение веса хромки достигалось за счет малых размеров корпуса и использова­ния минимального количества планок. Обычно это были «двухголосые» (или «четырехпланочные») инструменты. При игре в помещениях обычно использовали «трёхголосые» («шестипланки») и даже «четырёхголосые» («восьмипланки»). На однорядных тальянках встречается 4–5 планок.

Соотношение планок обычно было таким: две «тоновые» планки строились в унисон; третья («подголосок») – на октаву выше; четвертая («свисток») – на две октавы выше по отношению к основной планке. «Свисток» мог быть настроен в терцию (характерно для тальянок из Никольского р-на) или квинту (кирилловские хромки), что способствовало обогащению звучания.

Деревенские музыканты очень любили инструменты, по тембру напоминающие аккордеон. В местной традиции про подобную гармонь говорили, что она играет «с розливом». Настройка такого инструмента делалась так же, как и настройка аккордеона: одна из планок настраивалась с небольшим повышением – «на носок» (около 15 центов).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Настройка язычковых инструментов – сложный процесс как с технологической, так и с творческой стороны. В данной статье были отмечены лишь некоторые особенности местной школы, которые придают вологодским гармоникам уникальный колорит звучания. В других известных нам традициях (шуйской, тульской, нижегородской, кировской и др.) мы также находим свои особенности и пути решения проблемы настройки инструмента.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф